Японский дизайн в интерьере
Ценность пустоты и обращение к природе.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Долгие периоды своей истории Япония была закрытым для иностранцев государством, и это позволило ей сохранить аутентичную культуру неприкосновенной. Теперь же страна ассоциируется с новейшими технологиями — но одновременно с этим японцы делятся с миром не только гаджетами, но и традициями, в том числе в домашних интерьерах.
Рассказываем, чем японский стиль близок к скандинавскому дизайну и как благодаря любви к природным материалам и лаконичности он дарит человеку расслабление в окружении визуального шума и цифрового перепотребления.
Как Запад увлёкся Востоком
Япония долгое время вела изоляционную политику, и, несмотря на появляющиеся у берегов корабли, остров редко принимал чужеземцев.
В 1850-х годах страна начала активную торговлю с Западом. Первая Всемирная выставка в Лондоне 1851 года и Всемирная выставка в Париже 1867 года познакомила широкую публику с изящным фарфором, эмалями по металлу, шёлковыми тканями, японской цветной гравюрой на дереве.
Возникает японизм — увлечение эстетикой дальневосточной культуры в западном искусстве. Интеллектуальная публика активно покупает экзотические артефакты, Эдуард Мане изображает писателя Золя на фоне японских гравюр, Клод Моне строит японский мостик над прудом своего знаменитого сада в Живерни, Ван Гог повторяет ксилографии Кэйсая Эйсэна, импрессионистка Мари Кэссет заимствует лаконичную эстетику для полотен с женщинами, умывающимися или собирающими причёску.

Изображение: Van Gogh Museum / Miwa Japanese Art
Силуэт и элементы кимоно мы видим в моде 1910-х годов в коллекциях Поля Пуаре. Дамы с удовольствием носили оригинальные шёлковые одежды как домашние платья, переодевались за японскими ширмами, украшавшими их будуары.

Читайте также:
Эти декоративные конструкции издавна использовались в японском доме для сокрытия женщины, которая должна была беречь и себя, и дух дома.
Ими же огораживали рожениц и больных, так как считали их источниками плохой энергии. Разделяли столовую на зоны, где трапезничали представители разных социальных уровней. Были времена, когда государи общались с подданными через ширмы, так как лицезреть господина — большая привилегия.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
На европейских антикварных рынках до сих пор перепродают вещицы, привезённые путешественниками и торговцами с Дальнего Востока в XIX и XX веках, или западные образцы «восточного дизайна».

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
В современные интерьеры в японском стиле достаточно поместить несколько объектов традиционного искусства: глаз должен отдыхать и наслаждаться линиями. Они станут якорями для остановки взгляда и размышлений.

Читайте также:
Дом как место движения
Журналист Дэн Брюттнер в 2008 году проводил исследование в регионах земного шара, известных своими долгожителями. Он прожил несколько месяцев со 103-летней японкой из Окинавы и сразу обратил внимание, что в её доме нет столько «мягких мест» для расслабления, как принято на Западе. Она сидела на тростниковых татами в позе сэйдза, вставала и садилась по 30–40 раз за сутки просто по бытовым нуждам и делала это с лёгкостью, несвойственной пожилым людям.
Эта ежедневная простейшая зарядка и здоровая осанка, по-видимому, существенно продлевают жизнь.

Изображение: Japanexperterna / Wikimedia Commons / Isoda Koryusai / Asian Art Museum
Действительно, в традиционных японских интерьерах не встретить стульев и кресел, поэтому столики приземистые. Нет и кроватей на ножках — только плотно набитые матрасы на полу.
Современные интерьеры сложно представить без удобного дивана, поэтому, адаптируя традиционный японский стиль к западному быту, их выбирают в тон к ковру, с невысокими сиденьями и спинками, простого силуэта, помещая рядом деревянный столик ещё ниже.

Фото: Roman and Williams Guild
Сидеть на полу, обедая, непривычно западному человеку, и дизайнеры стали смешивать японскую эстетику с более привычной скандинавской и нарекли этот микс japandi, объединив слова Japan и scandi.
Эти два стиля хорошо сошлись, потому что роднит их многое:
- функциональность без излишеств;
- сдержанные цвета;
- натуральные материалы: камень, массив дерева, терракота, бамбук, лоза, бумага.

Читайте также:
Ваби-саби: непритязательная простота
Важная составляющая японского мировоззрения и визуального стиля — это эстетика ваби-саби.
Она ассоциируется с архаичностью, натуральностью, сдержанной красотой натуральных материалов. История объекта и его внутренняя сила важнее внешнего лоска. Отсюда и особая техника склеивания разбитой посуды — кинцуги, где осколки соединяются лаком с золотым или серебряным порошком: шрамы керамики не заслуживают забвения.
Эстетика ваби-саби рифмуется с идеями толерантности и принятия несовершенства как уникальной черты. Часто такие объекты создаются намеренно: сохраняют отпечатки на глине, делают помятости округлой формы под эргономику руки.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media / Art Gallery of NSW
К эстетике ваби-саби относится принцип сибуй. Он проявляется в сохранении текстур натуральных материалов: шероховатостей каменного поддона в ванной, глубинах прожилок на деревянной столешнице, вкраплениях песка на поверхности керамической посуды.


Читайте также:
Пространство пустоты, света и сада
Архитектура японского дома далека от западной. Одна из причин особенных строительных традиций — жаркий и влажный климат и высокая сейсмоопасность.
Без крупной мебели и мощных стен
Японский дом невысок и не доминирует в окружающем пространстве, а вписывается в природную и городскую среду. Так и внутри не приветствуются крупногабаритные предметы мебели: вместо отдельно стоящих шкафов — встроенные в стену места для хранения (оссирэ), прикрытые скользящими дверцами.

Фото: In Situ & Partners
В японских домах часто нет несущих стен, и опорами служат несколько крепких столбов с широко расставленными балками. Лёгкие стены-перегородки можно раздвигать и перемещать, изменяя объёмы внутренних пространств и открывая дом саду, создавая террасы из комнат.
Домик в уединенье.
Луна... Хризантемы... В придачу к ним
Клочок небольшого поля.
Басё, перевод Веры Марковой

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Фото: NHK Educational
Вообще, в восточной философии крайне важна пустота — это колыбель новой жизни, источник рождения противоположностей: белого и чёрного, добра и зла. На ксилографиях это часто небесная или водная гладь, а в икебане, например, отрезают лишние листья и цветы со стеблей, чтобы не перегрузить композицию.
И точно так же японские интерьеры не перегружены — в них, как и в гравюрах, должен быть воздух.

Мягкое освещение
Естественный свет должен наполнять комнату японца, но не прямой, а приглушённый. В этом помогут тени, отбрасываемые кронами деревьев, и полупрозрачные перегородки.
Сёдзи и фусума — это двери, окна и простенки, которые делали, прикрепляя на деревянную раму бумагу из коры гампи, риса или бамбука. Их раздвижной механизм позволял объединить дом с природным пространством вокруг, сэкономить место и сохранить тепло в холодную погоду.

Фото: Wikimedia Commons
В современную же архитектуру это перешло в формате стеклянных конструкций от пола до потолка. Регулировать освещённость помогают бамбуковые панели, римские шторы или бумажные жалюзи.

Фото: Markus Linderoth / Dwell
Связь с природой
Полы застилали татами, на которых работали, спали, ели, беседовали. Подобный низкий уровень глаз предполагает широкие окна в пол, которые открывают вид на сад.
Сад и гора вдали
Дрогнули, движутся, входят
В летний раскрытый дом.
Басё, перевод Веры Марковой
Цветовая гамма японского сада сдержанная: среди зелени и серых камней будет выделяться бордовый японский клён, в период цветения — розовые сакура и азалия. Здесь асимметричность, а не прямые линии, как во французских садах: японцы верили, что злая энергия перемещается по прямой, и любая преграда может сберечь от бед. Именно поэтому в доме пути перекрывали ширмами, а в саду создавали петляющие дорожки.
Прогуливаться там надо неспешно, созерцать лепестки вишни или иголки сосен. Скрываться от солнца в пагодах и перголах. Но и внутри дома могут быть растения: бонсай, мох, икебаны.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Красота и естественность для японцев понятия тождественные. Их интерьеры призваны напомнить о любви к внешней простоте и философской глубине, позволить отдохнуть душе и телу, отгородившись от мирских тревог.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!