Дизайн
#статьи

«Не могу себе представить крах экономики»

Управляющий партнёр студии aic. Евгений Ефанов об изменениях на дизайн-рынке, будущих клиентах и перспективных отраслях.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Поговорили с представителями дизайн-сферы о необходимых решениях в условиях кризиса, перспективах развития и неочевидных возможностях. В этом выпуске — рассказ управляющего партнёра студии aic. Евгения Ефанова.

Евгений Ефанов

Управляющий партнёр студии aic.

Об изменениях дизайн-рынка

Дизайн — часть остального рынка и реагирует на любые кризисные ситуации на старте идентично.

Бизнес услуг имеет лаг планирования в пределах квартала, и очевидно, что текущий квартал у большинства будет с просадкой, но считать цыплят мы будем по осени.

Сейчас я вижу перспективы трансформации рынка, но вот каким будет влияние этих трансформаций — оценить сложно. Интуиция подсказывает, что объём привычной закупки сократится вдвое, но вырастет качество закупки в ключевых отраслях — туда и будем смотреть.

Я пока не могу себе представить крах экономики, пусть об этом думают умные люди.

Первая сотня бизнесов по капитализации — это базис экономики, а значит, работать и развиваться они продолжат, как минимум будут поддерживать текущие системы в рабочем состоянии. В среднесрочной перспективе у них будет решён вопрос с логистикой и вернутся проекты с настройкой работы на всех этапах цепочки поставок (здесь много систем и плейсментов, для которых наши услуги нужны). В дальней перспективе случится запуск новых продуктов, особенно там, где ниша «вынужденно» освободилась, а необходимость работы в ней осталась.

Плотнее заработает госзаказ, но ему нужно время, так как нагрузка увеличилась многократно, а мы ожидаем от него чудес. Кадровый голод там безумный, и при текущем потоке инициатив им будет невероятно сложно справиться той же ресурсной базой, им надо помогать.

С точки зрения перспективных для дизайна отраслей я бы зафиксировал ретейл, финтех, промышленность и агро, IT, телеком и технологический госсектор.

Наш рынок — это рынок услуг, в нём надо постоянно продавать проекты, участвовать в тендерах и утилизировать ресурсы, общаться с клиентами, партнёрами, рассказывать о своей работе, нанимать кадры. Только так он дышит и растёт, тем более в кризис.

Об изменениях в компании

Внутренние меры у нас достаточно простые — режем лишние расходы, сокращаем траты на привычные маркетинговые каналы, замораживаем инвестиционную активность, ищем способы оплаты зарубежных сервисов. Вряд ли сейчас кто-то делает иначе.

Сейчас нам необходимо выжечь лишние процессы внутри бизнеса, сократить циклы подготовки офферов и повысить темпы реализации. Ключевое слово — скорость, и это аксиома, которая позволит подготовиться к изменениям.

Наши заказчики стараются оградиться от финансовых рисков: контракты на подписи ставят на паузу, проекты на этапе тендера или продажи замораживают, инициативы отрезают, ставка делается на текущие и связанные с основными каналами выручки проекты. Безусловно, чуть больше ушло, чуть меньше пришло, приходится поджиматься и резать проектные косты. Но мы помним опыт начала пандемии — наши механизмы более-менее отработаны, и от этого не сильно страдает бизнес.

Главное — не давать себе уйти с головой в предсказание. Бессмысленно анализировать все ветки развития событий и на каждый чих придумывать решение.

Большинство спортивных психологов склоняются к тому, что привычка формируется 21–25 дней. Со спросом в момент кризиса случилось так же: первые три недели заметно упало количество входящих обращений, а на четвёртую неделю спрос начал восстанавливаться. Но вот цикл сделки на ближайшие месяца 3–4 удлинился, кажется, безвозвратно.

Принятие решений — это процесс. Если раньше хватало одного круга согласования и уровня руководителя дирекции, теперь нужен по меньшей мере вице-президент и несколько кругов. Но мы не обижаемся, так как своим поставщикам мы тоже платим не с такой спешкой, как многие того хотели бы, — это естественная реакция.

Что касается софта, то пакет Adobe мы практически не используем. Наши ключевые риски — Figma и Google. Но к возможным проблемам мы уже подготовились: Google подстраховали «Яндексом», а Figma — нативным софтом вроде Sketch, чтобы была возможность выгрузить наработки. Все сложности будем решать по мере поступления, пока я не вижу смысла загадывать по всем направлениям.

О сотрудниках

Более серьёзные риски связаны с людьми — это психология, культура, политика и стресс.

Если сотрудник переезжает в другое государство, то мы можем ему что-то посоветовать, дать рекомендации, постараемся осуществлять свои обязательства перед ним, но сильно помочь не сможем. В случае более жёстких ограничений наших банков ответственность за финансовую логистику будет на стороне самих ребят. Пока у нас уехало меньше десяти человек, но кто-то уже вернулся. Компанию перевозить мы не планируем, так как это будет уже другой бизнес, а менталитетом за неделю не обзавестись.

После пары недель ступора нам удалось внедрить некоторые простейшие механизмы работы с общим полем напряжения: на дайджестах мы рассказываем о текущем положении дел в компании, на ежемесячном QA я рассказываю о движении компании, отвечаю на любые вопросы.

Мы участили и так нередкую коммуникацию HR с каждым сотрудником, а следом подтянулись и сами ребята — пятничные посиделки, настольные игры, покер, демодни, внерабочие встречи, завтраки. Наша культура и до 24-го февраля располагала этим инструментарием, но надо было правильно скорректировать выход энергии. И было очевидно, что нельзя идти в сложные механики, которые никогда не бывают однозначными.

Иногда важно признать, что начался кризис, чтобы зафиксировать начало отсчёта, а дальше уже вместе двигаться из этой точки, чем пытаться искусственно мотивировать людей вокруг.

Совет дизайнерам

Насколько мне известно, осталось в России большинство, и совет для этих людей мне давать сложно. Круг ответственности должен быть всегда замкнут на себе, своей семье, своём деле, своём бизнесе. Отвечая за столь понятный контур, человек способен сохранять холодный рассудок.

Поэтому предположу, что ключевой сферой работы, на которую стоит обратить внимание, должна быть сфера собственных прикладных навыков — расти над собой, демонстрировать результат и не тормозить. И если кажется, что много работы, — взять ещё работы.

Графический дизайнер с нуля до PRO

Вы изучите основные инструменты графического дизайнера, чтобы создавать элементы фирменного стиля и другую графику для бизнеса. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Графический дизайнер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована