Дизайн
#Мнения

Лучшие журнальные обложки: смайлик

Каждый месяц арт-директор Михаил Лоськов выбирает лучшие журнальные обложки. В этом месяце на первой полосе эмодзи, типографика и... пицца.

Иллюстрация: Drobotdean / Freepic / Merry Mary для Skillbox Media

Михаил Лоськов

Книжный дизайнер, арт-директор журнала «Диалог искусств». В прошлом арт-директор журнала о графическом дизайне [кАк), журнала об искусстве фотографии Photo.Art.

Оформлял каталоги для выставок и аукционов, альбомы художников, работал с арт-фестивалями и театрами, в 2018 году был сопродюсером чемпионата мира по футболу.

Учился в Базеле (Швейцария).

С детства запускает воздушных змеев и завоевал титул чемпиона Европы, придумал фестиваль «Пёстрое небо».

Сайт: uncovered.ru.

Начну сразу с неприятной новости. Хорошо известный смайлик зарегистрирован как торговая марка компании The Smiley Company, работа которой заключается исключительно в том, что они в своё время оформили права на это изображение и с тех пор стригут купоны в 100 (ста) странах. Ваш мир теперь не будет прежним.

Ещё несколько интересных фактов. Всем нам привычные цвет и форму смайлик приобрёл в шестидесятых годах. Что интересно, один дизайнер придумал его в таком виде, чтобы мотивировать сотрудников страховой компании, а другой (вовсе даже не дизайнер, а целый журналист) изобрёл похожий смайлик, которым отмечал в газете хорошие новости. Последний и догадался, что надо бы права зарегистрировать. The rest is history.

Если копнуть в старину, то, согласно «Википедии», первое использование рисунка в форме улыбки случилось в Словакии. Местный нотариус таким образом выказал своё удовлетворение финансовыми показателями родного города, поставив золотой (!) оттиск рядом с подписью. На дворе стоял 1635 год.

Но вернёмся в наше время. Вы когда-нибудь задумывались, что сейчас мы наблюдаем процесс становления «языка эмодзи», который активно развивается последние 15 лет с появлением смартфонов и мессенджеров? Связано ли это с актуальной в последнее время темой эмоционального интеллекта? Любопытно.

Toiletpaper №18

Осень ― зима 2021, Италия

Изображение: Toiletpaper Magazine

Арт-директор: Маурицио Каттелан

Фотограф: Пьерпаоло Феррари

Справка: арт-журнал, выходящий два раза в год

Ох уж эти женские губы в яркой блестящей красной помаде. Секс. Сражает наповал. Совершенно непонятно, как устроен механизм, но пока врачи и учёные ломают голову, специалисты по маркетингу довольно потирают руки. Секс продаёт. Тем неожиданнее выглядит контраст с милым смайликом. 100% взрослые (и порой тёмные, запретные для смотрящего) чувства соединяются со 100% детскими, добрыми и по-хорошему наивными (хотя кто-то их тоже себе запрещает). Такое совмещение рождает тонкую вибрацию, в которой хочется пребывать.

Neon №67

Октябрь-ноябрь 2018, Франция

Изображение: NEON

Арт-директор: Жюль Серак

Справка лайфстайл-журнал, выходящий раз в два месяца

Выносы на обложке: «Будь счастлив (и заткнись)», «Культ счастья как он есть».

Стрелка «нормальности» уже потихоньку движется из положения «цель жизни — быть счастливым» в сторону «все эмоции равноправны», но путь очень далёк. Сотни миллионов людей участвуют в погоне за счастьем и испытывают несчастье от того, что они несчастливы. Признаться в этом окружающим нельзя — вот и натягивают фальшивые улыбки, отказываются от настоящих себя. Корят, что недостаточно хороши, недостаточно совершенны, нет пятёрки в дневнике по предмету «жизнь удалась», родители дома наругают. К этому добавляется огромная индустрия из йога-тренеров, коучей, «гештальт-терапевток» (я думаю, тут понятно, о ком конкретно идёт речь), блогеров, селебрити. Всё это приправлено вкусным маркетингом в обнимку с консюмеризмом. Вот уж воистину «невыносимая лёгкость бытия»

Stylist

Январь 2019, Великобритания

Изображение: Stylist

Креативный директор: Мэтт Фейр

Арт-директор: Питер Эллисон

Справка: женский лайфстайл-журнал

Для понимания этой обложки потребуется небольшой экскурс в мир распространения печатной прессы в Англии. Сбоку стоек, где лежат газеты и журналы, расположены специальные щиты, где каждый день вкладывают постер с главными заголовками свежих новостей. Именно такой щит и размещён на обложке этого журнала.

Ребята из журнала подчёркивают, что для всех главное — хорошие новости. Номер именно про это. Мы все устали от плохих новостей. Ну а смайлик — это и интимно, и понятно, и отсылка к истории его появления (см. вступительный текст).

Wired

Май 2019, США

Изображение: Wired

Справка: ежемесячный журнал про цифровую революцию

Вынос на обложке: «15 месяцев свежего ада внутри „Фейсбука“*».

Думаю, я не одинок в своей крови из глаз, когда смотрю в «Фейсбуке»* различные автоматически генерируемые ролики про юбилеи дружбы, какие-то рандомные события из прошлого или про другой бессмысленный, но так нужный аудитории визуальный треш. Правда, у треша есть одна полезная черта — если его нарочито воспроизводить, то он становится очень выразительным. «Прелесть какой ужас» начинает работать вовсю. И хоть Марк Цукерберг (в отличие от Илона Маска) старается быть непубличным человеком — тем более остро выглядит эта обложка. Марк явно стал заложником своей лампы и счастливым от этого явно не выглядит.

GQ

Апрель 2020, Португалия

Изображение: GQ Portugal

Арт-директор: Хосе Сантана

Справка: ежемесячный мужской журнал

Люблю португальское издание за его постоянную смелость. Любой другой журнал отказался бы разместить смайлик на обложке вот так прямо, мол, «ну это очень просто», а GQ — нет. Лаконичность только добавляет активности. На целый месяц города расцветились жёлтыми смайликами, которые смотрят с полок журнальных киосков, лежат на столиках в кафе, подмигивают из рук прохожих. Тотальная инсталляция на всю страну. Милым изюмом выглядит вынос «F*ck off COVID-19» — дерзость, ещё больше подчёркивающая задор авторов.

The New York Times for Kids

28 марта 2021, США

Дизайн-директор: Деб Бишоп

Иллюстратор: QuickHoney (Нана Рауш & Питер Стеммлер)

Справка: приложение к газете The New York TImes

Вынос на обложке: «Чувствуете себя „бе“»? Давайте поговорим о счастье».

Эту обложку точно хочется повесить в качестве плаката на стену — уж больно она прекрасна. И в моменты, когда хочется себя подбодрить, — бросать на неё взор. При виде дождя из эмодзи, да ещё на фоне такого психоделического заката (парафраз к проекту из прошлой колонки), на лице невольно появляется улыбка — спасибо зеркальным нейронам (за способность сопереживать эмоции другого человека). Этот выпуск детского приложения целиком посвящён различным поддерживающим практикам, что всегда полезно.

Volkskrant Magazine

3 октября 2020, Нидерланды

Изображение: Volkskrant Magazine

Арт-директор: Яаап Биманс

Справка: субботнее приложение к газете De Volkskrant

Тут есть вопросики. Вроде всё понятно — делаем тему выпуска «эмоциональный дизайн» наглядной. Буквы складываются в смайлик. Но как по мне, так страдают от этого все. И смыслы, и пластика, и зритель, которому приходится с этим разбираться. Надпись и смайлик не могут решить, кто из них важнее. Всё рябит. И вместо удовольствия от оригинального хода обложка вызывает желание её не заметить.

M magazine

3 апреля 2021, Франция

Изображение: M magazine

Фотограф: Оливер Хэдли Перч

Справка: субботнее лайфстайл-приложение к газете Le Monde

Вынос на обложке: «Удивительные причёски / Как пандемия сделала волосы необходимыми».

Встреча с таким персонажем на улице заставит обернуться ему вслед. Наверняка даже найдутся отважные, которые попросят сфотографироваться вместе и потом будут всем рассказывать, какого парня встретили, — с восторгом или удивлением. Или со скрытой завистью — потому что сами так хотели бы, да духа не хватило.

Привлекателен симбиоз человека и очень понятного символа. Есть ощущение, что символ сильнее, что его носитель растворяется, теряет свою индивидуальность (хотя, казалось бы, так оригинален). Мы больше воспринимаем его как аватарку с абстрактной картинкой в профиле. Личность прячется за маской смайлика. Для обложки это интересно — максимально обезличенный портрет.

Esquire

Май-июнь 2021, Великобритания

Изображение: Esquire

Креативный директор: Ник Миллингтон

Справка: ежемесячный мужской журнал

Интересно сравнить эту обложку с обложкой GQ выше, выпущенной годом ранее. Конечно, ребята из Esquire её видели. Но в данном случае важен не ход, а контекст. The Smiley — символ английского рейв-движения конца восьмидесятых — начала девяностых. Молодость, свобода, вседозволенность, протест, рейволюция. Важная эпоха в социокультурной жизни страны, взрастившая целое поколение.

В 1988 году легендарный журнал i-D вышел с обложкой Терри Джонса: подмигивающий смайлик и вынос-манифест «Вставай! Будь счастлив!». Так что нынешний The Smiley больше в диалоге с той эпохой, чем с португальским собратом. Дизайн выполнен с сознательной отсылкой к i-D.

Rice, №22

Май 2022, Япония

Изображение: Rice Press

Креативный директор: Ёсинори Окада

Справка: ежемесячный журнал о культуре еды

На первый взгляд простая обложка не так уж и проста. Если еда вам улыбается, то как её есть после этого? Я сейчас неожиданно для себя оказался на месте вегетарианцев. А так мило и трогательно. Думаю, многие любят составлять слова из пасты-алфавита или лепить из хлебного мякиша фигурки. И конечно, слышат над собой голос: «С едой не играют!» — и подзатыльник. Да ладно вам, товарищи родители. Вспоминайте слова Пикассо: «Каждый ребёнок — художник. Проблема в том, как остаться художником, когда ты однажды вырастешь». Разрешите себе наконец то, что хотели делать. Хотя бы раз.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована