Дизайн
#статьи

Y2K: мода, графика, интерфейсы, интерьеры и вещи

Рассказываем, что такое Y2K, и показываем, как в актуальном дизайне интерпретируют стиль начала 2000-х.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Дизайн регулярно обращает внимание на субкультуры и возвращается к эстетике прошедших лет. Иллюстраторы, графики, создатели одежды и фотографы используют визуальные образы других эпох как референсы и переосмысливают их.

Один из ярких трендов 2021–2023 годов называется Y2K. Разбираемся, что означает этот код, какую эстетику подразумевает, как это всё выглядело 20 лет назад и как применяют в дизайне сейчас.

Что такое Y2K

Y2K — это аббревиатура. Y — year, 2 — число два, K — kilo; получается Year 2000. В самом конце XX века в СМИ таким кодом обозначали «Проблему 2000 года».

До конца 1999 года вычислительные системы в данных с датами обрабатывали только две последние цифры, поэтому было опасение, что с наступлением 1 января 2000 года программы примут его за 1900-й и произойдёт массовый сбой, который повлечёт за собой проблемы в банковских системах, учёте и безопасности.

По итогу никакого сбоя не было, проблем с обработкой дат не произошло, а все компьютеры и люди плавно перешли в новый век.

Таким образом, Y2K — термин, который изначально не имел отношения ни к моде, ни к дизайну, ни к графике. Но специфическую эстетику, которая сложилась на рубеже тысячелетий, стали называть именно так.

Период, визуальный стиль которого сейчас цитирует тренд Y2K, — примерно с 1997 по 2003 годы. Иногда отсчёт начинают с 1995-го, а заканчивают 2005‑м.

Что определяло стиль конца 1990-х — начала 2000‑х

Тогда в массовой культуре сложился особенный визуальный стиль. Его определяли несколько главных факторов:

  • Технооптимизм.

Быстро развивались компьютеры, интернет и качество связи — в те годы стали распространяться оптоволоконные сети. Технологии вызывали надежды, что новая эра станет действительно прорывной и полной чудес.

  • Рост потребления.

Ещё не произошли экономические кризисы 2001-го и 2008‑го, корпорации росли и массово переводили производство в Азию. Интернет и телевидение, реклама и глянец развивались и стимулировали людей хотеть всё больше атрибутов современного, модного, динамичного образа жизни.

  • Прогресс digital-инструментов.

Графические редакторы CorelDRAW, Photoshop и другие программы становились доступнее, а их функции — шире. Это открыло новые возможности дизайнерам и художникам: они всё больше стали экспериментировать с 2D, 3D и motion-графикой.

  • Глобализация поп-культуры.

В конце 1990-х и в начале 2000-х весь мир смотрел одни и те же масштабные кинопроекты и слушал одну и ту же поп-музыку.

Так, 1999-й считают великим годом для киноиндустрии. Вышли «Бойцовский клуб», «Догма», «Жестокие игры», «Зелёная миля», «Матрица», «Красота по‑американски», «С широко закрытыми глазами», «Шестое чувство», «Звёздные войны: эпизод 1».

В 1999, 2000, 2001 годах выходили главные хиты Бритни Спирс, Кристины Агилеры, Эминема, Outcast, P!nk, Red Hot Chili Peppers и Джастина Тимберлейка.

В клипе Californication есть и все модные атрибуты эпохи, и вся новая цифровая графика
Фильм «Брат-2» вышел в мае 2000-го. Макияж и одежда героини Ирины Салтыковой, интерьер её квартиры ярко иллюстрируют, что тогда было супермодно и актуально
Кадр: фильм «Брат-2»

Почему Y2K стал трендом

Причина, по которой эстетику миллениума возвращают и переосмысливают, — ностальгия. Компании во все времена используют тягу людей вспоминать «прекрасное прошлое»: в дизайне продуктов, рекламе и сторителлинге они обращаются к знакомым людям образам.

  • Y2K вызывает у потребителей-миллениалов эмоциональный отклик и тёплые чувства, потому что это связь с их детством и юностью.

При этом благодаря развитию диджитала, UX/UI и социальных сетей ностальгические образы выглядят актуально, а опыт с ними люди переживают по-новому. Например, не нужно отказываться от всех функций iPhone 14, чтобы поиграть в «старую» аркадную игру.

  • А для тех, кто родился позже 2000-го, эстетика Y2K — это нечто оригинальное, необычное и свежее.
Марка You Wanna появилась в 2008-м, Arny Praht — в 2014-м. Коллаборацию они запустили в 2022-м. Логотип, дизайн сумок и графика рекламной кампании — отсылка к тому, что было модно в конце девяностых
Скриншот: сайт You Wanna / Skillbox Media

Эстетика Y2K в моде

В период смены тысячелетий мода была эклектичной. Актуальными были одновременно и броская роскошь, и наивность, и гиперсексуализированность, и футуристичность, и бохо:

сумки-багеты,

кроп-топы и облегающая одежда с вырезами,

банданы и широкие кепки,

широкие брюки-карго,

металлизированные ткани,

стразы,

ремни с массивными пряжками,

джинсы с заниженной посадкой,

ультракороткие «школьные» юбки,

пластиковая «детская» бижутерия,

узоры с простыми цветами и бабочками,

вещи из сетки,

футболки с крупными надписями.

Селебрити на премии MTV Video Music Awards в 2002-м
Фото: Jim Spellman / WireImage / Getty Images

Тренд Y2K — это не прямые цитаты и точное воспроизведение вещей двадцатилетней давности. В 2022–2023 году одежда и аксессуары чуть более минималистичны, у них чуть более свободный и лаконичный крой.

Большинство костюмов в сериале «Эйфория» — это Y2K
Кадр: сериал «Эйфория»
Гости на показе Diesel в феврале 2023 года. Слева актёр-имперсонатор в образе Дженнифер Кулидж одет в сияющее, а наряд инфлюенсера напоминает стиль Кэрри Брэдшоу из первого сезона «Секса в большом городе»
Фото: Victor Boyko / Stefania M. D’Alessandro / Getty Images for Diesel
Карго, вишенки, провокационная надпись-слоган и стразы в коллекции лето-2023 бренда Lime
Фото: Lime

Эстетика Y2K в графическом дизайне

Кроме технооптимизма, развития графических редакторов и распространения веба, на графику конца 1990-х повлияло аниме: эти иллюстрации и анимация стали приобретать большую популярность за пределами Японии и вне сообществ энтузиастов.

Графику той эпохи называют максималистичной, и для неё характерны:

  • коллажи и толстая контурная обводка фигур;
  • картинки-«стикеры»;
  • размноженные изображения;
  • хром, блеск и сложные градиенты;
  • пастельные неоновые цвета;
  • вычурные шрифты — техно, хиппи-цветочные, космические;
  • явная ирония.
Рекламный постер Ford Focus. Автомобиль выпустили в 1998 году, и в этой графике есть все трендовые решения: коллаж, игра со шрифтами, приглушённый неон
Изображение: Ford / ebay.com

Чтобы создать Y2K-графику, сейчас дизайнеры используют фильтры с эффектом плёночной мыльницы, «детские» плоские фигуры — например, кляксы, звёзды и цветы, упрощённое 3D и смелую типографику.

Графические решения в стиле Y2K в 2023 году популярны на азиатском рынке
Изображение: ADOR / vicky milu ~~ / Behance
Логотип в стиле Y2K: трафарет, тусклый неон, краска из баллончика, футуристичность
Изображение: ☯︎Italo Souza☯︎ / Behance
Интерпретация графических приёмов конца 1990-х в 2023-м
Изображение: Ciarán Connolly / Behance

Эстетика Y2K в интерфейсах

В конце 1990-х веб-дизайн уже существовал, но в нём ещё не главенствовали UX/UI, сетки, воздух и user flow. Интерфейсы создавали экспериментально и не ориентировались на жёсткие требования адаптивности, отзывчивости и удобства пользователей.

Самые яркие элементы сайтов и приложений той эпохи — это:

  • насыщенная типографика с округлыми шрифтами типа Papyrus и Comic Sans,
  • визуальный мусор,
  • GIF-иллюстрации и бегущие строки,
  • смелые цвета.
Приложение-плеер в Windows ME
Кадр: NostalgiaWindows / YouTube

В Y2K-интерфейсах сейчас используют голографические градиенты, макеты, напоминающие рабочие столы Windows 98, Windows ME и Windows XP, элементы с гипертрофированной пиксельностью линий.

У анимированных элементов может быть ретродинамика: например, они прыгают и отталкиваются от краёв экрана, как шарики в старых скринсейверах.

Дизайн сайта для студии мобильной разработки
Изображение: ESH Gruppa / criminaliza 🗡️ / Ekaterina Daugel-Dauge / Trinity Monsters / Behance
Сайт школы программирования
Скриншот: сайт Codecademy / Skillbox Media
Экраны музыкального приложения с имитацией объёмных резиновых кнопок
Изображение: Jacob Clipperton / Dribbble

Эстетика Y2K в промышленном дизайне

К концу 1990-х компьютеры и мобильные телефоны перестали быть элитарными вещами. Аудитория этих продуктов становилась всё больше, их ассортимент — всё шире, а дизайн — всё смелее, потому что важно было привлекать внимание и в прямом смысле выделяться среди конкурентов.

Эстетику объектов того времени определяли отсылки к ретрофутуризму:

  • органические формы с плавными изгибами;
  • эксперименты с материалами — от прозрачного пластика и софт-тач-резины до сияющего металла;
  • яркие цвета корпусов.

Предметы с таким характерным дизайном назывались blobjects — blob + object, капля + объект. Например, это iMac 3G, Nokia N-Gage, MP3-плееры Sony, мебель Карима Рашида, автомобили Луиджи Колани.

Первый iPod вышел в 2001 году
Изображение: Apple
Одна из экспериментальных моделей сотовых телефонов Nokia — 3650
Изображение: Mobile Phone Museum

Современная интерпретация промышленного дизайна двадцатилетней давности — это отчасти прямое цитирование, но с поправкой на развитие технологий и актуальные запросы аудитории.

Так, среди продуктов Samsung и Motorola снова появились флип-флоп-телефоны, но уже без физических клавиатур. У Y2K-стульев и кресел гладкие футуристичные формы, но производят их теперь из переработанного пластика.

Раскладушка Galaxy Z Flip4. В корпусе есть и «гламурное» золото, и милый пастельный пластик
Изображение: Samsung
Лампа с наивностью в дизайне. Но в 2023 году такой объект помещают в более минималистичную среду, чем 20 лет назад
Изображение: IKEA
Современный оптимистичный дизайн консоли
Изображение: Karim Rashid
Blobject-кресло
Изображение: Mojow

Эстетика Y2K в интерьерах

К концу 1990-х в рамках постмодернистской архитектуры сложилось течение, которое назвали блобитектурой — blob + architecture. Это были проекты и здания сложных форм, с закруглениями, искривлениями и нестандартными сочетаниями материалов.

Такой стиль был моден и в оформлении пространств. Он предполагал:

  • мебель мягких, органических форм в сочетании с хромированным металлом;
  • множество декоративных конструкций из гипсокартона на стенах и потолках;
  • обилие ярких цветов и паттернов;
  • подсветку, встроенную в ниши, мебель и предметы;
  • парящие объекты — например, кровати без ножек, прикреплённые к стенам;
  • декор нефункциональными, но эффектными объектами — например, лава-лампами.
Интерьер общественного пространства в Токио. Проект 2001 года
Изображение: Toyo Ito / Sendai Mediatheque / Karim Rashid

Интерьеры в стиле Y2K сейчас — это намного более спокойное оформление пространств. В них меньше декора и кричащих цветов, но присутствуют эксперименты с формами, освещением и паттернами.

Интерьер отеля на греческом острове Санторини
Изображение: Andronikos Hotel

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована