Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Майкл Джанда: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохих клиентов»

Майкл Джанда — легенда. Креативный лидер с 20-летним опытом в агентствах и инхаус-командах. Автор книги-хита «Сожги свое портфолио».

Перед вами человек, построивший компанию, которая работала с Disney, Netflix, Fox, Warner Bros. и десятком не менее звездных брендов. Его карьера — это целая панорама всевозможных состояний дизайнера: ночной фриланс на износ, страх нанимать людей, первая успешная компания, переход от UX-дизайна к менеджменту, управление командой из 80 человек, продажа прибыльного бизнеса спустя 13 лет, независимый консалтинг, собственная книга и менторская миссия. Этот человек счастлив и самодостаточен, но он подкупает тем, что никогда не забывает, откуда начинал.

В этом интервью мы постарались задать Майклу самые волнующие нас вопросы — о работе, бизнесе, профессиональном пути, успехах и провалах, книге и, конечно, о дизайне. Надеемся, что для вас это будет таким же приятным приключением.

В интервью Skillbox Майкл рассказал:

Веб-дизайн девяностых, подвал, первое выступление

— На твоем сайте написано, что сейчас ты пишешь книги, готовишь курсы, выступаешь. Ты полностью ушел в консалтинг и больше не занимаешься бизнесом как руководитель студии?

— Все верно. Я продал свое агентство Riser в 2015 году и еще пару лет оставался на должности креативного директора. Затем в начале 2018-го продал остаток своих акций и покинул компанию, чтобы писать книги, создавать курсы, выступать, обучать и наставлять дизайнеров, помогать их карьере.

— Твое первое публичное выступление перед аудиторией в качестве эксперта по дизайну. Как это было? Что ты чувствовал, какие выводы ты для себя сделал?

— Впервые меня попросили выступить на конференции в 2007 году. К тому моменту я пять лет управлял своим бизнесом, который как раз стал агентством с семью-восемью сотрудниками. Конференция проходила в Нэшвилле, штат Теннесси, и я решил поговорить о «недизайнерских вещах», которые должны делать дизайнеры, чтобы добиться успеха.

Одно из выступлений Майкла Джанды

Реакция оказалась очень положительной, несколько человек попросили у меня автограф, еще несколько — выслать им лекцию. Во время выступления был момент, когда я рассказывал о вещах, которых не было в презентации, и запаниковал. Поэтому решил: когда прилечу домой, напишу книгу. На это ушло еще пять лет, в течение которых я руководил быстрорастущим агентством. Так появилась «Сожги свое портфолио».

— Ты начинал на заре девяностых, когда интернет был далеко не таким, как сейчас. В чем заключалась работа веб-дизайнера тогда?

— На веб-дизайнере тогда было все: дизайн, код, настройка сервера, обслуживание и так далее. По сути, любой дизайнер, который занимался печатью и немного разбирался в «цифровых штуках», автоматически становился веб-мастером в своей компании. Так было и у меня на первой работе — это подтолкнуло меня расти и узнавать все больше нового.

— В одном интервью ты говорил, что начинал свой путь как дизайнер-фрилансер, работал без выходных, часто ночами, сидя в подвале своего дома. Очень просто завязнуть в этом этапе. Что нужно сделать, чтобы совершить качественный скачок?

— Я застрял в этой фазе на пару лет из-за страха. Тогда я очень много работал и зарабатывал, но боялся нанимать людей. Потому что никогда не делал этого прежде. После того, как я преодолел этот страх и нанял своего первого сотрудника, в течение шести-восьми месяцев появилось еще пять.

Чтобы совершить рывок вперед, фрилансер должен накопить достаточно денег. Ведь вы не можете никого нанять, если у вас нечем платить зарплату.

Когда у вас появляются деньги, вы берете на себя риск и нанимаете сотрудника на 90 дней. Если через 90 дней окажется, что не можете его себе позволить, просто отпускаете — и теряете только те деньги, которые накопили специально для инвестиции в нового сотрудника.

Я пользовался этой стратегией до тех пор, пока не набрал 20 сотрудников. К этому моменту у вас, как правило, достаточно много денег на счету.

О soft skills и клиентах мирового уровня

— Какие самые значимые моменты ты бы выделил в своей карьере? Какой опыт был самым ценным на каждом этапе, чему ты научился, что помогает тебе сейчас?

Ключевой момент 1

Моя первая работа в копировальном центре. Это была нижняя граница, дно отрасли. Именно она побудила меня хотеть большего и осознать, что нужно самообразовываться и развиваться.

