«Арт + fashion — это поле коллабораций». Интервью с Лимой Липой
Поговорили о том, как в массмаркете появляются коллекции с художниками и дизайнерами и почему одежда — хороший медиум для искусства.
Фото: Сергей Мисенко
Befree — первый из крупных российских брендов одежды, который стал регулярно выпускать полноценные коллекции с локальными дизайнерами и художниками. О том, как работает этот проект и зачем он нужен, нам рассказала руководитель направления PR, SMM и Co:Create Лима Липа.
— Ты была мерчандайзером, а стала руководительницей больших проектов в массмаркет-бренде, но ведь на менеджеров коллабораций нигде не учат. Каким был твой путь из точки А в точку Б? И какой ты видишь следующую точку?
— Да, я начала карьеру с должности продавца и мерчандайзера в бренде Topshop в Краснодаре. Мне нравилось, что в магазине всегда играл классный инди-рок и брит-поп и приветствовалось самовыражение через одежду. И уже тогда было интересно продавать именно через сторител и привлекательную картинку.
Потом я переехала в Петербург и стала оформителем в ДЛТ. Параллельно училась в Школе интерпретации современного искусства — это помогло интегрироваться в мир локального совриска. После я делала бренд одежды вместе с подругой, занималась креативным продакшеном в журнале «Собака».
А первая коллаборация под моим кураторством случилась в мультибренде «Юность», где я руководила отделом маркетинга: мы с командой создали капсулу с киноальманахом «Искусство кино» к повторному релизу фильма «Асса».
В этом году я поступила на программу кинопроизводства в The New School в Нью-Йорке, где изучаю основы режиссуры и кинопродакшена.
Режиссура классно пересекается с работой. Во-первых, я как руководитель отвечаю за съёмки коллаб и новые знания могу сразу реализовывать на практике. Во-вторых, мне нравится, что в режиссуре я могу сочетать креативное и менеджерское мышление.
— Как ты находишь художников и дизайнеров для коллабораций? Что помогает тебе исследовать эти ниши?
— В моём окружении много художников: с кем-то познакомилась во время учёбы, с кем-то — на съёмках для «Собаки». Ещё когда-то в Петербурге я делала pop-up-выставку: она была успешна и спонтанно собрала художественное сообщество города, а арт-критик Павел Герасименко даже внёс её в местную арт-летопись.
«Легче всего к устройству самодеятельных выставок подходят студенты. Этим летом в жилой мансарде с выходом на крышу, расположенной на улице Восстания, студентка Смольного факультета свободных искусств и наук Лима Саид стала организовывать выставки и в качестве пробы кураторства позвала троих близких ей художников — живописца Александра Белова, занимающуюся перформансом и фото Наталью Балабанову, танцовщицу Валентину Луценко».
«Беги, художник, беги!», «Артгид», 2018 год
В первые коллаборации Befree я приглашала тех, кого знала лично или чьим искусством заочно восхищалась. И мне удалось заразить этим интересом коллег: сейчас мы готовим план по проектам на 2025 год, и в этом принимает участие и моя команда, и команда отдела продукта. Это уже коллективный процесс, где я в роли куратора.
— Кажется, что ты погружена в московский, питерский контекст в смысле того, что выбираешь актуальных арт-деятелей для коллабораций. Зачем Befree показывает их всей России? Почему котята Алины Соткиной должны быть в магазинах Челябинска, объекты Facultative Works — у кассы в Ижевске, а джинсы с иллюстрацией Турбена — в Иркутске?
— Идеология Co:Create — это сотворчество: нам интересно открывать новые таланты и работать с ними вместе. Мне нравится, что мы можем популяризировать современное искусство, молодых художников, дизайнеров и других одарённых ребят, а одежда — это тот медиум, который всем понятен и доступен.
На вопрос «А почему в Челябинске?» задам встречный: «А почему нет?» Люди в любом городе хотят выражать себя, интересно одеваться, погружаются в темы культуры, искусства. Я из Краснодара, где был создан центр современного искусства «Типография» (объявлен в России иностранным агентом), и его уровень соответствовал международным независимым проектам. В Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Воронеже и других городах есть арт-сцена и сильные художники.
Я думаю, что бренд не формирует потребность интересоваться артом — он её скорее закрывает. Да, ты можешь не знать про Турбена или Аню Андржиевскую, но тебе понравится свитер с их персонажами; может быть, ты заинтересуешься и почитаешь об их творчестве, и сам свитер тебе полюбится ещё больше.
Это такая win-win-история: все в выигрыше.
— Если ты работаешь с локальными креаторами, должна ли ты быть в курсе, что происходит в США, Японии, Южной Корее?
— Конечно, я слежу за тем, что происходит в мировом контексте в моде и искусстве, и в своём телеграм-канале даже освещаю особенно зацепившие события. Сейчас реже рассказываю о чём-то публично, потому что совмещаю работу и учёбу, но регулярно хожу на музейные и галерейные выставки и никогда не упускаю эту возможность в путешествиях.
Из последнего, что мне понравилось, — как раз проект на стыке искусства и дизайна в нью-йоркском MoMA: выставка под кураторством лондонского дизайнера Грейс Уэльс Боннер. Она популяризирует африкано-ямайскую культуру, а широкому потребителю известна коллаборацией с Adidas. В MoMA у неё проект формата artist’s choice: музей приглашает кураторов работать с произведениями из архива, и они формируют своё видение коллекции.
Боннер прекрасно умеет сочетать ремесло, технологии, дизайн и искусство — этим мне и интересна.
— Как устроена работа над коллаборацией с недизайнерами — теми, кто не знаком профессионально с конструированием вещей, материаловедением? Кто их учит выбирать ткани? Они сами адаптируют свои иллюстрации, принты и прочие визуальные решения под ограничения производства?
— Всё, конечно, проходит в формате сотворчества, и, если нужна адаптация под особенности производства, решения приходят с обеих сторон.
В Befree у нас пока был один опыт коллаборации с дизайнером одежды — это Алина Соткина, которую мы увидели на «Новых именах в дизайне» от журнала «Собака». Алина выложилась на все 100%: она и отрисовывала коллекцию, и конструировала вместе с нашими дизайнерами в бренде.
Работы тех, кто не специализируется на моде, адаптируют наши дизайнеры-графики и согласовывают эскизы с авторами. Художники, в свою очередь, предлагают от себя решения, адаптации или сразу говорят: «Супер!» Ткани предлагает команда бренда. Отправляют фото и видео образцов, и всё это обсуждается совместно в чате или на личных встречах.
Не все адаптации от художников возможно реализовать из-за технических или коммерческих особенностей, но команда старается сделать так, чтоб все были довольны, получили удовлетворение и гордились результатом.
— H&M, пожалуй, самый известный бренд-коллаборатор в fast fashion, но эта компания делает проекты с большими именами и fashion-домами. Befree, кажется, — с малыми, локальными. Тебе бы хотелось сделать коллаборацию с крупной фигурой в мировой культуре?
— Я не согласна про малые имена — просто мы часто делаем коллаборации с художниками институциональными. Мне нравится приводить пример с балетом: вот, например, кто такая Николетта Манни? Это прима-балерина театра La Scala. В своей области она как Мадонна для музыки, а широкой аудитории не известна.
С художниками так же. Их имена практически не знакомы людям за пределами арт- тусовки. Если и да, то это либо стрит-артисты, либо исключение из правил.
А если говорить о больших художниках, я мечтаю сделать проект с Эриком Булатовым.
— Недавно у Zara вышла коллекция с художником Pepo Moreno. Делать подобные коллаборации в массмаркете — это новый тренд или практика существует давно?
— Считается, что мировая история коллабораций началась с дружбы Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали. И вообще, проекты часто рождаются из дружбы и синергии творцов. Например, у Хельмута Ланга был тандем с Луиз Буржуа, а у Рафа Симонса — со Стерлингом Руби, который ни с кем больше одежду и не выпускал.
Арт + фешен — это поле коллабораций. Довольно много коммерческих коллекций на локальных рынках делают Nike, а мои фавориты по сотрудничеству — лондонский стритвир-бренд Palace и сеульские Gentle Monster. Они партнёрятся в основном с другими брендами, но зато Gentle Monster делали рекламную кампанию с AES+F.
— Кем должен быть дизайнер или художник, чтобы сделать коллекцию с массмаркет-брендом?
— Секрет партнёрства с фешен-брендом примерно тот же, что и секрет художественной карьеры: надо иметь свой стиль или язык, уметь его развивать. В идеале обладать искусством питчинга: грамотно показывать свою работу в социальных сетях и рассказывать о себе людям при встрече.
Вообще, я бы посоветовала не пренебрегать социальными сетями — они подарили нам удивительную возможность быть заметными вне зависимости от локации. И не стесняйтесь писать брендам сами! Да, это не даёт гарантий, но может и привести к результату.
Хотя если вы интроверт, и формат публичного продвижения вам не близок, то не мучайте себя — у всех правил есть исключения.
А в Befree 3 июня запустят «HUB талантов» — отдельный сайт с регулярными опен-коллами для художников и дизайнеров. У каждого появится возможность сделать коллаборацию.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!