Пальцы пантонным веером, или Право на зелёную траву
Арт-директор Стас Жицкий объясняет, нужно ли регистрировать цвет бренда и что делает логотип по-настоящему заметным.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Стас Жицкий
Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.
Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».
А всего мне на свете дороже
Твоё платьице в синий горошек,
То, что с розовым воротничком
И с оранжевеньким пояском,
Твои красненькие босоножки
И твои голубые серёжки,
Твой платочек из жёлтого ситца…
Ну вот надо ж так, б***ь, нарядиться!..
Неизвестный автор, 1960-е годы
«Вы только не обижайтесь, но я вам сейчас один умный вещь скажу» (помните «Мимино»?). Ну, может, не стопроцентно «умный», но, как мне кажется, эта гипотеза проверена временем без моего участия:
Фирменный цвет не является необходимым ни для логотипа, ни для айдентики вообще.
Попытки игроков большого рынка юридически застолбить за собой номер определённого прямоугольничка из так называемого «веера», выпускаемого компанией Pantone, мне представляются похожими на усилия зарегистрировать авторские права на голубое небо и зелёную траву. На первое могла бы претендовать компания BMW или половина авиаперевозчиков, а на второе — BP (прихватив заодно и монополию на подсолнухи) либо безвременно покинувший нас Sprite. Кстати, Sprite преспокойно заменили каким-то Street, Fanta теперь Fancy, а Coca-Cola — CoolCola, и все они используют с детства знакомые нам цвета — как жидкостей, так и этикеток.
По слухам, МТС, «Сбер» и Tiffany тоже сумели оттяпать себе по кусочку веера — и я совершенно не понимаю зачем. Уважающий себя бренд-конкурент ни за что не станет пользоваться цветом бизнес-соперника (нет, термин «воровать» я отметаю: все люди — братья, а все цвета — общие, поскольку цвет — продукт природный, а не интеллектуальный).
Наоборот, конкурент изо всех колористических сил постарается визуально дистанцироваться от других игроков на своём рынке. Недобросовестный конкурент — например, производитель кроссовок Abibas — опасен только для столь же недобросовестных.
А попытки уникализировать процентное смешение трёх или четырёх красок мне кажутся либо неумелым пиаром, либо оправданием высоких гонораров корпоративных юристов. Ну нельзя никому запретить взять вот ровно такой же красненький, что и у МТС, да и покрасить им что-нибудь — хоть салон связи, хоть этикетку нового старого напитка CoolCola.
Графика — вот что делает логотип вашего бренда по-настоящему единственным в своём роде, узнаваемым, заметным — именно её-то и стоит защищать с пеной у рта и с ротой адвокатов (если у вас, конечно, получится сдизайнерить её охраноспособной).
В этом смысле впереди всего культурного человечества находятся автопром и производители бытовой техники (чуть отстают производители одежды). Этим брендам трудно, да и не нужно, блюсти определённую гамму: шильдик на машине, как правило, сделан из металла, и марки авто отличают по легко считываемой эмблеме на капоте. Согласитесь, странно было бы красить четыре кольца Audi в какой-нибудь уникальный зелёненький вне зависимости от цвета и модели. Хотя и тут есть исключения (но очень деликатные): вспомним Cadillac или вышеупомянутый BMW.
С бытовой техникой та же история: не каждый чайник или проигрыватель без потери во внешнем виде сможет носить небесно-синий логотип: монохромный металлик или чёрный — самое оно для идентификации бренда.
Да, у Adidas (как у Abibas — не знаю) коммуникационный цвет — чёрный. При этом на одежде и кроссовках их давно известные всем три полоски могут быть хоть белыми, хоть любыми. Наверное, иногда их дизайнеры просто раскрывают пантонный веер и тычут пальцем наугад.
Читайте также:
- Фрикадельки убегают через забор: насколько допустимо хулиганство в брендинге
- Совершай манипуляции внимательно: логотипы, безыскусность которых спасает жизни
- Знаки, сделанные руками: как культурный контекст влияет на восприятие знака
- Специфика «пацифика»: как логотип становится значимым для множества людей
- LONG LIVE THE LOGO! Почему бизнес невозможен без логотипа
- Похоронное бюро «Русалка»: должен ли логотип соответствовать бизнесу
Курс
Эффективный руководитель
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс