От пересчёта гусей до создания диджитал-коллекций в Clo 3D: история дизайнера Павла Киселёва
За жизнь Павел успел и поработать финансовым директором и развить свой бренд одежды. Теперь он разрабатывает цифровые коллекции.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Павел Киселёв
Аргентина, Буэнос-Айрес
Пройденные курсы
Достижения
Освоил Clo 3D и разработал первые диджитал-коллекции для заказчиков.
Павел рассказал:
- как жакеты для Светланы Лободы открыли ему путь в дизайн;
- почему решил создать свой бренд одежды;
- заменит ли нейросеть дизайнеров;
- зачем пересчитывал гусей на фермах;
- по какому занятию скучает сильнее всего после перехода в диджитал-дизайн.
Жакеты для Светланы Лободы, костюмы для Zivert и первое производство
— Как получилось, что однажды ты решил стать дизайнером?
— Одежда привлекала меня с детства: я всегда хотел модернизировать и перешивать свои наряды. Вот только после школы пошёл по другому пути и начал развиваться в финансах. Дорос до финансового директора и упёрся в потолок. Стал искать сферу, в которой можно что-то делать руками, и внезапно меня озарило: «А почему бы не пойти в дизайн?»
Два года проходил профпереподготовку и учился на дизайнера костюма по ускоренной программе. Сперва сомневался: а то ли занятие я выбрал? Ведь прежде ни разу не держал иголки в руках, а тут — сразу пытался сшить юбку. Но в итоге приноровился: за время учёбы я изучил конструирование, моделирование, основы композиции, скетчинг и брендинг. И однозначно понял, что дизайн — серьёзное и увлекательное занятие и я хочу развиваться в нём и дальше.
— А что было после выпуска? Вдохновлённый, ты начал брать заказы или устроился на работу в какой-нибудь бренд?
— Нет, не совсем так. Ещё около двух лет после учёбы я не мог уйти с прежней работы в финансах. Просто не понимал, как совершить комфортный переход: без опыта меня могли взять разве что на очень маленькую зарплату, к чему я был не готов.
Помог случай: однажды на какой-то вечеринке я встретил приятельницу, которая работала на производстве одного российского бренда одежды. Мы разговорились, я рассказал ей о своём пути, и она пригласила к себе конструктором. Дала тестовое: из двух кусков ткани сшить любую вещь. Я сделал два жакета, и меня взяли.
Жакеты настолько всем понравились, что их даже вывесили в магазине бренда. Более того: в первый же день изделия приобрела Светлана Лобода. Вот так два жакета открыли мне путь в дизайн.
— Это очень круто! И ты продолжил работать на знакомую?
— Да, около полугода, пока та не закрыла своё производство. Видимо, дела шли не очень хорошо. На зарплате это тоже отражалось — её систематически задерживали.
И вот, когда деньги не пришли в очередной раз, мы с коллегой, швеёй-технологом, договорились и выкупили производство в счёт долгов по зарплате. Забрали оборудование, остатки ткани и приступили к работе в режиме экспериментального цеха: я делал лекала для мелких нишевых брендов, вместе мы совершенствовали посадку. Параллельно я изучал ткани, модели дистрибуции, разбирался в расчёте себестоимости изделий.
Позже через знакомых вышел на стилистов звёзд и стал предлагать им пошив костюмов для подтанцовки, балета. Вне бренда я даже работал со стилистом певицы Zivert: вместе мы придумывали концертные образы и отшивали их.
— Что тебе больше всего запомнилось из того времени?
— Любой артист — это всегда сжатые сроки и бессонные ночи. Только это и остаётся в памяти 🙂 Помню, иногда приходилось переделывать модель несколько раз в кратчайшие сроки. Чаще всего так случалось, когда у нас со стилистом расходилось видение будущего изделия.
«О нас писали СМИ»: создание бренда и выход на крупные магазины страны
— Как росло и развивалось твоё производство?
— Шло время, мы продолжали работать с разными российскими брендами — правда, теперь уже крупными. В основном шили для них жакеты, брюки, платья. Вот только была одна проблема: каждый месяц я уходил в минус, хотя брал заказы по хорошей цене.
— Как это возможно?
— Представьте: к вам пришёл клиент и заказал пиджак за 3500 рублей. Швея сшила его за один день, стоимость её работы составила 3000 рублей. Итого вам осталось 500 рублей. Но ведь такая сумма не покроет даже цену аренды за день! И что делать?
Логичным решением кажется нанять больше швей: они сошьют больше пиджаков, стоимость аренды в расчёте на одного человека снизится, и производство выйдет в ноль. Но и здесь есть проблема — хороших швей не найти, их очень мало. Выпускниц колледжей большие компании разбирают ещё во время учёбы. Швеи со стажем знают себе цену и не согласятся работать за 50 тысяч рублей в месяц. Остаются мастерицы, освоившие профессию в местах не столь отдалённых, но они зачастую необязательны.
Я долго думал, как решить эти проблемы. В итоге вместе с бизнес-партнёром мы открыли бренд Øthere Store и стали загружать производство только своими заказами. Осознанно ушли в ретейл, открыли магазин, даже вели переговоры с оптовыми партнёрами — всё лишь бы диверсифицировать риски.
— Как прошло открытие магазина?
— Отлично! Пришло много звёзд, о нас писали в СМИ, продажи росли. Вскоре мы даже открыли внутри магазина кофейню, цветочный уголок, спланировали зону для чтения книг.
Начался реактивный рост. Множество магазинов захотело с нами сотрудничать: коллекции от Øthere Store появились в московском «Цветном», питерской Subbota и красноярском Outfit.
— Вот это успех!
— Да, клиенты действительно были сильно заинтересованы в бренде. Мой бизнес-партнёр даже вёл переговоры с представителями магазинов Дубая и Еревана. Мы также планировали продавать коллекции на Luisaviaroma и на Farfetch.
Но после февральских событий 2022 года планы по выходу на зарубежный рынок пришлось заморозить. Всё усложнило закрытие «Инстаграма»*: развивать аккаунт бренда для зарубежной аудитории стало почти невозможно, как и принимать платежи от зарубежных клиентов.
— И как вы работаете сейчас?
— Пока что производство коллекций на стопе. Последнюю мы презентовали в Красноярске в декабре 2022 года. Трудности возникли именно в тот период: на фабрике по производству ткани, с которой мы сотрудничали, закончились импортные красители, и её закрыли. Другие, итальянские материалы стоили слишком дорого — цена конечных изделий взлетала в полтора раза.
Пришлось поставить производство на паузу. А сам я переехал в Турцию, купил курс по Clo 3D и решил удалённо создавать лекала, себе и на заказ.
О преимуществах нейросетей и пластиковой одежде
— Как проходила твоя учёба?
— Учился я медленно. Приехал в Турцию со слабеньким компьютером, а купить новый долго не мог. Техника здесь намного дороже, чем в России. Дела пошли быстрее, когда друзья по моей просьбе приобрели и привезли мне ноутбук из Москвы.
В целом освоить Clo 3D было несложно, да и само создание лекал давалось мне легко: помогали знания конструирования и большой дизайнерский опыт в офлайне. И конечно, доступные объяснения преподавателя.
Единственное: застревал на технических моментах. Например, у нас был проект, в рамках которого мы делали обувь. Для того чтобы примерить её на цифровую модель, сначала эту обувь нужно сохранить не как проект, а как аксессуар. Помню, долго с этим мучился.
— Я знаю, что сейчас в рамках учебного спринта ты создаёшь цифровой образ в Clo 3D с помощью нейросетей. Как успехи?
— Проект пока не закончен, но могу сказать, что работа с нейросетями в целом показалась мне сложной. Труднее всего формулировать запросы для генерации образов. Преподавательница курса, Марина Груздова, поделилась подробным гайдом на эту тему — я его как раз сейчас изучаю. Надеюсь, постепенно войду во вкус, куплю себе подписку на Midjourney и буду увереннее применять её в работе.
— А как ты считаешь, нейросети для дизайнеров одежды — скорее помощники или вредители?
— Однозначно помощники. Искусственный интеллект нередко предлагает классные идеи. Например, я могу загрузить два готовых образа в нейросеть, и она на их основе сгенерирует мне ещё четыре. Или я могу написать текстовое описание образа, и нейросеть создаст скетч новой модели.
Но всё же до окончательной замены дизайнеров нейросетями ещё далеко. Пока «машина» не обладает воображением человека, не может подобрать ткань или объяснить задачу швее. А это базовые задачи.
