Учёные изобрели шрифт, который заставляет запоминать информацию. Так ли это?
Шрифт Sans Forgetica, как утверждают его создатели, улучшает запоминание.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Как связаны шрифты и восприятие информации? Довольно сильно, в эстетическом плане — точно. Мы привыкли видеть соответствие между информацией и выбором определённого шрифта. Даже культурные особенности влияют на выбор графики.
Учёные долгое время искали взаимосвязи между графикой знаков и запоминанием информации. И выяснили много интересного.
Теория не-беглости
Скорость обработки шрифтов зрением и мозгом учёные изучают давно. Некоторое время даже считалось, что высокой скорости чтения и обработке информации способствуют шрифты с засечками (впоследствии учёные выяснили, что это не так).
Теория не-беглости заключается в том, что для чтения удобного шрифта человек не затрачивает никаких усилий (и моментально забывает прочитанное).
Есть противоположная идея: трудночитаемые шрифты улучшают запоминание, потому что снижают скорость чтения и включают процессы более глубокой обработки информации. То есть человеку буквально приходится вчитываться, а параллельно он ещё и лучше усваивает текст.
Это представление о не-беглости чтения дополнительно вписывается в концепцию «желательных сложностей», разработанную учёным Робертом Бьорком.
«Желательные сложности» — это постепенная нагрузка на мозг из-за того, что вы решаете неоднотипные задачи. Вы включаетесь, вникаете в информацию.
В концепции Бьорка есть ещё один тезис: чтобы информация запоминалась надолго, во время обучения полезно усложнять материал.
Собрав разные теории и концепции воедино, исследователи решили, что не-беглые, трудночитаемые шрифты и станут той самой «желательной сложностью» и изменят подходы в образовании!
Шрифт Sans Forgetica
Учёные из Мельбурнского университета RMIT, вооружившись представлениями о «желательной сложности» и теории не-беглости, изобрели шрифт, который, как они считали, развивает память. Отличительные черты Sans Forgetica — разрывы в штрихах и обратный наклон.
Преподаватель Стивен Бэнэм из Мельбурнского университета прокомментировал графику Sans Forgetica, в разработке которой принимал участие:
«Мы фактически ниспровергли традиционные модели чтения, создав, во-первых, обратный наклон, который противоречит нормальному направлению чтения. Во-вторых, мы сделали рисунки знаков незавершёнными.
Всё это проворачивает трюк с нашим мозгом, который, конечно же, мгновенно пытается разобраться во всех этих формах, кругах, диагоналях и прочих элементах.
И такая шрифтовая графика действительно замедляет мозг в процессе чтения. И это, в свою очередь, помогает активировать память».
Чтобы выяснить, действительно ли шрифт Sans Forgetica улучшает запоминание информации, провели исследование в выборке из 69 человек.
Суть эксперимента: испытуемым дали небольшой текст на английском языке, после чего им было задано 15 открытых вопросов на запоминание прочитанного. Все исследуемые знали английский на разных уровнях.
Было четыре экспериментальных группы, и текст набирали четырьмя разными шрифтами: Times New Roman, Arial, Comic Sans или Sans Forgetica. Шрифты Comic Sans или Sans Forgetica — не-беглые. Исследователи предполагали, что люди будут лучше запоминать текст, набранный ими.
Но… шрифт Sans Forgetica не показал себя как более эффективный для запоминания информации.
И со временем накопилось достаточно много данных от экспериментов, исследующих эффект не-беглости в общем и эффективность шрифта Sans Forgetica в частности.
В метаанализе 39 экспериментов с общим количеством испытуемых в 3135 человек из 25 стран не было выявлено никаких положительных эффектов для запоминания у шрифта Sans Forgetica.
Комментарий эксперта из НИУ ВШЭ
Мы поговорили с одним из исследователей теории не-беглости. Рабочая ли это теория и — гипотетически — есть ли способы улучшить запоминание при помощи шрифтов?
Тимофей Березнер
Сотрудник HSE UX LAB, заместитель руководителя департамента психологии НИУ ВШЭ.
— На самом деле сложно сказать, что не-беглость абсолютно точно никак и никогда не может улучшить, например, результаты обучения. Для этого необходимы ещё дополнительные исследования.
Но уже сейчас очевидно, что если какой-то эффект и есть, то либо он очень маленький, либо проявляется редко, в специфических условиях. И тут вопрос: а нужно ли пытаться тратить силы учёных, чтобы найти эти условия, или же стоит смириться с тем, что просто изменить шрифт — вряд ли поможет лучше что-то запомнить или выучить? Я голосую за второе.
Из ответа на первый вопрос следует ответ на второй. Думаю, ещё десяток неудачных исследований — и можно остановиться. Есть гораздо более эффективные, известные и научно обоснованные методики улучшения обучения, запоминания материала, чтения текстов. Так что пытаться во что бы то ни стало доказать именно важность существования эффекта не-беглости — очень странная затея. Тем более что если смириться с отсутствием этого эффекта, наука ничего не теряет. В сущности, ни одна научная теория от этого не страдает, потому что теоретические обоснования данного эффекта очень зыбкие.
Не могу сказать на 100%, что это не работает, но на 99% — да, не работает.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!