EdTech
#новости

Эксперты НИУ ВШЭ разложили российский EdTech-рынок по полочкам

Специалисты Института образования представили свой подход к сегментированию этого рынка и вывели несколько трендов.

На конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании», организованной МГППУ, научный сотрудник Института образования ВШЭ Дарья Томасова представила доклад на тему «Картирование EdTech-рынка: новый подход к сегментированию», подготовленный совместно со стажёром Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ Екатериной Слаутиной. По сути это была презентация нового способа сегментирования EdTech-рынка, то есть классификации его игроков. Необходимость в этой разработке, по словам спикера, связана с тем, что существующие подходы быстро теряют актуальность — рынок сейчас слишком часто пополняется новыми технологиями и игроками.

О каком инструменте идёт речь

Специалисты Института образования ВШЭ решили разработать такую методику сегментации российского рынка образовательных технологий, чтобы она была релевантна текущей ситуации и в то же время достаточно устойчива к изменениям. С применением авторской методики они картировали выделенные сегменты.

Авторы попытались по-новому осмыслить рынок EdTech и выделить его наиболее значимые кластеры. Предполагается, что в дальнейшем это поможет отслеживать тенденции и изменения на рынке — какие ниши демонстрируют положительную и отрицательную динамику, какие сегменты получают больше инвестиций, в каких появляются стартапы-«единороги», в каких возникает больше новых стартапов.

Как выделяли кластеры

Исследование базируется на открытых данных — рейтинге агентства Smart Ranking, в котором EdTech-компаний ранжированы по размеру годовой выручки и информации с их сайтов.

Изначально при картировании выделили семь основных критериев EdTech-решений:

  • вид продукта — онлайн-библиотека, онлайн-школа, маркетплейс, программное обеспечение (ПО);
  • тип продукта — школьная и дошкольная программа, профессиональные навыки, бизнес-образование, иностранные языки, культура и досуг или широкая область применения;
  • назначение продукта — создание контента, изучение контента, проверка знаний и компетенций, управление образовательными и административными процессами;
  • способ доставки контента — смешанный формат, микрообучение, индивидуализация траектории, геймификация;
  • тип технологии — иммерсивное обучение с VR и AR, блокчейн, обучение на основе ИИ, большие данные, облачные вычисления, LMS, LXP, мобильное обучение;
  • тип покупателя — b2c, b2b, b2g;
  • тип монетизации — подписка, продажа курсов, продажа индивидуальных занятий, продажа услуг, оплата за аккаунт, freemium, оплата за пользователей, ISA.

Из этих семи критериев исследователи в итоге выделили три основных — вид, тип и назначение продукта. В результате рынок разделили на девять кластеров. В таблице ниже указано, сколько компаний из топ-100 рейтинга Smart Ranking относятся к каждому из них. Нетрудно заметить, что самый крупный сегмент EdTech — это онлайн-школы для изучения контента.

Инфографика: предоставлена Дарьей Томасовой

Как нам объяснила исследовательница, и седьмой, и девятый кластеры связаны с проверкой знаний. Седьмой представлен в виде онлайн-школ, где пользователь сначала потребляет некий образовательный контент, а затем может проверить, насколько хорошо усвоил новые знания (то есть в эти продукты встроена функция самопроверки). А решения, отнесённые к девятому кластеру, представляют собой именно ПО для проведения различных оценочных процедур.

Кроме того, авторы работы отобразили изменения выручки включённых в эту аналитику компаний в период с четвёртого квартала 2022-го года по первый квартал 2023-го. Здесь тоже в лидерах оказались онлайн-школы.

Инфографика: предоставлена Дарьей Томасовой

Какие тренды выявили исследователи

Проанализировав данные о положении дел на рынке, в качестве сохранившихся трендов авторы выделили активный прирост выручки в сегменте детского образования и появление новых программ бизнес-образования в онлайн-школах. По их мнению, наиболее активно растущими кластерами стали те, что связаны с проверкой компетенций, — то есть онлайн-школы с возможностью проверить знания и софт для разного рода тестирований и оценивания.

После количественного этапа классификации авторы обсудили выделенные тренды с игроками рынка. Они опросили представителей 18 EdTech-компаний — стартаперов, CEO, владельцев, основателей и директоров по маркетингу. К опросу привлекли представителей разных кластеров из числа крупнейших компаний. Дарья Томасова отметила, что респонденты во многом согласились с выделенными трендами.

Кроме того, спикеры назвали и другие тенденции:

  • в рамках массовых продуктов будут развиваться технологии персонализации;
  • при формировании новых ниш большое значение будет иметь взаимодействие — то есть нужно будет учитывать не только клиента, но и его окружение (или триаду, которая включает того, кто выбирает продукт, того, кто платит за него и того, кто учится, — например, школу, родителей, ребёнка);
  • создание решений для конкретных сообществ — нишевые продукты по разным темам, которые позволят по-разному обучаться в зависимости от роли человека в конкретной сфере.

Кстати, ранее стало известно, как изменилась выручка крупнейших в России EdTech-компаний в третьем квартале 2023 года. Оказалось, что на этот период пришёлся самый высокий показатель динамики по отношению к прошлогодним результатам за весь 2023-й. Инвестиции в мировой EdTech тоже выросли в третьем квартале. Но их объём по-прежнему гораздо скромнее, чем во время пандемии.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована