«Если хотите классную фешен-съёмку, не экономьте на продюсере»: история Алёны Ворсиной
После четырёх лет работы проджект-менеджером Алёна ушла из найма и решила стать фешен-продюсером. Теперь — организовывает творческие съёмки.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Алёна Ворсина
Россия, Екатеринбург
Пройденные курсы
Достижения
Прошла курс и стала фешен-продюсером. Теперь организовывает индивидуальные, коммерческие и TFP-съёмки.
Алёна рассказала:
- как и почему ушла из проджект-менеджмента;
- как приняла решение освоить профессию фешен-продюсера;
- какие качества важны для фешен-продюсера;
- можно ли извлечь пользу из провала;
- в чём бы ей хотелось переубедить клиентов;
- о профессиональных мечтах.
«Приходила на работу уже уставшей»: об уходе из найма
Четыре года я проработала проджект-менеджером в проектном бюро, занимающимся комплексным оснащением офисных и общественных помещений в Екатеринбурге. Я устроилась на эту работу молодой девчонкой. Тогда мне казалось, что я должна молча выполнять всё, что говорит старший менеджер, не высказывать своего мнения.
Мне быстро дали понять, что как сотрудник я просто не имею права на ошибку и должна соответствовать какой-то идеальной картине мира другого человека. Долгое время я изо всех сил старалась и терпела и только к концу осознала, что со мной так нельзя.
Когда в очередной раз я пришла на работу к девяти утра и, ещё не начав работать, уже почувствовала себя уставшей, поняла, что должна что-то менять. К тому же я видела, что в компании невозможны ни моё профессиональное развитие, ни карьерный рост. Вот и решила уволиться.
Несмотря на сложности, я благодарна за тот опыт. Он помог мне лучше познакомиться с собой, осознать свои сильные профессиональные качества и навыки. Я убедилась, что могу нести ответственность за результат и обладаю структурным мышлением, за счёт которого хорошо выстраиваю процессы в команде.
«Я совсем ничего не знала про продюсирование»
У меня много детских фотографий, где я позирую и кривляюсь. Так что сам процесс фото я люблю с детства, он меня заряжает. Но в качестве модели или фотографа никогда себя не представляла. Сидеть и часами обрабатывать десятки снимков — точно не моё.
Пару лет назад, когда я обсуждала с подругой свой профессиональный путь, она спросила: «Алёна, а почему бы тебе не попробовать себя в продакшене?» Помню, я тогда подумала: «Действительно, почему нет?» Но иллюзий не строила: я сразу поняла, что без базовых знаний вход в продюсирование мне закрыт.
Колебалась. Решение о том, куда пойти учиться, я принимала гораздо дольше, чем писала заявление на увольнение. Я совсем ничего не знала про индустрию и плохо ориентировалась в онлайн-школах. На мониторинг рынка ушло около полугода. Сравнивала различные варианты, советовалась с друзьями и консультантами онлайн-школ, сомневалась.
При этом фоном время от времени предательски мелькала мысль: «А может, всё же не стоит идти в продюсирование и лучше вернуться в найм? Там всё-таки стабильно и понятно». Но я отгоняла от себя эти вредные мысли: желание освоить новую профессию было сильнее. В итоге выбрала курс от Skillbox, потому что впечатлилась содержанием.
«Умение организовать съёмочный процесс — лишь полдела»: об итогах учёбы
Ещё на старте я поняла, что единственный результат, которым я буду довольна, — это полностью пройденное обучение и освоенная профессия. Мотивацией на этом пути стала круглая сумма, которую я отдала за программу. Тот факт, что учёба стоит солидных денег, не оставлял мне шанса на прокрастинацию 🙂
Я не из тех, кто платит за курсы и бросает их после первых уроков.
Обучение прошла примерно за год. Ожидания полностью оправдались:
✅ Каждое занятие было насыщено полезной информацией.
Я получила столько новых знаний, что исписала толстую тетрадь. Но при этом понимаю, что дальше мне предстоит самостоятельно дополнять их: отслеживать тренды в отрасли и прокачивать свои навыки.
✅ Благодаря общению с единомышленниками осознала, что умение безупречно организовывать съёмочный процесс — лишь полдела.
Недостаточно быть пунктуальным, уметь вести документооборот, в нужный срок подбирать команду под конкретный проект и бронировать фотостудии. Важно быть в теме — живо интересоваться тем, что происходит в индустрии, как она меняется, своевременно отслеживать тренды, а ещё лучше — быть способным их предугадывать.
✅ Обрела профессиональную уверенность.
Теперь я чётко понимаю, какие задачи решаю и для чего, какую пользу приношу как специалист. Это происходит уже не на интуитивном уровне, а с полным осознанием своей ценности и значимости в процессе.
✅ Убедилась в пользе имеющихся у меня навыков.
Во время учёбы я поняла, что между продюсированием и проджект-менеджментом есть одно важное сходство — в обеих профессиях важно не бояться брать ответственность за весь процесс от «а» до «я» на себя и в нужные сроки показывать ожидаемый результат.
Каким был мой дипломный проект
Итоговый проект я разрабатывала вместе с командой. Подготовка заняла почти месяц. Мы задумали сделать творческую фотосъёмку в формате editorial. Перед нами стояла задача показать красоту и изящество женского тела.
Самым сложным оказалось найти нужный реквизит — голубей. Я обзванивала голубятни в поисках двух белоснежных и пушистых птиц. Просмотрела все объявления на «Авито» вдоль и поперёк и наконец нашла тех самых. В итоге всё прошло очень круто.
Каждая съёмка требует максимальной концентрации и внимания от каждого участника команды — за три часа можно устать так, как обычно не устаёшь и за неделю.
Несмотря на это, мы все получили удовольствие от съёмочного процесса. У нас получился нежный и необычный фотопроект. Это был мой первый опыт продакшена от начала и до конца съёмки с таким необычным реквизитом.
О том, как учиться на своих ошибках
В продюсировании важно уметь не посыпать голову пеплом из-за провалов и находить выход из любых ситуаций. Однажды по моей вине чуть не сорвалась имиджевая фотосъёмка. В качестве локации выбрали ботанический сад, который находится на окраине Екатеринбурга. Обычно я очень внимательна к деталям, но в тот день что-то пошло не так.
Локацию мы с командой утвердили, как полагается, заранее. За день до съёмки я позвонила администратору, чтобы подтвердить бронь, и говорю: «У вас там в оранжерее стоял салатовый стул, можете его не убирать?» В ответ слышу: «Какой ещё салатовый стул?» Тогда я поняла, что неделю назад позвонила не в ботсад, а в дендропарк, расположенный в центре города. Эта локация нам совсем не подходила, и нужно было срочно что-то решать.
С трудом удалось выпросить у администраторов ботсада контакты молодожёнов, которые забронировали оранжерею на нужное нам время. Невеста несколько раз сбросила трубку, я очень просила её выслушать меня. Каким-то чудом удалось договориться. Я пообещала, что мы полностью оплатим аренду и не будем мешать их съёмке, если она согласится поделить локацию.
За те пару дней я умерла и родилась заново не меньше семи раз. Но главное — что я нашла выход из ситуации и съёмка состоялась.
Об отношении заказчиков к продюсерам
К сожалению, продакшен в Екатеринбурге пока находится на начальном этапе развития. Во многом это объясняется отношением заказчиков: не каждый понимает, кто такой продюсер и зачем он нужен. Обычно они рассуждают так: «Зачем переплачивать, если есть фотограф и стилист?» Берут организацию процесса и коммуникацию с площадками и подрядчиками на себя, а после — жалеют, что решили сэкономить.
На продакшене нельзя экономить, если хочешь получить классный результат.
Мне бы очень хотелось донести до наших заказчиков в Екатеринбурге, что продюсер — стратегически важный игрок любого съёмочного процесса, он должен быть на любой съёмке.
Для меня это не пустые слова: однажды заказчик заплатил мне вдвое меньше оговорённой суммы — было обидно. Но зато потом я разобралась с причиной обесценивания меня как специалиста и поняла, как поступать, чтобы больше такого не повторялось.
«Хочу расти»: как учёба приблизила профессиональную мечту
За этот год я приобрела разносторонний опыт: организовывала индивидуальные, коммерческие и TFP-съёмки. А совсем недавно — впервые спродюсировала видеоролик. При этом понимаю и вижу, что мне есть куда расти. Например, есть мысли о том, чтобы стать креативным продюсером. Для этого нужно тренировать насмотренность, учиться генерировать новые нестандартные идеи и придумывать концепты съёмок.
Клиентов я нахожу тремя способами: через личные рекомендации, соцсети и мою инициативу. Иногда — сама пишу фотографам, агентствам и другим продюсерам. Несмотря на небольшой опыт, я не боюсь предлагать незнакомым людям реализацию совместных проектов — ведь как иначе наработать контакты и сделать свои знания прикладными?
Недавно и вовсе выступила на воркшопе с мини-лекцией о фишках в продакшене. В моей прошлой жизни, до учёбы в Skillbox, я и представить не могла, что такое возможно.
Дальше — больше: мне бы хотелось поработать с крупными брендами, поучаствовать в ярких кампейн-съёмках. Понимаю, без личного бренда будет сложно. Но я уже работаю над своим именем, потихоньку заявляю о себе — чтобы в будущем в индустрии обо мне узнали как о крутом и надёжном профессионале. А там и до своего продакшен-агентства недалеко.