Дизайн
#Руководства

Цветокоррекция в Lightroom: экспозиция

Рассказываем и показываем, для чего на самом деле нужна экспозиция и как её нужно менять в зависимости от снимка.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Экспозиция — общая яркость изображения. Она должна решать задачу, которую ставит автор снимка или цветокорректор. Например, если вы хотите передать ощущения солнечного дня, то делать изображение тёмным не стоит. Как и осветлять фото, которое передаёт атмосферу пасмурности, дождливости.

Цветокорректору важно знать не только предназначение каждого ползунка в Lightroom, но и научиться определять «маркеры», когда обработка идёт не в то русло — благодаря этому качество ваших снимков заметно повысится.

Преподаватель и фотограф Александр Старцев рассказывает о популярных ошибках в обработке. В этом выпуске — об экспозиции.


Экспозиция | Баланс белого | Провалы в светлое и тёмное


Александр Старцев

Дипломированный преподаватель, спикер Skillbox на курсе «Фотография 2.0» и проверяющий куратор Adobe Lightroom. Преподаёт в РАНХиГС по дисциплинам «Компьютерные технологии в современном дизайне» и «Фотография».

Для этой инструкции вам понадобится raw-изображение. Советуем скачать его c Signature Edits.

Raw — это собирательное обозначение разных форматов файлов. У каждого производителя камер raw-файлы свои: например, у Canon — CR2, CR3, у Nikon — NEF, у Sony — ARW.

Преимущество raw над JPG — в большем количестве информации в файле. Это позволяет на этапе обработки сильно изменять результат: регулировать цвет и яркость, вытаскивать детали из светлых и тёмных областей.

Для тех, кто впервые открыл Lightroom

Параметры экспозиции в Lightroom, как и все основные коррекции изображения, находятся во вкладке Develop («Разработка» / «Обработка» — зависит от локализации).

За экспозицию отвечает бегунок Exposure («Экспозиция»). Если двигать его вправо, изображение станет светлее, если влево — темнее.

Менять значение бегунка можно по-разному — в зависимости от того, как вам удобно:

  • Зажмите бегунок левой кнопкой мыши и двигайте вправо или влево. Метод простой, но не самый точный.
  • Нажмите по цифровому обозначению рядом с бегунком. По умолчанию там установлено 0,00 — с клавиатуры можно ввести необходимое значение. Чтобы осуществлять затемнение, перед значением нужно поставить минус. Метод самый точный, но долгий.
  • Наведите курсор мыши на бегунок и на клавиатуре нажмите стрелку вверх или вниз. Вверх — движение бегунка вправо, а вниз — движение влево. На мой взгляд, этот метод самый удобный.

Как определить пересвет на изображении

Пересвет — когда пиксели изображения становятся белыми. Если мы работаем в цветовой модели RGB, то в одном из каналов, в нескольких или во всех значение яркости этого пикселя равно 255 — в интерфейсе Adobe Lightroom это будет 100%.

В блоке Histogram («Гистограмма»), когда курсор находится на фотографии, отображается поканальное значение яркости зоны под курсором. R — яркость в красном канале, G — в зелёном, B — в синем. Минимальная яркость — это 0%, максимальная — 100%
Изображение: Александр Старцев

Определять пересвет можно и на глаз — рассматривать картинку и искать белые пиксели. Но у этого способа есть две проблемы:

  • Появляется сильная зависимость от аппаратной части — качества монитора и его калибровки.
  • Могут влиять окружающие факторы — уровень освещения в комнате, тип освещения, общее утомление глаз.

Поэтому надёжнее довериться в этом вопросе инструментам-помощникам.

В разделе Histogram («Гистограмма») располагаются два треугольника: один в левой части, другой — в правой. Треугольник слева отвечает за отсечку чёрного (будет показывать провалы в чёрное), а тот, что справа, — за отсечку белого. Когда помощник активирован, вокруг значка появляется квадрат с белой обводкой.

Изображение: Александр Старцев

Области с пересветом в Lightroom обозначаются красным цветом. Эти зоны могут быть как очень маленькими, так и большими.

Наличие пересвета допустимо, если у него малая площадь относительно всего изображения или он находится в сюжетно незначимых областях, хотя и этого нужно стараться избегать. Основной случай-исключение — съёмка на белом фоне. Там зона с пересветом может быть внушительной:

Фото: mockupgraphics / Unsplash
Изображение: Александр Старцев

Снимок при солнечной погоде

Перед тем как менять экспозицию, проанализируйте изображение. Ответьте на два вопроса, для базовой коррекции их будет достаточно:

  • Какое у снимка должно быть настроение?
  • Какие области композиции главные? Какая в них должна быть яркость?

Вот исходник снимка, который мы будем редактировать, — это сложный пример, так как в изображении есть достаточно светлые сюжетно значимые области, в которых нельзя потерять детали:

Фото: Lapse of the Shutter

Отвечаем на поставленные вопросы:

  • Свет направлен сбоку. Несмотря на наличие облаков, солнце создаёт жёсткий и контрастный светотеневой рисунок. Нет явных элементов или областей, которые указывали бы на необходимость создавать «пасмурную атмосферу».
  • Главные области композиции — зоны с текстурой льда, так как они первые бросаются в глаза.

Чтобы усилить эффект солнечной погоды, экспозицию можно поднять: бегунок Exposure («Экспозиция») переместите вправо. Для примера, сделаем гиперболизированно и установим значение +1,00 — экспозиция увеличивается на один стоп. После коррекции снимок выглядит так:

Фото: Lapse of the Shutter / Александр Старцев

Ощущение солнечного дня усилилось. Но сюжетно значимые области стали явно «выбеливаться» — в них теряется текстура льда, и — это серьёзная ошибка экспозиции. Поэтому нужно научиться «ловить баланс» между желаемой атмосферой и экспонированием сюжетно важных областей

В качестве примера давайте рассмотрим вариант, когда значение экспозиции для этого исходника будет выставлено на −1,00 (экспозиция уменьшается на один стоп):

Результат явно идёт вразрез с представлением о ясном солнечном дне. Однако текстура льда, главный герой композиции, детали не теряет. Субъективно, этот вариант выглядит лучше, чем с выкрученной экспозицией на максимум. И не удивлюсь, если кому-то такая коррекция покажется оптимальной
Фото: Lapse of the Shutter / Александр Старцев

На мой вкус и видение, я бы поставил экспозицию на +0,20:

В этом случае мы нашли баланс — пересвет есть в минимальном количестве деталей, но его нет в области льда
Фото: Lapse of the Shutter / Александр Старцев

Портрет против света

Это ещё одна ситуация, с которой встречается любой начинающий фотограф. Героиня кадра располагается спиной к солнцу. Из-за этого фон получается ярче, чем лицо девушки на снимке:

Фото: Signature Edits

Отвечаем на уже озвученные ранее вопросы:

  • Атмосфера солнечная. Снимок может быть светлым.
  • Главный герой — девушка. Основной индикатор «правильной» экспозиции — яркость её лица.

Посмотрите, что показывает помощник в Lightroom:

Фото: Signature Edits / Александр Старцев

Видно красные зоны в небе и в блике у головы. В момент съёмки выровнять яркости этих областей не удалось, поэтому работаем с тем исходным файлом, который имеем.

Как мы уже определили, пересвеченные области сюжетно не значимы, так как главный герой фотографии — девушка. А на ней пересветов нет.

Оттенок кожи человека — пожалуй, самое сложное, что можно встретить в портретной фотографии. Но стоит запомнить один простой принцип, касающийся яркости кожи:

  • Если её недосветить (нехватка экспозиции), любая, даже самая идеальная на первый взгляд кожа будет выглядеть хуже, «старше», неровной.
  • Если кожу делать светлее, произойдёт визуальное «омоложение», но важно вовремя остановиться — иначе из-за пересвета текстура потеряется.

Руководствуясь этим принципом и солнечной атмосферой кадра, экспозицию можно поднять, даже несмотря на пересветы.

На свой вкус, я оставлю значение экспозиции на +0,50. Пересветов на коже ещё нет, у бликов на носу (визуально самой яркой части лица) показатель ~82% в красном канале (самом светлом).

Фото: Signature Edits / Александр Старцев
Картинка стала казаться ещё более бледной, но речь идёт про снимок с контровым положением источника света — когда он находится за моделью. Для такой ситуации характерно снижение контраста. А вернуть его можно на этапах далее — об этом я расскажу в следующем материале
Фото: Signature Edits / Александр Старцев

«Вернуть» небо можно через маски, которые после обновления Lightroom стали удобнее. Но в этом материале мы такой способ рассматривать не будем, а сосредоточимся только на глобальной коррекции.

Силуэт против кадра

Сложность таких фотографий в том, что некоторые области изображения умеренно уводятся в чёрное. Но при цветокоррекции нужно сохранить баланс между светом и тенью, максимально подчеркнуть форму главных объектов с помощью контраста.

Фото: Signature Edits

Возвращаемся к ответам на наши вопросы:

  • Снимок тяготеет стать «депрессивным», с большим количеством тёмных областей.
  • Главным я бы отметил здесь небо — хочется показать его яркостные переходы. А также силуэты стволов деревьев на переднем плане.

Если мы предполагаем, что этот снимок будет с большим количеством тёмных областей, может ли он быть светлым и не потерять яркостные переходы в небе? Конечно, не может.

Однако, на мой вкус, в оригинальном изображении слишком много теней. Это можно компенсировать, если поднять экспозицию до +0,60:

Небо ещё не ушло в пересвет — в самой яркой своей части значение в каналах не превышает ~90%. Также сохранилось преобладание тёмных областей, характерное для съёмки силуэтов. Но стволы деревьев визуально «отделились» от поверхности воды, стали более различимыми
Фото: Signature Edits / Александр Старцев

* * *

Не бывает правильной и неправильной экспозиции. Она должна помочь решить задачу снимка. Поэтому перед тем как начать обработку, нужно получить ответы на вопросы:

  • Какое настроение транслирует снимок?
  • Есть ли области, которые композиционно являются главными? Какая в них должна быть яркость?

Бывает, что ответы на них противоречат друг другу, поэтому старайтесь искать баланс.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Adobe Lightroom Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована