Зачем он нужен, этот книжный дизайн?
Художественный критик Елена Герчук — о том, почему бумажная книга — это больше, чем «просто текст».
Анастасия Телесницкая для Skillbox Media
Елена Герчук
Художник книги, искусствовед, автор монографии «Архитектура книги».
Вела постоянную рубрику «Искусство книги» в газете «НГ — Exlibris», была обозревателем журнала о графическом дизайне [кАк).
Член Международной ассоциации искусствоведов и секции графики Московского союза художников. Выставлялась как художник-график.
Готова держать пари, уважаемые читатели, что знаю первый вопрос, который вам хочется мне задать.
Кому вообще нужен книжный дизайн, когда бумажная книга уходит в небытие и скоро полностью заменится электронной?
Попробуем разобраться.
Для начала немного истории. Книга ведь далеко не в первый раз меняет свою материальную форму. Когда понадобилось не только сохранять информацию дольше, чем это может сделать человеческая память, но и передавать её дальше, чем это может сделать даже самая громкая человеческая речь, появились первые транспортабельные формы письменности, то есть собственно книги: индийские потхи, египетские папирусные свитки, китайские бамбуковые связки.
Когда понадобилось с этой информацией работать — быстро находить в книге нужный текст, сравнивать его с другими в той же или в других книгах, — появился кодекс, сначала пергаментный, а затем и бумажный, который можно быстро листать, класть в него закладки, оставлять на полях пометки.
Когда появилось много грамотных людей, возникло книгопечатание; когда чтение стало практически всеобщим занятием — возник офсет, а за ним вскорости и компьютерные набор и вёрстка.
Каждый раз сначала происходило и становилось всеобщим какое-то изменение в книжной культуре, а уже затем — вызванный им технологический рывок.
Что же изменилось на этот раз? Что послужило причиной появления электронных книг?
Переизбыток самих книг.
Количество книг, которые прочитывает средний читающий человек, не поместится в средней же квартире; количество книг, которые он может захотеть прочесть, не поместится ни в обычной библиотеке, ни в обычном книжном магазине.
Эту проблему электронная книга решает; зато она создаёт множество других.
Электронная книга — на каком устройстве её ни смотри — читается по принципу свитка: подряд, от начала к концу. Конечно, таким способом чаще всего и пролистывают развлекательную литературу; но даже в детективном романе иногда приходится заглянуть в начало или бегло перелистать страницы, чтобы вспомнить, кто такой мистер А. или мистер В. А уж в научной или учебной литературе постоянно приходится перепрыгивать взад-вперёд — а иногда и вбок, к другой книге (собственно, это и было одной из причин замены папирусного свитка кодексом).
Конечно, играют свою роль и иллюстрации, и разнообразные, иногда весьма причудливые варианты вёрстки текстов, пока недоступные для электронной книги, — но всё это может (или вскоре сможет) существовать и в электронном виде.
Намного важнее то, что традиционная, а в привычном нам варианте — бумажная книга имеет такие дополнительные качества, которых электронная по определению иметь не может.
Традиционная книга — это не просто носитель информации, а материальный предмет, и все её, казалось бы, неинформативные качества читатель тоже воспринимает — просто не может не воспринимать, хотя чаще всего и не замечает этого.
Словом, в восприятии текста читатель использует — бессознательно, но использует — чуть ли не все свои органы чувств, кроме разве что вкуса. И именно бессознательно он объединяет всё воспринятое с собственно текстом книги, создавая целостный образ. И именно этот образ, гораздо более сложный, чем «просто текст», сохраняется в мозгу читателя, закрепляясь там не одной, а множеством связей, объединяется со многими другими, обрабатывается и запоминается. Конечно, и у любого электронного носителя текста есть свои параметры, но они не меняются в зависимости от текста и вскоре просто перестают восприниматься.
Конкуренция всё же существует: однажды возникнув, электронная книга исчезнуть не может, никакое изобретение нельзя «изобрести обратно». Правда, судя по количеству издающихся сейчас книг, бумажная книга в этой конкуренции пока не проигрывает: издательство — коммерческое предприятие, оно не станет работать себе в убыток.
А ещё интереснее, что оживился и книжный дизайн, стараясь — не знаю уж, сознательно или интуитивно — представить читателю не просто хорошие, а выдающиеся, и в первую очередь выдающиеся именно своими материальными качествами, произведения книжного искусства.
Вот о таких произведениях я и намерена говорить с уважаемыми читателями этой колонки. Для начала попробуем отыскать что-нибудь, сделанное только из одного из основных элементов книги: только из буковок, например, или только из картинок. Но, конечно, что-нибудь замечательное!
Но это — в следующий раз.
Изучите также:
- Подборку семи лучших книг о дизайне, написанных дизайнерами;
- Две подборки книг с вдохновляющими иллюстрациями: первую и вторую;
- Рекомендации, что почитать, от трёх известных дизайнеров.