Slavicgirl: почти миллиард просмотров. Какие ещё славянские эстетики популярны?
Рассказываем про завирусившуюся эстетику славянских стран (и показываем, какое влияние она оказывает на тренды).
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
В поп-культуре «эстетики» — это набор визуальных образов, иногда плейлист. В 2010-х стали набирать популярность первые фотохостинги вроде Tumbler и социальные сети вроде «Инстаграм»*, где люди собирали картинки, гифки, видео и любимые клипы. Чуть позже появились первые «эстетики», которые пользователи стали классифицировать и развивать.
Эстетика — это что-то вроде мудборда, который бы вдохновлял и радовал, включая в себя основные смыслы и области применения. Например, это платья, которые сочетаются с интерьером, настроением, литературой и даже плейлистом. Соответственно, на мудборде вашей эстетики может быть буквально всё: и интерьеры, и одежда, и архитектура.
Например, одна из самых популярных эстетик коттеджкор вдохновлена красотой загородной жизни и песнями Тейлор Свифт. Коттеджкор сильно завирусился в 2020 году, когда человечество оказалось заперто в своих квартирах, а счастливчики, проживающие за городом, не отказывали себе в прогулках на свежем воздухе.
Эстетика коттеджкора породила целое мировоззрение: это отказ от городской суеты, экологичное потребление, тренд на винтаж и пэчворк. Интерьер, одежда, музыка, стиль жизни — коттеджкор вместил в себя многое.
Сейчас активно вирусится тема славянских стран, Балкан, славянских девушек и эстетики советского блока. Мы разобрались в новом тренде slaviccor.
Открытие Советского Союза: начало стиля
Главное, что нужно понимать, славиккор — стиль совсем не новый. И дизайнеры, и художники вдохновлялись славянским странами и культурой на протяжении долгого времени. Но открытие России и славянских стран в 1990-е годы спровоцировало огромную волну интереса к месту, которое было 70 лет скрыто железным занавесом.
Ральф Лорен, вдохновившись девяностыми и переменами, охватившими Россию, создал целую коллекцию, которая сейчас была бы воспринята как типичный славиккор.
В целом все топ-модели успели примерить славянскую эстетику, от Кейт Мосс до Натальи Водяновой. То есть нельзя сказать, что славиккор — что-то принципиально новое. Однако есть и различия.
Slaviccor сегодня: «дорого-богато» и «жена бандита»
В 1980-е и 1990-е славянская эстетика была совершенно экзотичной для постороннего зрителя. Если Тьерри Мюглер использовал памятники соцреализма просто как декорации для одежды, а Ральф Лорен создавал коллекцию в духе (достаточно воображаемой) России до 1917 года, то сегодня тренд радикально изменился.
Хештег Slavicgirl набрал почти миллиард просмотров в TikTok. Славиккор воспевает изобильные 2000-е с их демонстративным потреблением. Slavic girl aesthetic — это «стиль славянской девушки».
Яркие приметы стиля: макияж Снегурочки (яркие губы, яркий румянец, как будто с мороза), шуба в пол и меховая шапка. И конечно, премиальные бренды, яркое жёлтое золото и активная демонстрация материального успеха.
Интересно, что этот стиль плавно перекочевал ещё в два завирусившихся тренда Mob Wife (жена мафиози) и tradwife («традиционная жена», женщина, которая занята только домашним хозяйством). Понятное дело, чтобы следовать этим эстетикам, не нужно быть славянкой, иметь мужа-мафиози или вообще мужа.
Стили, как можно заметить, пересекаются. Иностранцы чаще называют это всё «светланакор» или «стиль богатой русской женщины». В подобном образе выходили в свет звёзды А-класса: Рианна, Кендалл Дженнер, тренд не остался незамеченным.
Интересно, что фешен-журналисты отметили, что такой наплыв гипертрофированно женственных образов с определённой социальной ролью, возможно, является признаком того, что «феминизм покидает тело поп-культуры». Или, во всяком случае, люди немного подустали от барбикора, образов воительниц и захотели просто попробовать что-то визуально новое.
Так или иначе, у этого нарядного стиля есть и обратная сторона — и она в плане эстетики не менее примечательная.
Панелькакор: эстетика [дальних мест с низким уровнем развития экономики] окраин, Gopnik, Гоша Рубчинский и «Слово пацана», конечно же
Обратная сторона богатых 2000-х и шуб в пол на «жёнах бандитов» — панелькакор.
Это настоящий простор для переосмысления эстетики безобразного или для поиска красоты в неожиданных местах.
Панелькакор был популярен на Tumbler ещё в 2016-м, а параллельно дизайнер Гоша Рубчинский ввёл моду на кириллицу и использовал образ жителя городских окраин. Любопытно, что в англоязычной «Википедии», посвящённой эстетикам, говорится, что:
«эту эстетику (гопников, — прим. Ред.) иногда называют славянской в социальных сетях, однако не все славяне являются частью субкультуры гопников».
Конечно, не вся эстетика городских окраин мрачная. Вполне возможны вариации — в том числе яркий магический реализм и ирония.
«Слово пацана» — новое дыхание для эстетики
Сериал Жоры Крыжовникова, который пользуется уже несколько месяцев популярностью, сильно повлиял на новый всплеск интереса к эстетике панелек.
Любопытный тренд, что нарядный, яркий славиккор — в основном женский, а мрачный и отчуждённый — это практически полностью мужская версия.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».