Дизайн
#статьи

Креативный оранжевый: как цвет влияет на восприятие бренда

Рассказываем, что значит оранжевый и как этот цвет используют всемирно известные бренды.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Если смешать жёлтый и красный, получится оранжевый — один из самых заметных цветов спектра.

Рассказываем о распространённых значениях этого цвета в психологии и культуре и о том, как известные компании используют его в брендинге и маркетинге:


Оранжевый цвет в психологии и культуре

Оранжевый цвет влияет на психику и настроение человека, и воздействие его сложное и многообразное. Для одних этот цвет — олицетворение энергии и оптимизма, а для других — знак меланхолии и печали.

Исследования R. W. Burnham, R. M. Yanes и C. J. Bartleson в 1963 году показали, что оранжевый — один из самых популярных цветов среди широкого круга людей, как детей, так и взрослых. Участники научных опытов отмечали, что оранжевый наполняет их энергией и радостью, создаёт атмосферу комфорта и уюта, наполняет гармонией.

Оранжевые закаты на Бали считаются одними из самых впечатляющих в мире. Каждый вечер туристы специально собираются на пляжах Семиньяк и Канггу, чтобы насладиться ими
Фото: Fidelia Zheng / Harry Cunningham / Unsplash

Одна из распространённых ассоциаций, которую вызывает оранжевый цвет, — это приветливое тепло, безопасный огонь очага. В отличие от красного, который означает скорее пожар и опасность.

В 1993 году учёные Мариам Райс и Лора Лернер обнаружили, что тёплые цвета, включая оранжевый, воспринимаются как более социальные и активные, что ассоциируется с энергией и молодостью.

Суперспортивный, супермощный электрокар Lamborghini развивает скорость до 350 км/ч. Модель вышла 29 марта 2023 года и была представлена в оранжевом цвете
Изображение: Lamborghini

По сравнению с чисто жёлтым оранжевый воспринимается как более «энергичный». Гёте полагал, что этот живой оттенок нравится людям с активной жизненной позицией. Ярко-оранжевый особенно нравится детям, вызывает у них чувство восхищения и трепета.

Но оранжевый может вызывать и негативные чувства. Например, в контексте времен года он часто ассоциируется с осенней порой, поэтому может навевать мысли о холоде и печали.

Оранжевый на Севере и в средней полосе — это увядание
Изображение: Исаак Левитан, «Золотая осень», 1895 г. / Государственная Третьяковская галерея

Ещё он может означать крикливость и пошлость, грубость и развязность. Ярко-оранжевый привлекает внимание, и некоторые воспринимают его как навязчивый.

Оранжевый цвет в мире животных мало распространён и, как правило, означает опасность. Например, как этот сигнальный окрас ядовитой лягушки-древолаза
Фото: Diego Madrigal / Shutterstock

При этом тёплые персиковые оттенки, приближенные к бежевому, успокаивают. Такие цвета считаются спокойными, умиротворяющими, и их часто используют, чтобы создать идеалистически женственный образ.

Мягкие оттенки оранжевого и светлая терракота в тренде в 2023 году
Фото: IKEA

Культурные значения оранжевого цвета также весьма разнообразны. Например, он символизирует креативность: исследование, опубликованное в Journal of Environmental Psychology в 2018 году, показало, что взаимодействие с оттенками оранжевого усиливает способность к творческому мышлению. Этот вывод «подтверждает» один из концептов древней восточной философии, согласно которому оранжевый цвет у Свадхистханы — второй, сакральной чакры, которая управляет сексуальностью, креативностью, удовольствием и радостью.

В восточных культурах оранжевый имеет религиозное значение. В буддизме и индуизме, например, он связан с духовностью. Буддийские монахи традиционно носят оранжевую ткань, которая символизирует простоту и отречение от материальных благ. В индуизме этот цвет означает огонь, очищение и великое знание.

Фото: Vietnam Stock Images / Shutterstock

На Западе у оранжевого тесная связь с праздником Хэллоуином, главный символ которого — светящиеся резные тыквы. Овощи такого цвета означают богатство урожая, а также огонь и свет, который пробивается сквозь тьму ночи.

У жителей городов оранжевый цвет ассоциируется с безопасностью и видимостью, поскольку это цвет предупреждающих знаков, сигнальных жилетов безопасности и дорожных конусов.

В контексте культуры оранжевый тоже может восприниматься негативно. Этот цвет — символ преступности и наказания: во многих американских тюрьмах осуждённые носят ярко-оранжевую униформу. Это для того, чтобы заключённые выделялись и были заметны для охраны.

Кадр: сериал «Оранжевый — хит сезона» / Netflix
Кадр: сериал «Во все тяжкие» / Sony Pictures Television

И наконец, оранжевый цвет играет особую роль в мировой политике. В Нидерландах он тесно связан с королевской семьёй, известной как Дом Оранских, и символизирует единство нации.

Цвет футбольной национальной сборной Нидерландов — оранжевый. В дни матчей все болельщики тоже одеваются в оранжевое
Фото: Vlad1988 / Shutterstock

В Ирландии этот цвет используется в национальном флаге. Его добавили в 1848 году: оранжевый означает протестантскую общину страны, стремящуюся к мирному сосуществованию с католиками, символ которых — зелёный цвет.

Фото: Liviu Toader / Shutterstock

В искусстве и дизайне оранжевый цвет используют, чтобы создать смысловой акцент или как триггер сильных эмоций. Художники-импрессионисты, особенно Винсент ван Гог, визуально создавали оранжевым тепло и сияние.

Подтверждая мысли Гёте, Кандинский относит оранжевый к «активной стороне» цветового спектра вместе с жёлтым и красным. По его мнению, эти три цвета символизируют радость, торжество и изобилие
Изображение: Василий Кандинский, «Оранжевый», 1923 г. / The Museum of Modern Art

Чистый, бескомпромиссный оранжевый — выбор некоторых знаменитых премиальных брендов. Его оттенки, особенно коралловый и терракотовый, привлекают внимание: они выступают на контрасте с привычными цветами роскоши — белым или бежевым — и ассоциируются со смелостью и престижем.

Сайт ЦУМа в фирменной палитре: оранжевый, чёрный и белый
Скриншот: https://www.tsum.ru/brand/ / Skillbox Media
Фирменная оранжевая упаковка Hermès — одного из самых дорогих брендов в мире. Этот цвет стал символом модного дома во время Второй мировой войны: в Европе был дефицит стандартного бежевого картона, и управляющим Hermès пришлось закупать у поставщика то, что осталось, — коробки оранжевого цвета
Изображение: Hermès
Интерьер ресторана «Кофемания» в элитном подмосковном посёлке Горки-2
Фото: «Кофемания»

Давайте рассмотрим, как современные крупные компании используют оранжевый цвет в логотипах и маркетинге.

Инновация и энергия: Amazon

Amazon — глобальная технологическая компания. Она была основана в 1994 году: вначале это был бизнес по продаже книг в интернете, а теперь — огромная омниканальная экосистема, в которой постоянно тестируют и внедряют инновации.

Amazon выигрывает у всевозможных конкурентов в разных нишах рынка благодаря тому, что постоянно внедряет инновации в свои продукты и услуги: от собственной логистической сети до стримингового сервиса.

Логотип материнского бренда — минималистичное изображение
Изображение: Amazon

Оранжевая стрелка в логотипе, указывающая от буквы A к Z, символизирует огромный ассортимент товаров и сервисов: «найдётся всё от A до Z», и всё будет доставлено в срок.

Эту стрелку в визуальных коммуникациях Amazon также используют отдельно, как марку, и она обозначает миссию компании — быть «самой клиентоориентированной компанией на земле».

Однако логотип не всегда был таким. В начале своего пути он состоял из названия компании с добавлением «.com». Это было сделано с целью подчеркнуть, что Amazon — интернет-магазин. Версия логотипа, которую мы знаем сейчас, была введена только в 2000 году.

Попасть на работу в Amazon — мечта и цель тысяч IT-профессионалов. Эта компания вместе с Apple, Netflix, Google входит в так называемый FAANG — топ-5 американских IT-игроков по рыночной капитализации
Фото: JORDAN STEAD / Amazon

Оранжевый в брендбуке Amazon — это не просто яркий инструмент дизайна, который быстро привлекает внимание. Он был выбран за ассоциацию с теплотой, энергией и оптимизмом. А изогнутая форма стрелки напоминает улыбку: это визуальная отсылка к радости от получения покупок.

Улыбки — один из основных атрибутов бренда Amazon
Изображение: Amazon
У суббренда игр от Amazon оранжевый не только знак, но и текст логотипа. У остальных суббрендов он чёрного или голубого цвета
Изображение: Amazon

Дерзость и позитив: Burger King

Burger King, одна из ведущих международных сетей быстрого питания, была основана в 1953 году. Особенность их блюд — вкус с дымком: котлеты для бургеров готовят на открытом огне.

Уже много лет Burger King и McDonald’s — главные мировые бренды фастфуда — ведут маркетинговое соревнование, то и дело подначивая друг друга в коммуникациях и ситуативных рекламах. Но в отличие от McDonald’s, который позиционирует себя семейным рестораном с детскими комнатами и хэппи-милами, Burger King не нацелен на детскую аудиторию.

Поэтому Burger King позволяет себе более свободную и дерзкую коммуникацию, в том числе с колкими издёвками, причём не только по отношению к конкуренту, но и к индустрии питания вообще.

Например, рекламный ролик с их плесневеющим бургером, снятый в режиме таймлапс, стал одним из самых обсуждаемых в 2020 году и позже получил три Гран-при на Epica Awards — ежегодной премии в области креатива в рекламе. Компания выбрала такой нестандартный ход, чтобы показать аудитории натуральность своих бургеров в самом неприглядном виде.

Фото: Pancho Cassis / Sazky (Camilo Jiménez) / Behance
В 2016 году в Нью-Йорке Burger King «переоделся» в McDonald’s в честь Хэллоуина
Фото: Burger King

Долгое время в логотипе BK были красный, жёлтый и синий цвета. Красный как отсылка к аппетиту и страсти, жёлтый — знак дружелюбия и радости, синий — надёжности и доверия.

Логотип Burger King до 2021 года и рекламный вижуал с издёвкой над одним из главных образов McDonald’s
Изображение: Pancho Cassis / Chacho Puebla / Tomás Ostiglia / Behance

В 2021 году компания провела масштабный ребрендинг, и теперь лого состоит только из элементов красного и оранжевого цветов. Их выбор не случаен — так слегка поменяли угол позиционирования.

Новый логотип Burger King и «спокойный» рекламный вижуал для промо нового продукта — наггетсов из заменителя мяса
Изображение: Ricardo Moreira / Behance

Красный цвет подчёркивает аппетитность продуктов, что важно для любого бизнеса в секторе быстрого питания. А оранжевый означает дерзкую, жизнерадостную позицию бренда и добавляет в логотип нотку живости и тепла.

Такой взрывной и тёплый набор цветов отражает идеалы и ценности Burger King: быть адаптивным и весёлым брендом, который предлагает доступные и вкусные бургеры.

Изображение: Rafael Reina / Adriana Álvarez Jaramillo / Santiago Moreno / Saraí Ayala Santiago / Andrés Moreno / Latina Studio / Camila Martinez / Behance

Творчество и уникальность: Nickelodeon

Nickelodeon — американский телеканал для детей и подростков. В России он работал с 1997 по 2022 год.

Он стал первым в мире кабельным телевизионным каналом для детей. Именно на Nickelodeon появился «Губка Боб квадратные штаны» — самый продолжительный мультсериал с высокими рейтингами в истории. Также на этом канале выходили «Клуб Винкс», «Крутые бобры», «Аватар: легенда об Аанге» и многие другие мультфильмы, на которых выросло не одно поколение.

Оранжевый цвет в айдентике Nickelodeon выделяет его на фоне других известных детских телеканалов, которые используют более мягкие и нейтральные тона, — Disney, Cartoon Network. Вместе с формами логотипа-кляксы это подчёркивает творческий, свободный подход канала к созданию контента и вещанию.

Логотипы Cartoon Network и Disney Channel — главных конкурентов Nickelodeon
Изображение: Cartoon Network / Disney Channel

Согласно основным принципам графического дизайна, чрезмерное использование контрастных цветов может отвлекать зрителя и создавать визуальный шум. Но в Nickelodeon это правило смело нарушают.

Один из первых логотипов — слово Pinwheel, «вертушка», оформленное фиолетово-красным леттерингом
Изображение: Nickelodeon
Логотипы Nickelodeon в 1979, 1981, 1984, 2009 годах. Апельсиново-оранжевый цвет в брендинге канала передаёт идею энергии и креативности, а дизайн — настроение детско-подросткового креатива
Изображение: Nickelodeon
В пока что самой долгоиграющей айдентике Nickelodeon 1985–2009 годов было два акцентных цвета: оранжевый и лаймово-зелёный. В брендинге также было много белого и чуть-чуть чёрного — за счёт них фруктовые цвета выглядели ещё более сочными
Изображение: Nickelodeon / Monique Ah-Sue

У ребрендинга 2009 года была задача сделать логотип более современным и создать цельный облик всей сети каналов и брендов: к этому времени Nickelodeon уже был крупной корпорацией с развлекательными центрами, магазинами, сетью теле- и онлайн-каналов. Оранжевый цвет стал более чистым и «цифровым».

Nickelodeon производит не только контент, но и товары и мерч. Логотип размещают на футболках, баннерах, рекламных щитах, фильмах, журналах, книгах, веб-сайтах и в соцсетях
Изображение: Nickelodeon / CCBoom

Чтобы добавить дружелюбности, буквы в лого сделали ещё более круглыми и гладкими. Особенной стала форма буквы i: она напоминает замочную скважину.

В 2023-м айдентику Nickelodeon снова обновили. Так выглядит актуальный логотип компании
Изображение: Nickelodeon

Цветовое решение Nickelodeon стимулирует творческое мышление, детскую фантазию и воображение, и оранжевый цвет означает энтузиазм и возбуждение от просмотра любимых телешоу и мультфильмов.

Согласно теориям о психологии цвета, цветовые симпатии детей обусловлены прежде всего энергетическими характеристиками оттенков. В исследованиях В. С. Мухиной (1981) показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста часто используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Это жёлтый, оранжевый, красный, зелёный.

Авантюризм и страсть: Harley-Davidson

Harley-Davidson — один из двух старейших и крупнейших американских производителей мотоциклов. Компания прежде всего славится тяжёлыми круизерами, но диапазон моделей HD широк: от классических больших мотоциклов с громким звуком моторов до современных мотоциклов VRSC, стрит- и даже электробайков для детей.

В 2023 году ограниченным тиражом вышел Electra Glide Highway King — мотоцикл с электродвигателем и знаковым ретродизайном. Модель представили только в двух цветах — красном и оранжевом
Изображение: Harley-Davidson
Оранжевая стена экспозиции в музее Harley-Davidson
Изображение: Harley-Davidson

Логотип Harley-Davidson Bar & Shield — один из самых узнаваемых в мире, даже среди тех, кто не интересуется мотоспортом. Он появился в 1909 году, а оранжевый, белый и чёрный цвета были добавлены в 1922-м и с тех пор неизменны.

Винтажная металлическая бляха с логотипом Harley-Davidson
Изображение: Harley-Davidson
Во многом на узнаваемость логотипа повлияло то, что мерч мотобренда носили известные представители контркультур — например, рокеры
Фото: Harley-Davidson

Оранжевый цвет в логотипе символизирует энергию, страсть и авантюризм — то есть характер бренда Harley-Davidson. Эти мотоциклы позиционируются не просто как транспортное средство: это символ свободы и бунтарского духа.

Чёрный цвет в айдентике отвечает за образ силы и элегантности, подчёркивает величие и статус марки. Белый же создаёт контраст, делая лого ещё более заметным.

Harley-Davidson проводит собственные курсы по вождению мотоциклов. На учебном транспорте есть специальные подножки ярко-оранжевого цвета, которые помогают не упасть новичкам, а для преподавателей работают как сигнальные элементы
Изображение: Harley-Davidson

Свежесть и радость: Fanta

Fanta — международный бренд газированных напитков, принадлежащий компании Coca-Cola. Он появился в 1940-е годы в Германии во время Второй мировой войны, когда нацистский флот перерезал пути снабжения, и поставки ингредиентов для Coca-Cola из США стали невозможны. Чтобы сохранить бизнес, компания разработала новый напиток из доступных на тот момент ингредиентов — остатков яблок и пахты.

Ретродизайн бутылочек, который воссоздали в честь 75-летия Fanta
Фото: The Coca-Cola Company

Название напитка Fanta происходит от слова «фантазия»: это передаёт идею ограничений, которые существуют только в нашем воображении.

Логотип менялся множество раз и с каждым разом становился всё более ярким. В 1980-х годах появилась первая цветная версия лого, в которой составили контрастную композицию из синего текста, оранжевых минималистичных «апельсинов» и зелёного листочка.

Логотип Fanta с 1980 по 1995 год
Изображение: Fanta

Несмотря на эксперименты с дизайном, база идентичности бренда неизменна: основной цвет всегда солнечный оранжевый. Его используют практически во всех вариантах логотипа и оформления упаковки: этого цвета нет только в дизайне для альтернативных вкусов напитка — ягодных или тропических фруктовых.

Справа — обновлённый в 2023 году логотип Fanta
Изображение: Coca-Cola Global Design team
Интерфейс американского сайта Fanta в оттенках оранжевого
Скриншот: сайт Fanta / Skillbox Media

В компании Coca-Cola продукты делят по целевым аудиториям. Например, Sprite — продукт для подростков и студентов, Coca-Cola универсальная, для всей семьи. А портрет потребителя Fanta — это дошкольники и школьники младших классов, активные и искромётные; они обожают новые впечатления и готовы наслаждаться каждым моментом жизни.

Изображения: Lucas Wakamatsu / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Читайте также:

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована