«Моя методика — фигачить и фигачить безо всяких Pomodoro»
После переезда в Москву и рождения детей Маша решилась не только снова пойти учиться, но и полностью сменить профессию.
Полина Суворова для Skillbox Media
Мария Лапшина
Россия, г. Москва
Пройденные курсы
Достижения
Сменила профессию, ушла из офиса, стала заниматься любимым делом.
В интервью Маша рассказала:
- как решиться снова пойти учиться в 34;
- о совместной работе дизайнеров;
- как совмещать учёбу и работу с воспитанием детей.
— Что ты чувствовала, когда решилась на обучение, воспитывая ребёнка?
— Это было ужасно и очень тяжело. В 34 года я понимала, что не могу вернуться в свою отрасль и работать по специальности, которой училась в институте, — экономическая кибернетика очень быстро развивается. И нелегко признаваться себе, что к такому возрасту ты не особо добилась профессиональных успехов.
— Страшно было?
— Конечно. Я шла с очень сильным страхом, что я самая старая и учиться буду медленнее всех.
— А как к этой идее отнеслись близкие?
— Они меня всегда поддерживали. Хотя в семье было устоявшееся мнение, что один из родителей должен не работать. Но в какой-то момент я стала задумываться, что будет, если я вдруг останусь одна. В таком случае меня ждало бы разве что мытьё подъездов, грубо говоря. Мне было очень неприятно осознавать, что у меня нет быстрого варианта зарабатывать высококвалифицированным трудом нормальные деньги в случае реальной необходимости.
— А что сейчас?
— Сейчас я знаю, что мне придётся походить по собеседованиям, но в итоге я смогу обеспечить себя и детей.
— Получается, ты сперва училась на факультете экономической кибернетики…
— А ещё планировала поступать на курс по педагогике! Вообще в моей жизни было много перемен. Я из города Бровары, это Украина. Когда мы с мужем решили переезжать в Москву, я оставила работу в банке. После свадьбы у нас родилась дочь, и я уже не рассматривала офис в принципе. Нужно было искать что-то другое, и появились мысли о преподавании.
Я даже смастерила детский курс по информатике и введению в алгоритмы. Но это, пожалуй, не было выбором профессии. Скорее чтобы объяснить себе и семье, что это нормальная работа, и закончить поиск. Но на сессии с психологом я поняла, что мне нужно серьёзно поразмышлять, чего я хочу на самом деле.
Обучение и поиск работы
— Ты помнишь момент, когда решилась сменить профессию?
— Как раз после похода к психологу я, можно сказать, проснулась и поняла, что всегда хотела заниматься чем-то связанным с визуальным оформлением. При этом я даже не знала, что есть профессия такая — графический дизайнер. И пока я гуглила, мне попалась реклама курса «Графический дизайнер с нуля до PRO». В этот же день я его купила.
— Твой опыт в экономической кибернетике как-то пригодился в новой профессии?
— Очень, потому что в дизайне приходится постоянно думать, как подать информацию в иллюстративном виде. Вообще, в графическом и иллюстративном дизайне тебе нужно аккумулировать все свои знания, чтобы зашифровать (или, наоборот, расшифровать) какие-то графические образы. Весь мой предыдущий опыт как раз таки сходится в этих точках.
Сейчас я работаю в образовательном стартапе. Мы делаем детское приложение, конкретно я рисую иллюстрации.
— Как нашла эту работу?
— Я начала откликаться на вакансии от карьерного центра Skillbox. Сперва прошла месяц стажировки в рекламном агентстве, где получила реальный опыт работы, увидела объёмы и поняла, чем не хочу заниматься. Затем я продолжила поиски, и в конце концов меня позвали на работу в образовательный стартап.
— Ты там одна отвечаешь за графику?
— Нет, мы работаем в паре с ещё одной дизайнеркой. Она тоже студентка Skillbox :)
— И как устроена ваша совместная работа?
— У нас есть спринты. Каждый делает свою часть, потому что иллюстрации не очень связаны между собой. Это максимально простой вариант совместной работы.
— Расскажи про свои проекты.
— Стартап, где я работаю, пока что не запустился. Мы ещё работаем над приложением, но могу рассказать о нескольких своих интересных проектах!
Например, первый оплачиваемый заказ я получила на фриланс-бирже UpWork. Нужно было разработать фирменный стиль для строительной компании на основе одной картинки за пять долларов из стока. Я полностью создала паттерн, сверстала визитки, подобрала шрифты и цвета. Нужно было общаться с заказчиком на английском, а сам проект занял недели три. В итоге я получила хороший отзыв, но забыла эту биржу, как страшный сон.
Также я работала со многими мини-проектами на площадке ProCharity. Это платформа интеллектуального волонтёрства. Я всегда хотела заняться волонтёрством, но обычно это означало долгую дорогу куда-то и всегда требовалось много времени. Самый последний проект там — вёрстка календаря для ребят из «Шага навстречу». У них были роскошные иллюстрации: картины, посвящённые творчеству Beatles, которые нарисовали люди в рамках проекта «Арт-терапия». Я получила огромное удовольствие от работы и новых знакомств.
Работа с двумя детьми на руках и способы повышения продуктивности
— Ты работаешь, так сказать, «с детьми на руках». Как строится твой рабочий день?
— Когда это учебный год, то в первой половине дня дети в садиках и школах. Так что с девяти утра до часу дня — моё основное рабочее время. В этот промежуток я должна сделать всё по максимуму. Когда они приходят, я всё равно, конечно, пытаюсь найти какие-то минутки для работы, но это уже задачи, не требующие концентрации. И после девяти вечера до полуночи у меня тоже довольно продуктивное время. На вечер я оставляю задачи, для которых не нужен творческий импульс или заряд вдохновения.
— Используешь какие-нибудь методики повышения личной эффективности вроде Getting Things Done или Pomodoro?
— Нет, моя методика — фигачить и фигачить безо всяких «помидоров». Для этого на работе и ввели спринты, о которых я говорила ранее. Так все коллеги могут видеть твою эффективность и понимать, насколько ты идёшь в потоке. У меня в плане обычно есть определённое количество иллюстраций. Я разбиваю это количество на дни и знаю, сколько мне нужно отрисовать в день. Всегда стараюсь сделать всё по максимуму.
Отдых и хобби
— Успеваешь отдыхать?
— Иногда я осознанно беру выходной, чтобы как-то отвлечься. Но потом, конечно, приходится дорабатывать.
— Хватает ли времени на увлечения? На что-то кроме учёбы и семьи.
— Нет, скажу честно. Едва ли хватает времени на чтение, плюс я взяла ещё один курс Skillbox — по коммерческой иллюстрации. Решила, что хочу заниматься вкраплением иллюстративного дизайна в свои проекты.
— Что-то из профессиональных успехов можешь уже назвать?
— Да хотя бы участие в крупнейших конкурсах по дизайну! Skillbox предложил отправить одну из моих работ на конкурс Community Arts, полностью взяв на себя все моменты по оформлению, а потом рекомендовал участвовать в одном из крупнейших дизайнерских конкурсов Red Dot. Это конкурс, который больше направлен на решение проблем, а не просто на красивую картинку.
Я получила море удовольствия от работы, а на финальном этапе к нам присоединились ребята с курса монтажа и моушн-дизайна. Такие моменты меня сильно мотивируют, и я сама вижу, что меня кто-то замечает, предлагает проекты. Это потрясающий опыт!
Блиц
— Что и кто тебя вдохновляет в дизайне?
— У меня нет какой-то iconic figure, которая меня постоянно вдохновляет. Я периодически читаю книги на тему дизайна, смотрю YouTube-каналы вроде Brodesign Макса Алимкина. Он приглашает разных дизайнеров, и их истории сильно мотивируют. Впрочем, как и их взгляды на жизнь. Понимаешь, как устроены их мозги. Это помогает понять, что в дизайне, возможно, самое главное — это как раз видение творческого человека.
Из конкретных людей могу выделить Олафура Элиассона. Он делает совершенно сумасшедшие инсталляции с использованием света. Ещё Юлия Свобода! Это мой проверяющий преподаватель. Она каждый раз проверяет так, что потом я парю на крыльях новых идей.
— Опиши твой идеальный день.
— День, когда я отлично выспалась и меня не будил мой младший ребёнок. Важна и погода — солнце, но не жарко. Вкусный завтрак: крок-мадам с салатом и большой кружкой капучино. Если день рабочий, то часа четыре спокойной непрерывной работы с хорошо распланированными задачами, без переделываний. Затем семейный обед и долгая прогулка в парке, а вечером — просмотр хорошего сериала с зелёным чаем.
— Как ты относишься к музыке во время работы?
— Всегда слушаю музыку! Это рок, ска, панк, может, какие-то рок-каверы. Или какой-нибудь пати-хаус. Иногда слушаю ASMR, когда очень уставшая. Почему-то звуки вроде шуршания пуговиц меня настраивают на работу.
— Самая раздражающая особенность в дизайне?
— То, что это очень инженерная вещь и мой мозг ещё недостаточно сформировался, чтобы генерировать глубокие инженерные решения.
— А самая любимая?
— Больше всего я люблю людей и их истории: как они смотрят на мир, как пришли к тем или иным решениям, как меняли пространство вокруг себя…