Дизайн
#статьи

Скетчинг в компьютерной графике: простые способы фиксировать идеи

Чтобы большое дело увенчалось успехом, надо начинать с малого. Например, со скетча.

 vlada_maestro / shutterstock

Скетч — это быстрый набросок, позволяющий запечатлеть основную идею, не вдаваясь в прорисовку деталей. Давайте разберёмся, чем полезны скетчи, какими они бывают и как с ними работают.

Когда нужны скетчи

Иногда наброски могут быть полноценным видом творчества, и, чтобы создавать такие, надо уметь хорошо рисовать. Но дизайнерам и CG-художникам скетчи обычно нужны как начальный этап работы — такие зарисовки сугубо функциональны, и, чтобы их делать, выдающиеся художественные навыки не нужны.

Наброски могут пригодиться всем, кто так или иначе работает с визуалом. Они выполняют сразу несколько функций.

1. Позволяют быстро зафиксировать увиденное

Окружающий мир — это бесконечный источник вдохновения для работы. Колоритная бабушка, сидящая в автобусе, может стать прототипом для персонажа, а из красивого городского пейзажа можно позаимствовать композицию для рекламного плаката. Внимание к красоте вокруг себя развивает креативность и облегчает поиск концепции для проекта. А чтобы зафиксировать всё самое интересное, удобно делать скетчи — для этого достаточно иметь под рукой карандаш и листок бумаги.

Хотите научиться делать скетчи от руки? Записывайтесь на наш курс!

2. Помогают найти удачное визуальное решение

Даже если вы можете генерировать идеи без карандаша в руке, вообразив какую-то картинку, трудно удержать в голове все подробности. Есть риск потратить долгие часы работы на неудовлетворительный результат. Скетчи помогут этого избежать. Всего за 10–15 минут можно набросать несколько скетчей, найти наиболее удачное расположение предметов, соотношение размеров, освещение, а потом приниматься за работу.

3. Подходят, чтобы показать идею заказчику или коллегам

Обычно заказчики хотят видеть предварительные наброски. Им важно удостовериться, что ожидания совпадают с вашими планами. Кроме того, над дизайном, иллюстрациями или рекламной графикой часто трудится команда людей, и объяснять им свои идеи на пальцах — плохая затея. Если схематично изобразить желаемый концепт, всё сразу станет понятнее.

Как делают скетчи

Для набросков подходят любые материалы: это может быть как графический планшет, так и традиционный лист бумаги с карандашом или маркером. Планшет удобнее, потому что такие рисунки легко исправлять. Если вам не понравится положение предметов или размер, это можно изменить в Photoshop или другом редакторе в несколько кликов. При рисовании от руки удобно использовать кальку: можно многократно накладывать её на рисунок, каждый раз уточняя его — при этом у вас сохранятся все исходные варианты.

На начальном этапе делаются чёрно-белые скетчи: так проще понять тональные соотношения между объектами, не отвлекаясь на цвет. Самый простой способ делать наброски — это рисование пятнами: однотонным чёрным цветом или с незначительными градациями серого. Пятна позволяют создать силуэты объектов: это подходящий способ, чтобы планировать простые композиции.

Рисовать пятном одного цвета можно скетчи для логотипов, рекламных креативов, несложных иллюстраций. При этом важно не вдаваться в детальную прорисовку, а обращать внимание на большие формы: ведь на этапе наброска нужно определиться именно с соотношениями предметов, а мелочи прорабатывают уже в финальной работе.

Если всё-таки нужно чуть больше детализации, можно работать линией. Этот способ даёт возможность лучше зафиксировать точную форму предмета и ракурс, с которого мы на него смотрим, — с пятнами это не будет очевидно.

Главное в линейных скетчах — показывать границы крупных форм, не углубляясь, например, в прорисовывание всех прожилок на листьях и надписей на тюбике. Зато можно сделать акцент на конструкции сложных объектов: например, наметить основные направления веток цветка, показать узкое дно и широкую верхушку у горшка, обозначить боковую грань тюбика. Также такие скетчи дают возможность показать перспективные сокращения: для этого можно схематично сделать линии построения.

Полезно делать много разных скетчей на одну и ту же тему, каждый раз незначительно меняя композицию. На скетче пятнами тюбик и яблоко примерно равны по массе и находятся на одинаковом расстоянии от цветка. В линейном скетче я увеличила тюбик и немного подвинула горшок с цветком: композиция теперь более интересная за счёт разницы размеров объектов и расстояний между ними.

Способ рисования линией и пятном можно совмещать: простые объекты или объекты на заднем плане достаточно показать силуэтом, а сложные формы, на которых надо сделать акцент, можно прорисовать линейно. Если на скетче планируется много объектов и много планов (ближний, средний и дальний), есть смысл активно использовать, помимо чёрного и белого, разные оттенки серого — от очень тёмного до светлого. Это поможет сделать различимыми те объекты, которые накладываются друг на друга, и показать глубину пространства.

Уже на этапе скетчей можно работать с референсами. Подходящие картинки помогут понять, как лучше схематично изобразить объект, а также могут стать источником вдохновения. Можно подобрать несколько референсов и совместить объекты из них в одну композицию.

Главные правила скетчинга

Красота и мелкие детали не важны в рабочих зарисовках, но важно внимание к большим формам и отношениям между объектами. Рассмотрим основные моменты, на которые надо обращать внимание.

1. Линейная перспектива

По мере удаления от нас объекты уменьшаются — это закон оптики. Соответственно, ближние грани предметов больше, а дальние — меньше. Параллельные линии, удаляющиеся в пространстве, не остаются параллельными — они должны сойтись в одной точке на линии горизонта. Так это выглядит:

Изменение перспективы — это приём, который часто используется в рекламной графике. Можно, например, показать город с высоты птичьего полёта, из окна пятиэтажки или с высоты роста ребёнка, и картинки получатся совершенно разными. Но чтобы они были убедительными, важно правильно передавать перспективные сокращения.

2. Воздушная перспектива

Ощущение близости или удалённости объектов достигается не только геометрией. Правило воздушной перспективы гласит: ближние к нам предметы более чёткие и контрастные, а дальние — более размытые, без сильных контрастов и чётких линий.

3. Композиция

Композиция — то, что делает картинку интересной. Вместо хаотичного расположения объектов художник или дизайнер систематизирует их, рассказывает какую-то историю визуальными средствами.

Большинство хороших композиций построены на контрасте: большого и маленького, тёмного и светлого, сложного и простого. Желательно стремиться к тому, чтобы из готовой композиции было нельзя ничего убрать — и нельзя ничего в неё добавить без ущерба целому.

4. Узнаваемость предметов в рамках конкретного проекта

Хороший скетч — понятный хотя бы самому автору. Разумеется, когда мы рисуем пятном шар, это может быть всё что угодно: мячик для тенниса, яблоко, клубок ниток, круглая свеча… Без детализации зачастую невозможно точно показать, что за объект перед нами. Но если это скетч рекламы яблочного сока, скорее всего, шар — это яблоко. Это будет понятно и автору наброска, и клиентам, и коллегам. А если на картинке задумано несколько предметов похожей формы, надо найти способ дифференцировать их и на наброске — чтобы не путаться.

Как использовать скетчи

Быстрые наброски — это предварительный этап работы. Если задача сложная, их можно дальше детализировать: попробовать посмотреть на разные варианты освещения и на сочетания цветов. Рисовать для этого тоже необязательно: можно найти подходящие фотографии и совместить их куски так, как задумано на скетче. Сделав несколько таких коллажей на одну тему, можно быстро подобрать подходящие цвета и детали, а потом приниматься за реализацию задумки.

Обычно для одного проекта требуется сделать много разных быстрых скетчей — лучше не удалять их, а сохранять в отдельную папку. Возможно, то, что не подошло для одной работы, окажется ценной идеей для следующего проекта.

Курс

Профессия Художник компьютерной графики

Вы узнаете, как создавать арт-проекты для игр, кино и рекламы. Научитесь делать уникальный визуал, даже если у вас нет опыта в компьютерной графике. Добавите в портфолио 20 работ – сможете устроиться в студию, работать на фрилансе или стать NFT-художником.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Художник компьютерной графики Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована