Экономист, ставшая дизайнером одежды: «В 30 лет подумала: когда, если не сейчас?»
С детства Ани обожала создавать наряды для кукол, но после школы выбрала экономический вуз. А потом всё же решила заняться тем, что любит.
Иллюстрация: архив Ани Макичян / Annie для Skillbox Media
Ани Макичян
Россия, Краснодар
Пройденные курсы
Достижения
Прошла курс за полгода и запустила свой бренд, который теперь успешно развивает.
Ани рассказала:
- как экономическое образование помогает ей в управлении своим брендом;
- почему важно находиться в комьюнити единомышленников;
- как запустила свой бренд, имея всего 50 тысяч рублей;
- о силе вдохновения природой;
- какие есть виды сотрудничества с бутиками.
Творчество — это всегда выражение души. С помощью дизайна одежды я нахожу для своих чувств нужную форму, преобразую внутренние ощущения в тактильные, осязаемые. Если человек с тонкой натурой взглянет на созданный мною платок или платье, то увидит картины природы: улыбнётся ярко-оранжевому, напоминающему подсолнухи, глубоко вдохнёт прохладно-голубой, похожий на бриз.
В своих изделиях я стараюсь отобразить всю красоту мира: прелесть закатов, живописность полей и великолепие гор. Я искренне верю, что именно красота поможет нам стать лучше, — нужно лишь однажды остановиться и заметить её в спешке дней.
Все мы родом из детства: начало моей истории
Любовь к дизайну одежды зародилась ещё в раннем детстве: я обожала наряжать своих кукол. Подходила к процессу профессионально: не просто вырезала наряды из бумаги или ткани, а базово их конструировала. Например, пальто составляла из нескольких частей — переда, спинки и рукавов.
Чуть позже, в подростковом возрасте, в попытках выделиться среди сверстников проводила эксперименты: придумывала декор для одежды или крепила части двух разных изделий друг к другу. Работать по лекалам не умела: просто мерила и переделывала — и так много раз подряд.
Шью я, кстати, и сейчас на любительском уровне. На мой взгляд, дизайнер одежды вполне может обойтись без этого навыка. Другой вопрос — умение рисовать. Эскизы, скетчи, наброски — неотъемлемая часть ежедневной рутины. Как иначе выразить образ, переместить его из головы на бумагу, если не с помощью карандаша?
«Успешная карьера экономиста: студент, преподаватель, работник банка»
В маленьком городе, где я росла, о профессии «дизайнер одежды» никто не слышал. Моя семья в том числе. Знали только о швеях, но эта специальность казалась несерьёзной. Целый день сидеть и шить, что ли?.. Ну нет. Другое дело — экономисты, юристы, менеджеры!
В школе мне нравилась математика, поэтому выбрала экономику. Повезло: профессия пришлась по душе — все эти расчёты, таблицы, формулы, — из вуза выпустилась уверенным специалистом. Несколько лет преподавала в университете, потом работала в банке, затем фрилансила. Разнообразная карьерная лестница 🙂
На протяжении всего экономического пути ни на год не забывала о творчестве. Рисовала всегда и везде, чаще — абстракции. На работу в вуз обязательно наряжалась, подбирала образы: меня это вдохновляло и заряжало. А вот в банке страдала: из-за однотонного дресс-кода чувствовала себя подавленно.
Экономическое образование отлично успокаивает творческую импульсивность. Перед созданием новой коллекции я всегда прописываю бизнес-план, рассчитываю издержки и затраты на каждый этап. Такой подход отсеивает безумные и неокупаемые идеи.
«Спасибо карантину»: как я вернулась к детской мечте
Удивительно, но тяжёлые для многих времена карантина в 2020 году мою жизнь, наоборот, поменяли в лучшую сторону. В четырёх стенах времени было предостаточно, и я с головой погрузилась в своё хобби. Достала бабушкину машинку для шитья, включила курсы на YouTube и, следуя пошаговым инструкциям, с нуля создала несколько изделий.
Примерно в этот же период мне исполнилось 30 лет — триггерный возраст. Помню, подумала: «Ани, сейчас или никогда! Пора уже заниматься тем, к чему лежит душа, а не чего требует общество». Творить, придумывать, создавать. Родители меня поддержали: спустя столько лет профессия дизайнера-модельера обрела мировую популярность и уважение.
Решилась на покупку курса. Причин для серьёзного шага было несколько.
- Во-первых, понимала, что самостоятельно буду собирать информацию годами, и не факт, что по итогу получу все нужные навыки и знания.
- Во-вторых, обучение на платформе с кураторами не позволило бы отлынивать и давать себе поблажки.
«Прошла курс за полгода»: о сложностях и успехах
На старте обучения я выстроила себе чёткий график, согласно которому как минимум два дня в неделю должна была посвящать учёбе: делать домашку, отрисовывать эскизы, подбирать референсы. Без пропусков. Чаще всего намеченного плана придерживалась, но иногда, конечно, возникали и трудности.
Если попадалась сложная и непонятная тема, автоматически появлялось желание отложить её подальше, сделать потом (самообман!). Так, в одном из первых уроков нам дали задание: продумать концепцию будущего бренда для итоговой работы. Фантазия летала — хотелось всего и сразу, невозможно было сосредоточиться на чём-то одном и сформулировать идею конкретно.
Как человек, верящий в счастливые случайности, решила выдохнуть и не зацикливаться… и через пару дней определилась. Концепцию мне навеяла невероятно нежная картина Ван Гога «Цветущие ветки миндаля». Я подумала: «А что, если взять творчество моего любимого художника за основу дипломной коллекции?»
Лёгкие ткани, чёткие формы, природная яркость — всё это присутствовало в его произведениях и вдохновило меня на свои изделия: платья с пышными рукавами, широкие пиджаки, вещи с драпировкой.
Последовательность — один из главных плюсов обучения. Шаг за шагом мы совершенствовались, отрабатывая каждую тему на своей концепции. За счёт этого вырисовывалась цельная картина.
«Комьюнити — это важно»
Нахождение в комьюнити — одна из главных ценностей обучения. В чате студентов мы постоянно обсуждали новые показы, модные тренды, сложности и радости на пути — это вдохновляло и воодушевляло. Я и не подозревала, как сильно на самом деле нуждалась в людях со схожими интересами в своём окружении. Однажды мы даже встретились с несколькими ребятами в Краснодаре: обсудили проекты, обменялись контактами производств.
Комьюнити — это не только общение, но и новые возможности. Часто неожиданные. Например, в прошлом году моя коллекция участвовала в съёмочном дне от Skillbox (сама я приехать не смогла). Все участники мероприятия — фотографы, стилисты и продюсеры — тоже были студентами. Каждый получил свой невероятный опыт, а мы — профессиональные снимки для бренда.
«Для старта собственного дела у меня было 50 тысяч»
Цель «создать свой бренд» возникла в ходе обучения. На одном из уроков нам рассказали о технике нанесения на ткани. Идея откликнулась: я хорошо рисовала и однажды уже переносила свои эскизы на шоперы, которые сама же предварительно шила. Тогда относилась к процессу как к хобби и продавала изделия знакомым, теперь же подошла к делу серьёзнее.
На основе всё той же вдохновившей меня картины «Цветущие ветки миндаля» создала нежный принт в оригинальных безмятежных цветах, планируя впоследствии нанести его на платки и продать их. Прописала бизнес-план, где в качестве начального капитала заложила 50 тысяч рублей, — первый шаг к своему бренду был сделан.
Страха не было: я понимала, что вкладываю относительно небольшие деньги. Если всё прогорит — я буду рада, что хотя бы попробовала.
Средства распределила следующим образом:
- отрисовка и редактура рисунков для платков, заведение и наполнение соцсетей — 0 рублей (делала сама);
- отшив первой партии с двумя видами платков — 15 тысяч рублей;
- регистрация ИП — 800 рублей;
- съёмка изделий (студия, фотограф) — около 5 тысяч рублей;
- реклама в соцсетях и у блогеров (когда она ещё была) — 20–30 тысяч рублей.
О трудностях начинающего дизайнера
Партия платков успешно разошлась. Я твёрдо решила продолжить и запустить уже полноценную коллекцию одежды на сезон «весна — лето» — платья, юбки, блузки. На первом этапе столкнулась с двумя основными сложностями.
Ткани. Не хватало тактильного знания материалов: я подбирала ткани в интернете на глаз, а при получении выясняла, что по структуре или плотности они не подходят под задуманную модель.
В будущем обязательно доеду до Международной выставки тканей и текстильных материалов, чтобы напрямую наладить контакт с оптовыми продавцами. Сейчас ткань до 20 метров закупаю сама, по обычной стоимости, больше — на местных складах по оптовой цене.
Производство. Прежде чем найти «своих» производителей, я посотрудничала с несколькими экспериментальными цехами. Случалось, что отшивали совсем не то, чего ожидала. Из-за отсутствия опыта я не могла аргументировать свою позицию, так как не понимала, чья это вина — моя, конструктора или швеи.
Сейчас вместе с экспериментальным цехом мы выпускаем небольшие партии — не более 10 изделий на модель. Иногда я вообще случайно нахожу красивую ткань в ограниченном метраже и прошу отшить ровно столько вещей, на сколько её хватит.
