Как работать с заказами: советы дизайнеру
Успех проекта зависит от того, как дизайнер понял задачу, как распланировал свое время и какой результат получил. Но кажется, что это не все.
vlada_maestro / shutterstock
Разбираемся, что нужно сделать, чтобы выполнить заказ вовремя и оставить клиента довольным.
Дизайнер работает над проектами вместе с арт-директором, менеджерами, разработчиками, копирайтерами. Поэтому он должен уметь не только выполнять и понимать задачи, но и объяснять другим, что нужно сделать. А еще вовремя приносить макеты и придумывать хорошие решения.
Эти правила помогут дизайнерам в работе над проектами. Их лучше держать в голове и требовать от себя.
Сначала продумать решение, потом действовать
Раньше, как только я получал задачу от клиента, то сразу бросался ее выполнять. Показывал результат, получал десятки правок, исправлял, снова получал правки. Это могло длиться до бесконечности. Дело в том, что я пытался искать решение, не понимая саму задачу. Делал лишнюю работу и не добивался желаемого результата. Теперь я сначала разбираюсь в задаче и задаю себе вопрос: «А какую я проблему решаю?»
Например, клиент просит сделать полный редизайн сайта. А при обсуждении задачи выясняется, что сайт сейчас не вызывает доверие пользователей. Поэтому вместо редизайна мы просто добавляем блок с «отзывами». Такое решение помогло сэкономить время и ресурсы клиента и исполнителя.
Чтобы правильно сформулировать задачу, нужно проговорить и записать по пунктам:
Задача
Какую проблему клиента нужно решить.
Решение
С помощью чего я решу проблему.
Результат
В каком виде клиент ожидает результат: это прототип, PSD-макет или HTML-страница.
Референсы
Делал ли кто-то что-нибудь подобное? Что получилось? Можно ли применить чужой опыт к своему проекту?
Важно!
Понимание задачи экономит время, помогает получить нужный результат и избавляет от бесконечных правок.
Работать параллельно
Свои проекты я выполняю вместе с верстальщиком — рисую макеты, затем отдаю их на верстку. В таком режиме работы процесс обычно затягивается — сначала что-то делаю я, а затем — разработчик.
Гораздо быстрее делать все параллельно. Поэтому я сразу ставлю задачу и описываю решение разработчику, а только потом иду рисовать макет. Пока я рисую — верстальщик не просто ждет, а уже думает над решением. Это значительно ускоряет процесс работы.
Формулировать задачи с готовым результатом
Результат работы над проектом всегда конкретный — работу сделал, ее приняли. Поэтому задачи нужно формулировать так, чтобы всегда было понятно: что должно быть результатом этой задачи. Задача, которая сформулирована как «Позвонить клиенту насчет макета», ничего не сообщает о результате. Когда заранее не знаешь, чего нужно добиться, то тянешь с решением и постоянно откладываешь его.
Чтобы режим прокрастинации не включался, достаточно формулировать задачу вместе с результатом: «Получить от клиента список правок по странице по пунктам».
Отвечает исполнитель
Ответственность за выполнение задачи всегда лежит на исполнителе. Именно он договаривается о дополнительных согласованиях, встречах, следит за соблюдением сроков.
Например, дизайнер рисует страницу сайта, но аналитики никак не присылают данные, а заказчик тянет с фотографиями. Но за качество и сроки отвечают не аналитики и не заказчик, а дизайнер. Именного его задача — заботиться о процессе, собирать информацию и рисовать макет.
Задавать открытые вопросы
Почти все проблемы решается правильно заданными вопросами. Вопросы заказчику помогают лучше понять задачу, а из вопросов арт-директору можно узнать, как эту задачу лучше выполнить.
Вопросы должны быть открытыми и конкретными. Ответы на закрытые вопросы не содержат достаточной информации и подразумевают ответы «да», «нет», «не знаю».
Закрытый вопрос подразумевает односложный ответ, а задача открытого вопроса — получить как можно больше информации. Для этого вопрос начинают со слов «как», «какой», «зачем», «что».
— Что в макете сайта вам нравится?
— Вы подобрали интересный основной цвет, хорошо читаемые шрифты, понятные иконки, но главное фото давайте заменим.
Не нужно бояться задавать много вопросов, это абсолютно нормально. Чем больше вопросов, тем качественнее результат.
Планировать в календаре
На первый взгляд любой проект кажется настолько большим, что приступать к нему не хочется. В этом случае его удобно разбить на маленькие задачи и выделить время на каждую из них.Обычно помогает электронный или бумажных календарь. Я делю большие задачи на маленькие и записываю их в тайм-слоты в календаре.
Задача «Сверстать главную для сайта» на три часа в календаре кажется не такой уж и большой по сравнению с большим проектом. К ней легче приступить и получить результат. А выполненная задача усиливает мотивацию, поэтому легче приступить к еще одной небольшой. В итоге проект, который казался огромным, складывается из сделанных задач, как из кубиков.
Всегда можно отказаться
Если дизайнер понимает, что не может решить задачу заказчика и ее лучше сделает кто-то другой, то он может и должен от нее отказаться. При этом право на отказ не исчезает в процессе работы. Если становится понятно, что дизайнер не справляется или по другим причинам хочет отказаться от работы, то нужно встретиться с заказчиком и обсудить это.
Что в итоге
Чтобы выполнять проекты в срок и получать как меньше правок от заказчика, нужно:
- Продумать решение, а затем действовать.
- Работать параллельно с командой.
- Брать полную ответственность на себя.
- Задавать открытые вопросы.
- Планировать в календаре.
- Уметь отказываться.
Эти навыки можно развить только во время работы над реальными проектами. Погрузиться в атмосферу реальных задач можно на курсе «Веб-дизайн с 0 до PRO» от Skillbox. В этом помогут лекции, тестовые проекты, комментарии от преподавателя и дипломный проект.