Ключевой момент 2

В 1998 году я стал digital creative director в компании по производству детских игрушек и книг. Там я создал oKID.com и нанял команду из 26 человек для его разработки. Он стал одним из первых digital-направлений для детей в интернете: мультфильмы, образование. Это было потрясающе!

Ключевой момент 3

Благодаря опыту в oKID я стал креативным директором в Fox Studios в Лос-Анджелесе. Я узнал, как работает и строит деловые связи большой бренд.

Ключевой момент 4

Люди, с которыми я познакомился в Fox, стали моими первыми клиентами на фрилансе — а потом и в агентстве.

Ключевой момент 5

В 2013 вышла книга «Сожги свое портфолио». Это стало огромным достижением, позволило говорить с дизайнерами по всему миру и влиять на них.

Ключевой момент 6

В 2015 году я продал Riser — это был потрясающий момент. Я очень благодарен компании, которая купила мое агентство. Эта сделка стала для меня идеальным завершением успешного запуска.

— Важный вопрос, который мучает многих вполне успешных дизайнеров и даже руководителей дизайн-студий. Как получить себе в заказчики компанию уровня Disney или HBO? Как ты получил своего первого клиента такого уровня?

— Моими первыми клиентами стали мои друзья, с которыми познакомился в Fox. Со временем через них стали обращаться другие, открылись новые возможности. Как получить клиента этого уровня? Отношения. Отношения. Отношения. Вы должны построить отношения и цепочки, которые приведут вас к нужным людям. В конечном счете клиенты этого уровня выберут вас только в том случае, если будут доверять вам.

— Чем принципиально отличается работа на заказчика с фриланс-биржи от работы на известный бренд? Какие личные качества нужно усилить? Что прокачать в работе команды?

— Отвечу цитатой из книги «Сожги свое портфолио»:

«Одна из моих любимых книг всех времен — шедевр Дейла Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, написанный в далеком 1936 году. Я искренне убежден, что эту книгу необходимо прочитать абсолютно всем. Многие уже сделали это; я сам покупал ее, читал и дарил бессчетное множество раз.

По словам Карнеги, только 15% успеха в области финансов объясняются специальными знаниями, тогда как 85 — это личные качества и способность руководить. Человек, стремящийся зарабатывать больше, должен не только иметь специальные знания, но и уметь выражать свои мысли, руководить людьми и внушать им энтузиазм».

Это верно как для небольших клиентов на фрилансе, так и для крупных брендов. Чтобы быть успешным, вам нужны soft skills, навыки межличностного общения.

— С клиентом стало некомфортно работать, но его заказы приносят тебе большую часть заработка. При этом ты чувствуешь, что клиент это знает и пытается тобой манипулировать. Как быть в таком случае?

— Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохих клиентов. Я ценю свое время больше, чем деньги. Поэтому, если мне попадается ужасный клиент, который нечестен или пытается манипулировать мной, я закончу текущий проект и больше никогда не буду работать с ним. С радостью позволю уйти ему к конкурентам — пусть страдают они, а не я.

Та самая книга и мастрид каждого дизайнера

— Российское дизайн-комьюнити знает тебя, в первую очередь, как автора книги «Сожги свое портфолио». Если коротко — о чем книга? Для тех, кто не знает.

— Я писал «Сожги свое портфолио» на основе руководства, которое создал для своих сотрудников в Riser. Таким образом, я разработал системы и стратегии для управления агентством и хотел, чтобы команда их придерживались. В конце концов моя компания стала очень успешной: у нас были удивительные клиенты, рост и прибыль. Пока я описывал наши внутренние процессы, я понял, что большинство моих сотрудников научились создавать отличные дизайнерские работы в университете, но им не хватало навыков общения, управления проектами, основ бизнеса и так далее.

Многое из того, о чем я говорю в руководстве и в книге, основано на этих вещах — вещах, которые не преподают в дизайнерских школах, но должны бы. По иронии судьбы мою книгу проходят во многих университетах, поэтому я думаю, что сейчас это приходится учить и дизайнерам. (смеется)

Во время одной из поездок в Москву

— Чем ты сам объяснишь успех книги?

— Во-первых, подобного раньше не было на рынке. Существовало много книг по дизайну, но ни одна из них не затрагивала темы, которые вы найдете в «Сожги свое портфолио». Во-вторых, книга разделена на небольшие главы по одной-три страницы каждая. В них есть забавные картинки и много личного опыта — думаю, читатели находят это полезным.

— «Сожги свое портфолио» была переведена в том числе на китайский. Ты общался с дизайнерами из Китая? Как вообще чувствует себя индустрия в этой «закрытой от внешнего мира» стране?

