Лучшие журнальные обложки: смайлик
Каждый месяц арт-директор Михаил Лоськов выбирает лучшие журнальные обложки. В этом месяце на первой полосе эмодзи, типографика и... пицца.
Иллюстрация: Drobotdean / Freepic / Merry Mary для Skillbox Media
Михаил Лоськов
Книжный дизайнер, арт-директор журнала «Диалог искусств». В прошлом арт-директор журнала о графическом дизайне [кАк), журнала об искусстве фотографии Photo.Art.
Оформлял каталоги для выставок и аукционов, альбомы художников, работал с арт-фестивалями и театрами, в 2018 году был сопродюсером чемпионата мира по футболу.
Учился в Базеле (Швейцария).
С детства запускает воздушных змеев и завоевал титул чемпиона Европы, придумал фестиваль «Пёстрое небо».
Сайт: uncovered.ru.
Начну сразу с неприятной новости. Хорошо известный смайлик зарегистрирован как торговая марка компании The Smiley Company, работа которой заключается исключительно в том, что они в своё время оформили права на это изображение и с тех пор стригут купоны в 100 (ста) странах. Ваш мир теперь не будет прежним.
Ещё несколько интересных фактов. Всем нам привычные цвет и форму смайлик приобрёл в шестидесятых годах. Что интересно, один дизайнер придумал его в таком виде, чтобы мотивировать сотрудников страховой компании, а другой (вовсе даже не дизайнер, а целый журналист) изобрёл похожий смайлик, которым отмечал в газете хорошие новости. Последний и догадался, что надо бы права зарегистрировать. The rest is history.
Если копнуть в старину, то, согласно «Википедии», первое использование рисунка в форме улыбки случилось в Словакии. Местный нотариус таким образом выказал своё удовлетворение финансовыми показателями родного города, поставив золотой (!) оттиск рядом с подписью. На дворе стоял 1635 год.
Но вернёмся в наше время. Вы когда-нибудь задумывались, что сейчас мы наблюдаем процесс становления «языка эмодзи», который активно развивается последние 15 лет с появлением смартфонов и мессенджеров? Связано ли это с актуальной в последнее время темой эмоционального интеллекта? Любопытно.
Toiletpaper №18
Осень ― зима 2021, Италия
Арт-директор: Маурицио Каттелан
Фотограф: Пьерпаоло Феррари
Справка: арт-журнал, выходящий два раза в год
Ох уж эти женские губы в яркой блестящей красной помаде. Секс. Сражает наповал. Совершенно непонятно, как устроен механизм, но пока врачи и учёные ломают голову, специалисты по маркетингу довольно потирают руки. Секс продаёт. Тем неожиданнее выглядит контраст с милым смайликом. 100% взрослые (и порой тёмные, запретные для смотрящего) чувства соединяются со 100% детскими, добрыми и по-хорошему наивными (хотя кто-то их тоже себе запрещает). Такое совмещение рождает тонкую вибрацию, в которой хочется пребывать.
Neon №67
Октябрь-ноябрь 2018, Франция
Арт-директор: Жюль Серак
Справка лайфстайл-журнал, выходящий раз в два месяца
Выносы на обложке: «Будь счастлив (и заткнись)», «Культ счастья как он есть».
Стрелка «нормальности» уже потихоньку движется из положения «цель жизни — быть счастливым» в сторону «все эмоции равноправны», но путь очень далёк. Сотни миллионов людей участвуют в погоне за счастьем и испытывают несчастье от того, что они несчастливы. Признаться в этом окружающим нельзя — вот и натягивают фальшивые улыбки, отказываются от настоящих себя. Корят, что недостаточно хороши, недостаточно совершенны, нет пятёрки в дневнике по предмету «жизнь удалась», родители дома наругают. К этому добавляется огромная индустрия из йога-тренеров, коучей, «гештальт-терапевток» (я думаю, тут понятно, о ком конкретно идёт речь), блогеров, селебрити. Всё это приправлено вкусным маркетингом в обнимку с консюмеризмом. Вот уж воистину «невыносимая лёгкость бытия»
Stylist
Январь 2019, Великобритания
Креативный директор: Мэтт Фейр
Арт-директор: Питер Эллисон
Справка: женский лайфстайл-журнал
Для понимания этой обложки потребуется небольшой экскурс в мир распространения печатной прессы в Англии. Сбоку стоек, где лежат газеты и журналы, расположены специальные щиты, где каждый день вкладывают постер с главными заголовками свежих новостей. Именно такой щит и размещён на обложке этого журнала.
Ребята из журнала подчёркивают, что для всех главное — хорошие новости. Номер именно про это. Мы все устали от плохих новостей. Ну а смайлик — это и интимно, и понятно, и отсылка к истории его появления (см. вступительный текст).
Wired
Май 2019, США
Справка: ежемесячный журнал про цифровую революцию
Вынос на обложке: «15 месяцев свежего ада внутри „Фейсбука“*».
Думаю, я не одинок в своей крови из глаз, когда смотрю в «Фейсбуке»* различные автоматически генерируемые ролики про юбилеи дружбы, какие-то рандомные события из прошлого или про другой бессмысленный, но так нужный аудитории визуальный треш. Правда, у треша есть одна полезная черта — если его нарочито воспроизводить, то он становится очень выразительным. «Прелесть какой ужас» начинает работать вовсю. И хоть Марк Цукерберг (в отличие от Илона Маска) старается быть непубличным человеком — тем более остро выглядит эта обложка. Марк явно стал заложником своей лампы и счастливым от этого явно не выглядит.
GQ
Апрель 2020, Португалия
Арт-директор: Хосе Сантана
Справка: ежемесячный мужской журнал
Люблю португальское издание за его постоянную смелость. Любой другой журнал отказался бы разместить смайлик на обложке вот так прямо, мол, «ну это очень просто», а GQ — нет. Лаконичность только добавляет активности. На целый месяц города расцветились жёлтыми смайликами, которые смотрят с полок журнальных киосков, лежат на столиках в кафе, подмигивают из рук прохожих. Тотальная инсталляция на всю страну. Милым изюмом выглядит вынос «F*ck off COVID-19» — дерзость, ещё больше подчёркивающая задор авторов.
The New York Times for Kids
28 марта 2021, США
Дизайн-директор: Деб Бишоп
Иллюстратор: QuickHoney (Нана Рауш & Питер Стеммлер)
Справка: приложение к газете The New York TImes
Вынос на обложке: «Чувствуете себя „бе“»? Давайте поговорим о счастье».
Эту обложку точно хочется повесить в качестве плаката на стену — уж больно она прекрасна. И в моменты, когда хочется себя подбодрить, — бросать на неё взор. При виде дождя из эмодзи, да ещё на фоне такого психоделического заката (парафраз к проекту из прошлой колонки), на лице невольно появляется улыбка — спасибо зеркальным нейронам (за способность сопереживать эмоции другого человека). Этот выпуск детского приложения целиком посвящён различным поддерживающим практикам, что всегда полезно.
Volkskrant Magazine
3 октября 2020, Нидерланды
Арт-директор: Яаап Биманс
Справка: субботнее приложение к газете De Volkskrant
Тут есть вопросики. Вроде всё понятно — делаем тему выпуска «эмоциональный дизайн» наглядной. Буквы складываются в смайлик. Но как по мне, так страдают от этого все. И смыслы, и пластика, и зритель, которому приходится с этим разбираться. Надпись и смайлик не могут решить, кто из них важнее. Всё рябит. И вместо удовольствия от оригинального хода обложка вызывает желание её не заметить.
M magazine
3 апреля 2021, Франция
Фотограф: Оливер Хэдли Перч
Справка: субботнее лайфстайл-приложение к газете Le Monde
Вынос на обложке: «Удивительные причёски / Как пандемия сделала волосы необходимыми».
Встреча с таким персонажем на улице заставит обернуться ему вслед. Наверняка даже найдутся отважные, которые попросят сфотографироваться вместе и потом будут всем рассказывать, какого парня встретили, — с восторгом или удивлением. Или со скрытой завистью — потому что сами так хотели бы, да духа не хватило.
Привлекателен симбиоз человека и очень понятного символа. Есть ощущение, что символ сильнее, что его носитель растворяется, теряет свою индивидуальность (хотя, казалось бы, так оригинален). Мы больше воспринимаем его как аватарку с абстрактной картинкой в профиле. Личность прячется за маской смайлика. Для обложки это интересно — максимально обезличенный портрет.
Esquire
Май-июнь 2021, Великобритания
Креативный директор: Ник Миллингтон
Справка: ежемесячный мужской журнал
Интересно сравнить эту обложку с обложкой GQ выше, выпущенной годом ранее. Конечно, ребята из Esquire её видели. Но в данном случае важен не ход, а контекст. The Smiley — символ английского рейв-движения конца восьмидесятых — начала девяностых. Молодость, свобода, вседозволенность, протест, рейволюция. Важная эпоха в социокультурной жизни страны, взрастившая целое поколение.
В 1988 году легендарный журнал i-D вышел с обложкой Терри Джонса: подмигивающий смайлик и вынос-манифест «Вставай! Будь счастлив!». Так что нынешний The Smiley больше в диалоге с той эпохой, чем с португальским собратом. Дизайн выполнен с сознательной отсылкой к i-D.
Rice, №22
Май 2022, Япония
Креативный директор: Ёсинори Окада
Справка: ежемесячный журнал о культуре еды
На первый взгляд простая обложка не так уж и проста. Если еда вам улыбается, то как её есть после этого? Я сейчас неожиданно для себя оказался на месте вегетарианцев. А так мило и трогательно. Думаю, многие любят составлять слова из пасты-алфавита или лепить из хлебного мякиша фигурки. И конечно, слышат над собой голос: «С едой не играют!» — и подзатыльник. Да ладно вам, товарищи родители. Вспоминайте слова Пикассо: «Каждый ребёнок — художник. Проблема в том, как остаться художником, когда ты однажды вырастешь». Разрешите себе наконец то, что хотели делать. Хотя бы раз.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».