Дизайн
#статьи

Принципы гештальта в UX. Часть 1

Рассказываем, по каким законам психологии проектируют дизайн сайтов и приложений.

Изображение: Erik Musin / Timofei Popandopulo / Aleksey Zadorozhny / Famiiily Studio / Behance

UX/UI-дизайн тесно связан с психологией восприятия и влияния. Экраны, кнопки, линии, элементы и даже части картинок могут мотивировать людей к действию или подсказывать шаги, увлекать или отталкивать.

В этой статье разбираемся, как люди воспринимают карточки на экранах, почему любят симметрию и что заставляет их путаться в фильтрах на маркетплейсе.

Что такое принципы гештальта

Die Gestalt с немецкого — конструкция, конфигурация, структура, телосложение, фигура, вид, роль, оформление, габитус, целостность, форма, образ, облик.

Когда человек сталкивается с каким-либо образом — картинкой, объектом реального мира, другим человеком, — он его познаёт. Зрением, слухом, прикосновениями «собирает» информацию, соединяет её с предыдущим опытом и контекстом конкретного момента, пропускает через свои эмоции — и так получает единую сложную форму из множества элементов.

Если у человека складывается целостный образ, он способен с ним взаимодействовать и принимать решение: делать что-то или нет, выбирать предмет или отказываться от него, продолжать контакт или уходить.

Чистые картофелины, чёткие тени, плоский фон нетипичного для овощей цвета, асимметрично расположенная половинка клубня и нарушенный порядок — все эти элементы наш «процессор» организовывает в форму, гештальт
Изображение: Erik Musin / Timofei Popandopulo / Aleksey Zadorozhny / Famiiily Studio / Behance

Принципы гештальта — это набор законов, описывающих, как люди считывают образы и упорядочивают их в целостную картину.

В UX/UI эти принципы описывают то, как люди воспринимают и понимают элементы на цифровых экранах.

Изображения предметов и тексты расположены на отдельных белых квадратах: мы понимаем, что слова относятся именно к этой фотографии, кнопка «Добавить в корзину» отправит в чекаут именно такой товар, а не все продукты на странице. Всё это — исполнение принципов гештальта
Скриншот: сайт Pantheone Audio / Skillbox Media

Психика человека саморегулируется, стремится к стабильности в каждый момент времени, здесь и сейчас. Одна из основ для этой стабильности — цельность воспринимаемых нами образов.

А если на экране в онлайн-магазине кнопка со словом «Характеристики» находится слишком далеко от фото товара, мы не можем быстро понять, связаны они или нет, и испытываем неожиданную когнитивную нагрузку и даже фрустрацию. Цельный образ не складывается.

В квадратах изображения разных объектов — белая женщина, стул и чёрный мужчина. И даже не понимая языка, мы уловим: у картинок одна форма, значит, они связаны
Скриншот: сайт EX EX EX / Skillbox Media

Зачем использовать принципы гештальта в дизайне

UX/UI-дизайнерам и CX-исследователям важно ориентироваться в базовой психологии восприятия. Чтобы цифровой продукт был успешен и люди пользовались им с удовольствием, он должен резонировать с базовыми человеческими механизмами познания и реакции.

Если проектировать дизайн с учётом принципов гештальта, это поможет:

  • Управлять вниманием пользователей на экранах и манипулировать их поведением.
    Например, подталкивать их к просмотру большего количества товаров или предложений.
  • Вызывать у пользователей доверие к продукту.
    Если контент на экранах даёт цельную картину происходящего, люди воспринимают цифровой продукт как знакомый и безопасный.
  • Снизить когнитивную нагрузку на пользователей — им будет легче ориентироваться на экранах.
    Неожиданно сложные процессы в приложениях отталкивают и даже вызывают негативные эмоции.

Для иллюстрации посмотрим на экран с фильтрами поиска на Ozon.

В каждом из трёх серых прямоугольников есть тексты, и мы буквально бессознательно воспринимаем их как связанные общим смыслом. Например, ожидаем, что один серый прямоугольник объединяет параметры размеров, другой — цены, третий — физические характеристики.

Однако когда мы вчитываемся в слова, обнаруживаем, что серые прямоугольники не поддерживают эту логику. Нам становится сложнее ориентироваться в интерфейсе, резко возрастает когнитивная нагрузка там, где мы этого не ожидали, — ведь мы всего лишь ищем кружку, табуретку или чехол для пальто. Может даже появиться чувство тревоги: цифровой продукт оказался непредсказуемым, и есть вероятность, что мы не достигнем своей цели — что-то пропустим, не найдём нужное.

Скриншот: сайт Ozon / Skillbox Media

Шесть принципов гештальта: что о них должен знать дизайнер интерфейсов

Принцип близости

Если объекты расположены близко друг к другу, пользователи воспринимают их как группу — считают связанными по функции или другим качествам.

Как работает в UX/UI: малое или большое расстояние между элементами — то, что позволяет людям быстро сканировать интерфейс, ориентироваться в текстах и иконках.

  • Заголовок и абзац текста под ним образуют группу — люди воспринимают их как связанные по смыслу.
  • Кнопки в панели управления образуют группу — пользователи считают их функционально равнозначными.
Сближенные строки и большое расстояние между блоками подсказывают, что разные слова и цифры описывают один объект. Близко расположенные предметы в коллаже-иллюстрации дают понять, что все они означают что-то одно
Скриншоты: «Золотое яблоко» / Lamoda / Skillbox Media

Что будет, если нарушить принцип близости:

  • Когда элемент в интерфейсе отделён от родственных заметно большим расстоянием, пользователь может его не увидеть.

Например, если кнопку «Отказаться» расположить как можно дальше от кнопки «Согласиться», пользователю будет сложно её обнаружить.

  • Из-за визуальной близости в одну группу могут попасть неравнозначные по смыслу или функции элементы.
Элемент «Вакансии» находится в одной группе с кнопками, которые отправляют в разделы с клиентскими сервисами. Пользователю непросто понять, какой признак объединяет поиск работы на почте и отправку телеграммы
Скриншот: приложение «Почта России» / Skillbox Media

Принцип симметрии

Пользователи воспринимают симметричные объекты как принадлежащие к одной группе.

Как работает в UX/UI: симметрия создаёт ощущение порядка, предсказуемости, баланса. Это позволяет людям быстрее понимать интерфейсы.

Сетка — это способ создать симметрию. В строгой сетке пользователь воспринимает элементы как подобные, даже если картинки совсем разные
Скриншот: сайт Typefaces of The Temporary State / Skillbox Media
Симметричные карточки образуют группу
Скриншот: сайт 365 — A year of Cartier / Skillbox Media

Что будет, если нарушить принцип симметрии:

  • Когда у подобных по функции или смыслу элементов — например, карточек или иконок — несимметричная форма, пользователь не воспринимает их как равнозначные. Он концентрируется на визуальной разнице и пытается понять, что означает это различие. Интерфейс для него становится менее предсказуемым.
Карточки-превью различаются размером и расположены несимметрично. Это добавляет интерфейсу динамики, но увеличивает когнитивную нагрузку
Скриншот: сайт Angus Emmerson / Skillbox Media

Принцип подобия

Визуально подобные по цвету, форме или размеру элементы люди считают принадлежащими к одной группе — независимо от того, насколько близко или далеко они расположены друг от друга.

Как работает в UX/UI: визуальное подобие элементов подсказывает пользователям, что они будут вести себя одинаково. Кроме того, этот гештальт-принцип позволяет «нескучно» группировать элементы на экране.

Круги с разными числами на карте hh.ru нам кажутся равнозначными, а прямоугольные голубые плашки мы воспримем как что-то отдельное по смыслу
Скриншот: приложение Headhunter / Skillbox Media

Что будет, если нарушить принцип подобия:

  • Одинаковые эстетически, но неродственные функционально и по смыслу элементы нарушают логику, которую пользователь ожидает от интерфейса.
У кружочков наверху экрана та же форма, что у кружочков по правой стороне, поэтому мы считаем их связанными, аналогичными по функции. Однако сверху это некликабельные иллюстрации, а справа — кнопки
Скриншот: сайт Uplab / Skillbox Media

Принцип замыкания

Люди стремятся добавить недостающие детали в картинку и организовать элементы так, чтобы получить цельный образ.

Как работает в UX/UI: части изображений на экране могут подсказывать пользователям, что у контента есть продолжение. Стремление получить полный образ заставляет пользователей листать экраны.

Части картинок работают как подсказки листать карусель или скроллить экран вниз. Такими же подсказками работают границы и фоны неподгруженных карточек
Скриншоты: Sela / Pinterest / «СберМаркет» / Skillbox Media

Что будет, если в дизайне принцип нарушен:

  • Полное изображение даёт иллюзию замкнутости, завершённости. Если за ним есть какой-либо ещё контент, пользователь, скорее всего, его не увидит и даже не станет искать.
О том, что это конец страницы, пользователь поймёт по отсутствию намёка на следующую карточку. А самый внимательный — по стрелочке вверх в правом нижнем углу
Скриншот: сайт Faculty / Skillbox Media

Принцип непрерывности

Если элементы расположены на одной линии, люди их воспринимают как связанные. Линия может быть нарисованная или воображаемая, прямая или кривая.

Как работает в UX/UI: непрерывность создаёт порядок, который позволяет пользователю меньше напрягаться. Ему проще воспринимать контент, а общая линия «ведёт» его по экрану и направляет к необходимым действиям.

Скриншот: сайт Jeff Koons Moon Phases / Skillbox Media

Что будет, если нарушить принцип непрерывности:

  • Обрыв линии говорит о конце экрана или конечной точке. Если за ним на самом деле ещё есть контент, пользователь его может не найти.
Человеческий мозг не любит неожиданное прерывание: нам хочется продолжать красные линии вправо за пределы экрана
Скриншот: сайт «МАРШ» / Skillbox Media

Принцип фигуры и фона

Люди стремятся выстраивать в изображении пространственные отношения между элементами и в составной композиции всегда выделяют фигуру и фон.

Как работает в UX/UI: фигура — это точка фокуса для человека, и этот принцип гештальта позволяет дизайнерам организовать контент так, чтобы выделить главное.

В карточке товара пользователь всегда стремится определить фокальную точку и фон. Таким же образом он считывает более важный и менее важный текст, главное изображение и сопутствующую информацию в интерфейсе
Скриншот: «Авито» / «Мегамаркет» / Skillbox Media

Что будет, если нарушить принцип фигуры и фона:

  • Когда пользователь не может определить систему взаимосвязей между элементами и все они кажутся одинаково важными, он испытывает когнитивную перегрузку. Работать с интерфейсом становится неожиданно сложно и неприятно.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована