Дизайн
#статьи

Распад люкса. История Maison Martin Margiela

Обман зрения, пакет на голове и чистый холст: что сделал с модой бельгийский дизайнер.

Фото: Thierry Chesnot / Getty Images

Рассказываем о «плюс один» Антверпенской шестёрки и объясняем, что именно означает анонимность и белый цвет в дизайне бренда Maison Margiela.

Маржела и Бельгия

9 апреля 1957 года. В небольшом городе Генк во фламандском регионе Бельгии родился Мартан Маржела. В XX веке это главный индустриальный центр страны, где находятся угольные шахты, и трудились на них не только местные: правительство заключило соглашения с Италией, Турцией, Марокко, Грецией, Испанией и привлекло иностранных рабочих.

Волны миграции создали в Генке мультикультурное общество, где пересекались разные языки, традиции и бытовые особенности, и когда шахты начали закрываться, многие рабочие остались жить в городе.

В конце 1980-х в бывших промышленных помещениях стали открываться культурные центры, художники стали организовывать выставки
Фото: Unwind / Shutterstock

В одном из немногих за всю жизнь интервью, которое Мартан дал сразу после окончания учёбы, он вспоминал, как увидел по телевизору шоу с моделями Андре Куррежа и Пако Рабана и понял, что не хочет заниматься ничем, кроме дизайна одежды.

Слева модель Андре Куррежа, 1965 год. Справа Верушка в плаще от Пако Рабана, 1966 год
Фото: Jacqueline Barrière Courrèges / André Courrèges Patrimoine / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

В 1977 году он поступил на факультет моды Королевской академии изящных искусств в Антверпене — одной из самых престижных школ моды в Европе. И хотя он не учился вместе с дизайнерами Антверпенской шестёрки и не примкнул к их группе, они были частью одной академической среды, влияя на работу и стили друг друга.

Слева студенческая иллюстрация Мартина Маржелы на тему «Конструктивизм», 1979 год. Справа флаер-приглашение на выставку семи бельгийских дизайнеров, 1986 год
Изображение: Fashion Museum Antwerp / Google Arts and Culture / Google Arts and Culture

После окончания университета Маржела стал работать дизайнером на фрилансе и сотрудничать с местными бутиками. Встречается информация, что он некоторое время был вне штата в Dior, однако самое достоверно известное его место работы до основания собственного бренда — дом Готье.

Маржела и Готье

1984 год. Маржела переехал в Париж. Очевидно, что его амбиции можно было реализовать именно в городе, где мода — это не только искусство, как в Антверпене, но и огромный бизнес. Довольно быстро он получил должность помощника Жан-Поля Готье: делал эскизы, готовил подиумные показы и предлагал идеи.

Готье потом вспоминал, что изначально хотел отвергнуть Маржелу: «Я говорил тебе, как высоко я ценю твою работу. Но поскольку я делал все свои коллекции сам, мне не нужен был помощник твоего калибра; тебе не нужно было учиться тому, что ты уже знал; у тебя было всё, что нужно, чтобы стать номером один, и ты уже мог проводить показы мод в Париже».

Кейп, юбка и шарф, 1984 год. Свитер с акцентом на груди, 1985 год. Платье и жакет, 1987 год. Всё — Jean Paul Gaultier
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs / 1st Dibs

1987 год. Мартан закончил работать с Готье, чтобы заняться собственными проектами. В этом же году он побывал в Японии, и эта поездка сыграла важную роль в формировании его подхода к дизайну. Он узнал, что такое настоящая многослойность в одежде, естественная деконструкция, и почувствовал, как ему переосмыслить западную моду.

Именно в Японии он подхватил идею легендарных Tabi: на улицах Токио он увидел торговцев в хлопковых «чунях» с раздвоенным носком и придумал сделать такую обувь из кожи и на высоком круглом каблуке.

Слева японский рыбак в таби, 1915 год. Справа таби Margiela, 2023 год. Дебют этих культовых ботинок с раздвоенным носком произошёл в 1990 году
Фото: A.Davey / Flickr / David Springl / Behance

Маржела и Мейренс

1988 год. Основан бренд Maison Martin Margiela. Партнёршей дизайнера в творчестве и бизнесе стала Дженни Мейренс: она владела магазином дизайнерской одежды в Брюсселе и быстро оценила исключительный талант Маржелы, когда они познакомились.

Бренд Maison Martin Margiela произносится как «Мизо́н Марта́н Маржьела́», в переводе с французского — «Дом Мартана Маржелы». «Мэйсон Мартин Марджела» — это неправильная транскрипция.

Произношение имени дизайнера разнится в зависимости от языка: в бельгийском — Мартан Маржела, во французском — Мартен Маржела, в английском — Мартин Марджела. Английский вариант, Мартин Марджела, распространён широко, и называть дизайнера так, в общем-то, не ошибка.

Слева молодые Мартан и Дженни обнимаются. Справа портрет Мейренс в пожилом возрасте
Фото: Anders Edstorm / @maisonmargiela / «Инстаграм»* / Danilo Scarpati

Мейренс предложила на неделю выставить на продажу коллекции Мартана в её новаторском магазине Crea, который открылся в начале того же года и располагался на площади Святой Екатерины в Брюсселе — в районе, который скорее славен рыбными рынками, чем модой.

Для Crea Мейренс подбирала работы бельгийских модернистов, француза-авангардиста Клода Монтана и Йоджи Ямамото, недавно появившегося на парижской модной сцене и вызвавшего бурную реакцию. В её магазин приходили за альтернативой эстетикой jolie madame.

«Мне всегда претили женщины, которым нужно было выглядеть секси», — сказала Мейренс в интервью The New York Times в 2017 году. На вижуале — эстетика jolie madame
Фото: Bettmann / Getty Images / Balmain / YouTube

Они придумали, каким будет Maison Martin Margiela, сидя в маленьком баре в Мантуе в Италии. Мейренс сосредоточилась на бизнесе и стратегии, а Маржела — на креативном управлении.

16 лет — она отошла от дел в 2003 году — Дженни работала вместе с Мартаном и создавала эту моду.

Основы Maison Martin Margiela

Деконструкция. В концепции Margiela это не только буквальный портновский приём — видимые стежки, подкладка, швы и вытачки, — но и символическое решение, суть которого в последовательном «расщеплении» общепринятых практик в fashion: от пошива до дизайна бирок и устройства показов.

Уже в коллекции весна/лето 1989 года дизайнер использовал деконструкцию, открытые швы и повторно используемые материалы.

Слева жилет из осколков посуды. Справа ещё один жилет из осколков и ансамбли с кроем наизнанку
Фото: Lila Louisa / Shutterstock / Foc Kan / WireImage / Getty Images
Слева жакет с необработанным швом, 1990 год. Справа топ с вытачками наружу, 1989 год: этот деконструктивистский декор в виде швов крестом в MM повторяют год за годом
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

Перформативность. В 1990 году показ Margiela прошёл в неблагополучном пригороде Парижа — площадку для мероприятия Мартан и Дженни попросили найти местных детей.

Такой подход к шоу стал большой стратегией: если место и событие категорически не сочетаются, это неизбежно заставляет задуматься о механике и смысле моды вообще.

В первом ряду сидели те же местные дети, рядом с публикой в изысканных нарядах
Фото: Jean-Claude Coutausse / National Museum
500 приглашений-открыток для того показа нарисовали ученики местной младшей школы. Супернестандартные приглашения вообще стали почерком MMM: справа на фото «банковская карта» с адресом и датой показа осень-зима 2006–2007
Изображение: Maison Margiela

Например, весной 1993-го показ Maison Martin Margiela был двойной: один полность белый, другой чёрный — и проходил по двум сторонам кладбища Монмартр. Осенью 1997 года коллекцию представляли ​​в трёх локациях французской столицы, а моделей в париках, сшитых из антикварных шуб, перевозили с места на место на арендованном автобусе в сопровождении траурного бельгийского духового оркестра.

Упакованные в пластиковую плёнку интерьеры особняка Соломона Ротшильда. Показ весна-лето — 2013
Кадр: Penique productions / Vimeo

Анонимность. В то время, когда дизайнеры стремились (и должны были по законам модного бизнеса) стать знаменитостями, Маржела предпочитал фокусировать внимание медиа на своих работах, а не на себе.

Он не давал интервью как кутюрье, почти не появлялся в кадре (до сих пор в Сети можно найти два-три снимка, на которых точно он) и никогда не выходил на подиум помахать рукой публике. В биографическом фильме «Мартан Маржела: своими словами» только его голос. Никто за пределами его ближайшего окружения не знает, как он на самом деле выглядит — разве что, по словам Жан-Поля Готье, «Мартан очень высокий».

Не только сам дизайнер, но и персонал, и модели анонимны. В девяностые Маржела и его команда предпочитали отвечать журналистам по факсу, позже — по email, но никогда не вели личных бесед. Местоимение в пресс-релизах — всегда «мы» и никогда «я».

Лица моделей часто были скрыты — масками, париками, гримом, чулками, пакетами. Этот приём в Margiela использовать не перестают: нынешний креативный директор дома Джон Гальяно интерпретирует его в своём духе, закрывая лица моделей вуалями, головными уборами или театральным гримом. Слева модель на показе весна-лето — 2001, справа модель из онлайн-каталога осени 2024 года
Фото: Fashion Museum Antwerp / Google Arts and Culture / Maison Margiela
Лейблы на вещах Margiela — это анонимность плюс деконструкция. Пустые хлопковые прямоугольники пришиваются внутри вручную, а на внешней стороне видны четыре белых стежка
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs / 1st Dibs

Многообразие. В этом Маржела и Мейренс тоже опередили своё время, привлекая на кастинги не только моделей, но и людей самых разных типажей.

«Конечно, на профессиональных моделях проще проводить примерку», — говорила Мейренс в одном из интервью. «Но мне не нравится позиция, что женщины должны выглядеть идеально. Я предпочту позвать обычную женщину, но личность. Я предпочту сильную женщину красивой женщине…»

Показ предмета одежды даже не на человеке, а на щите, весна 1999 года. Женщина не модельной, а обычной, живой комплекции на том же шоу
Фото: Giovanni Giannoni / Penske Media / Getty Images

Белый цвет / белая краска. «Если она видит мир в чёрном цвете, я вижу его в белом. Так надо для полного симбиоза», — Мартан о Дженни.

Белый цвет стал основным в интерьерах и айдентике марки с момента её основания. Форма сотрудников — белые халаты, в которых традиционно работают портные в ателье Haute Couture.

«Белый означает силу хрупкости и хрупкость течения времени. Выражение единства, чистоты и честности. Это никогда не просто белый, а больше — белые: всех возможных оттенков!»

Из пресс-материалов Maison Martin Margiela

Жилет, 1991 год. Юбка из денима, 2024 год
Фото: 1st Dibs / Maison Margiela

Лучше всего визуализировали течение времени сколы и другие дефекты на матовой белой краске, которые неизбежно возникают при износе.

В коллекциях Margiela практически с самого старта есть вещи, намеренно грубо выкрашенные белой краской, с трещинами и псевдоследами «грязи»
Фото: Fashion Museum Antwerp / Google Arts and Culture / 1st Dibs / The Real Real

Числа. Ещё одна интрига моды Маржелы — особый метод организации коллекций. Вещам присваиваются номера от 0 до 23: обведённые кружком цифры на лейблах показывают, к какой серии принадлежит предмет.

НомерСерия
0Artisanal, коллекция ручной работы для мужчин и женщин
1женская коллекция
3ароматы
4базовый гардероб для женщин
6MM6
8очки
10мужская коллекция
11аксессуары
12украшения
13объекты декора и книги
14базовая мужская одежда
15коллекция вещей, которые можно было заказать по почте. Это был разовый проект
22обувь
Слева шерстяной жилет серии 4 и 14: это значит, что он подойдёт как база и мужчинам, и женщинам. Справа линейка Maison Martin Margiela из линии 13
Фото: Maison Margiela / Julien Oppenheim

Маржела и рециркуляция

1992 год. Дом выпускает вещи, на этикетках которых написано Replica, то есть копия, и текст объясняет их происхождение. Предметы одежды и аксессуары детально воспроизводили дизайн винтажных образцов.

Эти вещи были важны для Мартана как модного дизайнера и для визуального языка его дома вообще. Replica стали выходить в каждом сезоне.

На каждой этикетке есть объяснение, откуда вещь и какая у неё функция
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Эта Replica — увеличенная до человеческих пропорций копия жакета из кукольного гардероба
Фото: 1st Dibs
Впоследствии появилась парфюмерная линия Replica, где ароматы отсылают к конкретным воспоминаниям, и линия базовых кед Replica
Фото: Maison Margiela / Maison Margiela

Показ коллекции осень-зима — 1992/1993 прошёл в магазине Армии спасения: концептуальную моду привели к эстетике секонд-хенда.

Контекст такой: магазины Армии спасения уже больше ста лет продают пожертвованные вещи — одежду, предметы быта и мебель — по доступным ценам. Доход от продаж помогает финансировать благотворительные программы, проводимые Армией спасения. В 1980-х и 1990-х в этих секонд-хенд-магазинах одевались все, кто не мог или не хотел покупать новую одежду: богема, панки, гранж и другие протестные субкультуры
Фото: Martin Good / Shutterstock
Слева платье Maison Martin Margiela из коллекции Salvation Army: это перешитое кожаное пальто родом из семидесятых. Справа ещё один легендарный образец recycle — топ из старых перчаток, 2001 год
Фото: Palais Galliera, musée de la Mode de la Ville de Paris / Fashion Museum Antwerp / Google Arts and Culture

1993 год. Маржела представил коллекцию, сделанную из неликвидных театральных костюмов: его очаровал «дух памяти» в этих изношенных нарядах, которые изображали истории от Возрождения до Французской революции. Это уже был не гранж секонда, а аккуратные жакеты по фигуре, лёгкие юбки, свободные брюки, всё в белом и бежевом. На моделях были украшения из упаковочной ленты и листьев.

Вернёмся немного назад. Запуск линии Artisanal состоялся ещё в 1990 году: это были уникальные вещи из переработанных материалов — по сути, апсайклинг задолго до того, как это стало мейнстримом. Таков был ответ дизайнера традиционной системе мастерских высокой моды, из которой он перенял стандарты высочайшего мастерства и кропотливой работы, отказавшись при этом от главной составляющей Haute Couture — очень дорогих материалов.

Маржела делал акцент на том, что роскошь — это не дорогие материалы, а ручная работа, фантазия и мастерство. Интересный факт: вещи выпускали с сопроводительным текстом, в котором в том числе было указано время, потраченное на их создание. Например, боа из бумажных шариков в форме лисы собиралось 55 часов, а на пошив вечернего пальто из винтажных топов с пайетками ушло 42 часа.

Для коллекций Artisanal брали переработанные материалы и ткани, найденные на блошиных рынках, — например, чайные платья 1940-х годов. В этом сочетаются концептуальный подход и своеобразный юмор: в доме Margiela стали использовать явно недорогие, доступные любому исходники, чтобы создавать люкс. Иногда эти материалы были максимально эфемерны: то осыпающаяся краска, то грязь, то лёд, украшения из которого таяли прямо на показе.

Платье, перешитое из бального наряда 1950-х, 1991 год. Корсетный топ из обрезков портновского холста, 2003 год
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Жилет сшит из плаката, сорванного в парижском метро
Фото: Martin Margiela / The Metropolitan Museum of Art

Маржела и остальная мода

1997 год. Мартана Маржелу назначили креативным директором женского прет-а-порте в Hermès.

Когда Жан-Луи Дюма, тогдашний генеральный директор Hermès, обратился к Маржеле с предложением делать для них женские коллекции — это было, мягко говоря, смело. Тогда в модном бизнесе делали ставку на другое: именитых дизайнеров звали «возрождать» классические модные дома, чей лоск начал стираться среди новой моды 1990-х. А для Hermès, эссенция парижской роскоши, буквально тяжёлый люкс, выбрали Маржелу — концептуального бунтаря-анонима.

Многие задавались вопросом, как такой авангардный дизайнер мог бы интерпретировать изысканную эстетику легендарного французского люксового дома. «Они фантазировали, как Мартан разрезает [сумку] Kelly надвое», — сказала Каат Дебо, директор Антверпенского музея моды и куратор выставки Margiela: The Hermès Years.

Публика и пресса увидели монохромные вещи Hermès спокойного дизайна и высочайшего качества. Это разочаровало: они хотели одежду, которая бы поражала так же, как поражали коллекции бренда Maison Martin Margiela.

В течение следующих шести лет, до 2003 года, Маржела развивал фирменную минималистскую эстетику и сочетал её с визуальным кодом престижного бренда. Предельно минималистские и мастерски сделанные вещи того периода транслировали абсолютно вневременную роскошь. На развороте книги слева жакет Maison Martin Margiela, справа его ансамбль для Hermès
Фото: Lannoo Publishers / The Silver Room

Во время работы с Hermès Мартан продолжил руководить собственным брендом и выпускать коллекции. Например, культовую Stockman, за которой стояли отсылки к портновским манекенам одноимённого бренда.

Большинство вещей были со швами наружу и из той же обивочной ткани, которой обтянуты безголовые манекены на железной конструкции. Платья и топы выглядели будто прототипы классических предметов одежды
Фото: Andrei Antipov / Shutterstock / Fashion Museum Antwerp / Google Arts and Culture / 1st Dibs

2002 год. Группа OTB Ренцо Россо приобрела контрольный пакет акций Maison Martin Margiela. В следующее десятилетие Россо, основатель Diesel, приобрёл люксовые Marni и Viktor & Rolf — тоже бренды с сильной концептуальной составляющей.

2007-й. 20-я годовщина бренда, по случаю которой открылась выставка Maison Martin Margiela 20. Куратором выступил Антверпенский музей моды MoMu
Фото: Somerset House

2009 год. Мартан Маржела покинул Maison Martin Margiela, хотя объявление в тот момент сделали неявно. Позже, в заявлении на Belgian Fashion Awards 2018 дизайнер назвал социальные сети одной из причин, почему он перестал заниматься модой: они «отменяют эффект неожиданности», столь важный для Мартана.

Последняя коллекция, над которой работал основатель и создатель, — весна/лето 2009-го.

Кадр: Nancy Taylor love Music / Vimeo
Платье с оптическим обманом и разворот каталога аксессуаров Maison Martin Margiela, весна-лето 2009 года
Фото: Fashion Museum Antwerp / Google Arts and Culture / Saint Martin Bookshop

И даже после 20 лет в бизнесе Мартан Маржела по-прежнему оставался самой неуловимой фигурой в мире моды — возможно, это объясняет, почему дизайнеры так свободно перебирают его архивы в поисках вдохновения. Сложно перечислить всех, на кого повлиял дом: Vetements, современный Balenciaga, Vejas, Marques Almeida и Jacquemus, несомненно, отдают дань эстетике MMM.

Margiela без Маржелы

2010 год. Запуск парфюмерной линии: дом представил первый аромат, «(untitled)». Это значит «без названия».

Решение может показаться скучным даже с учётом пуристской эстетики бренда — но и в этом, разумеется, есть высказывание. На фоне парфюмерного изобилия от громких (и нет) брендов, стремящихся с помощью аппетитных, кричащих и соблазнительных названий привлечь внимание к очередному флакону сложной формы, бренд выпустил унисекс-парфюм «с запахом прокуренной шубы в раздевалке» — бланковую «бутылку» со стилизованной аптечной этикеткой и хлопковой ниткой на горлышке.

Идея предельно проста: аромат должен говорить сам за себя, без ярлыков и лишних маркетинговых ассоциаций.

Фото: Look fantastic

2012 год. Коллаборация с H&M, которая наделала много шума. Одни ликовали, другие уличали бренд в том, что уже через пару лет после ухода создателя маркетологи предали главные ценности дома: эксклюзивность, осознанный подход к производству и нежелание бежать «за хайпом».

В рамках коллаборации перевыпустили знаковые архивные вещи Margiela: супероверсайз-бушлат, топы с принтом trompe-l'œil и пуховик-одеяло. Нет смысла судить, возможна ли была коллекция с массмаркетом, если бы Мартан не оставил свой бренд. Но тысячи модников и модницы планеты были на седьмом небе от счастья: вещи разошлись в первые дни.

Коллекция подчёркивала знаковые материалы и приёмы кутюрье: преувеличенные пропорции, швы наружу, следы окрашивания и переработанные ткани. Примечательно, что многие вещи были точными копиями или слегка обновлёнными версиями подиумного дизайна
Фото: Jamie McCarthy / Getty Images for H& M / 1st Dibs / 1st Dibs

Когда Маржела ушёл в 2009 году, бренд продолжил работать как анонимный коллектив дизайнеров. Однако Сьюзи Менкес из Vogue встряхнула индустрию, когда непрошенно раскрыла личность главного дизайнера Margiela, Матье Блази, в обзоре кутюрной коллекции осень/зима 2014 года. Она похвалила Блази, ныне креативного директора Bottega Veneta, сказав, что коллекция вывела его «из тени», и опубликовала фотографию Блази с Симонсом.

В ответ компания выпустила заявление, в котором напомнила прессе о своих строгих принципах анонимности. «Maison не изменился. Наша работа выполняется командой и приписывается только этому коллективу».

Топ с бисером и бусинами, 2014 год. Сумка-пакет, 2012 год
Фото: 1st Dibs / The Real Real

Margiela с Гальяно

2014 год. Ренцо Россо объявил, что Джон Гальяно получил позицию креативного директора дома. Назначение было неожиданностью и даже шоком, и оно стало первой постоянной работой Гальяно с тех пор, как его уволили из Dior в 2011 году после антисемитских высказываний в пьяном состоянии.

В это же время провели логичный ребрендинг: из названия убрали Martin — имя бренда стало Maison Margiela.

2015 год. Гальяно представил дебютную коллекцию в линии 0. Именно с 0, то есть Artisanal, начали неслучайно: модернизм Гальяно и постмодернизм Маржелы как нельзя лучше сочетаются, когда речь идёт о Haute Couture. Потенциал для шоу, театра, сторителлинга здесь больше, чем в коллекциях ready-to-wear.

Слева ансамбль Гальяно для Maison Margiela, весна-лето 2015 года. Справа модель на показе весна-лето — 2016
Фото: The Metropolitan Museum of Art / Google Arts and Culture / FashionStock.com / Shutterstock

2017 год. Запуск пухлой стёганой сумки Glam Slam: экстравагантная модель быстро заняла место среди It Bags.

Впрочем, есть ощущение, что этот сугубо коммерческий ход (знаковые сумки — огромный источник дохода для люксовых брендов) далёк от изначальных ценностей марки с её отказом от мейнстримных бизнес-решений.

Glam Slam в светоотражающей ткани, 2018 год. Glam Slam из каталога 2024 года
Фото: Garmentory / Maison Margiela

2024 год. Коллекция Artisanal стала едва ли не самой обсуждаемой за годы работы Гальяно в Maison Margiela.

Театральное шоу в полумраке, стеклянные лица моделей-кукол и мужчины в корсетах. Критики сошлись на том, что это классический Гальяно в его лучшей из версий. В пресс-релизе было указано, что в коллекции есть фирменные черты Маржелы: «одевание в спешке», «буржуазный жест» и «бессознательный гламур».

Дизайнер черпал вдохновение у венгерско-французского фотохудожника Брассая и его вуайеристских фотографий ночного Парижа. Показ проходил под мостом Александра III, освещённым полной луной. По подиуму дефилировали декадентские персонажи, цветовая палитра была туманна и странна.

В коллекции есть отсылки к Homeless Couture — эстетике, вдохновлённой парижскими бедняками, которую Гальяно показал в начале нулевых. Шоу обыгрывало противоречивую фантазию о том, как богатые люди пытаются выглядеть бедными, а бедные — богатыми. Коллекцию немедленно раскритиковали за романтизацию образов бездомных
Фото: Maison Margiela

За 12 месяцев, которые Гальяно потратил на эту работу, он сумел ввести несколько новых техник пошива одежды от кутюр. Например, «ретроградацию» — особую технику шитья, аппликации и инкрустации, которая имитирует распад ткани. Или «эмоциональная резка»: способ разрезания ткани, который, по словам Гальяно, наделяет одежду бессознательным, влияющим на наши образы.

Ещё один из аспектов, на который хочется обратить внимание, — это кастинг, потому что был своего рода рекорд по количеству моделей с формами на подиуме высокой моды. Согласно списку models.com, шесть из 26 моделей-женщин, которые прошли по подиуму, можно было бы отнести к бодипозитивным. В дизайне коллекции был особый акцент на женственных изгибах (иногда с использованием подкладок, чтобы преувеличить их). И некоторые критики утверждают, что именно так должна выглядеть настоящая инклюзивность: бесшовная и естественная.

Образ с показа Co-Ed Spring-Summer 2024. Жакет из джерси с принтом другого жакета, 1996 год. Сатиновые таби, 1990-е
Фото: Maison Margiela / 1st Dibs / 1st Dibs

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Fashion-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована