Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Японский дизайн в интерьере

Ценность пустоты и обращение к природе.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Долгие периоды своей истории Япония была закрытым для иностранцев государством, и это позволило ей сохранить аутентичную культуру неприкосновенной. Теперь же страна ассоциируется с новейшими технологиями — но одновременно с этим японцы делятся с миром не только гаджетами, но и традициями, в том числе в домашних интерьерах.

Рассказываем, чем японский стиль близок к скандинавскому дизайну и как благодаря любви к природным материалам и лаконичности он дарит человеку расслабление в окружении визуального шума и цифрового перепотребления.

Как Запад увлёкся Востоком

Япония долгое время вела изоляционную политику, и, несмотря на появляющиеся у берегов корабли, остров редко принимал чужеземцев.

В 1850-х годах страна начала активную торговлю с Западом. Первая Всемирная выставка в Лондоне 1851 года и Всемирная выставка в Париже 1867 года познакомила широкую публику с изящным фарфором, эмалями по металлу, шёлковыми тканями, японской цветной гравюрой на дереве.

Возникает японизм — увлечение эстетикой дальневосточной культуры в западном искусстве. Интеллектуальная публика активно покупает экзотические артефакты, Эдуард Мане изображает писателя Золя на фоне японских гравюр, Клод Моне строит японский мостик над прудом своего знаменитого сада в Живерни, Ван Гог повторяет ксилографии Кэйсая Эйсэна, импрессионистка Мари Кэссет заимствует лаконичную эстетику для полотен с женщинами, умывающимися или собирающими причёску.

Слева В. Ван Гог, «Куртизанка», 1887 год. Справа школа Утагава, «Куртизанка Кагава из дома Инамото», около 1845 года
Изображение: Van Gogh Museum / Miwa Japanese Art

Силуэт и элементы кимоно мы видим в моде 1910-х годов в коллекциях Поля Пуаре. Дамы с удовольствием носили оригинальные шёлковые одежды как домашние платья, переодевались за японскими ширмами, украшавшими их будуары.

Эти декоративные конструкции издавна использовались в японском доме для сокрытия женщины, которая должна была беречь и себя, и дух дома.

Ими же огораживали рожениц и больных, так как считали их источниками плохой энергии. Разделяли столовую на зоны, где трапезничали представители разных социальных уровней. Были времена, когда государи общались с подданными через ширмы, так как лицезреть господина — большая привилегия.

Син Донсок. Части восьмистворчатой ширмы. 1930-е. Государственный музей Востока, Москва
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

На европейских антикварных рынках до сих пор перепродают вещицы, привезённые путешественниками и торговцами с Дальнего Востока в XIX и XX веках, или западные образцы «восточного дизайна».

Когда в XVI веке в Японию стали прибывать европейцы, но на их кораблях были замечены сундуки — с тех пор и, вероятно, изначально по заказу португальцев, азиатские мастера стали изготовлять и этот предмет мебели и дорожного быта. На фото сундук нанбан из коллекции Национального музея азиатских искусств Гиме, Париж, конец XVI или начало XVII века: слово «нанбан» буквально означает «варвары с Юга» — именно так называли японцы прибывших португальцев. Нередко в декоре изображали иностранцев
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

В современные интерьеры в японском стиле достаточно поместить несколько объектов традиционного искусства: глаз должен отдыхать и наслаждаться линиями. Они станут якорями для остановки взгляда и размышлений.

Дом как место движения

Журналист Дэн Брюттнер в 2008 году проводил исследование в регионах земного шара, известных своими долгожителями. Он прожил несколько месяцев со 103-летней японкой из Окинавы и сразу обратил внимание, что в её доме нет столько «мягких мест» для расслабления, как принято на Западе. Она сидела на тростниковых татами в позе сэйдза, вставала и садилась по 30–40 раз за сутки просто по бытовым нуждам и делала это с лёгкостью, несвойственной пожилым людям.

Эта ежедневная простейшая зарядка и здоровая осанка, по-видимому, существенно продлевают жизнь.

Поза сэйдза (яп. 正座, букв. «правильное сидение»): голени лежат на полу, стопы и тыльные стороны пальцев ног развёрнуты кверху, бёдра — на голенях, ягодицы — на пятках, большие пальцы ног соединены; колени женщины держат вместе
Изображение: Japanexperterna / Wikimedia Commons / Isoda Koryusai / Asian Art Museum

Действительно, в традиционных японских интерьерах не встретить стульев и кресел, поэтому столики приземистые. Нет и кроватей на ножках — только плотно набитые матрасы на полу.

Современные интерьеры сложно представить без удобного дивана, поэтому, адаптируя традиционный японский стиль к западному быту, их выбирают в тон к ковру, с невысокими сиденьями и спинками, простого силуэта, помещая рядом деревянный столик ещё ниже.

Дизайн мебели бренда RW Guild сочетает японские и скандинавские мотивы
Фото: Roman and Williams Guild

Сидеть на полу, обедая, непривычно западному человеку, и дизайнеры стали смешивать японскую эстетику с более привычной скандинавской и нарекли этот микс japandi, объединив слова Japan и scandi.

Эти два стиля хорошо сошлись, потому что роднит их многое:

  • функциональность без излишеств;
  • сдержанные цвета;
  • натуральные материалы: камень, массив дерева, терракота, бамбук, лоза, бумага.

Читайте также:

Что такое джапанди

Ваби-саби: непритязательная простота

Важная составляющая японского мировоззрения и визуального стиля — это эстетика ваби-саби.

Она ассоциируется с архаичностью, натуральностью, сдержанной красотой натуральных материалов. История объекта и его внутренняя сила важнее внешнего лоска. Отсюда и особая техника склеивания разбитой посуды — кинцуги, где осколки соединяются лаком с золотым или серебряным порошком: шрамы керамики не заслуживают забвения.

Эстетика ваби-саби рифмуется с идеями толерантности и принятия несовершенства как уникальной черты. Часто такие объекты создаются намеренно: сохраняют отпечатки на глине, делают помятости округлой формы под эргономику руки.

Бутыль для саке. Керамика. XIX век. Коллекция Национального музея азиатских искусств Гиме, Париж
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Слева чаша-тяван с реставрацией кинцуги, XVIII век. Коллекция Государственного музея Востока, Москва. Справа бутыль и чаша с кинцуги, XVII век
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media / Art Gallery of NSW

К эстетике ваби-саби относится принцип сибуй. Он проявляется в сохранении текстур натуральных материалов: шероховатостей каменного поддона в ванной, глубинах прожилок на деревянной столешнице, вкраплениях песка на поверхности керамической посуды.

Фото: Ikura Izakaya nikkei / Matsu Izakaya & Roku bar

Пространство пустоты, света и сада

Архитектура японского дома далека от западной. Одна из причин особенных строительных традиций — жаркий и влажный климат и высокая сейсмоопасность.

Без крупной мебели и мощных стен

Японский дом невысок и не доминирует в окружающем пространстве, а вписывается в природную и городскую среду. Так и внутри не приветствуются крупногабаритные предметы мебели: вместо отдельно стоящих шкафов — встроенные в стену места для хранения (оссирэ), прикрытые скользящими дверцами.

Скрытое хранение в современном интерьере родственно оссирэ
Фото: In Situ & Partners

В японских домах часто нет несущих стен, и опорами служат несколько крепких столбов с широко расставленными балками. Лёгкие стены-перегородки можно раздвигать и перемещать, изменяя объёмы внутренних пространств и открывая дом саду, создавая террасы из комнат.

Домик в уединенье.

Луна... Хризантемы... В придачу к ним

Клочок небольшого поля.

Басё, перевод Веры Марковой

Воссозданный японский интерьер. Государственный музей Востока, Москва
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Ширмы сёдзи
Фото: NHK Educational

Вообще, в восточной философии крайне важна пустота — это колыбель новой жизни, источник рождения противоположностей: белого и чёрного, добра и зла. На ксилографиях это часто небесная или водная гладь, а в икебане, например, отрезают лишние листья и цветы со стеблей, чтобы не перегрузить композицию.

И точно так же японские интерьеры не перегружены — в них, как и в гравюрах, должен быть воздух.

Изображение: Кэйсай Эйсэн, «Зимний пейзаж» / The Metropolitan Museum of Art

Мягкое освещение

Естественный свет должен наполнять комнату японца, но не прямой, а приглушённый. В этом помогут тени, отбрасываемые кронами деревьев, и полупрозрачные перегородки.

Сёдзи и фусума — это двери, окна и простенки, которые делали, прикрепляя на деревянную раму бумагу из коры гампи, риса или бамбука. Их раздвижной механизм позволял объединить дом с природным пространством вокруг, сэкономить место и сохранить тепло в холодную погоду.

Японская комната с раздвижными дверьми-сёдзи и татами
Фото: Wikimedia Commons

В современную же архитектуру это перешло в формате стеклянных конструкций от пола до потолка. Регулировать освещённость помогают бамбуковые панели, римские шторы или бумажные жалюзи.

Архитектор Юхан Сундберг вдохновлялся работой японских архитекторов, когда проектировал этот дом для отдыха на юге Швеции
Фото: Markus Linderoth / Dwell

Связь с природой

Полы застилали татами, на которых работали, спали, ели, беседовали. Подобный низкий уровень глаз предполагает широкие окна в пол, которые открывают вид на сад.

Сад и гора вдали

Дрогнули, движутся, входят

В летний раскрытый дом.

Басё, перевод Веры Марковой

Цветовая гамма японского сада сдержанная: среди зелени и серых камней будет выделяться бордовый японский клён, в период цветения — розовые сакура и азалия. Здесь асимметричность, а не прямые линии, как во французских садах: японцы верили, что злая энергия перемещается по прямой, и любая преграда может сберечь от бед. Именно поэтому в доме пути перекрывали ширмами, а в саду создавали петляющие дорожки.

Прогуливаться там надо неспешно, созерцать лепестки вишни или иголки сосен. Скрываться от солнца в пагодах и перголах. Но и внутри дома могут быть растения: бонсай, мох, икебаны.

Японский сад Ишикава в жилом квартале Исси-ле-Муллино, Франция
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Красота и естественность для японцев понятия тождественные. Их интерьеры призваны напомнить о любви к внешней простоте и философской глубине, позволить отдохнуть душе и телу, отгородившись от мирских тревог.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Курс «Профессия Дизайнер интерьеров»

Вы научитесь преображать дома и квартиры. Сможете создавать чертежи, 3D-визуализации и рендеры. Получите новую востребованную профессию.

Узнать больше →
Курс с трудоустройством: «Профессия Дизайнер интерьеров» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована