Креативный оранжевый: как цвет влияет на восприятие бренда
Рассказываем, что значит оранжевый и как этот цвет используют всемирно известные бренды.
 
 
Если смешать жёлтый и красный, получится оранжевый — один из самых заметных цветов спектра.
Рассказываем о распространённых значениях этого цвета в психологии и культуре и о том, как известные компании используют его в брендинге и маркетинге:
- Amazon — для приветливости;
- Burger King — для дерзости;
- Nickelodeon — для энтузиазма;
- Harley-Davidson — для авантюризма;
- Fanta — для резвости.
Оранжевый цвет в психологии и культуре
Оранжевый цвет влияет на психику и настроение человека, и воздействие его сложное и многообразное. Для одних этот цвет — олицетворение энергии и оптимизма, а для других — знак меланхолии и печали.
Исследования R. W. Burnham, R. M. Yanes и C. J. Bartleson в 1963 году показали, что оранжевый — один из самых популярных цветов среди широкого круга людей, как детей, так и взрослых. Участники научных опытов отмечали, что оранжевый наполняет их энергией и радостью, создаёт атмосферу комфорта и уюта, наполняет гармонией.

Фото: Fidelia Zheng / Harry Cunningham / Unsplash
Одна из распространённых ассоциаций, которую вызывает оранжевый цвет, — это приветливое тепло, безопасный огонь очага. В отличие от красного, который означает скорее пожар и опасность.
В 1993 году учёные Мариам Райс и Лора Лернер обнаружили, что тёплые цвета, включая оранжевый, воспринимаются как более социальные и активные, что ассоциируется с энергией и молодостью.

Изображение: Lamborghini
По сравнению с чисто жёлтым оранжевый воспринимается как более «энергичный». Гёте полагал, что этот живой оттенок нравится людям с активной жизненной позицией. Ярко-оранжевый особенно нравится детям, вызывает у них чувство восхищения и трепета.
Но оранжевый может вызывать и негативные чувства. Например, в контексте времен года он часто ассоциируется с осенней порой, поэтому может навевать мысли о холоде и печали.

Изображение: Исаак Левитан, «Золотая осень», 1895 г. / Государственная Третьяковская галерея
Ещё он может означать крикливость и пошлость, грубость и развязность. Ярко-оранжевый привлекает внимание, и некоторые воспринимают его как навязчивый.

Фото: Diego Madrigal / Shutterstock
При этом тёплые персиковые оттенки, приближенные к бежевому, успокаивают. Такие цвета считаются спокойными, умиротворяющими, и их часто используют, чтобы создать идеалистически женственный образ.

Фото: IKEA
Культурные значения оранжевого цвета также весьма разнообразны. Например, он символизирует креативность: исследование, опубликованное в Journal of Environmental Psychology в 2018 году, показало, что взаимодействие с оттенками оранжевого усиливает способность к творческому мышлению. Этот вывод «подтверждает» один из концептов древней восточной философии, согласно которому оранжевый цвет у Свадхистханы — второй, сакральной чакры, которая управляет сексуальностью, креативностью, удовольствием и радостью.
В восточных культурах оранжевый имеет религиозное значение. В буддизме и индуизме, например, он связан с духовностью. Буддийские монахи традиционно носят оранжевую ткань, которая символизирует простоту и отречение от материальных благ. В индуизме этот цвет означает огонь, очищение и великое знание.

На Западе у оранжевого тесная связь с праздником Хэллоуином, главный символ которого — светящиеся резные тыквы. Овощи такого цвета означают богатство урожая, а также огонь и свет, который пробивается сквозь тьму ночи.
У жителей городов оранжевый цвет ассоциируется с безопасностью и видимостью, поскольку это цвет предупреждающих знаков, сигнальных жилетов безопасности и дорожных конусов.
В контексте культуры оранжевый тоже может восприниматься негативно. Этот цвет — символ преступности и наказания: во многих американских тюрьмах осуждённые носят ярко-оранжевую униформу. Это для того, чтобы заключённые выделялись и были заметны для охраны.


И наконец, оранжевый цвет играет особую роль в мировой политике. В Нидерландах он тесно связан с королевской семьёй, известной как Дом Оранских, и символизирует единство нации.

Фото: Vlad1988 / Shutterstock
В Ирландии этот цвет используется в национальном флаге. Его добавили в 1848 году: оранжевый означает протестантскую общину страны, стремящуюся к мирному сосуществованию с католиками, символ которых — зелёный цвет.

В искусстве и дизайне оранжевый цвет используют, чтобы создать смысловой акцент или как триггер сильных эмоций. Художники-импрессионисты, особенно Винсент ван Гог, визуально создавали оранжевым тепло и сияние.

Изображение: Василий Кандинский, «Оранжевый», 1923 г. / The Museum of Modern Art
Чистый, бескомпромиссный оранжевый — выбор некоторых знаменитых премиальных брендов. Его оттенки, особенно коралловый и терракотовый, привлекают внимание: они выступают на контрасте с привычными цветами роскоши — белым или бежевым — и ассоциируются со смелостью и престижем.

Скриншот: https://www.tsum.ru/brand/ / Skillbox Media

Изображение: Hermès

Фото: «Кофемания»
Давайте рассмотрим, как современные крупные компании используют оранжевый цвет в логотипах и маркетинге.
Инновация и энергия: Amazon
Amazon — глобальная технологическая компания. Она была основана в 1994 году: вначале это был бизнес по продаже книг в интернете, а теперь — огромная омниканальная экосистема, в которой постоянно тестируют и внедряют инновации.
Amazon выигрывает у всевозможных конкурентов в разных нишах рынка благодаря тому, что постоянно внедряет инновации в свои продукты и услуги: от собственной логистической сети до стримингового сервиса.

Изображение: Amazon
Оранжевая стрелка в логотипе, указывающая от буквы A к Z, символизирует огромный ассортимент товаров и сервисов: «найдётся всё от A до Z», и всё будет доставлено в срок.
Эту стрелку в визуальных коммуникациях Amazon также используют отдельно, как марку, и она обозначает миссию компании — быть «самой клиентоориентированной компанией на земле».
Однако логотип не всегда был таким. В начале своего пути он состоял из названия компании с добавлением «.com». Это было сделано с целью подчеркнуть, что Amazon — интернет-магазин. Версия логотипа, которую мы знаем сейчас, была введена только в 2000 году.

Фото: JORDAN STEAD / Amazon
Оранжевый в брендбуке Amazon — это не просто яркий инструмент дизайна, который быстро привлекает внимание. Он был выбран за ассоциацию с теплотой, энергией и оптимизмом. А изогнутая форма стрелки напоминает улыбку: это визуальная отсылка к радости от получения покупок.

Изображение: Amazon

Изображение: Amazon
Дерзость и позитив: Burger King
Burger King, одна из ведущих международных сетей быстрого питания, была основана в 1953 году. Особенность их блюд — вкус с дымком: котлеты для бургеров готовят на открытом огне.
Уже много лет Burger King и McDonald’s — главные мировые бренды фастфуда — ведут маркетинговое соревнование, то и дело подначивая друг друга в коммуникациях и ситуативных рекламах. Но в отличие от McDonald’s, который позиционирует себя семейным рестораном с детскими комнатами и хэппи-милами, Burger King не нацелен на детскую аудиторию.
Поэтому Burger King позволяет себе более свободную и дерзкую коммуникацию, в том числе с колкими издёвками, причём не только по отношению к конкуренту, но и к индустрии питания вообще.
Например, рекламный ролик с их плесневеющим бургером, снятый в режиме таймлапс, стал одним из самых обсуждаемых в 2020 году и позже получил три Гран-при на Epica Awards — ежегодной премии в области креатива в рекламе. Компания выбрала такой нестандартный ход, чтобы показать аудитории натуральность своих бургеров в самом неприглядном виде.


Фото: Burger King
Долгое время в логотипе BK были красный, жёлтый и синий цвета. Красный как отсылка к аппетиту и страсти, жёлтый — знак дружелюбия и радости, синий — надёжности и доверия.

Изображение: Pancho Cassis / Chacho Puebla / Tomás Ostiglia / Behance
В 2021 году компания провела масштабный ребрендинг, и теперь лого состоит только из элементов красного и оранжевого цветов. Их выбор не случаен — так слегка поменяли угол позиционирования.

Изображение: Ricardo Moreira / Behance
Красный цвет подчёркивает аппетитность продуктов, что важно для любого бизнеса в секторе быстрого питания. А оранжевый означает дерзкую, жизнерадостную позицию бренда и добавляет в логотип нотку живости и тепла.
Такой взрывной и тёплый набор цветов отражает идеалы и ценности Burger King: быть адаптивным и весёлым брендом, который предлагает доступные и вкусные бургеры.

Творчество и уникальность: Nickelodeon
Nickelodeon — американский телеканал для детей и подростков. В России он работал с 1997 по 2022 год.
Он стал первым в мире кабельным телевизионным каналом для детей. Именно на Nickelodeon появился «Губка Боб квадратные штаны» — самый продолжительный мультсериал с высокими рейтингами в истории. Также на этом канале выходили «Клуб Винкс», «Крутые бобры», «Аватар: легенда об Аанге» и многие другие мультфильмы, на которых выросло не одно поколение.
Оранжевый цвет в айдентике Nickelodeon выделяет его на фоне других известных детских телеканалов, которые используют более мягкие и нейтральные тона, — Disney, Cartoon Network. Вместе с формами логотипа-кляксы это подчёркивает творческий, свободный подход канала к созданию контента и вещанию.

Изображение: Cartoon Network / Disney Channel
Согласно основным принципам графического дизайна, чрезмерное использование контрастных цветов может отвлекать зрителя и создавать визуальный шум. Но в Nickelodeon это правило смело нарушают.

Изображение: Nickelodeon

Изображение: Nickelodeon

Изображение: Nickelodeon / Monique Ah-Sue
У ребрендинга 2009 года была задача сделать логотип более современным и создать цельный облик всей сети каналов и брендов: к этому времени Nickelodeon уже был крупной корпорацией с развлекательными центрами, магазинами, сетью теле- и онлайн-каналов. Оранжевый цвет стал более чистым и «цифровым».

Изображение: Nickelodeon / CCBoom
Чтобы добавить дружелюбности, буквы в лого сделали ещё более круглыми и гладкими. Особенной стала форма буквы i: она напоминает замочную скважину.

Изображение: Nickelodeon

Читайте также:
Цветовое решение Nickelodeon стимулирует творческое мышление, детскую фантазию и воображение, и оранжевый цвет означает энтузиазм и возбуждение от просмотра любимых телешоу и мультфильмов.
Согласно теориям о психологии цвета, цветовые симпатии детей обусловлены прежде всего энергетическими характеристиками оттенков. В исследованиях В. С. Мухиной (1981) показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста часто используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Это жёлтый, оранжевый, красный, зелёный.
Авантюризм и страсть: Harley-Davidson
Harley-Davidson — один из двух старейших и крупнейших американских производителей мотоциклов. Компания прежде всего славится тяжёлыми круизерами, но диапазон моделей HD широк: от классических больших мотоциклов с громким звуком моторов до современных мотоциклов VRSC, стрит- и даже электробайков для детей.

Изображение: Harley-Davidson

Изображение: Harley-Davidson
Логотип Harley-Davidson Bar & Shield — один из самых узнаваемых в мире, даже среди тех, кто не интересуется мотоспортом. Он появился в 1909 году, а оранжевый, белый и чёрный цвета были добавлены в 1922-м и с тех пор неизменны.

Изображение: Harley-Davidson

Фото: Harley-Davidson
Оранжевый цвет в логотипе символизирует энергию, страсть и авантюризм — то есть характер бренда Harley-Davidson. Эти мотоциклы позиционируются не просто как транспортное средство: это символ свободы и бунтарского духа.
Чёрный цвет в айдентике отвечает за образ силы и элегантности, подчёркивает величие и статус марки. Белый же создаёт контраст, делая лого ещё более заметным.

Изображение: Harley-Davidson
Свежесть и радость: Fanta
Fanta — международный бренд газированных напитков, принадлежащий компании Coca-Cola. Он появился в 1940-е годы в Германии во время Второй мировой войны, когда нацистский флот перерезал пути снабжения, и поставки ингредиентов для Coca-Cola из США стали невозможны. Чтобы сохранить бизнес, компания разработала новый напиток из доступных на тот момент ингредиентов — остатков яблок и пахты.

Фото: The Coca-Cola Company
Название напитка Fanta происходит от слова «фантазия»: это передаёт идею ограничений, которые существуют только в нашем воображении.
Логотип менялся множество раз и с каждым разом становился всё более ярким. В 1980-х годах появилась первая цветная версия лого, в которой составили контрастную композицию из синего текста, оранжевых минималистичных «апельсинов» и зелёного листочка.

Изображение: Fanta
Несмотря на эксперименты с дизайном, база идентичности бренда неизменна: основной цвет всегда солнечный оранжевый. Его используют практически во всех вариантах логотипа и оформления упаковки: этого цвета нет только в дизайне для альтернативных вкусов напитка — ягодных или тропических фруктовых.

Изображение: Coca-Cola Global Design team

Скриншот: сайт Fanta / Skillbox Media
В компании Coca-Cola продукты делят по целевым аудиториям. Например, Sprite — продукт для подростков и студентов, Coca-Cola универсальная, для всей семьи. А портрет потребителя Fanta — это дошкольники и школьники младших классов, активные и искромётные; они обожают новые впечатления и готовы наслаждаться каждым моментом жизни.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Вызывающий розовый: сладость, нежность и детство
- Уютный коричневый: роскошь, стабильность и простодушность
- Дружелюбный зелёный: экология, свежесть и безопасность
- Чистый белый: элегантность, лаконичность и доброта
- Надёжный синий: доверие, умиротворение и мужественность
- Продающий красный: вызов, победа и страсть
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    
 
                     
     
                                     
                                     
                                     
                                    