Дизайн
#статьи

8 лучших логотипов в кино

Рассказываем, как зарождался жанр кинологотипа, и знакомим с самыми интересными логотипами последних десятилетий.

ron adar / shutterstock

Текст занимал важное место в фильмах эпохи немого кино — статичные интертитры разъясняли сюжет фильма и заменяли собою диалоги героев. Название ленты также оформлялось наборным шрифтом, поэтому эстетика первых титров во многом опиралась на опыт создания книжных титулов, и для изготовления надписей нанимали как специалистов по леттерингу, так и наборщиков.

Но постепенно всё начинает меняться — на смену наборному тексту в названии приходит авторское оформление, а вместе с ним и логотипы. В кино проникает дизайн.

Из материала вы узнаете:


Начало киноиндустрии

Первый кинофильм появился в 1895 году и положил начало киноиндустрии. Многие в нём увидели большой потенциал, поэтому кино достаточно быстро заинтересовало богатых инвесторов. Каждый из них хотел, чтобы основанная им кинокомпания выделялась и отличалась от других, а для этого требовался узнаваемый образ.

До появления логотипов в интертитрах и заголовках фильмов особенно часто использовали гарнитуры Pastel от компании BB&S, National Old Style от компании ATF и Photoplay от Samuel Welo’s Studio.

Уже в начале ХХ века появляются такие хорошо известные сегодня студийные бренды, как Warner Brothers, Paramount, Universal, Columbia Pictures. Каждый из них выбрал индивидуальное графическое оформление, шрифты и обзавёлся собственным логотипом.

Так, например, лев Metro-Goldwyn-Mayer подразумевал гламур и качество. Щит компании Warner Brothers с буквами W и B завлекал зрителя приключениями. Студия Paramount с их величественным логотипом обещала только качественный контент.

Первые логотипы известных киностудий. Кадр: фильм «Певец джаза» / «Крылья» / «Человек-невидимка» / «Идол дневных спектаклей»

Один из наиболее известных образов, созданных для киностудии, бесспорно, рычащий лев в кольце из киноплёнки. Над ним парит гордая надпись Ars Gratia Artis — «Искусство ради искусства» (лат.).

Этот логотип был создан Ховардом Дитцем ещё в 1917 году для студии Goldwyn Pictures. В 1924-м в результате слияния Goldwyn Pictures и Metro Pictures образуется уже более привычный нам Metro-Goldwyn-Mayer — MGM, — и знаменитый логотип закрепляется за новой компанией. За более чем сто лет существования эмблемы она сменила почти десяток живых львов, что продиктовано развитием технологий, появлением звукового кино и процесса Technicolor.

В 2021 году MGM был представлен обновлённый логотип компании, на котором Лео — лев, являвшийся символом компании с 1957 года, — воссоздан студией Baked Studios при помощи компьютерной графики.

Львы Metro-Goldwyn-Mayer настолько популярны, что на логотип было создано множество пародий. Одна из самых известных — от студии MTM Enterprises, выпустившей ряд успешных программ и фильмов в семидесятых и восьмидесятых. В кольце вместо льва мяукала кошка по имени Мимси. Отдельного упоминания достойна заставка советского мультфильма 1978 года «Ограбление по…», где место знаменитого льва занимает Чебурашка.

Логотипы приходят в кино

В двадцатые-тридцатые годы европейское, а за ним и американское кино находится под сильным влиянием модернизма. Логотип и титры становятся важным элементом киноповествования — они должны задавать тон всему фильму, отражать его жанровую принадлежность.

Ближе к середине ХХ века формируются определённые шаблоны, с которыми начинают работать дизайнеры. Так, например, брусковые шрифты, отсылающие к известным плакатам WANTED («Разыскивается!») начинают использовать для вестернов. Готические шрифты и пришедшие чуть позже акцидентные заголовки в стиле комиксов выбирают для фильмов ужасов. А лёгкий антиквенный набор с росчерками создаёт лирическое настроение для комедий и мелодрам.

Сегодня эти графические жесты стали архаикой и применяются редко — как правило, для отсылки к приёмам старых кинофильмов.

Использование типографики в логотипах фильмов разных лет. Кадр: фильм «Дилижанс» / «Дом Франкенштейна» / «Касабланка» / «Нечто из иного мира»

Поначалу графические дизайнеры, работавшие над кинологотипами, оставались вне титров — указывать их начинают только с двадцатых годов.

К самым ярким представителям этого жанра относятся:

  • Эдвард Кауффер, который работал с Альфредом Хичкоком;
  • Дейл Тэйт, создавший логотипы, например, для фильмов Чарли Чаплина и Виктора Флеминга;
  • Андрэ Франсуа — прославился работой с Романом Полански;
  • Энтони Гольдшмидт, посвятивший кино всю свою жизнь: сотрудничал с киностудиями с шестидесятых годов и до начала двухтысячных, создал логотипы для многих голливудских кинофильмов.
Логотип Пабло Ферро для фильма Dr. Strangelove. Кадр: фильм «Доктор Стрейнджлав»

Логотип — такой же важный элемент оформления титров, как и текст, сообщающий важную информацию о фильме. К самым ярким дизайнерам, работавшим в жанре динамических титров, можно отнести:

  • Сола Басса — американского графического дизайнера и киноплакатиста. За 40 лет своей карьеры он поработал с такими режиссёрами, как Альфред Хичкок, Отто Премингер, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе;
  • англо-американского дизайнера Мориса Байндера, который прославился своими титрами к «Бондиане»;
  • Пабло Ферро — американского графического дизайнера и художника. Его самая громкая и важная для истории кино работа — титры с активным леттерингом к фильму Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав».

Благодаря этим именам уже в шестидесятые кинотитры становятся отдельным жанром, наполняются движением, получают сюжет.

Читайте историю жанра кинотитров и смотрите самые выдающиеся ролики в нашем материале.

Некоторые логотипы известных франшиз становятся настолько популярными, что уходят в самостоятельное плавание и начинают существовать вне киноэкранов. Логотип вселенной «Звёздных войн», образ динозавра с вывески Парка юрского периода, знак команды охотников за привидениями сегодня можно увидеть на одежде, игрушках или даже сладостях. Другие логотипы существуют только в контексте киносюжета — будучи законченным произведением, они изящно продолжают заложенную режиссёром линию.

«Бондиана», франшиза / the James Bond franchise

Годы выхода: 1962–2021.

Кинокомпании: Eon Productions, United Artists, Les Productions Artistes Associés, Metro-Goldwyn-Mayer Pictures, Columbia Pictures.

Синопсис: Джеймс Бонд, коммандер Военно-морского флота Великобритании, также известный как Агент 007, — главный персонаж романов британского писателя Яна Флеминга и самый знаменитый шпион в истории кино. В каждом новом фильме вокруг Бонда развивается сюжет, так или иначе отражающий современность, будь то холодная война, переворот в Латинской Америке или развал СССР.

Версия логотипа 2021 года для фильма «Не время умирать». Изображение: скриншот сайта James Bond 007 / Metro-Goldwyn-Mayer Studios Inc.

Официальная «Бондинана» насчитывает 25 фильмов, первый из которых — «Доктор Ноу» — был выпущен в 1962 году, а последний — «Не время умирать» — вышел в прокат этой осенью. За более чем полвека на экранах франшиза приобрела статус культовой, а с её титрами работали такие дизайнеры, как Морис Байндер, Роберт Браунджон, Дэниел Клейман, а также студия MK12. Графический стиль «Бондианы» принято связывать с именем Мориса Байндера — автора титров к первому и ещё 13 последующим фильмам серии. Он же придумал секвенцию для первого фильма — с пистолетом и девушками, ставшими «фишкой» для франшизы на долгие годы.

Идею использования пистолета в начальных титрах Бонда предложил Джозеф Карофф из киностудии United Artists, занимавшейся выпуском фильма. Первая версия логотипа, созданная в 1962 году, отличалась от знакомого нам сегодня — пистолет был изображён поверх цифр и как бы поддерживал своим направлением движение семёрки.

Версия логотипа 1962 года. Изображение: киностудия United Artists

Что интересно, прообраз современного логотипа впервые появляется не на экране, а на американском постере к фильму Dr. No. Логотип был разработан Дэвидом Часманом — креативным директором United Artists. Часман переработал и упростил идею Джозефа Кароффа, добавив фрагмент ствола и спускового крючка прямо к семёрке, таким образом превратив её саму в пистолет. Несмотря на то что с течением времени логотип менялся — буквы становились тоньше, слегка модифицировался пусковой крючок, — эти изменения незначительны, и он остаётся с франшизой до сегодняшнего дня, став классикой в истории кинематографа.

Примечательно также, что помимо уже ставшего культовым лого «007», маркирующего всю франшизу с 1963 года, каждая серия имеет собственное оформление заголовка. Его начертание формируют тренды в дизайне на момент выхода и тематика фильма.

«Звёздные войны», франшиза / Star Wars

Годы выхода: 1977–2021.

Кинокомпании: Lucasfilm Ltd. LLC, Bad Robot Productions.

Синопсис: «Звёздные войны» — одна из самых известных космических саг. В ней описываются приключения множества персонажей — людей, инопланетных существ и роботов, — происходящие «давным-давно, в далёкой-далёкой галактике».

Логотип Star Wars, использующийся с 1977 года. Изображение: киностудия Lucasfilm Ltd. LLC

Сегодня мы можем увидеть логотип вселенной «Звёздных войн» буквально где угодно: на футболках, детских игрушках и даже в продуктовом магазине.

У этого логотипа сложная история создания — на первых этапах кинопроизводства существовало сразу несколько версий. Для постеров и другой маркетинговой продукции использовалась скорректированная студией Fox версия дизайнера Дэна Перри. Однако в титры пускают логотип, разработанный художником Сьюзи Райс под руководством режиссёра Джорджа Лукаса и затем переработанный ещё одним дизайнером — Джо Джонсоном.

Логотип Star Wars, разработанный Дэном Перри в 1977 году. Изображение: киностудия Lucasfilm Ltd. LLC

Райс вспоминает, как сформулировал задачу Лукас: он хотел, чтобы логотип выглядел «очень по-фашистски» и «пугающе». «Фашистский дизайн» Райс был создан на основе гарнитуры Helvetica Black, буквы S в которой были вытянуты в край композиции для лучшей читаемости образованных ими лигатур. Эта версия логотипа, как и логотип Дэна Перри, не вошла в фильм и использовалась на обложке книги, знакомящей с будущей картиной владельцев кинотеатров.

Логотип Star Wars, разработанный Сьюзи Райс в 1976 году и лёгший в основу современного логотипа. Изображение: киностудия Lucasfilm Ltd. LLC

Для фильма же Джордж Лукас избрал версию Джо Джонсона из Industrial Light & Magic. В логотипе Райс дизайнер сгладил острую прямую форму буквы W и расширил все буквы в наборе, чтобы новая W смотрелась гармонично. Для использования на широком экране логотип адаптировал Дэн Перри. Именно эта версия открыла сагу в 1977 году и используется почти полвека.

«Чужой», первая часть франшизы / Alien

Год выхода: 1979.

Кинокомпании: 20th Century Fox, Brandywine Productions.

Синопсис: в далёком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватил исходящий с незнакомой планеты неопознанный сигнал. Один из членов экипажа подвергается нападению неизвестного существа, и вскоре все понимают, что жизненный цикл чудовища только начался.

Логотип первой серии франшизы «Чужой». Кадр: фильм «Чужой»

Логотип фильма «Чужой» — один из самых запоминающихся лого конца ХХ века
для фильмов жанра научно-фантастического хоррора. Напряжение в логотипе, набранном широким гротеском и появляющемся на экране поэтапно, создаётся за счёт анимации: первыми возникают простые белые формы, неподвижные, но стремящиеся к центру экрана, — постепенно количество линий увеличивается и становится понятно, что это буквы. Их целостность нарушена — это формирует тревожность.

В логотипе используется шрифт Helvetica Black — бескомпромиссно простой и строгий с разрядкой на грани читаемости, он создаёт напряжение и вызывает дискомфорт. Дизайнер титров Ричард Гринберг использует буквы одновременно как среду, сообщение и линзу, через которую преломляется пространство.

Версии логотипов франшизы «Чужой» разных лет. Кадр: фильм «Чужой» / «Чужие» /
«Чужой-3» / «Чужой-4: Воскрешение»

Культовый логотип позднее уступит место более стилизованным, «комиксным» версиям в последующих фильмах, но к нему вернётся дизайнер Джон Маккелан в 2014 году в титрах к игре Alien Isolation.

«Охотники за привидениями», франшиза / Ghost Busters

Годы выхода: 1984–2021.

Кинокомпании: Columbia-Delphi Productions Black Rhino, Columbia Pictures, Village Roadshow Pictures, Ghost Corps, The Montecito Picture Company.

Синопсис: три бывших профессора парапсихологии в старом здании пожарной части открывают свой сервис по борьбе с привидениями. Для привлечения клиентов они выбирают яркое название «Охотники за привидениями». Их задача — избавить Нью-Йорк от любых паранормальных явлений. Продолжение франшизы развивает тему охоты на призраков уже в XXI веке.

Логотип с заставки первого фильма франшизы. Кадр: фильм «Охотники за привидениями»

Знак «Нет привидениям» с забавным призраком Мугли — так его окрестили создатели фильма Айвен Райтман и Дэн Эйкройд — известен всем «детям девяностых» благодаря мультсериалу «Настоящие охотники за привидениями», выходившему с 1986-го по 1991 год. Первая версия знака для фильма, перешедшая в мультсериал и последующие кинокартины, была разработана художником Майклом Гроссом и используется во франшизе с момента её запуска в 1984 году лишь с незначительными изменениями.

Несмотря на то что Мугли с логотипа «Охотники за привидениями» в фильме никак не участвует, со временем он всё же превращается в персонажа мультсериала, появляясь в титрах, рекламе и отбивках.

«Парк юрского периода», франшиза / Jurassic Park

Даты выхода: 1993–2022.

Кинокомпании: Amblin Entertainment, Universal Pictures, Amblin Entertainment, Legendary Pictures, The Kennedy/Marshall Company, Perfect World Pictures.

Синопсис: достижения в области научных технологий позволили магнату создать парк, полный живых динозавров. Но из-за сбоя в системе безопасности они вырвались на свободу — героям фильма предстоит от них спастись. В последующих сериях новые герои сталкиваются с последствиями воскрешения древних рептилий.

Логотип первой серии фильма 1993 года. Изображение: киностудия Universal Pictures

Эмблема никогда не существовавшего парка развлечений стала одним из самых узнаваемых логотипов кинофильмов девяностых. Внутри «Парка юрского периода» она встречается повсеместно: начиная со входной группы парка и заканчивая формой сотрудников.

Обложка книги «Парк юрского периода» Майкла Крайтона. Изображение: Chip Kidd / издательство Alfred A. Knopf

В основе фильма лежит фантастический роман Майкла Крайтона «Парк юрского периода», вышедший в 1990 году. Именно книге фильм обязан своим названием, а обложке — своим логотипом. Для фильма силуэт тираннозавра с неё переместили в жёлтый круг, куда затем добавили изображение джунглей и название парка. Сложный акцидентный шрифт Neuland как нельзя лучше вписался в концепцию логотипа: в тридцатых годах он использовался американскими дизайнерами для оформления книг о тропических странах и неизведанных племенах, передавая волнующую дикость первобытной эпохи.

Логотипы для продолжений франшизы. Изображение: киностудия Universal Pictures

Благодаря успеху франшизы, логотип стал сверхпопулярным: тираннозавр возвращается на обложку романа уже в виде кинологотипа, его используют в компьютерных играх, мультсериалах и сохраняют для последующих экранизаций. Несмотря на то что логотип претерпевает изменения, дизайнеры всегда сохраняют узнаваемость и следуют заложенной эстетике. В третьем фильме был проведён эксперимент и тираннозавра сменил спинозавр, при этом общий вид логотипа остался прежним. В продолжении франшизы «Мир юрского периода» используется первый вариант логотипа, но теперь стилизованный под камень.

«Она» / Her

Год выхода: 2013.

Кинокомпания: Annapurna Pictures.

Синопсис: фильм поднимает провокационную, но всё более актуальную с развитием технологий тему о возможности пробуждения любви между человеком и искусственным интеллектом.

Изображение: киностудия Warner Bros. Pictures

Следуя провокационности сюжета картины «Она», создатели отказываются от классических решений и в типографике: чаще всего для мелодрам используются витиеватый курсив или антиквенный наборы. «Она» — лаконичное решение в трёх буквах гротеска. Набранные сдержанным шрифтом Helvetica, они стоят очень плотно, слившись друг с другом, — как бы олицетворяя близость и напряжение, возникающее между героями на протяжении фильма. Этот логотип наряду с упоминавшимся выше логотипом Alien — яркий пример того, как точно может работать в умелых руках дизайнера такая, казалось бы, простая Helvetica.

«Убивая Еву», сериал / Killing Eve

Годы выпуска: 2018–2020.

телекомпания: BBC America.

Синопсис: аналитик службы безопасности британской контрразведки MI5 Ева Поластри начинает охоту на психопатичную наёмную убийцу Вилланель. Две женщины становятся одержимы друг другом.

Острая узкая гарнитура, разработанная студией Pentagram специально для «Убивая Еву», передаёт ощущение опасности. Дизайнер Мэтт Уилли, сотрудничавший в тот момент с Pentagram внештатно (партнёром студии он стал лишь через год), вместе с логотипом разработал всю графическую концепцию сериала.

Плотный гротеск стоит на экране максимально плотно, за счёт чего начинают острее работать его диагональные и вертикальные ритмы. Маленькая капля крови выступает ярким акцентом в логотипе — в каждой серии она появляется вывороткой в просвете у разных букв названия.

Богатая палитра подобранных со вкусом приглушённых цветов для типографики и простая анимация стекающей капли крови готовят зрителя к драматичному повествованию сериала.

«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» / Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn

Год выхода: 2020.

Кинокомпании: DC Films, LuckyChap Entertainmentruen, Kroll & Co. Entertainment, Clubhouse Pictures.

Синопсис: после расставания с Джокером Харли Квинн присоединяется к супергероям Чёрной Канарейке, Охотнице и Рене Монтойя, чтобы спасти молодую девушку от злого криминального авторитета.

Логотип фильма «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн». Изображение: студия Pentagram / Warner Bros. Pictures

Команда студии Pentagram разработала логотип и айдентику фильма «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», точно отражающие хаотичную натуру Харли Квинн — главной героини.

Логотип создан на основе семейства шрифтов Smart Sans компании Monotype, однако внутри каждой буквы как пасхалки дизайнеры спрятали изображения оружия «Хищных птиц» — вторая буква R прячет молот Харли, кастет Рене Монтойя скрывается в E, в буквах I, R, D — лук и стрела Охотницы. Сумбур и хаос в статичный логотип вносит подзаголовок, как бы приписанный от руки самой Харли.

Такой дизайн был бы хорош для дальнейшего развития франшизы: название «Хищные птицы» становится основным брендом и в нём могут получить отражение истории и других, пока второстепенных персонажей картины. Они могут быть внедрены графически в рукописной части логотипа, как это сейчас сделано с персонажем Харли.

Логотип, как и вся внутренняя графика в фильме, отлично передаёт настроение весёлого безумия, свойственного главной героине картины.

«Локи» / Loki

Год выпуска: 2021.

Телекомпания: Disney+.

Синопсис: Локи попадает в таинственную организацию «Управление временными изменениями» после того, как он украл Тессеракт — оболочку одного из Камней Бесконечности. Он путешествует во времени, меняя историю.

Изображение: Marvel Studios, LLC / Wikimedia Commons

Логотип «Локи» — нового сериала вселенной Marvel — породил множество критики и шуток из серии: «Graphic design is my passion» («Графический дизайн — моя страсть»). Однако несмотря на все мемы, сегодня, когда шоу уже вышло, стало понятно, что логотип очень точно отражает и некоторые аспекты сюжета, и сущность главного героя: бог Локи — сложный и часто находящийся не в ладах с самим собой персонаж.

Стекло, металл и вычурные стилизованные графемы — как множество масок, которые носит этот бог озорства: логотип сочетает в себе буквы, выдержанные в разных стилях, пародирующих привычные шрифты для супергеройских франшиз.

Кроме этого, нарочитая противоречивость шрифтовой графики намекает на типографику ransom note — коллажированных записок, которые преступники отправляют своим жертвам или детективам. В фильмах или романах этот приём используют для отсылки к деятельности психопатов, также он плотно обосновался в панк-культуре. Занимательно, что сегодня выражением ransom typography обозначают плохой, корявый набор.

Отличия букв усиливаются в анимации логотипа «перебором» — зритель видит по нескольку вариаций каждой буквы в названии. Однако стоит отдать должное дизайнерам, логотип в своём китче выглядит весьма эффектно.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована