Визуальный код: Эйфелева башня
Как она стала главным символом романтики в дизайне, кино, арте и вообще мировой культуре.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
135 лет назад в Париже открыли Всемирную ярмарку. Множество людей увидели лично, в газетах и на открытках башню из железных конструкций, которая, кажется, так впечатлила человечество, что с тех пор её копии появились в Праге, Мехико, Харькове, Лас-Вегасе, Тяньдучэне и в двух американских Парижах.
Рассказываем, как появился знаменитый дизайн, почему Эйфелева башня стала символом Парижа и как этот визуальный код используют в графике, кино и арте.
Эйфелева башня: как она появилась и что значила для парижан
В 1851 году в западном мире возникла практика регулярно проводить Всемирные выставки. Тогда, в индустриальном XIX веке, во время них национальные компании демонстрировали достижения и открытия — например, домашнюю швейную машинку, телефон, вулканизированную резину, новейшие строительные технологии.
Париж принимал выставку 1889-го в честь столетия революции (из-за этого событие бойкотировали многие монархии), и страна была готова демонстрировать свой прогресс за этот век. Площадкой стали пространства, где уже проходила Всемирная выставка 1878-го — Марсово поле и территория от дворца Трокадеро до набережной Сены. Также решили использовать площадь подальше от Марсова и Трокадеро — у Дома инвалидов. Там устроили павильоны французских колоний.
В 1886 году объявили конкурс на проект строения, которое должно было служить главным входом на выставку — «башню высотой 300 метров». Инженерная фирма Густава Эйфеля представила свою разработку 1884 года. Авторами дизайна были инженеры Морис Кохлин и Эмиль Нугье, а архитектор Стефан Совестр разработал декоративные элементы. Их проект победил около сотни конкурентов.
Возведение башни шло два года, два месяца и пять дней. Конструкцию из 7300 тонн железа открыли 31 марта 1889 года. За время выставки — с 6 мая по 6 ноября 1889 года — её посетили 2 000 000 человек. На тот момент это было самое высокое строение в мире.
В 1887 году было опубликовано открытое письмо за подписями «писателей, художников, скульпторов, архитекторов, страстных любителей доселе нетронутой красоты Парижа» с яростной критикой «бесполезной и чудовищной» Эйфелевой башни. Густав Эйфель ответил: «В колоссальном есть своя притягательность, очарование, к которому едва ли применимы обычные теории искусства».
По изначальному плану башню должны были разобрать через 20 лет после возведения, но Эйфель нашёл способ избежать этого, устроив внутри станции метеорологических и астрономических наблюдений и экспериментальные лаборатории для изучения физики материалов и ветров. Башня стала пунктом телекоммуникаций и опорой электромагистрали. В 1964 году её признали историческим памятником Франции, в 1991-м — объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эйфелева башня — любовь в поп-культуре
В 1897 году Луи Люмьер выпустил фильм — точнее, «движущуюся картину» — Panorama pendant l’ascension de la Tour Eiffel. С тех пор башня сотни раз появлялась в кино и графике и стала самым известным символом Парижа, Франции, романтики и чувственности во всём мире.
Её силуэт узнает любой грамотный человек из любой страны, и у такой суперпопулярности пирамидки с вогнутыми сторонами есть несколько социокультурных и даже политических причин.
- С начала существования Эйфелева башня притягивала туристов, в том числе иностранных.
Париж становился центром железнодорожного сообщения и комфортным городом высокой культуры, а самое высокое здание в мире как чудо инженерной мысли — воплощением идеи обо всём лучшем в индустриальном развитии.
- Париж ещё со времён Просвещения называли городом света.
И в прямом смысле, и в переносном: во времена Людовика XIV в столице появилось общественное освещение, что было беспрецедентно, и одновременно с этим город стал домом для философов, художников, писателей и свободных умов со всего (западного) мира. Соответственно, на прогрессивную архитектурную доминанту La Ville-Lumière — Эйфелеву башню — тоже распространилась эта репутация.
- В Америках, Японии, России, Германии была широко распространена франкофилия. В США — особенно.
История одержимости всем французским в Штатах долгая. На её развитие повлияла любовь к этой культуре одного из отцов-основателей свободной страны Томаса Джефферсона, поддержка Францией американской революции, стремление неаристократического американского истеблишмента и состоятельных людей быть утончённым, благородным классом.
- В 1920-х Париж стал магнитом для американских писателей и художников, а в Голливуде начали развивать идеалистический образ этого города.
Например, туда переехал Хемингуэй, который стал писать оды городу. Американский режиссёр Эрнст Любич снимал популярное кино о любовных историях в Париже — точнее, в красивой идее Парижа. Голливуд не отображал реальную жизнь реального города, а создавал сказку.
Кино создало городу прочный ореол романтики. Эйфелева башня в кадрах стала сопровождать важные сцены любви и героических актов.
- За XX век Париж и парижане успешно капитализировали и туризм, и идеализацию, и дух артистической свободы, и романтизацию города.
Эйфелева башня стала универсальным элементом в коммерческом дизайне графики и рекламы, моды и бытовых вещей.
Эйфелева башня в визуальных коммуникациях
Если нарисовать два слегка изогнутых отрезка, которые сходятся в одной точке, получится узнаваемая форма Эйфелевой башни. Эта простота плюс узнаваемость объекта и все символические значения «идеи Парижа» делают силуэт уникальным визуальным элементом: достаточно добавить в графику подробное или схематичное изображение башни, и вот уже известно место действия, настроение и посыл этой картинки.
Поскольку Эйфелева башня была самым заметным элементом Всемирной выставки 1889 года, её изображение использовали на приглашениях, билетах, афишах и рекламах этого события.
В визуальных коммуникациях для других крупных событий в Париже и рекламы туристической привлекательности Франции Эйфелева башня тоже стала «общим местом».
Ещё одна особенность Эйфелевой башни в том, что она сама — материал и масштабный носитель визуальных коммуникаций.
- С 1925-го по 1934-й она была буквально рекламным пилларом: на ней располагалась 30-метровая надпись Citroën из 250 тысяч лампочек.
- В 1985-м на башне установили постоянную систему декоративного освещения, и с начала 2000-х она служит уникальным масштабным каналом, чтобы доносить сообщения.
Например, в июле 2016 года башня светилась цветами французского флага в знак скорби по погибшим при террористической атаке в Ницце. В мае 2020-го Эйфелева башня «говорила» Merci всем, кто был занят борьбой с COVID-19.
Эйфелева башня в моде
Поскольку Париж — мировая столица моды, то Эйфелева башня — неотъемлемый элемент и в презентациях, и в дизайне одежды и аксессуаров.
Читайте также:
Ежегодно в Париже проходят по четыре недели моды, и ни одна не обходится без Эйфелевой башни: на площади у её основания проводят показы, в помещениях внутри — презентации коллекций.
Эйфелева башня в предметном дизайне
Среди промышленных дизайнеров Эйфелева башня тоже распространённый референс. Причём в двух аспектах: и как яркий декоративный элемент, который моментально создаёт дух чего-то французского, изысканного, изящного, и как замечательное конструкторское решение.
Разработки инженеров фирмы Густава Эйфеля стали основой для множества утилитарных проектов — от опор линий электропередач до мебели.
Читайте также:
Читайте также:
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!