История CreativePeople. Тусовочка, чёрный пояс по кризисам, менеджмент огнём и мечом
Рассказываем о тех, кто создал и развивает индустрию дизайна — в России и в мире.
Иллюстрация: CreativePeople / Аня Макарова для Skillbox Media
В 2023 году агентству CreativePeople исполнилось 20 лет. Отцы-основатели и сотрудники компании рассказывают:
- как всё началось со студенческой тусовки;
- что делали дизайнеры, когда не знали слова «айдентика»;
- как потратить все деньги, решить, что пора закрывать бизнес, и не сделать этого;
- как пережить экономический кризис в Медведково;
- почему системный менеджмент — это тоже кит;
- какие эксперименты полезнее отчаяния;
- как не расстраиваться, если креативность в вебе осталась в прошлом;
- что такое коллапс, когда есть ниша и стратегия;
- почему вообще стоит так стараться.
CreativePeople — диджитал- и дизайн-агентство с 20-летней историей. Ребята создают дизайн во всех его проявлениях. Работают вдолгую с крупными клиентами и развивают бренды с нуля.
2003
Год, когда группа «Тату» заняла на Евровидении третье место с песней Not Gonna Get Us, а CreativePeople появились
Весной 2003 года студенты Высшей школы экономики — будущие юрист Александр Ковальский и политолог Сергей Калюжный — решили, что готовы начать общий бизнес. У них уже был опыт совместной работы над протодизайном: ребята состояли в студенческом совете университета, рисовали айдентику и афиши для мероприятий.
Правда, проект, ради которого друзья изначально собрались, быстро отменился, и они оказались в арендованном офисе с необходимостью за него платить. И эта необходимость стала катализатором для старта CreativePeople.
20 лет назад рынок дизайна и тем более диджитала в России ещё не существовал. Клиентам необходимо было объяснять, что такое интернет, что в нём есть сайты, и убеждать, что им действительно нужны свои страницы. Получилось, что компания друзей попала в одну из первых волн, когда только формировался российский веб-дизайн, креатив в диджитале и то, что позже назовут дизайном корпоративных сайтов.
Название CreativePeople появилось в 2003-м. Александра, Сергея и их товарищей часто называли «творческими ребятами» — как будто слегка пренебрежительно и не понимая, почему они выбирают какие-то странные занятия, а не понятную и предсказуемую карьеру в юриспруденции и тому подобном. Так и прижилось — «Творческие люди», или CreativePeople на «модный» иностранный манер.
Летом того же года друзья зарегистрировали домен cpeople.ru, и компания оформилась окончательно.
Первыми проектами были сайт для соседей по офису, информационная система для юристов, сайт рекламного агентства, сайт иконописной мастерской, логотипы и упаковка кухонной утвари для друзей. Заказы приходили от знакомых, арендодателя, первых партнёров, которые продавали графический дизайн и IT-услуги и при этом не хотели делать сайты своими руками.
Спустя полтора года, осенью 2004-го, к ребятам присоединился будущий директор по развитию — Сергей Прокофьев.
Про офис творческих людей в университете ходили легенды. Ведь там работал Серёжа Калюжный, который в тот момент был председателем нашего студсовета, и все клёвые чуваки приходили к ним и что-то делали. Я тоже стал там периодически появляться. С Ковальским мы первое время даже не пересекались, потому что он приходил работать днём, а я появлялся ближе к ночи и садился за его комп. Калюжный работал, а я мог залипнуть в какую-нибудь компьютерную игрушку, например, в «Рыцари старой республики», которые тогда только вышли. Иногда мне перепадали и рабочие задачки. Например, заполнить контентом какой-нибудь сайт.
Чуть позже, когда я стал искать работу, обнаружилось, что уже, по сути, частично трудоустроен.
Сергей Прокофьев
Так сложилась компания отцов-основателей, которые станут коллегами и друзьями на ближайшие 20 лет, — Калюжный, Прокофьев и Ковальский.
Не все понимали, чем мы занимаемся. У моих коллег были вопросы от родственников: «А что они вообще делают?» Мне по большому счёту от родителей не прилетало, за что им большое спасибо. Хотя, надо сказать, наша работа влияла и на учёбу мою, и на образ жизни, и не особо положительно…
Но по итогу выяснилось, что всё мы сделали правильно.
Сергей Прокофьев
2005
Год, когда ЦСКА выиграл кубок UEFA, а CreativePeople учились быть агентством
В становлении CreativePeople важную роль сыграло бренд-ателье Front:Design.
Front:Design был нужен сайт — «Творческие люди» его сделали, так и познакомились. Одновременно у коллег были крутые клиенты и классный графический дизайн, но не было экспертизы в вебе. Так CreativePeople стали партнёрами брендингового ателье и начали работать с компаниями совсем иного уровня.
Заодно CreativePeople и Front:Design решили пошерить офис.
Это, конечно, было небо и земля. У них был очень красивый офис: серебристые «макинтоши», рыжие стены, доска, на которой можно было рисовать схемы, барная стойка, за которой мы обсуждали проекты, кабинет директора с боксёрской грушей.
Сергей Прокофьев
Переехав в настоящий дизайнерский офис к Front:Design, ребята наблюдали, как работают профессионалы. И естественным образом непрерывно учились и перенимали опыт.
В тот момент мы делали сайты и создавали логотипы, реже полноценные фирменные стили. «Брендингом» занимались коллеги из Front:Design, а термин «айдентика» был нам вообще не известен.
Клиенты приходили без всего, и основным запросом обычно был сайт. Но в рамках создания этого сайта мы регулярно рисовали и логотипы, придумывали креативные концепции, создавали key visual’ы. Могли сделать какие-то элементы фирменного стиля. Например, визитки — тогда ещё было принято их печатать и раздавать друг другу.
Именно тогда креативная концепция стала нашей фишкой — это был отдельный этап в разработке всех наших проектов, который представлял из себя гибрид из коммуникационной платформы, «большой идеи» и key visual, который «зашивался» в сайт. Креативная концепция очень быстро закрепилась в продукте CreativePeople и оформилась в наше УТП.
Сергей Прокофьев
Молодая команда вовлечённо работала над каждым проектом: всё делали сами, проводили фотосъёмки, создавали 3D, занимались крафтом, не считали деньги, почти ничего не зарабатывали и постоянно доплачивали из своих.
У меня была борода, и меня часто брали на встречи как «старшего». По сути, приходилось имитировать взрослого в нашей юной компании, где я по факту был самым младшим.
Сергей Прокофьев
2007
Год, когда Apple выпустили iPhone, а CreativePeople совершили первую большую ошибку
К 2007 году CreativePeople повзрослели и вошли в свой пубертатный период. Наняли первого менеджера. Почувствовали, что в офисе Front:Design тесно, нашли полуподвальное помещение в доме Московского купеческого общества — на Солянке, 1, — и мощно вложились в его ремонт.
Правда, через полгода съехали и чуть не развалились.
В 2007-м в компании появилось и оформилось явное разделение — часть команды сосредоточилась на сложной разработке, вторая продолжила заниматься веб‑дизайном и брендингом. В том числе и своей айдентикой: именно тогда появилась концепция собственного сайта CreativePeople с бородатым мужиком.
Этот образ впоследствии переосмысляли, но он надолго стал символом компании и фактором успеха. Так CreativePeople, хотя и не считали в тот момент такой креатив чем-то очень значимым, начали формировать и укреплять собственный бренд, что оказалось отличной базой для роста.
Довольно быстро рост расходов, неумелое планирование и значительные кассовые разрывы привели к тому, что в конце 2007 года «Творческие люди» оказались на грани выживания, а часть команды покинула коллектив.
2008
Год, когда установили последний элемент Большого адронного коллайдера, а для CreativePeople кризис стал экономически успешным моментом
Чтобы сократить расходы и доделать работу над текущими заказами, CreativePeople покинули пространство на Солянке и переехали в двухкомнатную квартиру в Медведково, в 50 метрах от МКАДа. В одной комнате они устроили коворкинг, в другой — коливинг.
Постепенно ситуация начала выправляться — сказалось сокращение штата и затрат на аренду. Одновременно с этим новый сайт принёс ребятам неожиданную известность, трафик, места в иностранных подборках и новых клиентов. Стало очевидно, что именно повышение известности бренда CreativePeople позволит перезапустить бизнес и амбиции.
Работа над сайтом снова закипела, и летом 2008-го мужика с зажигалкой сменил новый мужик — с белкой, который сработал с эффектом разорвавшейся бомбы. Трафик на сайт вырос многократно, интернет наводнили десятки публикаций-подборок лучших порталов, среди которых оказался и cpeople.ru — команда перестала быть ноунеймами, и у них начал формироваться входящий поток запросов на услуги.
Сентябрьский кризис 2008 года, который ударил по экономике, неожиданно оказался ещё одной точкой роста для CreativePeople: с этого момента компания из студенческой инициативы окончательно превратилась в бизнес.
В кризис сместились ожидания клиентов, и мы за нашу стоимость стали очень хорошим решением. Тогда клиент, естественно, начал искать более дешёвых подрядчиков, а мы ими и оказались.
Сергей Прокофьев
2011
Год, когда милиция стала полицией, а креативность сайтов CreativePeople вышла на максимум
Следующим важным этапом для агентства стало привлечение первого профессионального руководителя.
Основатели CreativePeople поняли, что пришло время переходить на новый уровень менеджмента: конечно, здорово учиться на собственных ошибках, но делать это в процессе изобретения велосипеда не очень эффективно. Решили заполучить управленческую экспертизу со стороны, и в компанию пришла Анна Герт, которая перестроила всё управление проектами и производством.
Так в CPeople стали прививать новую философию: «Не только делаем круто, но ещё и чётко, системно, прогнозируемо и надёжно».
Аня начала внедрять в нас менеджмент огнём и мечом. По мотивам этого времени я даже сделал доклад на фестивале «404» в Самаре под названием «Внедрение таск-менеджера при помощи бейсбольной биты».
Мы начали очень и очень много внимания уделять качеству управления нашими проектами, чёткости, отстаиванию собственных интересов, расчёту экономики проекта. Так как Аня работала у нас достаточно долго, это всё вросло корнями и до сих пор играет очень важную роль.
Сергей Прокофьев
Помимо банального «пришло/ушло; доход минус расход», в агентстве начали вести учёт, завели проектам паспорта, стали оценивать их маржинальность и рентабельность. Это постепенно развилось в сложно устроенную систему управленческого и финансового учёта, которая позволила CreativePeople отслеживать экономические показатели собственного бизнеса, строить прогнозы и забыть о кассовых разрывах — вплоть до настоящего момента.
Если говорить об экспертизах, которые характеризуют CreativePeople, это дизайн, креатив и менеджмент. На этих трёх китах всё и построено.
Сергей Прокофьев
2014
Год, когда Мэтью МакКонахи получил «Оскар» за роль в «Далласском клубе покупателей», а CreativePeople стали двигаться в диджитал
В 2014 году в России сразу после зимней Олимпиады начал разворачиваться кризис, когда политические события повлекли за собой рост курса валюты и первые масштабные экономические санкции. Коммерческие компании снова стали урезать бюджеты, перестраивать свою экономику и менять подрядчиков.
У нас чёрный пояс по кризисам. В 2008 году мы ещё не умели бояться и не очень понимали, что происходит. Когда ты маленький, ты не страдаешь от того, что от тебя уходит крупный клиент. У тебя таких просто нет, и они, наоборот, приходят.
В 2014 тоже было много интересного, но мы были значительно опытнее и крепче, накопили жирок. В итоге отчасти сработал всё тот же механизм. К нам снова пришли ещё более крупные клиенты, которые снова искали ещё более эффективных подрядчиков. Вторым фактором успеха был наш бережливый подход к расходам, грамотный учёт и планирование.
Сергей Прокофьев
Получилось, что CPeople проходили через этот кризис более подготовленной компанией.
2014-й был не только новым периодом очередных волнений и тревог. CreativePeople стали довольно крупной и уверенной в себе компанией — пришло время экспериментов. И в бизнесе, и в позиционировании, и в распределении ресурсов.
Примерно в это время появилась внутренняя команда, которая занималась только социальными сетями, а позднее — digital-проектами. Уже второй год в виде двух отдельных команд работали запущенные ребятами Piratecode (аутсорсер разработки) и Western Jack (CGI и рекламная графика).
Мы работали над рекламной кампанией агентства, занимавшегося привлечением арендаторов в коммерческую недвижимость. Для одного из креативов нам необходимо было сделать картинку с очень надменной женщиной — такой продавщицей в советском сельпо. И в этом сельпо на полках должны были стоять рыбные и овощные консервы, трёхлитровые банки с огурцами и помидорами. Модель мы смогли найти в Смоленске, где и состоялась фотосессия.
Всё остальное стало задачей для 3D-моделлера. Он сел и стал закатывать трёхмерные огурцы в тридэшные стеклянные банки: как хозяюшка, складывал один за одним огурчики, бережно выкладывал их в рассол, чтобы они смотрелись красиво и реалистично. Получился классный вижуал.
Дизайнер Х, Western Jack
CGI-направление CreativePeople выстраивали вместе с Дмитрием Глазыриным — 3D-дженералистом, арт-директором и очень крутым диджитал-художником.
2016
В Великобритании проголосовали за Brexit, а CreativePeople поняли, что в «креативе уже нет смысла»
У CreativePeople было первоначальное ноу-хау — креативная концепция как этап разработки сайта. Это позволяло делать яркие и нестандартные проекты, которые помогали продвигать продукты и компании — причём обычные, для обычных людей и обычных сервисов. Но…
Запросов на такие проекты становилось всё меньше, победил рациональный подход и интернет-маркетинг и, кажется, креативные сайты стали особо никому не нужны, кроме нас самих. Наш креативный подход в веб-дизайне трансформировался, перешёл в сферу digital-коммуникаций, но, конечно, сохранился для отдельных фестивальных проектов. По-моему, сейчас уже и не встретить, например, сайт юридической компании с каким-то суперкреативом. А если и встретишь, то испытаешь скорее кринж, а не восхищение.
Да и в целом сфера корпоративных сайтов стала значительно скучнее. Первый раз она стала скучнее, когда появился flat design, второй — когда мы все перешли на UX/UI-подход. А когда мы начинали, дизайн сайтов чем-то походил на дизайн буклетов для выставок, где каждый выпендривался как мог.
Сергей Прокофьев
В 2016 году SMM-команда доросла до полноценного digital-отдела. Компания отказалась от активной поддержки Western Jack и Piratесode как отдельных направлений с автономным брендингом и маркетингом, который требовал серьёзных инвестиций, и проекты вошли во временную гибернацию… Экспертизы и сотрудников же забрали в большой CreativePeople.
2019
Год, когда сгорел собор Парижской Богоматери, а CreativePeople сфокусировались на диджитале и продуктах
В 2019 году сформировалось новое позиционирование CreativePeople — Digital Experience Agency. Усилия и ресурсы теперь сконцентрировали на двух направлениях: Digital & Creative Servieces и Product Research & Development, коммуникационном и продуктовом.
Одновременно с этим трансформировался формат работы: CPeople переключились на большие долгосрочные контракты, развитие клиентов и существенно сократили количество отдельных проектов. «CreativePeople #нетолькосайты» — транслировали социальные сети агентства. И сайтов действительно стало меньше.
К 2019 году квинтэссенцией направления креативного веб-дизайна стал яркий и большой проект для S7. Но это тоже был не креатив ради креатива: у сайта и у всех элементов была утилитарная функция — презентовать новый самолёт.
Когда мы начинали, к нам приходили те, кто не понимал, как себя продвигать. И всё, что можно было сделать с точки зрения коммуникаций, мы запихивали в сайт в виде креатива для key visual, стартовой страницы, заглушки, заставки. Но с тех пор и рынок, и наш инструментарий значительно трансформировался. Сайт — теперь лишь одна из площадок, свои же креативные возможности мы используем, чтобы рекламировать конкретный продукт в соцсетях и офлайн, чтобы делать интегрированные спецпроекты.