— Хотелось бы! К сожалению, международное общение в Китае не так распространено, как в других странах. Поскольку у них нет Facebook, Instagram и других соцсетей, которыми пользуется весь мир, я не могу общаться со своими читателями из Китая. Облом.

— Три книги, которые сегодня должен прочитать любой новичок в UX-дизайне?

Change By Design, Tim Brown. The Design of Everyday Things, Don Norman. 100 Things Every Designer Needs to Know About People, Susan Weinschenk.

— А что почитать тому, кто думает, что уже все знает?

— Ха! Вероятно, те же три книги. Большинство людей читают недостаточно.

Немного о принципах HR в дизайн-компании

— Твой первый наемный работник был соседским сыном, который «неплохо разбирался в компьютерах». Когда у тебя была компания (Riser), как ты набирал людей в команду? Тестовые задания, интервью, испытательный период, интуиция — как ты проверял, что человек тебе подходит? Что не работало?

— Когда я впервые стал нанимать людей, мне просто нужна была свежая кровь. У меня было столько работы, что я мог взять на работу практически кого угодно и дать ему что-нибудь делать. Позже, когда в агентстве появились талантливые люди, мои кадровые приоритеты изменились.

Портфолио поможет вам договориться о собеседовании. Ваша индивидуальность, отношение к работе и страсть — получить работу. Я ценю эти вещи больше, чем дизайнерские навыки. Следующие 90 дней покажут, насколько вы вписываетесь в команду.

Я верю в то, что нужно нанимать талантливых людей с потенциалом и желанием расти в моей компании. Если все это есть, я с радостью обучу человека и стану для него наставником — и мы будем расти вместе.

— С какими иллюзиям стоит попрощаться вчерашнему фрилансеру, если он решил стать руководителем студии?

— С иллюзией, что он не сможет этого сделать. Я начинал с самого низа. Если я смог достичь того, что есть у меня сейчас, любой сможет.

Вы должны работать и учиться быстрее, чем все остальные. Брать на себя риск в разумных пределах. Заработать себе имя, научиться руководить сотрудниками и управлять клиентами. Понемногу прогрессировать каждый день. Но не думайте, что вы не сможете, — это заблуждение.

— По каким принципам ты советуешь фильтровать клиентов, с кем работать, а с кем нет? Дай несколько советов.

— Боюсь, ответ получится очень длинным. Вместо этого лучше посмотрите два видео, которые я записал для своего YouTube-канала (по 25 минут каждое). Они помогут вам проанализировать возможности нового проекта.

— Сегодня менторство в дизайне — практически обыденность. Как выбрать себе наставника? Как случайно не попасть под «плохое» влияние?

— Оставайтесь скромными. Одними из моих лучших наставников были люди, которые занимали более низкую должность. Вы можете учиться у любого. После того, как вы выберете для себя ментора, возьмите на вооружение и применяйте хорошие советы, избегайте плохих. Не думайте, что они будут работать одинаково в каждом случае. Вы должны сами выбрать, прислушиваться к совету или нет, и доверять своим инстинктам.

— Перечисли пять самых влиятельных людей и компаний в мировой индустрии UX-дизайна сейчас? На твой взгляд.

— Тим Браун, IDEO. Дон Норман и Якоб Нильсен, Nielsen Norman Group. Interaction Design Foundation.

— Самое большое количество людей, которым ты управлял?

— Когда мне было 28, я управлял 50 людьми в Fox. Наша команда в EKR, агентстве, которое я продал и в котором был партнером, состояла почти из 80 человек.

— Как, делегируя, сохранить прежний уровень качества и не стать контрол-фриком? Расскажи про этот процесс у себя — какие были боли, как с ними справлялся.

— В книге E-Myth Майкла Гербера, изменившей для меня все, что касается найма и делегирования, есть такая мысль:

Системы управляют бизнесом, а люди управляют системами.

Создавайте системы и процессы для всего. Учите ваших сотрудников ими пользоваться и контролируйте, чтобы все делалось «по системе». Это делает контрол-фриком систему. Отсекает эмоции и всю субъективщину. Система есть система. И сотрудники должны ей следовать.

— У тебя недавно вышла новая книга, The Psychology of Graphic Design Pricing (Психология ценообразования в графическом дизайне). Расскажи коротко, о чем она и для кого?

— Когда дело доходит до оценки работы, слишком много фрилансеров и агентств называют клиентам приблизительную сумму. В результате прибыльность проекта во многом зависит от удачи. С The Psychology of Graphic Design Pricing вы узнаете, как извлечь выгоду из уравнения, рассчитав себестоимость вашей работы, оценив ее рыночную цену и бюджет вашего клиента. Вы сможете использовать эти три переменные, чтобы легко оценить любой проект. Книга отлично подходит как для фрилансеров, так и для руководителей дизайн-агентств.

Новая книга Майкла Джанды The Psychology of Graphic Design Pricing

Москва. Россия. Skillbox

— У тебя совместный курс со Skillbox. Как ты познакомился с командой, кто предложил тебе сделать коллаборацию?

— Мой друг Валерий Марков познакомил меня с Сергеем Попковым, когда я выступал на Design Day в AIC в мае 2018 года. Мы с Сергеем подружились и поговорили о том, что неплохо было бы поработать вместе. Я сказал, что могу быть преподавателем одного из их курсов, и ему понравилась эта идея. Полгода спустя я вернулся в Москву на съемки расширенной версии курса «UX-дизайн» — в нем есть некоторые элементы оригинальной программы Skillbox, но в основном это более подробный и обновленный курс.

«Для меня было честью выступить в качестве хедлайнера на их мероприятии AIC Design Day 2018»
Курс «UX-дизайн с Майклом Джандой»
Погрузитесь в профессию UX-дизайнера и сделайте первые шаги вместе с ведущим курса Майклом Джандой. Вы узнаете о зарубежном опыте UX, разберете кейсы и нюансы работы с иностранными заказчиками и повысите свой профессиональный уровень.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

— Во время съемок курса были какие-то забавные моменты? Расскажи.

— Мы со съемочной группой проводили вместе по восемь часов в день на протяжении трех недель, поэтому шуток было много. Они замечательные люди, и это было чудесное время.

— Какие впечатления от поездки в Москву? Был там раньше?

— Я люблю Москву. И путешествую прямо сейчас — отвечаю на вопросы в аэропорту. Это моя третья поездка за последние десять месяцев. У меня появилось много хороших друзей. Я считаю, что Москва — чистый и интересный город, люди здесь добрые и щедрые, а у дизайн-комьюнити есть амбиции и желание учиться. Мне действительно нравится посещать Россию.

«Последний день в России я провел со своими друзьями из Skillbox, мы говорили о дизайн-мышлении»

— Когда ты впервые пообщался с дизайнерами из России? Как оцениваешь состояние индустрии в нашей стране?

— Мы обсуждали «Сожги свое портфолио» с несколькими дизайнерами из России еще до моей первой поездки. Меня очень впечатляет креатив и амбиции российского дизайн-комьюнити, отсюда выходят отличные работы.

— Наше традиционное напутствие тем, кто боится превращать хобби в профессию.

— Действуйте! Жизнь слишком коротка, чтобы не заниматься любимым делом. Отдайтесь ему всей душой и начинайте развиваться. Сейчас для этого есть куча учебников, курсов и книг.

Блиц

— Российские дизайнеры мечтают поработать с заказчиками из США. С кем мечтают поработать дизайнеры из США?

— Американские дизайнеры мечтают поработать с теми же крупными заказчиками из США, что и русские. Disney, Apple, Nike — все те бренды, с которыми хочется посотрудничать каждому.

— Сколько стоит твоя консультация?

— Обучение и консультации стоят от $150 до $200 в час.

— Расскажи о своем графике сейчас: сколько часов в день или неделю на что тратишь: книги, консалтинг, выступления и поездки, отдых, семья.

— Я люблю работать. И я амбициозен. Поэтому, кроме тех случаев, когда провожу отпуск с семьей, занимаюсь в спортзале или играю с детьми, я обычно работаю. Около месяца назад я создал YouTube-канал для фрилансеров, тогда все свободное время уходило на него.

Еще на подходе две книги, которые я уже начал и планирую выпустить в этом году. Также я всегда работаю над одной-двумя лекциями для предстоящих мероприятий. Плюс я тренирую несколько агентств. В общем, я довольно занят.

Даже во время отдыха Майкл думает о работе. Наглядный пример — его статья «10 вещей, которые я узнал о харизме за 2 минуты с Уиллом Смитом».

— Смог бы сейчас на месяц вернуться в тот подвал с медленным интернетом и работать по ночам?

— Ну, сейчас я как раз вернулся в свой домашний офис в подвале, чтобы работать над новым контентом и обучающими видео. Что касается медленного интернета — нет, спасибо! Я люблю быстрый интернет.

— Твои книги — это существенный источник дохода для тебя или, скорее, это приносит больше удовлетворение, чем денег?

— Книги, выступления, коучинг и курсы — все это приносит доход. И он нужен, чтобы продолжать делать то, что я делаю.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox