Дизайн
#новости

Наследие Иссея Миякэ: 5 легендарных работ

Философия «одного куска ткани», традиционные японские техники и плиссированные материалы.

На этой неделе стало известно, что 5 августа в возрасте 84 лет скончался Иссей Миякэ. Это легендарный японский кутюрье, который стоит за чёрными водолазками Стива Джобса. Но он известен не только этим: например, он покорил западную моду такими авангардными коллекциями, как Pleats Please — с одеждой, которая никогда не мялась. Ещё он придумал высокотехнологичную концепцию A-POC (A Piece Of Cloth, кусок ткани), которая потрясла мир моды. A-POC — это использование компьютерного программирования для раскроя одежды без швов.

Фото: TORU YAMANAKA / Getty Images

Миякэ родился в 1938 году в Хиросиме, Япония. В 1945 году, когда ему было семь лет, на город была сброшена атомная бомба. «Когда я закрываю глаза, я всё ещё вижу вещи, которые никто никогда не должен испытать, — написал Миякэ в статье для The New York Times в 2009 году. — Я пытался, хотя и безуспешно, оставить [травмы] позади, предпочитая думать о вещах, которые можно создавать, а не разрушать, которые приносят красоту и радость».

В 1965 году он окончил Университет искусств Тама в Токио, где учился графическому дизайну. В том же году он отправился учиться в Париж (одновременно с Кензо Такадой). Он изучал пошив одежды в l’École de la Chambre Syndicale de la Couture Parisienne. В рамках программы он стажировался у Живанши и Ги Лароша. А в конце 1960-х поехал в Нью-Йорк, где работал под руководством американского дизайнера Джеффри Бина и познакомился с современными художниками — Христо и Робертом Раушенбергом.

После этого он вернулся в Токио и основал собственную дизайн-студию. В 1971 году в Нью-Йорке он показал первую коллекцию. В ней были представлены принты в стиле татуировок Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, умерших за год до этого.

В 1973 году Миякэ перенёс показы в Париж — там они проходили до конца его жизни дважды в год. Его примеру (работать в Токио, а показывать коллекции — в Париже) последовали многие именитые дизайнеры — например, Рей Кавакубо и Ёдзи Ямамото.

Миякэ сочетал традиционные ремёсла с новейшими технологиями, основанными на исследованиях и разработках. В 1980-х годах он начал экспериментировать с новыми способами плиссировки и складывания тканей. Тогда же основатель Sony Акио Морита поручил Миякэ создать униформу для компании, и именно это впоследствии вдохновило Стива Джобса заказать у кутюрье более 100 водолазок.

Создание в 1993 году компании Pleats Please Issey Miyake, а в 2013 году — линии мужской одежды Homme Plissé Issey Miyake превратило Issey Miyake в огромную корпорацию.

5 августа Миякэ умер в окружении близких, и об этом стало известно лишь спустя несколько дней. Вспоминаем о пяти культовых работах японского дизайнера.

Пальто Tanzen. Осень-зима 1977-го

Многие произведения Миякэ отсылают к японским традициям. Ранние работы семидесятых годов демонстрировали его увлечение сасико — стёганой японской тканью, которая часто использовалась в униформе для дзюдо и сельскохозяйственной одежде. Миякэ сделал исторический материал снова актуальным. Кимоно и пальто, основанные на крое японского домашнего халата Tanzen, он шил на протяжении всей своей карьеры. Это пальто с элементом западной моды — капюшоном.

Фото: Masayuki Hayashi / Miyake Design Studio / The Kyoto Costume Institute

Чёрная водолазка Стива Джобса

В 1980-х Стив Джобс спросил основателя Sony Акио Морито, почему на его фабриках все носят униформу. Морито объяснил, что после войны Sony пришлось обеспечивать своих сотрудников одеждой. В конце концов униформа стала чем-то вроде визитной карточки компании и создала своеобразную связь между сотрудниками. Джобс связался с дизайнером униформы Sony Иссеем Миякэ и попросил его сделать фирменный жилет для сотрудников Apple. Сотрудникам Apple жилет не понравился, Джобса с этой идеей освистали. Тогда предприниматель решил сделать собственную униформу и попросил Миякэ сшить несколько чёрных водолазок. И кутюрье сделал Джобсу сотню таких.

Фото: Wikimedia Commons

Платье-минарет, 1995-й

Самые известные модели Миякэ создавал из плиссированных и складчатых материалов, не требующих глажки. Это платье напоминает минарет — башню при мечети, с которой призывают на молитву. Миякэ сшил платье из плиссированного полиэстера и придал ему скульптурный вид за счёт ряда обручей. Оно качается и подпрыгивает при ходьбе: это не просто платье, а кинетический объект.

Фото: YOSHIKAZU TSUNO / Getty Images

Бюстье, осень-зима 1980-го

Бюстье, отлитое на женском торсе, буквально создаёт ощущение второй кожи, переходящей в короткую баску из тканевых складок на бёдрах. Такое носила Грейс Джонс, а сейчас один из экземпляров находится в МоМА.

Фото: The Museum at The Fashion Institute of Technology

Платье, 1996-й

Миякэ запустил свою линию Pleats Please в 1993 году. Он запатентовал процесс «плиссировка одежды», когда плиссируется именно одежда, а не текстиль. Сначала создаётся модель в два или три раза больше нужного размера, а потом её сжимают в специальном прессе. Готовую одежду можно стирать и сушить без потери формы. В 1996 году Миякэ сделал коллаборацию вместе с современным японским фотографом Ясумасой Моримурой. На этом платье изображён коллаж Моримуры с его автопортретом в красно-оранжевой сетке и обнажённой женщиной с картины Жана Огюста Доминика Энгра «Источник».

Фото: RISD Museum
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована