Дизайн
#Мнения

Robota не волк, или Будет ли ласковым дождь

Арт-директор Стас Жицкий пытается предугадать будущее айдентики, когда её создание перепоручат роботам.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Стас Жицкий

Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.


Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».

«Будет ласковый дождь, будет запах земли,

Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах,

И цветение слив в белопенных садах.

Огнегрудый комочек слетит на забор,

И малиновки трель выткет звонкий узор.

И никто, и никто не вспомянет войну —

Пережито-забыто, ворошить ни к чему.

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,

Если сгинет с Земли человеческий род.

И весна… и весна встретит новый рассвет,

Не заметив, что нас уже нет».

Сара Тисдейл (перевод Льва Жданова)

Многие филологи и футурологи считают, что качественная научная фантастика вполне себе обладает умением предсказывать будущее. Карел Чапек не то чтобы придумал самих роботов, но сочинил бренд-нейм для них: робот — от чешского слова robota, то есть рутинно-каторжный труд.

Рэй Брэдбери предсказал умный дом в печальном постапокалиптическом рассказе «Будет ласковый дождь» — там дом оставался умным (но одновременно и глупым) даже без обитателей.

Герберт Уэллс напророчил ядерную бомбу и лазерное оружие — марсианские «лучи смерти».

Марк Твен предвидел возможность узнавать всё обо всём и со всеми общаться: его «телеэлектроскоп» был чем-то вроде компьютера, подключённого к интернету.

Иллюстрация с телеэлектроскопом Марка Твена: «Как наши правнуки будут жить в 2012 году. „Здравствуй, сынок! Мы отправили тебе твой шоколад Lombart самолётом в Индию“»
Изображение: Public Domain

Я — не фантаст и почти не писатель, но хочу попредсказывать тоже.

Когда я был ребёнком, компьютеры, обладающие способностями более скромными, чем ноутбук, на котором я пишу этот текст сейчас, занимали стометровые залы. Вместо внешних дисков и дискет у них были перфокарты — очень удобный формат для домашних картотек нецифровых, но бумажных: на плотных картонках от руки можно было фиксировать информацию примерно как в библиотечных карточках (впрочем, и эти карточки уже вряд ли знакомы современному читателю).

За время моего профессионального совершенствования всё радикально изменилось и продолжает меняться с сумасшедшей скоростью. Я прошёл этап 286-х и 386-х «писюков», познакомился со стационарными «маками» и дожил до эпохи, когда любой непрофессионал может в своём смартфоне озадачить искусственный интеллект, а тот ему через минутку выдаст результат, для достижения которого ещё каких-то десять лет назад потребовалось бы несколько дней человеческой работы.

В одной из предыдущих колонок я пытался разобраться в работе искусственного дизайнерского интеллекта и анализировал результаты его машинного творчества. Пока они не очень, но, учитывая скорость (точнее, геометрическую прогрессию) развития технологий, уверен — он научится: robota дизайнера, которая хоть и не волк, рано или поздно убежит от человека в лес высоких технологий.

Продолжая свои эксперименты, я обратился к другому интеллекту. Тот надизайнерил мне логотипов уже получше качеством и побольше количеством: на просмотре шестого десятка вариантов я устал и бросил, а он-то готов был подбрасывать и подбрасывать…

Изображение: LogoAi.com
Изображение: LogoAi.com
Изображение: LogoAi.com

И я задумался: ну хорошо, стандартные двухмерные логотипы будут делать роботы, но прогресс человечества неостановим, и позволю себе погипотетизировать — куда будет направлен вектор логотипостроения будущего? Уподоблюсь пророческим фантастам, которые не в небо пальцем попали, а будущее напрогнозировали осмысленно.

Во-первых, нам уже не надо будет придумывать робота. Будучи единожды нами придуманным, он дальше начнёт допридумывать себя сам. И станет делать это лучше, чем мы. Потому что он себя хорошо знает и понимает, куда ему расти, а мы только сочиняем версии, почти не имея возможности забраться ему в голову (которой у него и нет). Мы лишь будем осторожно пытаться контролировать процессы.

Во-вторых, логотипы непременно станут адаптивно-динамическими — то есть постоянно меняющимися в зависимости от обстоятельств — контекстуальными, ситуационными и почти живыми. Трёхлучевая звезда «Мерседеса» и трёхполосный «Адидас» захотят мимикрировать под каждое изделие, сохраняя свою идентичность, но не оставляя себя неизменными.

Обычные логотипы, конечно, не сдохнут, но станут этакими атавизмами для пошлой плоской реальности. Например, упаковка, шильдики на капотах авто, лейблы на одежде. Но и в этих областях через несколько лет у нас появятся технологические новости — и, кто его знает, в каком виде останутся упаковки, авто и одежда…

Наверняка возникнет нечто вроде логоголографии, появятся знаки псевдообъёмные, потому что виртуальная и дополненная реальности станут обыденностями.

Возникнут логотипы, улавливающие наше настроение, уровень IQ, профессиональные интересы, сексуальную ориентацию — то есть один и тот же логотип каждый будет видеть по-своему.

И, даже если человечество в какой-то момент исчезнет, искусственные интеллекты будут продолжать фигачить эти новоприродные логотипы друг для друга. А наши силуэты на обугленных стенах уже не смогут написать про это никаких текстов.

Но я всё-таки надеюсь дождаться очередного фантастического будущего. Хотя бы стоя в сторонке и наблюдая, как работают роботы.

«Вообще-то говоря, фантастическая литература иногда Коле помогала догадываться, что он увидит, или объяснить, что он видит, а иногда и мешала. Эти фантасты лучше бы съездили разок сюда, тогда бы не ошибались. А то тоже мне литература о будущем: пишут, а не знают, о чём пишут!»

Кир Булычёв. «Сто лет тому вперёд» («Гостья из будущего»)

Вместо эпилога: 

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Читайте в предыдущих выпусках:

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована