«Зритель моего проекта не спешит». Интервью с художницей Ириной Кориной
Рассказываем про искусство в неожиданном пространстве.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
До 1 августа в BoscoVesna проходит проект Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Его можно увидеть в торговом центре на Арбате. Композиция из нескольких эклектичных инсталляций, расположенных в торговых залах и на фасаде здания, структурирована по аналогии с романом, каждая глава которого посвящена размышлениям художницы о взаимосвязях окружающего нас мира: природного и рукотворного. Нам художница рассказала, что отличает такой проект от музейного и уличного искусства и кто такой её зритель.
Ирина Корина
Российская художница, дважды лауреатка премии «Инновация», участница Венецианской биеннале, хедлайнер фестиваля «Архстояние»-2023.
— Основные образы в работе: весна, оттепель, архитектурные элементы старой усадьбы. Что их связывает?
— Мне хотелось обратиться к памяти каждого человека. Это прекрасные загородные экскурсии, где встречаются классические архитектурные памятники. Художники украшали их изображениями цветов, листьев, людей: того, что изначально вышло из природы. Мне важно, что есть элементы, которые соединяют культуру и естественный мир.
— Одна из работ называется «14 апреля». Что произошло 14 апреля?
— Вопрос прекрасный, он охватывает смысл всей работы, потому что 14 апреля на самом деле произошёл миллион разных вещей. Во-первых, родилось невиданное количество жителей Земли. Например, Денис Фонвизин, Виктор Борисов-Мусатов, жена Вертинского — прекрасная художница и актриса Лидия Вертинская, Пётр Мамонов.
14 апреля «Титаник» столкнулся с айсбергом в 1912 году, было основано издательство «Наука» в 1923 году, а в 1927-м сошёл с конвейера первый автомобиль Volvo в шведском городе Гётеборге.
Смысл моей работы в том, что всё важно.
Мой проект посвящён тому, что нет никакой иерархии, нет ничего главного или, наоборот, неважного. 14 апреля имеет для каждого собственное значение. Мне кажется, что это очень красивая дата. И, так как проект посвящён весне, один из объектов называется «14 апреля».
— Вы делите пространства на «защищённые» и «незащищённые». Что это значит?
— «Защищённое» пространство — приготовленное. Это беседа между художником и зрителем, в которой участвуют люди, представленные друг другу. Это не столкновение на улице совсем незнакомых прохожих, которые начинают внезапный диалог. Это когда участники диалога уже готовы к тому, что он, возможно, состоится.
Это о том, как я готова беседовать со зрителем. Я не готова пока делать уличные проекты в пространствах, которые сами по себе наполнены драмой города. Мне бы всё-таки хотелось некоторой защиты. Пусть это будет пространство, где зритель готов встретиться с искусством. Особый жанр уличного искусства мне пока неподвластен: я не нахожу верного тона.
— За счёт чего зритель подготовлен к встрече с вашими работами с искусством в BoscoVesna?
— Это особая ситуация, очень интересная, на мой взгляд. Во-первых, это пространство, которое само по себе, как мне кажется, олицетворяет защиту. Галереи города Болоньи очень сильно поразили меня однажды своей красотой. Это изобретение, которое навсегда вошло в культуру и в архитектуру. Эти галереи, колоннады были выстроены в сотрудничестве с торговцами, которые владели лавками.
Эта защита от дождя и солнца позволяет прохожему продолжать движение, не бежать, не прятаться дома, а двигаться дальше, заходя в новые и новые торговые лавки. С одной стороны, это манит, с другой — даёт укрытие. Мне нравится, что в магазине BoscoVesna пространство открыто пешеходу. Вы не должны, например, покупать билет, как если бы вы пришли в музей или галерею.
Поэтому я сочла возможным отнестись к этому месту как к некоему архитектурному сооружению, может быть, как к античной руине, или к какому-то другому открытому социальному пространству, которое позволяет кому угодно заходить внутрь. Мне показалось, что это довольно комфортное пространство для диалога.
— Как выглядит зритель этого проекта?
— Это те, кто не спешит.
Мне хотелось бы, чтобы это были люди разного возраста. Я представляю себе, например, путешественников, которые приехали в город. Целый день гулять может быть довольно утомительно. Поэтому они ищут отдыха внутри закрытого пространства и хотят просто поглазеть.
Это может быть человек, который не собирается совершать никаких покупок. Возможно, это родители с детьми, которые устали или прячутся от дождя. А может, просто бездельники или люди, которые ждут назначенной встречи. В общем, это те, кто не спешит.
— Важна ли для работы последовательность?
— Честно говоря, нет. Мне очень хотелось, чтобы это были внезапно обнаруживаемые элементы, которые можно собрать, как коллекцию. То есть ты двигаешься по разным этажам и обнаруживаешь части проекта то там, то тут. Неважно, если ты что-то не найдёшь или увидишь не в той последовательности, в которой нужно. Главное, чтобы зритель подключил собственную фантазию.
Названия каждой «главы» абсолютно узнаваемые, стандартно-литературные. Вы сразу узнаёте, что это из какого-то романа или сборника рассказов. Это составные части, из которых может сложиться история, которую каждый может придумать самостоятельно.
— К каким жанрам можно отнести эту работу?
— В первую очередь я думала обо всех театральных экспериментах, которые были в моде последние годы, о всяких спектаклях-бродилках и других экспериментальных формах, в которых самая важная часть — это вовлечение самого зрителя.
Жанр этой работы не совсем зависит от меня. Сначала мне казалось, что нужна помощь поэтов или поэтические способности для того, чтобы это всё сложить в историю. Но на самом деле это могла бы быть и какая-нибудь комедия, а может быть, трагедия. Это выбирает зритель.
— Как работы связаны с окружающими их «декорациями» — пространством магазина?
— Это висящие ткани, специфическая фактура, которую я очень люблю. Мне нравится, что вокруг большие скопления одежды разных цветов, она разная на ощупь. Мне хотелось закамуфлировать и спрятать мои объекты, чтобы их было видно не сразу и их можно было обнаружить внезапно.
Поэтому я использую очень много тканей, которые сделаны специально для этой работы. Они на основе моих фотографий весенних полей с телефона, которые я снимала на даче. Из этих тканей тоже могли бы быть сшиты наряды. Они висят, складываются в какие-то причудливые драпировки и вписаны в пространство магазина.
— Какие были сложности при подготовке проекта?
— Обычно я работаю в сотрудничестве с музеями или галереями и использую разные материалы. Это и ткань, и сваренное железо, и готовые объекты. Всё это делается у разных подрядчиков.
Для этого проекта это было довольно сложно, потому что торговый центр BoscoVesna выступил в роли музея. А соединить такое количество подрядчиков, которые должны были сделать предметы, — это большая задача. Ей обычно занимаются музейные работники. Это было сложно, и я благодарна, что это вообще удалось осуществить.
Большие надувные скульптуры сделала моя любимая компания «Аэродинамика», которая много лет и занимается стандартным надувным оборудованием, нужным многим коммерческим фирмам, и много работает с совершенно разными художниками. Кто-то варит железо, кто-то делает объекты из пенопласта. Шьёт театральная компания, которая делает мягкие декорации. Непросто было всё совместить, но у нас получилось.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!