«Природа — главное вдохновение»
Символ Makichian.brand — подсолнухи. В ярком образе смешалось многое: это и любимый цветок Ван Гога, который художник отразил в своей культовой картине, и первая ассоциация с дорогой сердцу Кубанью, югом, солнцем.
Природа Краснодарского края вдохновляла меня всю жизнь: её морские просторы восхищали, пейзажи гор очаровывали, а те самые поля подсолнухов пробуждали фантазию.
Перед созданием коллекции я обязательно еду на отдых в живописное место края и наполняюсь, запоминаю цвета. Во всех моих изделиях вы найдёте оттенки природы: жёлтый — от подсолнуха, чёрный — от ночного неба, приглушённый зелёный — от слегка выгоревшей травы, синий и голубой — от моря.
«Маленькое чёрное платье, которое должно быть в гардеробе каждой женщины»
Всё самое простое — всегда самое сложное. Одно из моих любимых изделий в Makichian.brand — маленькое чёрной платье трапециевидной формы с графичным квадратным вырезом, регулируемыми бретельками и аккуратными карманами. Вариация классического little black dress.
Прелесть такого лаконичного изделия в том, что его можно «перепридумывать» в разных цветах и тканях — и каждый раз оно будет играть по-новому! Для летней коллекции мы выпустили платье в жёлтом цвете (идеально для пляжа), затем — в чёрном (повседневный вариант), а под Новый год сделали в итальянском хлопке с вышитым рисунком (на праздник).
Есть идеи, которые я мечтаю реализовать, но пока не имею возможности. Например, создать качественное изделие с драпировкой: это сложно в конструктивном плане, затратно по себестоимости и долго по времени. Однажды на отшивку одного лишь драпированного верха платья мы потратили месяц!
О сотрудничестве с бутиками
Первое время я продавала изделия Makichian.brand исключительно в онлайне — через соцсети и маленький сайт, — но скоро осознала, что, задействуя лишь один канал коммуникации, упускаю потенциальных офлайн-покупателей. Тех, кто любит мерить и трогать одежду и не любит заказывать её «вслепую».
О своём бутике даже не задумывалась: экономическое образование подсказывало нецелесообразность такой идеи на старте. Начала искать площадки для сотрудничества и, наконец, договорилась с хорошим местом: сейчас Makichian.brand можно купить в бутике Savi большого краснодарского ТРК «Сити Центр».
Для молодого бренда самое важное — выставляться в магазине с равным сегментом одежды. Целевая аудитория массмаркета не всегда поймёт ценность дизайнерских изделий, и наоборот.
Сотрудничать с бутиками можно на трёх условиях:
- Реализация. Магазин выкупает ваши товары по оговорённой цене.
- Процент. Магазин получает процент с каждой продажи вашего изделия. Чаще всего большой — 50%.
- Аренда рейла. Наш вариант. Ценовой диапазон колеблется в районе 20 тысяч рублей за рейл в месяц в шоуруме и 40 тысяч — в большом торговом центре.
«Стильным может быть всё»: про тренды и вечную моду
Я обожаю смотреть модные показы — именно так развивается насмотренность. Со временем начинаешь подсознательно ловить и понимать тренды и применять их уже в своих изделиях. Например, в весенней коллекции я неосознанно сыграла на актуальных цветах (серый, голубовато-серый) и фасонах (брючный деловой костюм).
Моё мнение: красивой может быть любая задумка — нужно лишь правильно её преподнести. Например, недавнее решение из показа Miu Miu: кардиганы, заправленные в колготки. Станет ли это супертрендом? Нет. Можно ли это круто обыграть в стрит-стайл-съёмках? Однозначно.
Если говорить про глобальные тренды — сейчас все мультибренды обращаются к нулевым: задействуют деним, низкую посадку.
Мой любимый дизайнер всех времён — Ив Сен-Лоран. Не перестану восхищаться его тонким чувством женской красоты: чёрные смокинги, прозрачные блузы и лаковые тренчи — всё это деликатно и аккуратно подчёркивало девушку, привлекало внимание, но не перекрывало личность.
Большие планы
Смена профессии подарила мне ощущение свободы и реализованности. Превратив прежнее хобби в полноценную работу и создав бренд, я начала проявляться. Транслировать своё понимание прекрасного через одежду и передавать его другим людям.
Следующий шаг для Makichian.brand — масштабирование. В ближайшее время планируем запускать новые сотрудничества, отшивать больше изделий и развивать сайт. Радует тенденция: с каждым годом всё больше людей в России отходят от массмаркета и обращают внимание на локальных дизайнеров.