Дизайн-тренды ― 2022 против реальности
Дизайнеры и арт-директора оценивают, что мы наванговали в начале 2022 года и что произошло в итоге.
Иллюстрация: eBoy Moscow Pixorama / Foundation / Electronic Arts / 2022.festivalsreda / Annie для Skillbox Media
У дизайнеров есть ежегодная традиция — предсказывать дизайн-тренды. Год назад мы тоже сделали такой прогноз, а теперь попросили дизайнеров и арт-директоров проверить, какие из наших предсказаний сбылись, а какие нет:
- metaverse заменит привычную реальность;
- нас снова захватит ностальгия по 1990-м;
- шрифты станут более декоративными;
- минимализм приобретёт новые очертания;
- а ему на смену придёт максимализм;
- успокаивать и радовать глаз будут мягкие тона;
- тени и градиенты станут сложнее и интереснее.
Metaverse
Наш прогноз в начале 2022 года
В наступающем году 3D-эстетика только наберёт обороты. Это даст дизайнерам и художникам огромный простор для воображения: диджитал-наряды и интерьеры могут быть какими угодно.
Александр Ковальский
Дизайн-директор агентства CreativePeople
— В этом году мы узнали, что дизайн-тренды в digital зависят не только от развития технологий, но и от экономической ситуации в мире. В общем, что-то с трендами явно пошло не так…
Большой и мощный тренд скукожился так же стремительно, как акции корпорации Meta* за этот год. Откровения не вышло: стартапы сидят без денег, венчурные капиталы вкладываются только в готовые решения с понятной монетизацией. И теперь метавселенные, которые мы заслужили, — это Roblox и Minecraft со всем их квадратно-пиксельным обаянием и сложившейся за годы визуальной культурой. Никаких прорывов в дизайне, бери кубик — строй домик.
В реальности вместо этого тренда вырос огромный фановый эксперимент с тем, что делают нейросети, от аниме-зарисовок до картин в стиле великих художников. Веселье с аватарками и целые системы, рисующие виртуальные миры для игровой индустрии. Сгорающие нервные клетки иллюстраторов, боящихся за свою работу, запрет ряда ресурсов размещать работы, сделанные AI, и активные эксперименты, как интегрировать эти визуалы в рабочие дизайн-проекты.
Александр Зазвонов
Управляющий партнёр Design Department
— Сложно придумать что-то более неблагодарное, чем предсказывать тренды в дизайне. Пожалуй, только пытаться предсказать тренды 2022 года в конце 2021-го. Новые тренды формируются либо когда в индустрию приходит новая технология, либо когда большому количеству людей надоедает смотреть на одно и то же и они вспоминают про какой-то приём или стилистику, которую давно не использовали или помнят из детства: так, мода на 1990-е сменится модой на нулевые и так далее.
С одной стороны, аватар Цукерберга вошёл в список 93 самых стильных людей года по версии New York Times, с другой — кажется, это единственная новость про метавселенную, которую мы слышали в этом году. Думаю, что 2022 год остался, как ни грустно, за обычной старой вселенной. Поэтому можно смело добавлять этот тренд в тренды 2023-го, потом 2024-го, рано или поздно выстрелит.
— Поскольку я считаю любые тренды переоценёнными, мои комментарии будут исходить из этого суждения.
Несмотря на хайп вокруг метавселенных, я до сих пор не понимаю их пользы для бизнеса. Графика там всё ещё дохлая. Прежде чем люди в этих вселенных будут похожи на что-то вменяемое, пройдёт несколько лет. А ещё этим вселенным предстоит конкурировать за внимание пользователей с обратным трендом на замедление и стремление создавать что-то своими руками в реальном мире.
Ника Октябрь
Арт-директор студии maryco
— Цукерберг их «породил», он же их и убил. По крайней мере на время. Видели этих великолепных аватаров, на которых без слёз не взглянешь? Первые Sims и то были лучше.
Про метавселенные много говорили в начале года, когда всех ещё волновали дополненные реальности, а не настоящие. А вот уже потом пришлось сконцентрироваться на реальной вселенной.
Под конец года метавселенные даже выровнялись, а институт Pantone для презентации цвета года совместно с художниками создал Magentaverse — это классика CG‑графики.
Но нужно сказать, что 3D продолжает развиваться и в ближайшее время всё же будет оставаться одним из главных трендов в графическом дизайне: спектр широкий — от мокапчиков до персонажей и новых вселенных с хорошими аватарами. Особый секс выдают сейчас Microsoft — очень приятно смотреть на их презентации продуктов.
Ностальгия по девяностым
Наш прогноз в начале 2022 года
Дизайном сейчас рулят миллениалы, чьё детство пришлось на девяностые, а зумеров привлекает слегка винтажная яркая эстетика этого десятилетия, когда всё крутилось вокруг молодёжной культуры — музыки, рекламы и видеоигр.
Ника Октябрь:
— Ностальгия захватывает, кажется, уже не только дизайнеров. Но если говорить именно о дизайне, то здесь 1990-е плавно перетекают в нулевые. Думаю, это ответ тренду на минималистичность, потому что — «ну сколько можно?». Странные сочетания, заведомо битые пиксели, отсылки к старым консолям и даже в одежде где‑то аукаются красные дорожки нулевых.
Александр Ковальский:
— Конец 1980-х и 1990-e — это поп-культура на максималках, яркая и сочная. Никто уже точно не знает, что там было на самом деле, поэтому весь китч и смешение стилей относим туда. Хорош для оформления сериала «Очень странные дела», но не более. Тренд так и остался локальной «игрой со шрифтами» для тематических проектов. В какой-то степени 1990-е и правда возвращаются, но точно не в дизайн.
Евгений Лепёхин:
— Стилизация набирает обороты, и не только 1990-х, но и 1970-х, 1980-х. Количество картинок и плакатов в стиле старых макинтошей зашкаливает. Впрочем, ничего удивительного: мода приходит и уходит. Победит вечный дизайн, созданный для людей, а не ради подражания.
Необычные шрифты
Наш прогноз в начале 2022 года
Попробуйте в наступающем году рискнуть и вместо простых, легко читаемых шрифтов добавить в свои проекты что-то более яркое, дерзкое и неочевидное.
Александр Ковальский:
— Для этого тренда в России попросту не хватает шрифтов. Количество кириллических версий всегда было небольшое, а сейчас тенденция при создании шрифта и вовсе пропускать эту не самую лёгкую часть адаптации. Работаем с тем, что уже выпущено и всё ещё продают. Так что вместо необычных шрифтов компенсируем тренд конскими размерами шрифтов на каждом втором проекте от российских студий.
Евгений Лепёхин:
— Типографика развивается, особенно приятно видеть, как вырос уровень кириллических экспериментальных шрифтов. Однако этот тренд наметился ещё задолго до 2022 года. Дальше своих шрифтов будет ещё больше, потому что настали трудные времена. А трудные времена требуют ещё большей смелости и смекалки.
— Каждому хочется выделиться и быть не таким, как все. В 2022 году гормоны бурлили, а буквы извивались аки змеи.
Минимализм
Наш прогноз в начале 2022 года
Минимализм, кажется, вошёл в обиход едва ли не как синоним хорошего вкуса — особенно в потребительском дизайне. Лаконичные упаковки кажутся нам стильными уже сами по себе, и вряд ли эта тенденция куда-то уйдёт в наступающем году.
Александр Ковальский:
— А вот это в точку. И рисовать быстрее, и верстать дешевле. Тренд будет актуален и в наступающем году. Так что ждём новую волну подделок в стиле Баухауса и псевдошвейцарский стиль «под журнал». Пробуют все, получается мало у кого. Всё‑таки гениальная простота требует особого опыта и таланта.
Ника Октябрь:
— Это тренд, пришедший к нам из библиотек Behance и созданный дизайнерами, которым уже осточертело олдскульное оформление всего. Однако кажется, что в этом году минимализм уже встал всем поперёк горла. Его так много, что всё начало сливаться воедино: кружки, квадратики, сплошные заливки, простые шрифты — они тут и там. Становится даже грустно.
Евгений Лепёхин:
— Стиль, который задолбал. Красиво, да. Удобно, да. Есть ли в этом глубина? Пожалуй, нет. Нарисовать кружок и красиво поставить к нему текст умеет уже почти каждый. А вот вложить в это смысл — нет. Часто можно наблюдать проекты и бизнесы, которым такой стиль никак не подходит, но заказчики выкупают, потому что тренд. Но души и мысли за этим мало.
Дарья Купцова:
— В 2022 году минималистичный дизайн набрал большой вес. Аскетичный дизайн и строгий контраст останется с нами и в наступающем году. А спонсор этого тренда — перебои с поставками краски.
Максимализм
Наш прогноз в начале 2022 года
Всё больше набирает популярность максимализм как альтернатива минимализму, который уже многим приелся. Дизайнеры берутся за максималистские проекты с огромным количеством изображений, дудлов и шрифтов, совмещая всё это в одной работе.
Александр Ковальский:
— Это был максимально непростой год. Очевидно, все силы ушли куда-то ещё, но точно не в дизайн с высоким уровнем детализации. Проектов таких мало, видимо, время уходит на решение проблем, а не рисование. Так что тренд отменили до следующего года.
Александр Зазвонов:
— Добавить в предсказание два разнонаправленных тренда (минимализм и максимализм) — беспроигрышный вариант. Хотя бы в половине случаев, но окажешься правым. И действительно, кто-то уже устал от минимализма, а в Виллабаджо всё ещё делают упаковки, похожие на СТМ.
Евгений Лепёхин:
— Максимализм: огромное количество изображений, дудлов и шрифтов. Одно слово — кайф. Я думаю, что дизайнерам, если они хотят «уникальности», следует вообще побольше смотреть на работы вне кириллицы и латиницы, расширять свой визуальный горизонт так, как это не делают 99% остальных дизайнеров.
Дарья Купцова:
— Хочется всего и сразу, стоять и рассматривать, забывая обо всём вокруг. Этот тренд пришёл в дизайн после популяризации антистресс-раскрасок во времена Великой Пандемии и сохранился до наших дней. А что — времени свободного в пандемию было много, а теперь у тех, кто остался без работы, его ещё больше.
Расслабленность и умиротворённость
Наш прогноз в начале 2022 года
Когда миру ещё далеко до стабильности, особенно ценным становится то, что может заземлить, внушить спокойствие и уверенность. Недаром Shutterstock назвал главными цветами наступающего года мягкие расслабляющие тона.
Александр Зазвонов:
— Сложно подтвердить, конечно, что расслабленность и умиротворённость стали трендами 2022-го года, потому что даже если и стали, то вряд ли кто-то от этого расслабился. Но дизайн — а с ним человек сталкивается каждый день, проходя мимо вывесок на улице или полок в магазинах, — может хотя бы не добавлять визуального хаоса в хаос жизни. И надеюсь, что этот тренд реализуется в следующем году.
Евгений Лепёхин:
— Красиво, если у вас всё в порядке со зрением. Некоторые дизайнеры увлекаются этим настолько, что получают совершенно неконтрастный результат. Ни по отношению к рынку, ни внутри самого проекта. Пользоваться сайтом с белым фоном и нежно-розовыми кнопками с воздушными, парящими тенями — боль. Дайте такой сайт слабовидящему человеку и расскажите ему про этот тренд. Думаю, это уместно только в упаковке, но в вебе и интерфейсах — увы, плохая идея.
Тени и градиенты
Наш прогноз в начале 2022 года
Градиенты снова в моде, особенно сложные. Тренд пришёл из 3D-графики — а её в наступающем году будет много.
Евгений Лепёхин:
— Стилизация под ризографию и газетную печать в диджитале и вебе — классный стиль, который всегда выглядит свежо. Всё потому, что очень мало дизайнеров умеют в нём работать. Поэтому если это и тренд, то не теряющий актуальности. Главное помнить — во всём нужно знать меру и действовать без фанатизма.
Дарья Купцова:
— Выход из тени и переходное состояние компаний в 2022 году отразились в визуале градиентами и размытыми, как наше будущее, элементами. В 2023 году планируется сохранение тенденций с появлением более чётких линий и наведением резкости.
Но, возможно, использование градиентов набирает обороты на почве развития новой этики — если раньше арт-директор был диктатором, теперь он обязан учесть мнение всех, даже если к дизайну они отношения не имеют. А то, не ровён час, обвинят в отсутствии толерантности и отменят. Проще учесть все хотелки, перемешать и размазать: вуаля — отличный градиентный дизайн!
Александр Ковальский:
— Старый добрый тренд вернулся благодаря Figma, которая стремительно наращивает функционал, и все такие штуки там делать легко и приятно. Тихо молимся, чтобы после покупки Adobe мы не увидели кухонного комбайна по адресу figma.com.