Если вдруг через 20 лет люди не захотят носить пластиковую одежду, созданную 3D-принтером по лекалам нейросети, у дизайнеров будет шанс 🙂
Пересчёт гусей и выращивание картофеля: о рутине в работе финансового директора
— Судя по нашему разговору, ты действительно нашёл себя в дизайне и не зря ушёл из финансов. Кстати, а почему изначально ты выбрал экономическую сферу? Финансы ведь так далеки от творчества.
— Не могу сказать, что тот выбор был уж очень осознанным. Окончив школу, я понял, что мне нравятся география и математика. С таким набором предметов брали на экономистов и бухгалтеров. Так я поступил в колледж, окончил его с красным дипломом, а потом пошёл работать бухгалтером. Параллельно получил вышку по специальности «Финансы и кредит».
В одной из компаний меня повысили до финансового директора. Фирма продавала сельскохозяйственную технику, выращивала зерновые и картофель. А ещё… выводила гусей. Помню, как ездил в Тульскую и Тверскую область, чтобы их пересчитывать. Было забавно 🙂
— Пересчитывал для отчётности?
— Да. Мы сами покупали яйца и выращивали этих гусей в инкубаторах. Я ездил в командировки, чтобы узнать, получилось ли у нас вывести столько гусей, сколько изначально планировали. Иногда случались форс-мажоры, и из-за нарушения условий в инкубаторе зародыши гибли.
Вообще, работать было интересно: я ездил в Минсельхоз, общался с фермерами. Помню, они рассказывали мне о выращивании картофеля. Я был удивлён, как много для этого используется специальной техники: сажалки, копалки, фрезы, оросительные системы.
— Как думаешь, помог ли тебе экономический бэкграунд в развитии своего бренда?
— Безусловно. Особенно в начале, когда мне приходилось постоянно считать экономические модели, маржинальность и себестоимость.
Поиск заказчиков, открытие диджитал-ателье и создание бренда в Аргентине
— Как планируешь дальше развиваться в диджитале?
— Пока что в Clo 3D я совсем новичок. Поэтому из ближайших планов — наработать портфолио. Недавно, например, я впервые делал заказ для одного бренда — коллекцию пляжной одежды. Так увлёкся, что вместо 7–10 запрашиваемых образов отдал около ста лекал. Мои варианты понравились — возможно, мы даже продолжим сотрудничество.
А дальше… Круто, если освою Blender, Autodesk Maya или Cinema 4D, чтобы вместе с Clo 3D использовать в геймдеве. А то недавно один мой потенциальный заказчик спросил, умею ли я «скиннить одежду под движок Unreal Engine». И я его вообще не понял 🙂
Также было бы здорово открыть свое диджитал-ателье. Покупатели бы примеряли в онлайне образы по своим меркам, давали фидбэк, а я бы воссоздавал понравившиеся им модели, отшивал и отправлял.
— Думаешь, это будет удобнее привычной офлайн-покупки?
— Почему нет? У цифровой моды определённо есть будущее. Сейчас люди активно покупают одежду в интернет-магазинах, но не имеют возможности тут же её примерить. Но скоро, уверен, она появится: будет достаточно загрузить свою фотку (или даже фотку цифрового аватара!) на сайт, выбрать изделие и решить — нравится, как оно сидит, или нет.
Индустрия активно развивается. Уверен, скоро и диджитал-показов будет гораздо больше. Правда, не думаю, что когда-нибудь они полностью заменят классические.
— А есть ещё что-то, о чём ты мечтаешь в профессиональном плане?
— Я бы хотел поработать с известными мировыми брендами, сделать для них визуализации и диджитал-одежду.
А ещё я сильно соскучился по швейной машинке и по работе руками. Вот скоро перееду в Аргентину и, скорее всего, там оборудую мини-цех. Возможно, займусь индивидуальным пошивом.
— Круто! Там и до своего производства недалеко 🙂
— Да, звучит неплохо! Кстати, я где-то читал, что массмаркет только недавно начал заходить на рынок Аргентины и бренду там проще завоевать успех. Так что вот и ещё один вариант развития нарисовался — открыть свой бренд в Аргентине.
— Что посоветуешь всем желающим открыть свой бренд?
— Я бы сказал: не спешите открывать своё производство. Работать со сторонними подрядчиками первое время гораздо выгоднее. Вам не придётся тратиться на зарплаты.
И пожалуй, не стоит сразу разворачивать огромный бренд одежды и производить все изделия на свете. Начните с монопродукта, пиджака или жакета, сделайте его рентабельным и только потом переходите дальше.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».