Сергей Прокофьев
2020
Год, когда общественный транспорт в Люксембурге стал бесплатным, а CreativePeople понервничали только две недели
Буквально через полгода после того, как в CPeople оформилась трансформация, пришёл очередной жесточайший кризис. Но оказалось…
К началу пандемии компания уже сфокусировались на диджитале и на клиентах с цифровыми продуктами, которые всё зарабатывают в Сети: это финтех и прочий тех, телекомы, e-comm, промышленники, проходящие цифровую трансформацию, фарма, которая начала цифровизироваться сумасшедшими темпами. И эта стратегия сработала настолько хорошо, будто «Творческие люди» предвидели коллапс 2020 года.
Причём к началу локдауна уже треть CreativePeople работала удалённо. И так получилось, что эти странные времена агентство прошло гладко и успешно.
Две недели нервяка, и всё. А дальше — отличная работа.
Сергей Прокофьев
Итог пандемии — существенный рост агентства и переход на практически стопроцентную удалёнку.
Постпандемия
Новейшая история CreativePeople
Не успел закончиться один кризис, как начался следующий. Совершенно, радикально другой. То, что срабатывало в прошлые годы — в 2008-м, 2014-м, 2020-м, — не могло помочь в 2022-м.
И CreativePeople во многом просто повезло. Существенной частью портфеля оказались клиенты, которые плюс-минус сохранили объём своей работы. Но в любом случае агентству пришлось в очередной раз учитывать тенденции и трансформироваться. CPeople выбрали российский рынок и продолжили работать распределённо.
Рынок у нас локальный, а состав сотрудников отчасти общемировой.
Сергей Прокофьев
Так зачем всё это?
Через 20 лет после студенческих тусовок на десять человек в 30-метровом офисе CreativePeople — это компания, которая выстояла в четырёх кризисах, способна работать с клиентами любого масштаба, может выстроить грамотный менеджмент, собрать любую команду дизайнеров. У агентства есть собственный продакшен и долгие, стабильные отношения с клиентами.
Я иногда грущу по тем временам, когда у нас вся работа состояла из приколов, лёгкой идиотии и выпендрёжа. Например, был проект, когда мы нарисовали сайт красками на стене. Сейчас таких проектов у нас не очень много, но это не значит, что их не будет уже никогда. Мы периодически стараемся устраивать фан. Чаще, правда, в собственных проектах. Например, на сайте двадцатилетия с котом-колбасой.
Сергей Прокофьев
CreativePeople совершенно точно повлияли на индустрию дизайна в России. Например, непредсказуемо крутой эффект произвёл шаблон их брифа: документ утёк легко — он был выложен на сайте. В какой-то момент менеджеры коммерческого отдела заметили, что к ним от клиентов стал часто попадать их собственный бриф, с теми же вопросами, только в ином форматировании и уже заполненный, иногда с логотипами других агентств.
Безусловно, понятное, прозрачное и системное влияние у CreativePeople тоже было.
Без CreativePeople digital-дизайн в России всё равно существовал бы, но он был бы значительно скучнее. В нём не было бы плеяды людей, которые поработали в CreativePeople — здесь сформировались, здесь были обучены.
Мы всегда были компанией-школой. Наверное, рынок бы недосчитался большого количества крутых ребят и крутых специалистов. Это, я уверен, наш главный вклад в индустрию.
Сергей Прокофьев
Гордость агентства — образовательная деятельность. И внутренняя — всех, кто прошёл через CPeople, обучали работать. И внешняя — это конференции, лекции в «Британке» и ВШЭ, популярный курс Skillbox. CreativePeople заразили дизайном и диджиталом огромное количество людей.
У нас нет одного глобального вклада, он собирается из многого, и мы не пытаемся за счёт чего-то конкретного стать суперзвёздами.
Мы делаем классные проекты, но я не могу сказать, что мы уже создали свой лучший проект, который изменил весь рынок. Но и цели такой не было: мы всегда считали себя ремесленниками.
Наша задача — планомерно развиваться, работать и делать это ещё 20 лет как минимум.
Сергей Прокофьев
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!