UI‑дизайнер: как стать и чему учиться
Истории от первого лица: о старте, образовании, какой нужен диплом и можно ли стать арт‑директором до 30 лет.


Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox
Нажимая на кнопки в любом приложении, мы часто не обращаем внимания на то, как они выглядят и какой текст на них написан. Так происходит, когда UI-дизайн — то есть дизайн интерфейса сделан грамотно и не отвлекает от главной задачи: заказать доставку продуктов, купить новую футболку или открыть счёт в банке.
Хороший UI делает интерфейс красивым и интуитивно понятным. Мы расспросили четырёх UI-дизайнеров, как они искали свои первые заказы, что помогло им выйти на новый уровень и что делать тем, кто хочет построить успешную карьеру в дизайне UI.
Зачем читать этот материал:
- Понять, как сделать первые шаги в UI. Виктор Акифьев составил первое портфолио из выдуманных проектов и не сразу нашёл место работы. А сейчас он — арт-директор.
- Решить, какое для работы с UI нужно образование. Например, у дизайн-лида Дмитрия Щербины — диплом инженера-технолога. UI он изучал на курсах, а его первым местом работы стала студия в Нью-Джерси.
- Получить ценный совет от профи. Лид-дизайнер Филипп Соломин рекомендует внимательно слушать людей, ведь UI-дизайнер — немного психолог. Подсказать хорошее решение задачи может даже кассир в супермаркете.
- Узнать, как стать арт-директором до 30 лет. Дмитрий Матвеев получил эту должность в 28, потому что поставил себе чёткую цель, не стеснялся отправлять резюме в крупные компании и незаметно учился руководить у своих начальников.

Дмитрий Матвеев
Арт-директор Wildberries
— Я родом из Кишинёва. В 2006 году начал для себя рисовать и создавать анимированные ролики, а позже стал наблюдать за творчеством студий, дизайнеров и делать первые шаги в профессии. Сначала безрезультатно: ходил на собеседования, но никак не мог найти свой первый заказ.
В 2008-м, когда учился на третьем курсе института, устроился в типографию — делал макеты, визитки, каталоги. Эта работа приносила неплохие деньги. В то время я очень любил векторные иллюстрации и рисовал их в Corel, даже первые сайты в нём же делал.
В типографии я проработал несколько месяцев и решил переезжать в Москву. Сначала устроился в студию аэрографии, потом несколько раз менял работу и постепенно пришёл к веб-дизайну. Опыт графического дизайнера и иллюстратора на первых порах мне очень помог.
Сейчас для успешного старта важно определиться с основным направлением, будь то веб-дизайн, моушн или, например, 3D. При этом другие направления также стоит иметь в виду. Сегодня востребованы дизайнеры, которые умеют многое в разных сферах или хотя бы понимают, как и что там работает. Например, я начинал с графического дизайна, потом ушёл в веб, но всегда параллельно занимался брендингом.
Ещё один совет — объединяйтесь с коллегами. Если вы веб-дизайнер, соберите команду из иллюстратора, специалистов по 3D и анимации и сообща сделайте проект на Behance. Опыт взаимодействия с другими дизайнерами очень важен для успешного старта.
Читайте также:

Филипп Соломин
Основатель студии OKTÂEDER, лид-дизайнер в «Яндекс.Учебнике», экс‑арт‑директор AIC
— Я начинал карьеру больше 15 лет назад, поэтому мой опыт нельзя назвать релевантным. Самообразование и метод проб и ошибок, который я выбрал, — не самые эффективные подходы к карьере.
Я работал в разных студиях, но реально прокачался в AIC под руководством Сергея Попкова. Он стал моим ментором, и благодаря этому я вырос от уверенного середнячка до лид-дизайнера. С таким творческим «бустом» везёт не всегда.
Вообще карьерные траектории UI-дизайнеров пока очень разные — профессия новая, и устоявшихся схем нет. Вот примеры из опыта моих знакомых:
- Молодой парень из деревни, тракторист по профессии, переехал в Москву и вписался стажёром без опыта на минимальную зарплату в агрессивно растущую студию, «пылесосившую» рынок. По пути он освоился, обзавёлся контактами и устроился в большую корпорацию.
- Офицер морского флота, у которого нет возможности подрабатывать на службе, зато остаётся уйма времени на учёбу. Внушительный скиллсет к моменту окончания контракта обеспечит ему трудоустройство.
- Event-менеджер, много лет проработавший в сфере корпоративного туризма. Это стало неактуальным в пандемию, и он моментально (такие уж были обстоятельства) освоил профессию продакт-дизайнера и пошёл джуном в «Яндекс».
Это всё говорит о том, что стартовые условия не так важны. Юный студент будет схватывать быстрее, взрослый — нивелирует разницу опытом в других сферах. Состоятельный — будет работать на «маке», вынужденный экономить — на «винде», благо Figma открывается везде. Творческий склад личности склонит к визуальному дизайну, технический — к прикладному. Если у вас есть наставник, это ускорит продвижение. А местонахождение дизайнера теперь и вовсе не имеет значения.
Остальное — дело усидчивости, терпения и малой доли везения.

Дмитрий Щербина
Дизайн-лид в «БКС Мир Инвестиций»
— Четыре с половиной года назад я впервые открыл графический редактор, чтобы освоить новую профессию. Путь к первому заказу лежал через попытки повторить сайты, в которых я находил вдохновение: я анализировал решения дизайнеров, искал конкурентов, сравнивал структуру и подходы в подаче информации, визуальные приёмы.
Параллельно я откликался на вакансии и выполнял тестовые задания. Это помогало лучше понять, где у меня пробелы в знаниях.
Первым моим заказчиком на фрилансе стала небольшая продуктовая компания, представитель которой написал мне в LinkedIn. Им нужен был лендинг для маркетинговой акции.
Я изучал анимацию, чтобы лучше презентовать свои проекты, и собрал несколько презентаций на Behance. Большинство моих кейсов были концептами, но портфолио помогло мне получить предложение о работе в маленьком агентстве в Нью-Джерси. Два года я «пилил» для них лендинги, корпоративные сайты и шаблоны на Envato market. Это был мой первый опыт работы штатным дизайнером в компании.
Для успешного старта важно верить в то, что делаешь, и любить это. А ещё упорно идти к цели и помнить, что создаёшь продукты и сервисы, которыми будут пользоваться реальные люди.

Виктор Акифьев
Арт-директор бюро «Щука»
— Я учился на инженера в Московском авиационном институте, но всегда тяготел к дизайну. На первом месте работы продержался всего два месяца. Я был тестировщиком сложной информационной системы, но желание стать дизайнером было таким большим, что я уволился и начал собирать портфолио. В основном оно состояло из выдуманных работ.
Сначала меня никуда не брали, но потом, слава богу, здорово сложились обстоятельства. Мой лучший друг работал дизайнером в небольшой студии, и у них уволился один из сотрудников. Друг порекомендовал меня на его место, а начальник дал мне шанс. Я очень благодарю его за это (Игорь, если ты это читаешь, привет!).
Для успешного старта нужны упорство и хороший вкус. Важно попасть в сообщество: если среди ваших друзей есть дизайнеры, обязательно будьте с ними на связи, говорите им, что тоже хотите работать в дизайне. Если таких друзей нет, ищите и обязательно найдёте.
На старте карьеры нужно быть смелым: не бойтесь стажировок и никогда не сомневайтесь в себе. Не слушайте скучных дизайнеров, которые говорят, что всё надо делать по правилам и никак иначе. Лучше довести смелую идею до ума, чем сделать что-то правильно, но шаблонно.
Нужно ли UI-дизайнеру высшее образование

Дмитрий Матвеев
— Дизайнерского образования у меня нет. Я окончил Кишинёвский государственный университет по специальности «Кибернетика, экономическая информатика». Мою профессию определил не диплом, а работа, которой я занимался параллельно с учёбой.
Я считаю, что сейчас дизайнерам не нужно высшее образование — вместо того, чтобы три-пять лет проводить в вузе, достаточно изучить базовый пул программ и сразу брать заказы, постоянно развивая насмотренность. Современные профессии тем и хороши, что можно учиться и параллельно зарабатывать на этом.
Однако дизайнеру нужны базовые знания: законы композиции, цвета, света, баланса и так далее. Можно получить их, к примеру, в художке. Творческое образование, навык художественного рисунка для дизайнера всегда плюс. Если такого опыта нет, базу можно изучить и на курсах. У компаний с курсами есть преимущество перед вузами — преподавательский состав обновляется чаще, а значит, студенты получают более современный материал.
Курсы, переподготовка, переквалификация, общение со спикерами и менторами — это то, что нужно, если хочешь освоить современную профессию.

Филипп Соломин
— Когда я учился, получить такое высшее образование было невозможно, а на попытки коммерческих учреждений организовать факультет веб-дизайна было страшно смотреть.
Обычно веб-дизайнеры оканчивали что-то, не связанное с профессией, либо какую-нибудь Строгановку, «Полиграф», МАрхИ, «Британку» и тому подобные творческие вузы. Также частый кейс — неоконченное высшее, как у меня.
Сегодня ситуация кардинально иная. Государственные университеты реально подтягиваются и выглядят уже не так безнадёжно для старта, а частные бизнесы соревнуются в крутости онлайн-курсов и мастер-классов.
Я рекомендую учиться, если есть время и возможность. Но не стоит слишком увлекаться теорией, не забывайте выходить «в поля»: обучение на практике — одно из самых эффективных.

Дмитрий Щербина
— По образованию я инженер-технолог и в дизайн пришёл, окончив магистратуру. Всё, что сейчас помогает в работе, — результат самообучения, учёбы на курсах и опыта, который удалось перенять от ребят в дизайн-студии.
Нужно ли сегодня высшее образование дизайнеру? Ответить однозначно — это ограничить себя.
Есть много примеров тех, кто пришёл в профессию без диплома. Но я не знаю ни одного случая, когда образование помешало бы дизайнеру стать профессионалом.

Виктор Акифьев
— Высшее образование дизайнеру точно не нужно, но быстро освоить профессию без учёбы не получится. Все необходимые скиллы можно наработать практикой, если рядом есть ментор или опытный арт-директор.
Дайте UI-дизайнеру несколько советов, которые помогут в работе

Дмитрий Матвеев
1. Найдите «железобетонный» источник вдохновения.
Вдохновение и мотивация быстро исчезают, если их ничем не подпитывать. Источником может быть всё что угодно: поддержка близких, паблик в «Инстаграме»* или канал в Telegram, работы известных студий, иллюстратор с классными проектами или спикер, чьи слова вам откликаются.
2. Изучайте только те программы, которые точно пригодятся вам в работе.
Программы нужны, чтобы решать определённые задачи, — исходите из этого. Задавайте себе вопросы: «Чем я буду полезен заказчику, а какую пользу это принесёт мне?» Ответ может быть такой: «Я изучу этот инструмент и у меня будет классный кейс в портфолио, который принесёт мне новые заказы».
3. Занимайтесь тем, что любите.
Я знаю очень многих дизайнеров, которые не открывают студии, хотя у них есть все возможности для этого. Они просто получают кайф от своей работы и не стремятся стать арт-директорами или предпринимателями.
А есть другие дизайнеры, которые попробовали руководить и теперь не хотят работать руками, им нравится быть мозгом, двигателем процессов и продуктов.
Очень важно найти себя. Это не быстро: можно искать себя несколько лет или даже всю жизнь. Но постараться стоит.

Филипп Соломин
1. Учитесь на практике. Теория без практики быстро забывается, а практика без крепкой теоретической базы — потеря времени. Если нет заказов — придумайте их!
2. Слушайте людей. Самые лучшие учителя — это клиенты, коллеги, друзья, продавцы в супермаркете, если их действительно внимательно слушать. Хороший дизайнер — практически психолог.
3. Копайте глубже! Если сделать всё, как научили, не вдаваться в нюансы и не задавать вопросов, шансов стать высокооплачиваемым специалистом меньше. Поверхностного опыта и непрокачанных навыков в конкурентной среде хватит разве что для стажировки.

Дмитрий Щербина
1. Изучайте смежные отрасли. Часто интересные решения находятся на стыке разных направлений. Эстетика и функциональность не живут в хорошем продукте отдельно друг от друга.
2. Будьте любознательными. Подписывайтесь на дизайнеров, чьи подходы разделяете, следите за студиями и курируемыми подборками на Behance, сохраняйте и анализируйте интересные UI-решения. Насмотренность поможет избежать пошлых приёмов и клише.
3. Ставьте под сомнение любые догмы. Знание паттернов взаимодействия важно для работы UI-дизайнера, но ведь и их кто-то придумал.

Виктор Акифьев
— Самый главный совет — развивайте в себе чувство уместности, правильно понимайте и используйте контекст.
Приведу пример: железная глухая дверь на входе в бар «Сосна и липа» — это круто, а железная дверь в подъезде исторического дома — это жуть. А вот рекламный сюжет с курьером «Самоката» на фоне железной двери исторического дома — это очень круто, потому что правдиво.
Как выйти на новый уровень в UI‑дизайне?

Дмитрий Матвеев
— Я поставил себе цель стать арт-директором до 30 лет. Стал им в 28. Тот период моей жизни был сложным: прежде чем стать руководителем, я ушёл с работы. Это был стартап, мы полгода «пилили» один продукт, и в итоге он не взлетел, потому что сократили финансирование.
В результате на несколько месяцев я остался без проектов и решил: «Была не была, давай-ка я буду рассматривать не только дизайнерские вакансии, но и попробую закидывать резюме на позицию арт-директора». Это решение было правильным: я стал арт-директором в компании «Много.ру».
Тогда мне многому пришлось научиться — нужны были знания психологии, менеджмента, маркетинга. Руководитель должен видеть и знать больше, чем рядовой сотрудник. В командах, где я работал, всегда были сильные арт-директора, и я старался у них учиться: спрашивал, анализировал их действия, наблюдал за тем, как организуют рабочий процесс, как они устраивают нагоняй или, наоборот, поощряют сотрудников.
Чтобы стать арт-директором в крупной компании, нужно для начала поверить в свои силы и начать отправлять резюме. Что-то да выстрелит. Главное, не бояться переступить эту черту, сказать самому себе: «Я хочу быть руководителем» и начать развивать навыки арт-дирекшена в том месте, где вы уже работаете, либо в проектах на фрилансе.

Филипп Соломин
— Ешьте пирог по кускам :)
Фантазировать о лаврах дизайнерского олимпа или своём бизнесе можно, но совершенно необязательно и иногда даже вредно. Пресловутые десять тысяч часов практики никто не отменял.
Дизайнеры не обязаны поголовно становиться арт-директорами (кто тогда будет рисовать?!), это совсем другая профессия — она про руководство командой, бизнес-процессы, стратегические решения.
Руководящая должность подходит не всем. Арт-директору нужно значительно больше коммуницировать с людьми и меньше заниматься прикладными задачами. Кому-то может быть комфортнее в полной концентрации развивать практические навыки, тем более за это тоже хорошо платят.
А кто-то и вовсе через UI-дизайн придёт не к арт-дирекшену, а к программированию, маркетингу или 3D-графике — почему бы и нет? Развитие эстетических и логических навыков ещё никому не вредило.
Если говорить о собственном бизнесе, то это вообще отдельная история. Своё дело далеко не всегда прибыльнее работы «на дядю». Риски стать невостребованным на рынке специалистом существенно ниже, чем провальным предпринимателем.

Дмитрий Щербина
1. Развивайте свою эмпатию и учитесь слушать. Всегда учитывайте контекст: кто, как и при каких условиях использует ваш интерфейс. Всё это поможет посмотреть на свою работу с другого ракурса.
2. Определяйте критерии успеха для каждой задачи, за которую берётесь. Так вы будете осознанно подходить к работе и видеть реальный результат от затраченных усилий.
3. Отдыхайте и вдохновляйтесь окружающим миром. Не думайте, что до звёзд можно добраться только через тернии. Много работать — не залог успеха.
Я вышел на новый уровень, когда осознал значимость работы в команде. Понял, как важно строить коммуникацию с людьми, которые делают с тобой одно дело, ведь работа дизайнера не заканчивается на создании одних лишь макетов в Figma.
Думаю, что когда общая парадигма из «Я» трансформируется в «Мы», увидим, как преобразится тот веб и мобайл, которым пользуемся сейчас.

Виктор Акифьев
— Чтобы выйти на новый уровень, нужно расширять свой спектр задач: сделал лендинг — берись за приложение, сделал онлайн-магазин — просись в команду, которая создаёт личный кабинет на сайте банка.
Обязательно развивайте насмотренность — подмечайте интересные находки, решения везде, а не только в UI: в фильмах, архитектуре, одежде.
Чтобы стать арт-директором, нужно ходить на встречи с клиентом, рассказывать ему о своих решениях и защищать их самостоятельно, обучать младших дизайнеров, учиться грамотно делегировать задачи. Важно научиться понимать экономику проекта. Не забывайте, что проект стоит денег не только для клиента, но и для студии, а ваша работа должна приносить студии деньги.
Читайте также от о старте в профессиях: