EdTech
#подборки

9 EdTech-разработок, которые «зародились» в российских вузах

Некоторые из них — студенческие проекты, некоторые — научно-технологические, некоторые просто появились из собственных нужд.

Иллюстрация: Google Deepmind / Unsplash / Facultetus / Академия Data-Diving  / YouTube / Colowgee для Skillbox Media

Говоря о перспективных технологических решениях для образования, в качестве разработчиков чаще всего представляют себе IT-компании. Но вузы тоже создают свои проекты, самостоятельно или совместно с технологическими компаниями. Иногда создателями новых сервисов становятся студенты — в рамках программы «Стартап как диплом» и по собственной инициативе.

В этой статье мы собрали девять проектов, так или иначе появившихся в стенах российских университетов. Они предназначены для решения разных задач — как самих вузов (причём не только тех, где эта разработка появилась), так и школ или вообще широкой аудитории учащихся.

Система безопасности для университетов

В 2022 году стало известно, что в одном из корпусов Томского государственного университета (ТГУ) опробовали систему безопасности для вузов, разработанную компанией ГЛОНАСС. Система включает датчики для навигации внутри здания, программу для видеообработки информации и кнопки вызова экстренных служб. Разработка интегрирована с университетскими системами. Кроме того, в вузе разместили ситуационный центр.

Как рассказал Skillbox Media и. о. заведующего кафедрой радиофизики ТГУ Сергей Шипилов, часть программных решений для этой системы безопасности, в том числе мобильное приложение для ситуационного центра, разработали специалисты самого университета.

Приложение для студентов и преподавателей определяет их местоположение с точностью до пяти метров. Это позволяет не только оперативно оповестить всех о чрезвычайной ситуации, но и проложить для каждого оптимальный маршрут для выхода из зоны происшествия или указать, в какой аудитории безопаснее всего находиться. Данные о местоположении и численности людей, находящихся в опасной зоне, поступают в ситуационный центр с возможностью передачи сигнала экстренным службам. Система полезна и в повседневной жизни, вне чрезвычайных ситуаций, — она помогает тем, кто находится в здании вуза, выстраивать оптимальные маршруты и находить нужные аудитории.

Летом 2023 года на Петербургском международном экономическом форуме было решено распространить эту систему на другие вузы — не только в Томской области, но по всей России.

Фото: Томский государственный университет

По словам Сергея Шипилова, сейчас продолжаются отработка и тестирование аппаратных решений на базе одного из корпусов ТГУ. Кроме того, университет совместно с правительством и МЧС разрабатывает нормативы применения этой системы в вузах.

Сервис для анализа рынка труда

Это ещё один проект Томского государственного университета. Сервис под названием «РосНавык» разработали совместно с «Академией Data Diving» (эта компания занимается аналитикой данных) в 2022 году.

Инструмент помогает понять, какие навыки востребованы на рынке труда. Изначально в университете хотели разработать его только для внутреннего использования — чтобы создавать актуальные образовательные программы, выпускники которых будут успешно трудоустраиваться. Однако выяснилось, что запрос на подобную аналитику есть и у других вузов.

Потребность в таком сервисе объясняется тем, что результаты образовательных программ не всегда соответствуют запросам рынка труда. Из-за этого выпускники вузов сталкиваются с проблемами при поиске работы и с необходимостью дополнительно осваивать разные навыки. А работодатели вынуждены тратить ресурсы на дообучение новых сотрудников. С помощью «РосНавыка» в ТГУ за последний год разработано и актуализировано более десяти образовательных программ.

Как поясняют разработчики, аналитика делается на основе больших данных, для этого используют вакансии, размещённые на четырёх агрегаторах — hh.ru, SuperJob, «Работа России» и «Работа.ру». Для обработки данных используют искусственный интеллект, а работу алгоритма оценивают эксперты из разных профессиональных отраслей. Анализ востребованных навыков происходит за счёт того, что сервис регулярно декомпозирует вакансии на разные компетенции, которые работодатели хотят видеть у своих сотрудников. Сбор данных идёт ежедневно, сейчас в базе сервиса данные о более чем 17 миллионах вакансий.

Скриншот: Академия Data-Diving / YouTube

Сервис доступен всем желающим — любой пользователь может узнать динамику спроса на разные профессии в разных регионах России и какие компетенции востребованы на рынке труда, а также какие условия труда предлагают разные организации.

Платформа для трудоустройства выпускников вузов

В 2017 году возник проект платформы, помогающей совершенствовать работу вузовских карьерных центров, — «Факультетус». Уже в 2020-м к нему стали подключаться российские университеты. Мы включили «Факультетус» в эту подборку, потому что идея платформы выросла из учебного проекта тогдашнего студента РАНХиГС Сергея Вищипанова. Он рассказывал Skillbox Media историю появления платформы.

Задача «Факультетуса» в том, чтобы связывать выпускников с работодателями. Университеты получают там подборку организаций — потенциальных работодателей и решают для них задачу подбора сотрудников из числа студентов.

Скриншот: «Факультетус» / Skillbox Media

Студенты регистрируются на «Факультетусе», чтобы присматривать потенциальных работодателей и подписываться на них, отправлять им отклики на вакансии (система интегрирована с сайтом hh.ru), регистрироваться на их мероприятия.

Аудитории для гибридных занятий

Высшая школа менеджмента (ВШМ) СПбГУ разработала модель гибридных аудиторий и внедрила её с начала 2022/2023 учебного года, а с 2023/2024-го она работает с использованием платформы для видеоконференций «МТС Линк». Речь идёт о специально оборудованных помещениях для проведения занятий в гибридном формате — когда одна часть студентов присутствует очно, а другая подключается к ним дистанционно. Для этого в аудиториях устанавливают экраны, камеры, динамики и прочие устройства.

Разработкой нового ПО занималась совместная техническая команда «МТС Линк» и ВШМ СПбГУ. А подробные требования к оборудованию, которое нужно для качественного проведения гибридных занятий, определили непосредственно в вузе — и есть модель гибридных аудиторий. Она будет полезна другим учебным заведениям, которые собираются внедрять гибридный формат, потому что с нуля самостоятельно разобраться в том, как организовать этот процесс, непросто.

Александр Байзаров, который руководит EdTech-проектами в ВШМ СПбГУ и отвечает за гибридное обучение, пояснил для Skillbox Media, что изначально для проведения гибридных занятий в ВШМ использовали Microsoft Teams, но когда вуз стал постепенно отказываться от него, на российском рынке не нашлось подходящего решения на замену. Поэтому в ВШМ СПбГУ решили, что можно доработать платформу «МТС Линк», сделав версию для конкретной задачи. Причём важно было сделать так, чтобы продолжать пользоваться оборудованием, уже установленным для создания гибридных аудиторий на базе Microsoft Teams (и это удалось).

Директор по работе с организациями образования «МТС Линк» Татьяна Федотова сообщила Skillbox Media, что у платформы видео-конференц-связи есть разные расширения для решения конкретных задач, и софт для гибридных аудиторий — одно из них. По её словам, изначально эта разработка создавалась именно для вузов и фактически по техзаданию СПбГУ. Однако эти возможности уже используют и другие корпоративные клиенты — вузы и коммерческие компании, которым нужно проводить встречи в аналогичном формате.

Александр Байзаров описал, как происходит использование этого ПО. Чтобы запустить видеотрансляцию для гибридной аудитории, необходим специальный терминал. Это сенсорная панель, где организатору занятия нужно нажать на иконку. Здесь предусмотрена возможность разделять видеопотоки. Это очень важно, когда в аудитории есть несколько экранов и нужно отдельно вывести демонстрируемый контент.

Проект планируют развивать дальше. «Как только решением будут пользоваться больше вузов, трек развития сам определится исходя из их пожеланий и запросов», — считает Татьяна Федотова. Александр Байзаров добавил, что есть много идей, как можно развить проект, — например, внедрить аналитику или технологии искусственного интеллекта — чтобы нейросеть давала преподавателям подсказки о том, как вовлекать студентов, участвующих в занятиях дистанционно.

Система персонализации обучения на основе нейротехнологий и ИИ

В 2023 году в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта (БФУ) разработали систему персонализации обучения на основе нейротехнологий и ИИ. Исследователи уверены, что для точных учебных рекомендаций необходимо использовать нейротехнологии. Это связано с тем, что такие данные, как результаты психологических тестов и школьные оценки, не позволяют понять, какой уровень нагрузки оптимален для конкретного ребёнка, в какие моменты у него возникает избыточный стресс и так далее. Поэтому учёные университета совместно с компанией «Инскултех» придумали прототип рекомендательной системы, основанной на методах нейровизуализации — считывании электрических сигналов мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).

Система считывает психологические и психофизиологические параметры, в том числе связанные с когнитивными функциями (рабочая память, фокусировка внимания, концентрация и другие), а также физиологические показатели, связанные с уровнем стресса. Эти данные можно использовать как вместе, так и по отдельности. Например, проводить диагностику с помощью ЭЭГ в начале каждой четверти, а с помощью обычных смарт-часов непрерывно отслеживать только физиологические показатели, чтобы проверять уровень стресса у учеников и вовремя принимать меры для его снижения.

Ещё ЭЭГ-диагностику можно дополнить когнитивной тренировкой с помощью биологической обратной связи. Этот метод позволяет в режиме реального времени отслеживать когнитивные показатели — например, уровень концентрации внимания. Делается это в игровой или мультимедийной форме — чтобы продолжить игру или досмотреть анимацию, нужно концентрироваться. Так человек учится контролировать своё состояние.

Кроме того, на основе полученной информации ИИ-алгоритмы могут рекомендовать педагогам и самим учащимся или их родителям, как повысить эффективность обучения.

Тренажёр для учителей, обучающий коммуникации с родителями учеников

Эта разработка Московского городского педагогического университета появилась в 2023 году и, как сообщали «Известия», представляет собой виртуальный тренажёр для педагогов. Его задача — научить их поддерживать конструктивную линию в разговоре с родителями учащихся. Предполагается, что симулятор поможет снизить среди семей учеников недовольство работой школ. Разработчики считают, что оно зачастую возникает из-за неправильной коммуникации.

Скриншот: Московский городской педагогический университет

Всего в тренажёре предусмотрено 20 типов родственников (по пять персонажей для членов семьи дошкольников, а также учеников начальной, средней и старшей школы), в видеофрагментах их всех сыграли профессиональные актёры. Представленные сценарии основаны на реальных кейсах из школьной жизни. Например, есть разговор с родителями ученика, который курит в школе, и беседа с эмоциональной мамой, которая слишком поздно забирает младшеклассника после уроков.

Обучение строится так: пользователь-педагог выслушивает персонажа и выбирает один из предложенных вариантов реакции. Разработчики предусмотрели три стратегии поведения — конструктивную, агрессивную и защитную. Поведение виртуального собеседника меняется в зависимости от того, какую линию выбирает пользователь.

Главное преимущество программы в том, что она даёт пользователю обратную связь, объясняя, где он допустил ошибки. Более того, перейти к следующим кейсам можно только после того, как удаётся выстроить правильный диалог в уже рассмотренной ситуации. Педагоги столичных школ уже могут пройти этот тренажёр как программу повышения квалификации «Безопасная коммуникация с родителями. Ключевые навыки», зарегистрировавшись на портале dpmos.ru. Педагогам и специалистам из других регионов России нужно запросить доступ по электронной почте SimTsentr@mgpu.ru.

Виртуальный репетитор по программированию

Студенты МГТУ имени Н. Э. Баумана создали платформу на базе искусственного интеллекта, которая помогает восполнять пробелы в знаниях по программированию, выстраивая индивидуальные траектории обучения.

Индивидуальная траектория выстраивается в несколько шагов. Сначала программа предлагает решить задачи, а затем анализирует результаты и алгоритмы, которые применил пользователь, количество его попыток и другие факторы. На основе этих данных выстраивается карта знаний пользователя, а также выявляются его пробелы. Затем система рекомендует пользователю задачи на закрепление материала или на изучение новых тем.

На платформе планируется разместить свыше 7 тысяч задач по более чем 30 темам. Благодаря этому пользователи смогут найти именно такие задачи, которые им нужны, чтобы попрактиковаться. Правда, пока виртуальный преподаватель способен анализировать код, написанный только на одном языке программирования — С++, но в будущем разработчики хотят добавить поддержку Python, Java, C# и других. Помимо этого, в дальнейшем разработчики собираются добавить игровые элементы, чтобы упростить понимание того, как правильно писать программы. А ещё на платформе будут доступны тренировки по спортивному программированию.

Как рассказал Skillbox Media один из создателей проекта Роберт Хажиев, это выпускная работа студентов МГТУ в рамках программы VK Education, созданная при поддержке акселерационной программы МФТИ. Сейчас пилотную версию платформы тестируют в «Бауманке», чтобы выйти с ней на рынок B2C. Проще говоря, продукт ориентирован на тех, кто изучает программирование. Тем не менее в качестве возможного направления для развития разработчики рассматривают и B2B-сегмент, в том числе работу с вузами.

Программа, помогающая понять, каких навыков не хватает для трудоустройства

Сервис под названием JobRoadmap тоже создали студенты МГТУ имени Н. Э. Баумана в качестве выпускной работы в рамках программы VK Education. Эта разработка призвана помочь начинающим айтишникам понять, каких навыков им не хватает для трудоустройства или для того, чтобы их приняли на стажировку. Как объясняют разработчики, молодые специалисты часто не понимают, какие навыки актуальны, как найти подходящую вакансию и пройти собеседование. Сервис же помогает понять, что требует работодатель по выбранной специальности, исходя из анализа размещённых на hh.ru вакансий и резюме (благодаря перечисленным в них навыкам). Кроме того, он помогает в генерации сопроводительного письма.

Анализ навыков включает поиск по специальности, по конкретным скиллам и по стеку технологий. Для поиска по специальности нужно указать желаемую IT-профессию, после чего пользователь видит карту навыков, которые упоминаются в существующих вакансиях по этой специальности. Для каждого навыка рассчитана их упоминаемость в вакансиях и в опыте работы из резюме. Кликнув на навык, пользователь получает его описание и список полезных материалов для овладения им. Анализ по стеку технологий происходит так: пользователь указывает технологии, которыми владеет, и на их основе отобразятся максимально подходящие специальности. А с карты специальности можно перейти на карту навыков, чтобы больше узнать о той или иной профессии.

Исходя из резюме пользователя и желаемой специальности, анализ резюме по навыкам позволяет узнать, какими навыками специалист уже владеет, а какие стоит освоить. По каждому рекомендованному скиллу также предлагается список полезных ресурсов.

Также на основе резюме пользователя и желаемой вакансии программа помогает пользователю генерировать сопроводительное письмо.

ИИ-тренер по публичным выступлениям

Выпускница ИТМО Юлия Хлюпина вместе с командой разработала виртуального тренера по публичным выступлениям. Помощник называется Speech Up и работает на базе созданных командой стартапа нейросетей, которые умеют анализировать речь, мимику, эмоции, манеру держаться, вычленять слова-паразиты и даже выявлять в речи когнитивные искажения (например, стереотипы).

Этот проект, как рассказало сетевое издание CNews, стал итогом обучения Юлии в магистратуре Факультета цифровых трансформаций ИТМО. Она защитила его по программе «Стартап как диплом». Кроме того, летом прошлого года команда стартапа участвовала в полугодовой программе SberStudent. А уже осенью завершила работу над финальной версией тренера — первые тесты прошли среди сотрудников нескольких компаний, а также участников акселераторов НТИ и Высшей школы экономики. В итоге проект получил грант размером в 1 миллион рублей от «Сбербанка», где пройдёт дальнейшее тестирование системы. А ещё стартап уже получил предложение на 12 миллионов рублей от других инвесторов.

К созданию помощника разработчиков подтолкнул собственный опыт — учёба и научная работа включают выступления на семинарах, конференциях, защитах проектов и прочих мероприятиях. Ради участия в них приходится преодолевать страх публичных выступлений.

Чтобы оценить собственные способности, пользователю нужно записать свою речь на камеру или загрузить готовое видео. После этого ИИ даёт оценку по пяти критериям: связность речи, её ясность, убедительность, динамизм и агрессивность подачи. Причём система рассматривает не только отдельные характеристики, но и всю их совокупность одновременно. В результате пользователь получает подробную аналитику и советы, над чем ему стоит поработать. Все рекомендации основаны на методиках психологов и экспертов по ораторскому искусству. А если заниматься регулярно, то система формирует статистику, по которой можно отследить свой прогресс.

Для создания нейросетей, которые анализируют выступления, разработчики собрали датасет из более чем 64 часов видеозаписей интервью и 2,5 тысячи текстов. Кроме того, они привлекли к созданию проекта лингвистов и психологов.

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована