Отсканируй это. Интервью с Даниилом Кургузовым
Почему сканер — инструмент искусства и как сделать проект, в котором сотни других людей увидят свою жизнь.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
В 2023 году платформа Readymag в десятый раз провела конкурс на лучшие сайты года. Второе призовое место занял проект со сканами самых обычных вещей: блистеров, билетиков, картофеля, камней, прищепок, этикеток.
Мы поговорили с автором Everything Can Be Scanned Даниилом Кургузовым о дизайне, эмоциях, лени и о всеобщности всех вещей.
О дизайне сайта
— Как ты создавал дизайн everything.can.be.scanned? У тебя были референсы? Визуальное решение сложилось сразу или ты что-то время от времени меняешь?
— История создания лендинга схожа с историей создания всего, за что я берусь.
Я словил фиксацию на идее «отсканировать можно всё». Посидел неделю, поделал наброски, пособирал референсы и благополучно забросил это дело на год. И весь этот год я жил с этой мыслью, пропитывался случайными референсами и постоянно думал над дизайном. В один момент я разозлился на себя, что никак не занимаюсь сайтом для важного для меня проекта. Закрылся на сутки в комнате и сделал его — остался плюс-минус доволен.
Много идей я не реализовал, и это меня слегка печалит — может быть, на полноценном сайте я воплощу всё, что хотел. А может, нет. Лёгкое ощущение неудовлетворённости от своей работы есть всегда, но я научился отпускать это — иначе не закончил бы разрабатывать дизайн никогда.
Оформление сайта с момента релиза я не менял, но не так давно добавил в дизайн отсылку на новый проект, над которым сейчас работаю. Он увидит свет дай бог лет через пять :)
— Почему для текстов ты выбрал Inter? Почему иллюстрации расположены несимметрично и неровно? Почему в интерфейсе появляются силуэты-тени? Почему жёлтый?
— С Inter всё просто: во всех сайтах я использую только его. Мне крайне лень сидеть и выбирать шрифт — я намучился с этим, когда работал графдизайнером. Я совру, если скажу, что совсем не думаю над шрифтом для сайта и проекта — этот момент меня до сих пор беспокоит, но это тема не первой важности.
Изначально изображения я расположил по сетке, но такой формат меня настолько эмоционально не цеплял, что я решил плюнуть на неё и раскидывать как попало, пока композиция не будет меня удовлетворять.
То же самое с силуэтами предметов — делал не системно, а как понравится. Кстати, создать эту графику было из самых сложных частей работы, потому что на тот момент у меня было отсканировано не так много предметов разнообразных форм и при этом с достаточно чёткими краями.
Жёлтый цвет — один из моих любимых (привет, анкеты из детства: «Какой твой любимый..?»). Даже «логотип» проекта — это просто жёлтый конверт. В самом начале работы я долго думал над знаком: точно знал, что это должна быть простая форма одного цвета, но ничего не мог выбрать. Поэтому снова всё отдал на откуп эмоциям.
Читайте также:
— Элементы на первом экране можно «хватать» и двигать. Что ты хотел дать этим решением зрителям?
— Я хотел передать ощущение того, что жизнь человека наполнена вещами разных эпох, разных стран, разного возраста. Хотелось, чтобы было неуютно, как за столом, где много всего навалено. Чтобы можно было взять, погрузиться и буквально начать копаться в вещах, разбирать всё.
Мне понравилось, что некоторые люди брали в «путешествие» по сайту какой-нибудь предмет с первого экрана и дотаскивали его до конца.
— Ты выкладываешь сканы в телеграм-канале, а сайт работает как витрина. Ты будешь публиковать на нём все эти изображения?
— Обязательно. Я с самого начала проекта запланировал это. У меня уже очень давно в разработке полноценный сайт — с галереей, фильтрацией и сортировкой, — но всё никак руки не доходят закончить его и передать разработчику.
Особенно остро я ощутил эту нужду в своём независимом digital-пространстве, когда заблокировали платформу, с которой я начинал.
— Когда ты работал над лендингом, что нового узнал о дизайне? Чему интересному научился, что особенно занятное обнаружил?
— Самое главное — я окончательно убедился, что я люблю придумывать и набрасывать образ, но не люблю воплощать его.
А если серьёзно, то я научился работать в Readymag — до этого проекта опыта у меня не было. И я убедился, что Readymag идеально подходит для арт-сайтов, лендингов, но если хочешь что-то посерьёзнее, полноценную платформу, то надо либо идти на Webflow, либо на языке разметки писать сайт.
О наблюдениях за вещами и за собой
— Сайт подобен бесконечному эссе. Так и было задумано? Ты учился писать тексты и рефлексировать?
— Так получилось случайно. Долгое время во мне копилось и продолжает копиться много разных мыслей, которые на протяжении жизни посещают всех людей. И через этот проект я смог найти им применение: смог что-то себе объяснить, найти (как бы это пафосно ни звучало) смысл.
Целенаправленно рефлексии я не учился. Думаю, как и многие: ты просто осмысливаешь всё вокруг, особенно в юности. Единственное, что я заметил в своей рефлексии: вектор мысли один на протяжении всей жизни, меняются только формы подачи.
— Ты сканируешь только те объекты, с которыми взаимодействовал в жизни сам? Сканируешь ли ты чужие вещи?
— Я сканирую вещи знакомых. Они тоже часть моей жизни: я пользовался ими, жил среди них. Они маркер и воспоминание того, как и когда я общался с кем-то.
Мне могут привезти вещь для сканирования — да, она не моя, но я для себя определяю: если бы я не сканировал, мне могли точно так же привезти эту вещь в подарок или в коллекцию, и она стала бы моей. По сути, сейчас я цифровой коллекционер, и я помню кто, когда и откуда привёз их. Иначе говоря, для меня это контекст жизни других людей в контексте моей жизни.
— Почему ты выкладываешь отсканированные объекты в хаотичном порядке?
— Мне хочется показать как можно больше предметов в разные периоды жизни. И я обрабатываю вещи медленно: если я начну выкладывать сканы линейно по времени, то предметы, которые я отсканировал сейчас, люди увидят через много лет или вообще не увидят. Плюс, на мой взгляд, за проектом банально станет неинтересно следить: будут друг за другом 500 фигурок лего, 700 коллекционных карточек, 200 коллекционных автомобилей.
К тому же из-за линейности может теряться хронология жизни. Например, будет большое количество сканов из места, где я сейчас живу, а потом я вдруг получу доступ к вещам из своего детства.
— Случалось, что тебя просили что-то отсканировать?
— Постоянно просят. Мне пишут на почту, скидывают свои сканы вещей, зовут вместе посканировать что-то. У людей есть к этому интерес — я обдумываю, что можно с этой заинтересованностью сделать.
Чужие сканы, естественно, не идут в проект. У меня есть чёткие требования к изображениям, которые я стараюсь соблюдать. Это важный момент и неотъемлемая часть процесса: моё соблюдение требований определяет то, что я делаю, как искусство.
О влиянии на других и на себя
— Какая реакция от аудитории тебе особенно запомнилась?
— Мне очень приятно, когда люди видят знакомые им вещи и пишут мне об этом. У нас получаются небольшие тёплые диалоги, наполненные ностальгией. А если выделять конкретные реакции, то мне больше всего запомнились две:
- После публикации сайта и особенно после того, как он занял второе место в голосовании Readymag, мне написало много людей из прошлой жизни — те, кто раньше на меня вообще никакого внимания не обращал.
- Девушка назвала банкноту на одном из сканов «бумажкой», и меня так зацепило это лёгкое, слегка пренебрежительное и простое слово, что мы начали общаться и стали парой.
Вру! Есть ещё одна реакция. Донаты — оказывается, очень приятный маркер ценности моей работы. Когда начинал проект, не представлял, что такое возможно.
— Как ты думаешь, как твой проект влияет на других людей?
— Хочется верить, что положительно и, может, заставляет задуматься про потребление. Подписчики и знакомые писали мне, что благодаря проекту по-другому начали смотреть на вещи вокруг, на то, что имеют, что осталось от близких.
Но я не питаю иллюзий, что все доходят до глубинных смыслов проекта — думаю, для многих это просто прикольный аккаунт в интернете, где иногда появляются классные штуки.
— Проект повлиял на тебя как на UX/UI-дизайнера?
— Нет, никаким образом. Может быть, я много теряю, но я чётко разделяю свою артистическую и профессиональную деятельность и не позволяю им влиять друг на друга. В моём случае смешение создаёт кашу в голове и запутанность. Не знаю, может, это говорит о моём непрофессионализме и незрелости, но пока так.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: