Y2K: мода, графика, интерфейсы, интерьеры и вещи
Рассказываем, что такое Y2K, и показываем, как в актуальном дизайне интерпретируют стиль начала 2000-х.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Дизайн регулярно обращает внимание на субкультуры и возвращается к эстетике прошедших лет. Иллюстраторы, графики, создатели одежды и фотографы используют визуальные образы других эпох как референсы и переосмысливают их.
Один из ярких трендов 2021–2023 годов называется Y2K. Разбираемся, что означает этот код, какую эстетику подразумевает, как это всё выглядело 20 лет назад и как применяют в дизайне сейчас.
Что такое Y2K
Y2K — это аббревиатура. Y — year, 2 — число два, K — kilo; получается Year 2000. В самом конце XX века в СМИ таким кодом обозначали «Проблему 2000 года».
До конца 1999 года вычислительные системы в данных с датами обрабатывали только две последние цифры, поэтому было опасение, что с наступлением 1 января 2000 года программы примут его за 1900-й и произойдёт массовый сбой, который повлечёт за собой проблемы в банковских системах, учёте и безопасности.
По итогу никакого сбоя не было, проблем с обработкой дат не произошло, а все компьютеры и люди плавно перешли в новый век.
Таким образом, Y2K — термин, который изначально не имел отношения ни к моде, ни к дизайну, ни к графике. Но специфическую эстетику, которая сложилась на рубеже тысячелетий, стали называть именно так.
Период, визуальный стиль которого сейчас цитирует тренд Y2K, — примерно с 1997 по 2003 годы. Иногда отсчёт начинают с 1995-го, а заканчивают 2005‑м.
Что определяло стиль конца 1990-х — начала 2000‑х
Тогда в массовой культуре сложился особенный визуальный стиль. Его определяли несколько главных факторов:
- Технооптимизм.
Быстро развивались компьютеры, интернет и качество связи — в те годы стали распространяться оптоволоконные сети. Технологии вызывали надежды, что новая эра станет действительно прорывной и полной чудес.
- Рост потребления.
Ещё не произошли экономические кризисы 2001-го и 2008‑го, корпорации росли и массово переводили производство в Азию. Интернет и телевидение, реклама и глянец развивались и стимулировали людей хотеть всё больше атрибутов современного, модного, динамичного образа жизни.
- Прогресс digital-инструментов.
Графические редакторы CorelDRAW, Photoshop и другие программы становились доступнее, а их функции — шире. Это открыло новые возможности дизайнерам и художникам: они всё больше стали экспериментировать с 2D, 3D и motion-графикой.
- Глобализация поп-культуры.
В конце 1990-х и в начале 2000-х весь мир смотрел одни и те же масштабные кинопроекты и слушал одну и ту же поп-музыку.
Так, 1999-й считают великим годом для киноиндустрии. Вышли «Бойцовский клуб», «Догма», «Жестокие игры», «Зелёная миля», «Матрица», «Красота по‑американски», «С широко закрытыми глазами», «Шестое чувство», «Звёздные войны: эпизод 1».
В 1999, 2000, 2001 годах выходили главные хиты Бритни Спирс, Кристины Агилеры, Эминема, Outcast, P!nk, Red Hot Chili Peppers и Джастина Тимберлейка.
Почему Y2K стал трендом
Причина, по которой эстетику миллениума возвращают и переосмысливают, — ностальгия. Компании во все времена используют тягу людей вспоминать «прекрасное прошлое»: в дизайне продуктов, рекламе и сторителлинге они обращаются к знакомым людям образам.
- Y2K вызывает у потребителей-миллениалов эмоциональный отклик и тёплые чувства, потому что это связь с их детством и юностью.
При этом благодаря развитию диджитала, UX/UI и социальных сетей ностальгические образы выглядят актуально, а опыт с ними люди переживают по-новому. Например, не нужно отказываться от всех функций iPhone 14, чтобы поиграть в «старую» аркадную игру.
- А для тех, кто родился позже 2000-го, эстетика Y2K — это нечто оригинальное, необычное и свежее.
Эстетика Y2K в моде
В период смены тысячелетий мода была эклектичной. Актуальными были одновременно и броская роскошь, и наивность, и гиперсексуализированность, и футуристичность, и бохо:
сумки-багеты,
кроп-топы и облегающая одежда с вырезами,
банданы и широкие кепки,
широкие брюки-карго,
металлизированные ткани,
стразы,
ремни с массивными пряжками,
джинсы с заниженной посадкой,
ультракороткие «школьные» юбки,
пластиковая «детская» бижутерия,
узоры с простыми цветами и бабочками,
вещи из сетки,
футболки с крупными надписями.
Тренд Y2K — это не прямые цитаты и точное воспроизведение вещей двадцатилетней давности. В 2022–2023 году одежда и аксессуары чуть более минималистичны, у них чуть более свободный и лаконичный крой.
Читайте также:
Эстетика Y2K в графическом дизайне
Кроме технооптимизма, развития графических редакторов и распространения веба, на графику конца 1990-х повлияло аниме: эти иллюстрации и анимация стали приобретать большую популярность за пределами Японии и вне сообществ энтузиастов.
Графику той эпохи называют максималистичной, и для неё характерны:
- коллажи и толстая контурная обводка фигур;
- картинки-«стикеры»;
- размноженные изображения;
- хром, блеск и сложные градиенты;
- пастельные неоновые цвета;
- вычурные шрифты — техно, хиппи-цветочные, космические;
- явная ирония.
Чтобы создать Y2K-графику, сейчас дизайнеры используют фильтры с эффектом плёночной мыльницы, «детские» плоские фигуры — например, кляксы, звёзды и цветы, упрощённое 3D и смелую типографику.
Читайте также:
Эстетика Y2K в интерфейсах
В конце 1990-х веб-дизайн уже существовал, но в нём ещё не главенствовали UX/UI, сетки, воздух и user flow. Интерфейсы создавали экспериментально и не ориентировались на жёсткие требования адаптивности, отзывчивости и удобства пользователей.
Самые яркие элементы сайтов и приложений той эпохи — это:
- насыщенная типографика с округлыми шрифтами типа Papyrus и Comic Sans,
- визуальный мусор,
- GIF-иллюстрации и бегущие строки,
- смелые цвета.
В Y2K-интерфейсах сейчас используют голографические градиенты, макеты, напоминающие рабочие столы Windows 98, Windows ME и Windows XP, элементы с гипертрофированной пиксельностью линий.
У анимированных элементов может быть ретродинамика: например, они прыгают и отталкиваются от краёв экрана, как шарики в старых скринсейверах.
Эстетика Y2K в промышленном дизайне
К концу 1990-х компьютеры и мобильные телефоны перестали быть элитарными вещами. Аудитория этих продуктов становилась всё больше, их ассортимент — всё шире, а дизайн — всё смелее, потому что важно было привлекать внимание и в прямом смысле выделяться среди конкурентов.
Эстетику объектов того времени определяли отсылки к ретрофутуризму:
- органические формы с плавными изгибами;
- эксперименты с материалами — от прозрачного пластика и софт-тач-резины до сияющего металла;
- яркие цвета корпусов.
Предметы с таким характерным дизайном назывались blobjects — blob + object, капля + объект. Например, это iMac 3G, Nokia N-Gage, MP3-плееры Sony, мебель Карима Рашида, автомобили Луиджи Колани.
Современная интерпретация промышленного дизайна двадцатилетней давности — это отчасти прямое цитирование, но с поправкой на развитие технологий и актуальные запросы аудитории.
Так, среди продуктов Samsung и Motorola снова появились флип-флоп-телефоны, но уже без физических клавиатур. У Y2K-стульев и кресел гладкие футуристичные формы, но производят их теперь из переработанного пластика.
Эстетика Y2K в интерьерах
К концу 1990-х в рамках постмодернистской архитектуры сложилось течение, которое назвали блобитектурой — blob + architecture. Это были проекты и здания сложных форм, с закруглениями, искривлениями и нестандартными сочетаниями материалов.
Такой стиль был моден и в оформлении пространств. Он предполагал:
- мебель мягких, органических форм в сочетании с хромированным металлом;
- множество декоративных конструкций из гипсокартона на стенах и потолках;
- обилие ярких цветов и паттернов;
- подсветку, встроенную в ниши, мебель и предметы;
- парящие объекты — например, кровати без ножек, прикреплённые к стенам;
- декор нефункциональными, но эффектными объектами — например, лава-лампами.
Интерьеры в стиле Y2K сейчас — это намного более спокойное оформление пространств. В них меньше декора и кричащих цветов, но присутствуют эксперименты с формами, освещением и паттернами.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!