Дизайн
#Мнения

Land Rover, «Сбер», WhatsApp, или Испугайте нимфу

Арт-директор Стас Жицкий на примере цветовых ассоциаций разбирает, как работает психология цвета и работает ли она вообще.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Стас Жицкий

Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.


Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».

— Каких цветов пожелаете иметь? — вопросил купец, всё так <же> приятно колеблясь на двух упёршихся в стол руках.

— Цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике, — сказал Чичиков.

— Могу сказать, что получите первейшего сорта, лучше которого <нет> в обеих столицах, — говорил купец, потащившись доставать сверху штуку; бросил её ловко на стол, разворотил с другого конца и поднёс к свету. — Каков отлив-с! Самого модного, последнего вкуса!

Сукно блистало, как шёлковое. Купец чутьём пронюхал, что пред ним стоит знаток сукон, и не захотел начинать с десятирублёвого.

— Порядочное, — сказал Чичиков, слегка погладивши. — Но знаете ли, почтеннейший? покажите мне сразу то, что вы напоследок показываете, да и цвету больше того… больше искрасна, чтобы искры были.

— Понимаю-с: вы истинно желаете такого цвета, какой нонче в Пе<тербурге в моду> входит. Есть у меня сукно отличнейшего свойства. Предуведомляю, что высокой цены, но и высокого достоинства.

— Давайте.

О цене ни слова.

Штука упала сверху. Купец её развернул ещё с большим искусством, поймал другой конец и развернул точно шёлковую материю, поднёс её Чичикову так, что <тот> имел возможность не только рассмотреть его, но даже понюхать, сказавши только:

— Вот-с сукно-с! цвету наваринского дыму с пламенем.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»

Как-то стоял я на улице и философически разглядывал нарядный грузовик с неплохим логотипом на борту. «Сладкая жизнь», — было написано, и нарисована то ли розочка, то ли ещё какая финтифлюшка — супер-пупер-яркая, розово-фиолетовая… «Dolce vita», — перевёл я на итальянский и представил себе перманентный праздник с цветочками, конфетти и прочей оптимистической ерундой. Однако, приглядевшись потщательней, я обнаружил, что так себя изобразила фирма по доставке продуктов питания.

Изображение: брендинговое агентство Depot

Вероятно, я субъективен, но у меня почти нет пищевых ассоциаций в рамках данной цветовой гаммы — такую раскраску могут иметь разве что жирный синтетический пончик или какое ядовитое химическое мороженое. Но уж никак не типичная для среднего человека еда.

Классическая «съедобная» расцветка интернет-магазина «ВкусВилл»
Скриншот: сайт «ВкусВилл» / Skillbox Media

Пытливый мой ум заставил меня происследовать доставщиков пищи — и, в общем-то, цвета практически у всех были ожидаемо «съедобными» за редчайшими исключениями: у той же «Сладкой жизни» обнаружил приложение Smart для онлайн-заказа продуктов — цвета, годного для авиакомпании или финансового инструмента, но совсем не аппетитное в физиологическом смысле. И нашлась ещё одна доставка еды «Фуд Фреш», где смысл посыла начисто убивался мрачным чёрным фоном. Остальные же все — всё зелёненькое, жёлтенькое да красненькое, этакий «ням-ням».

Приложение доставки продуктов Smart
Скриншот: Smart / Skillbox Media
Сайт сервиса доставки продуктов «Фуд Фреш»
Скриншот: сайт Food Fresh

Но этот казус — скорее исключение из правил. Причём правил как таковых почти нет, как ни парадоксально это звучит. Понятно, что не стоит красить логотип серьёзного банка в цвет бедра испуганной нимфы, но при этом элегантно-нежные продукты для дам запросто могут иметь чёрный (якобы мрачный) логотип (вспомним Chanel). Кстати, вроде бы французы как раз и придумали «цвет бедра» — точнее, придумали ему название (хотя я, не знакомый с мифической физиологией нимф, не знаю, почему нимфа, пугаясь, меняет цвет именно в области бёдер).

Есть такое лженаучное (как мне кажется) направление человеческой мысли: называется «психология цвета». Согласно утверждениям апологетов, каждый цвет таит в себе определённый эмоционально-смысловой заряд. Что почти неправда. Я часто от своих заказчиков слышу: «Не, ну красный — это как-то слишком агрессивно…»

А давайте спросим у таких брендов, как Coca-Cola, YouTube, МТС — злой у них цвет или просто яркий?

Другие говорят: «Не, ну зелёный — это что-то про экологичность…»

А если подумать — приходят ли нам в голову ассоциации с натуральностью-природностью, когда мы садимся в Land Rover, заходим в «Сбер» или в WhatsApp?

Третьи скажут: «Чёрный — как-то мрачновато, траурный какой-то цвет…»

С этим третьим ни за что не согласятся китайцы, японцы и некоторые другие дальневосточные обитатели, для которых цветом смерти и скорби является белый. И кое-какие африканцы поспорят — они на похоронах в красное одеваются. А киргизы и вовсе поднимут на смех: у них в традиции поднимать над юртой красный флаг, если покойник молодой, чёрный — если средних лет, и белый — если старый. Не думаю, что киргизские дизайнеры затабуировали аж три цвета сразу. Я не поленился погуглить: полно у них и красных, и чёрных лого — даже туристический логотип Кыргызстана написан красненьким.

В общем, цвет сам по себе почти никогда (за крайне редкими исключениями) не несёт ни смысла, ни эмоции, так что красьте свои лого в любой цвет — в конце концов люди привыкнут.

И я привыкну к искусственному пончику, и смелый банкир покрасит свой логотип в цвет бедра испуганной нимфы.

…Между прочим, этот розовый цвет при императоре Павле I имели подкладки офицерских мундиров. А солдаты носили мундиры попроще, и подкладки у них были «цвета ляжки испуганной Машки», но это к делу не относится.

ЧИТАЙТЕ В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ:

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована