Цветокоррекция в Lightroom: баланс белого
Рассказываем и показываем, как баланс белого влияет на настроение снимка и что делать, если лица людей на фото стали зелёными.
 
 
Цветокорректору важно знать не только предназначение каждого ползунка в Lightroom, но и научиться определять «маркеры», когда обработка идёт не в то русло — благодаря этому качество ваших снимков заметно повысится.
Преподаватель и фотограф Александр Старцев рассказывает о популярных ошибках в обработке. В этом выпуске — о балансе белого.
Экспозиция | Баланс белого | Провалы в светлое и тёмное

Александр Старцев
Дипломированный преподаватель, спикер Skillbox на курсе «Фотография 2.0» и проверяющий куратор Adobe Lightroom. Преподаёт в РАНХиГС по дисциплинам «Компьютерные технологии в современном дизайне» и «Фотография».
Для этой инструкции рекомендуем использовать raw-изображение. Советуем скачать его c Signature Edits.
Raw — это собирательное обозначение разных форматов файлов. У каждого производителя камер raw-файлы свои: например, у Canon — CR2, CR3, у Nikon — NEF, у Sony — ARW.
Преимущество raw над JPG — в большем количестве информации в файле. Это позволяет на этапе обработки сильно изменять результат: регулировать цвет и яркость, вытаскивать детали из светлых и тёмных областей.
Баланс белого — настройка, от которой зависят оттенки цветов на фотографии. На этом примере я показал, как может восприниматься одна и та же сцена с разным «видением» белого цвета камерой:

Перед тем как углубиться в баланс белого, стоит озвучить две фундаментальные вещи:
- Восприятие цвета субъективно.
- Человеческий глаз и цифровая фотография — не одно и то же.
Человек всегда воспринимает окружающее освещение как нейтральное — не имеющее никакой окраски. Например, лист бумаги будет казаться белым в разных условиях освещения: на улице в пасмурную погоду, при лампе накаливания или рядом с горящей свечой. Но этот же лист бумаги на фотографии белым будет не всегда — это зависит от настроек баланса белого у камеры.
Скорректировать получившийся оттенок можно в Adobe Lightroom. Для этого существует несколько способов.
Как меняют баланс белого
Шаблоны. Это самый простой и быстрый способ корректировать оттенки на изображении.
Во вкладке Develop («Разработка» / «Обработка» — зависит от локализации) в разделе Basic («Основные») вы увидите категорию WB (ББ — баланс белого). По умолчанию там будет выставлен вариант As Shot («Как снято») — тот баланс белого, который был выставлен на камере в момент создания снимка. Если нажать на эту надпись, то появится список из шаблонов:

- As Shot («Как снято»).
- Auto («Автоматический»).
- Daylight («Дневной свет»).
- Cloudy («Облачно»).
- Shade («Тень»).
- Tungsten («Лампа накаливания»).
- Fluorescent («Лампа дневного света»).
- Flash («Вспышка»).
- Custom («Пользовательский»).
Если предложенных вариантов будет меньше, значит, вы обрабатываете JPG, а мы рассматриваем на примере raw-изображения.
Цвет фотографии изменится в зависимости от выбранного шаблона.
Они не всегда могут выдать идеальный результат, но их можно использовать как отправную точку.
Ручная настройка. Чуть ниже вы можете увидеть два бегунка: Temp («Температура) и Tint («Оттенок»). Это комплементарные цвета (синий — жёлтый и зеленый — маджентовый), которые способны «нейтрализовать» друг друга. С их помощью мы можем вносить правки в цвет намного точнее.
Подробнее о комплементарных цветах — в нашем разборе цветового круга Иттена.
Например, если картинка слишком жёлтая, двигайте ползунок в левую часть, которая окрашена в синий цвет.
Пипетка. Отдельным видом изменения баланса белого является постановка точки серого с помощью пипетки. Этот приём используют, когда на фотографии есть явный средне-серый оттенок или зона, которую допустимо сделать средне-серой. Относительно этой точки поменяется баланс белого у всего изображения.
О том, как на практике работают все способы коррекции белого, смотрите в видео:
Как правильный баланс белого влияет на сюжет и его восприятие
Зелёные и синие тона называются «холодными», а красные, оранжевые и жёлтые — «тёплыми». При этом смещение цветов в «тёплую» сторону считается вполне приемлемым, тогда как сдвиг к «холодным» тонам часто не приветствуется. Но всё зависит от сюжета фотографии.
При цветокоррекции держите в голове несколько важных пунктов:
- Атмосфера кадра напрямую зависит и от цвета, и от экспозиции. Ищите баланс между управлением яркостью и тоном.
- Цветокоррекция должна усиливать происходящее в кадре: сюжет или, например, светотеневой рисунок. Если речь не идёт про стилизацию, то показывать изображение следует таким, каким его увидел бы человек.
- В портретной фотографии скин-тон (оттенок кожи) является сложной областью для цветокоррекции. Старайтесь не допускать явно оранжевых или красных лиц. Но хуже всего — неоправданное преобладание «холодной» группы: зелёные и синие вариации цветов.
Вот свадебная фотография. Верхний вариант цветокоррекции умышленно уведён к более «тёплым» тонам, нижний — к «холодным»:

Отталкиваясь от сюжета, мы видим, что «холодная» цветокоррекция никак не подходит к торжественности момента (свадебной фотосессии), тогда как «тёплая» уже гораздо лучше. Хотя и она не идеальна из-за зелёного оттенка на лицах — об этом мы поговорим ниже.
Рассмотрим ещё один пример из портретной фотографии, но на этот раз со студийным освещением. Сверху — исходный файл, снизу — обработанный:

Я сделал картинку более тёплой и менее зелёной: бегунок Temp («Температура») двигался вправо, Tint («Оттенок») — также вправо. Также я поднял экспозицию до значения +0,5 для визуального «выравнивания» скин-тона, о чём мы говорили в прошлой части про экспозицию.
Вам могло показаться, что все кадры без разбора нужно тонировать в тёплые оттенки. Это не так — всегда стоит смотреть на атмосферу кадра и задачу, которую поставил себе фотограф.
На этом примере, на мой взгляд, отлично раскрывается тема ожидания, одиночества:

Какой цвет у вас ассоциируется с одиночеством и ожиданием? У меня — серо-синий. Поэтому в своей интерпретации я бы сделал снимок в этих цветах. Ещё я сильно опустил экспозицию до значения −1,4, чтобы усилить атмосферу тоски, грусти и одиночества.
Как я писал выше, «зелёные» лица, образуемые цветовым рефлексом, недопустимы в большинстве фотографий.
Свет, отражаясь от цветных поверхностей, может попасть на объект или героя съёмки. Самый наглядный пример: ясный день, фотосессия в парке. Свет проходит через листья деревьев, отражается от кроны и «заряжается» зелёным тоном. Это сильно искажает кожу людей, находящихся неподалёку:

К сожалению, убрать зелёный оттенок в Adobe Lightroom, не затронув цвет в листве, — нереально. Но это можно сделать в Adobe Photoshop. Один из быстрых вариантов, как это сделать, я показываю в этом видео:
Подытожить раздел о коррекции баланса белого я бы хотел пересказом слов Дэна Маргулиса:
«Задача цветокоррекции — заставить изображения выглядеть лучше. Изображение лучше, если его считает таким большинство зрителей. Проблема в том, что далеко не всегда нашу «коррекцию» может оценить достаточное количество зрителей.
Зачастую человек и камера видят мир по-разному. Зрители предпочитают версию, отображающую то, что увидел бы человек, окажись он на месте камеры. Зрителям обычно не нравятся изображения с невозможными цветами.
Скажем, никому не нравится зелёное небо, но его оттенок синего может быть предметом обсуждения».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие инструкции и разборы для дизайнеров
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    