Дизайн
#статьи

Ян Чихольд: революционер и классик типографики

Рассказываем, как великий дизайнер дважды изменил визуальную культуру.

Иллюстрация: Новая типографика / Ян Чихольд / Ян Чихольд / Wikimedia Commons/ Meery Mary для Skillbox Media

Ян Чихольд был одним из революционеров визуальной культуры. Он сыграл значительную роль в развитии графического дизайна XX века сразу в двух направлениях — сначала разработал и популяризовал принципы модернизма, а затем усовершенствовал консервативную типографику.

Чихольд работал в книжном деле более сорока лет. Он полностью изменил стиль оформления книг для Penguin Books, ставших впоследствии классическим примером для других издательств, возродил несколько классических шрифтов и разработал стандарты книжной вёрстки. Он также написал несколько книг, ставших настольными для современных дизайнеров: «Новую типографику», «Образцы шрифтов» и «Облик книги».

В честь 120-летия Яна Чихольда поговорим о его опыте, теории и жизни между двумя мировыми войнами.

Ян Чихольд
Фото: Wikimedia Commons

Ранние годы

​​Чихольд родился в 1902 году в Лейпциге, центре книжной торговли в Германии. Его отец был автором вывесок, и именно он познакомил своего сына с дизайном. Интерес к каллиграфии появился у Яна после того, как он сходил на Всемирную выставку книг и графики в 1914 году, а закрепил его отец, постоянно привлекая сына к работе с вывесками.

Чихольд не получил никакого формального художественного образования, но это не помешало ему преподавать каллиграфию, изучать типографику в Лейпцигском университете и работать внештатным художником шрифтов. До 1923 года его стиль ничем не выделялся, но потом он столкнулся с одним из первых шрифтов Рудольфа Коха — Maximillian Antiqua. После этого у него появилась привычка собирать работы различных мастеров шрифта и анализировать их. Это было время, когда не существовало строгих правил отбора, поэтому шрифты для книг очень часто выбирали случайно. Доминировало готическое наследие, многие типографы старались подражать романтическим стилям прошлого, а простые и чистые римские шрифты использовали редко.

Изображение: Рудольф Кох / fontriver.com

Ремесленный опыт и каллиграфическое образование отличали Чихольда от почти всех других известных типографов того времени, которые в основном обучались архитектуре или изобразительному искусству. Он знал много технических тонкостей, а техника и высокий уровень мастерства помогали ему работать со сложными композициями. Кроме того, Чихольд никогда не использовал бумагу ручной работы и нестандартные шрифты, как это делали многие его современники, он вместо этого предпочитал стандартные гарнитуры и массовую коммерческую бумагу.

Баухаус и влияние модернизма

В 1924 году Чихольд отправился в Веймар на выставку Баухауса — Школы искусств и ремёсел, основанную архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году. В каталоге выставки, который сам по себе был ещё и манифестом, венгерский художник, дизайнер и фотограф Ласло Мохой-Надь писал: «Типографика — это коммуникация через печать». Иными словами, текстовое сообщение не должно подчиняться эстетике.

Изображение: Lars Müller Publishers

Знакомство с конструктивизмом и работами студентов и преподавателей Баухауса моментально изменило представления Чихольда о роли дизайна. Простые формы, прямые края, строгая композиция и структура — появились совершенно новые правила. Как и многие в межвоенный период, Чихольд стал считать, что дизайн должен передавать движение современной жизни.

Дизайн — это сила социальных изменений, а также средство эстетических инноваций. Дизайн должен быть эффективным и доступным, полностью интегрированным во все аспекты жизни общества.

Радикальные изменения в технологии печати в начале XX века позволили совместить текст и фотографии в одну печатную матрицу. Это расширило возможности массового производства и дало начало графическому дизайну как независимой и самодостаточной практике.

Дизайн и коммуникация

Чихольд работал над созданием новой культуры общения — культуры информации. Он понимал, что она стала важной частью современного индустриального общества: человек находился в постоянном движении и был перегружен невероятным количеством текстов и изображений вокруг. Чихольд считал своей задачей упорядочить этот массив информации и разработать принципы экономии выразительных средств.

Он отмечал, что все эти материалы часто создаются людьми как средство самовыражения, но на самом деле они должны ориентироваться на свою аудиторию и её нужды. В индустриальном мире читатели — катализаторы: информация проходит через них, люди принимают и удерживают её, но не создают и не контролируют, а раскрывают.

В плакатах Чихольда повествование нелинейно: оно не требует строгого порядка. Наоборот, читатель вовлекается как наблюдатель, он собирает смысл послания из разрозненных данных: дня, места, формы и цвета. Традиционный автор связывает различные информационные единицы, чтобы создать внятный поток, но Чихольд считал, что современный стиль требует обратного — разбить поток повествования на части и представить только компоненты. Читатель в таком случае увлекается расположением элементов, тем, как дизайнер отобрал и сгруппировал их. Зритель выстраивает цельное высказывание, когда сопоставляет части между собой.

Новые принципы

Чихольд всё больше сосредоточивал внимание на макетах, а не на формах букв, он отказался от традиционных правил и использовал почти исключительно шрифты без засечек. Его новые работы и идеи вызвали бурю негодования в дизайнерском сообществе. Люди либо страстно принимали его методы, либо решительно отвергали. Он работал в этом новом стиле с 1923 по 1932 год и в это же время преподавал в Школе прикладного искусства во Франкфурте.

В 1928 году Чихольд опубликовал «Новую типографику», свою первую крупную теоретическую работу. Он опирался на материалы, которые собирал на протяжении двадцатых годов в переписках и разговорах с дизайнерами-единомышленниками из Европы и Советского Союза, среди которых были в том числе Эль Лисицкий и Александр Родченко. В своём манифесте Чихольд объединил последние рассуждения о графическом дизайне, предложил практические советы и представил примеры модернистской типографики. Он призывал к функциональности и простой коммуникации, рекомендовал использовать сильные и контрастные формы.

Основным принципом он провозгласил предельную ясность. Её можно достигнуть, если строго следовать системе сетки и отказу от всех шрифтов, кроме гротескных. Чихольд говорил также и о композиции печатного листа. Если центрированный набор он рассматривал лишь как средство для достижения визуальной красоты, то асимметричный рекомендовал как идеальный метод организации информации. Кроме того, по Чихольду, пустое белое пространство помогает создавать энергичные и динамичные макеты.

Система Чихольда породила прагматичный подход в типографике. Размеры страниц должны были фиксироваться не духовной системой, а практическими стандартами, которые обеспечивали удобные размеры для различных целей и упрощали производство и распространение. Так, при печати газет стали обращать внимание на устройство формы для выкладки их в киосках. Эти правила заложили основу для всеобщей стандартизации.

Вынужденная эмиграция и работа в Швейцарии

Не все впечатлились этим подходом: нацистская партия Германии с большим подозрением относилась к модернизму и считала его «негерманским». После того как Чихольд стал преподавать в Мюнхене при покровительстве Пауля Реннера, автора шрифта Futura, правые радикалы начали называть их «культурными большевиками». Всего через десять дней после прихода к власти нацистов в марте 1933 года в доме Чихольда провели обыск, в ходе которого обнаружены «неподобающие материалы» вроде плакатов Лисицкого. Дизайнера арестовали, он провёл в заключении четыре недели. Власти ясно дали понять ему, что модернистские идеи недопустимы.

Поскольку политический климат быстро менялся,  в августе 1933 года Чихольд вместе с семьёй эмигрировал в Швейцарию. Получить паспорта им помог один из сочувствующих полицейских. Чихольд устроился преподавателем в Базельскую школу прикладного искусства и в издательство Бенно Швабе. Там он опубликовал книгу «Типографский дизайн», продолжающую линию «Новой типографики».

Чихольд продолжал крепко держаться за принципы Баухауса до конца тридцатых годов, но после Второй мировой войны начал отступать от строгого следования модернизму и обратился к более классическим корням. Он стал одним из авторов направления, которое впоследствии назвали швейцарской типографикой. Этот стиль Чихольд распространил в Англии, куда он переехал в 1947 году.

Penguin Books и типология книжной обложки

После отъезда из Германии Чихольд страстно увлёкся книжным дизайном, и так вышло, что в 1946 году основатель издательства Penguin Books Аллен Лейн как раз искал человека, который мог бы усовершенствовать производство и дизайн его книг. Лейн основал издательство в 1935 году и быстро изменил правила игры на рынке: «Хорошие книги дёшево!» — таким был слоган Penguin Books. Но поскольку дешевле часто значит хуже, то Лейн хотел улучшить качество своей продукции альтернативными способами. Посоветовавшись с Оливером Саймоном, английским типографом и поклонником немецкой культуры, он отправился в Базель, чтобы познакомиться с Чихольдом. К марту 1947 года у Penguin Books появился новый ведущий дизайнер.

Чихольд разработал брендинг и стандартизированные рекомендации по композиции для издательства. Правила он прописал в четырёхстраничном буклете, где детально разобрал вид всех элементов — от абзацных отступов до знаков препинания. Также Чихольд переосмыслил серийное оформление — изменил логотип и привёл в порядок горизонтальные полосы. Для этого он использовал шрифты Gill Sans и Вodoni Ultra Bold.

Обложки Penguin Books до и после Чихольда
Изображение: Penguin Books

Все изменения оказались эффективными, продажи издательства выросли. Желания Лейна сбылись — он получил качественный продукт за малые деньги.

Отказ от модернистских принципов

Теория Чихольда была ответом на хаотичность в европейской типографике того времени. Но после того как новые принципы получили широкое распространение и радикально изменили дизайн, он почувствовал, что «новая типографика» достигла своего предела. Кроме того, изменилось и его отношение к социальной и политической среде. В тридцатые годы он создавал публичные плакаты, которые люди смотрели на ходу, но Penguin Books связало его с миром частного и медленного чтения для личного удовольствия.

Чихольд постепенно начал использовать более классические принципы дизайна. Он много размышлял о прошлом и в итоге обнаружил параллели между «новой типографикой», национал-социализмом и фашизмом.

«Очевидное сходство заключается в безжалостном ограничении шрифтов и более или менее милитаристском расположении линий».

Чихольд не хотел распространять те же идеи, которые заставили его покинуть Германию, и признал, что отказ от модернистской эстетики произошёл на фоне политического сдвига.

Чихольд вернулся в Швейцарию в 1949 году. Он продолжал писать, работать и выступать по всему миру. В 1967 году Чихольд завершил своё главное достижение в области типографики — он создал шрифт Sabon. Эта элегантная гарнитура стала воплощением его тяги к удобочитаемости и в то же время была разработана так, чтобы выглядеть одинаково, независимо от способа печати.

«Хорошая типографика должна быть идеально разборчивой, и таков результат разумного планирования», — писал Чихольд.

Изображение: Public Domain
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована