Дизайн
#статьи

Визуальный код: Эйфелева башня

Как она стала главным символом романтики в дизайне, кино, арте и вообще мировой культуре.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

135 лет назад в Париже открыли Всемирную ярмарку. Множество людей увидели лично, в газетах и на открытках башню из железных конструкций, которая, кажется, так впечатлила человечество, что с тех пор её копии появились в Праге, Мехико, Харькове, Лас-Вегасе, Тяньдучэне и в двух американских Парижах.

Рассказываем, как появился знаменитый дизайн, почему Эйфелева башня стала символом Парижа и как этот визуальный код используют в графике, кино и арте.

Эйфелева башня: как она появилась и что значила для парижан

В 1851 году в западном мире возникла практика регулярно проводить Всемирные выставки. Тогда, в индустриальном XIX веке, во время них национальные компании демонстрировали достижения и открытия — например, домашнюю швейную машинку, телефон, вулканизированную резину, новейшие строительные технологии.

Париж принимал выставку 1889-го в честь столетия революции (из-за этого событие бойкотировали многие монархии), и страна была готова демонстрировать свой прогресс за этот век. Площадкой стали пространства, где уже проходила Всемирная выставка 1878-го — Марсово поле и территория от дворца Трокадеро до набережной Сены. Также решили использовать площадь подальше от Марсова и Трокадеро — у Дома инвалидов. Там устроили павильоны французских колоний.

Трокадеро и Марсово поле до начала строительства Эйфелевой башни
Изображение: Eiffel Tower / Google Arts and Culture

В 1886 году объявили конкурс на проект строения, которое должно было служить главным входом на выставку — «башню высотой 300 метров». Инженерная фирма Густава Эйфеля представила свою разработку 1884 года. Авторами дизайна были инженеры Морис Кохлин и Эмиль Нугье, а архитектор Стефан Совестр разработал декоративные элементы. Их проект победил около сотни конкурентов.

Панорама выставочных пространств, 1889 год
Изображение: Eiffel Tower / Google Arts and Culture

Возведение башни шло два года, два месяца и пять дней. Конструкцию из 7300 тонн железа открыли 31 марта 1889 года. За время выставки — с 6 мая по 6 ноября 1889 года — её посетили 2 000 000 человек. На тот момент это было самое высокое строение в мире.

Слева проект доделки башни от того же архитектора Стефана Совестра для Всемирной выставки 1900 года. Справа листовка об Эйфелевой башне с выставки 1889 года — такой она и досталась потомкам
Изображение: Eiffel Tower / Google Arts and Culture
Совестр украсил металлоконструкции «архитектурными излишествами»: каменными пьедесталами для опор, широкими арками, остеклением на площадках и плетёными орнаментами, которые напоминают узор каннаж. Инженерная структура и декоративная лёгкость вместе создают впечатление, будто башня вырывается из-под земли
Изображение: Carlota von Hafe Pérez / Behance

В 1887 году было опубликовано открытое письмо за подписями «писателей, художников, скульпторов, архитекторов, страстных любителей доселе нетронутой красоты Парижа» с яростной критикой «бесполезной и чудовищной» Эйфелевой башни. Густав Эйфель ответил: «В колоссальном есть своя притягательность, очарование, к которому едва ли применимы обычные теории искусства».

По периметру первого яруса были выгравированы имена 72 французских учёных и инженеров. В начале XX века их закрасили, а во время реставрации в 1980-х восстановили
Изображение: Eiffel Tower / Google Arts and Culture
Посетители поднимались на смотровые площадки и в заведения в лифтах и по лестницам — 130 лет назад увидеть город с высоты люди могли только так. Внутри Эйфелевой башни с самого начала были устроены рестораны, в том числе русский Muscovites
Изображение: Eiffel Tower / Google Arts and Culture

По изначальному плану башню должны были разобрать через 20 лет после возведения, но Эйфель нашёл способ избежать этого, устроив внутри станции метеорологических и астрономических наблюдений и экспериментальные лаборатории для изучения физики материалов и ветров. Башня стала пунктом телекоммуникаций и опорой электромагистрали. В 1964 году её признали историческим памятником Франции, в 1991-м — объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эйфелева башня — любовь в поп-культуре

В 1897 году Луи Люмьер выпустил фильм — точнее, «движущуюся картину» — Panorama pendant l’ascension de la Tour Eiffel. С тех пор башня сотни раз появлялась в кино и графике и стала самым известным символом Парижа, Франции, романтики и чувственности во всём мире.

Её силуэт узнает любой грамотный человек из любой страны, и у такой суперпопулярности пирамидки с вогнутыми сторонами есть несколько социокультурных и даже политических причин.

  • С начала существования Эйфелева башня притягивала туристов, в том числе иностранных.

Париж становился центром железнодорожного сообщения и комфортным городом высокой культуры, а самое высокое здание в мире как чудо инженерной мысли — воплощением идеи обо всём лучшем в индустриальном развитии.

  • Париж ещё со времён Просвещения называли городом света.

И в прямом смысле, и в переносном: во времена Людовика XIV в столице появилось общественное освещение, что было беспрецедентно, и одновременно с этим город стал домом для философов, художников, писателей и свободных умов со всего (западного) мира. Соответственно, на прогрессивную архитектурную доминанту La Ville-Lumière — Эйфелеву башню — тоже распространилась эта репутация.

Фантазийная иллюстрация о сказочной красоте города света
Изображение: Eiffel Tower / Google Arts and Culture
  • В Америках, Японии, России, Германии была широко распространена франкофилия. В США — особенно.

История одержимости всем французским в Штатах долгая. На её развитие повлияла любовь к этой культуре одного из отцов-основателей свободной страны Томаса Джефферсона, поддержка Францией американской революции, стремление неаристократического американского истеблишмента и состоятельных людей быть утончённым, благородным классом.

У Кельвина Кэнди в «Джанго освобождённом» изящный, «французский» образ жизни прикрывает его дикую сущность мучителя-рабовладельца. Идея благородства крови, элитизма и утончённости чувств по определению чужда и американскому Югу, и Северу: в фильме это изображено особенно карикатурно
Кадр: фильм «Джанго освобождённый» / A Band Apart / Columbia Pictures
В российской и советской культурах тоже есть давняя связь с Парижем, в том числе благодаря нескольким волнам эмиграции
Кадр: фильм «Окно в Париж» / Films du Bouloi / «Фонтан» / La Sept Cinema / «Троицкий мост»
  • В 1920-х Париж стал магнитом для американских писателей и художников, а в Голливуде начали развивать идеалистический образ этого города.

Например, туда переехал Хемингуэй, который стал писать оды городу. Американский режиссёр Эрнст Любич снимал популярное кино о любовных историях в Париже — точнее, в красивой идее Парижа. Голливуд не отображал реальную жизнь реального города, а создавал сказку.

Изображение: постеры к фильмам «Вид на убийство» / MGM/UA Entertainment Co. / «Забавная мордашка» / Paramount Pictures / «Фоли Бержер» / Twentieth Century Pictures

Кино создало городу прочный ореол романтики. Эйфелева башня в кадрах стала сопровождать важные сцены любви и героических актов.

Кадр: сериал «Эмили в Париже» / Netflix
В творчестве Марка Шагала было много Эйфелевой башни и любовников
Изображение: Национальный музей Марка Шагала в Ницце
  • За XX век Париж и парижане успешно капитализировали и туризм, и идеализацию, и дух артистической свободы, и романтизацию города.

Эйфелева башня стала универсальным элементом в коммерческом дизайне графики и рекламы, моды и бытовых вещей.

Эйфелева башня в визуальных коммуникациях

Если нарисовать два слегка изогнутых отрезка, которые сходятся в одной точке, получится узнаваемая форма Эйфелевой башни. Эта простота плюс узнаваемость объекта и все символические значения «идеи Парижа» делают силуэт уникальным визуальным элементом: достаточно добавить в графику подробное или схематичное изображение башни, и вот уже известно место действия, настроение и посыл этой картинки.

Слева реклама автозаправок Shell. Справа реклама ручек BIC
Изображение: Matte Studio / Behance / BIC / TBWA

Поскольку Эйфелева башня была самым заметным элементом Всемирной выставки 1889 года, её изображение использовали на приглашениях, билетах, афишах и рекламах этого события.

Слева плакат «Всемирная выставка — 1889» года для железнодорожной ветки Париж — Лион — Средиземноморье. Справа офорт для журнала «Женская мода XIX века», 1902 год
Изображение: Eiffel Tower / Google Arts and Culture / Florilegius / Universal Images Group / Getty Images

В визуальных коммуникациях для других крупных событий в Париже и рекламы туристической привлекательности Франции Эйфелева башня тоже стала «общим местом».

Слева постер Олимпиады 1924 года, справа — Олимпиады-2024
Изображение: Olympics / Paris 2024
Слева постер компании «Пан Американ» о полётах из США в Париж. Справа — подобный постер авиакомпании BEA
Изображение: Picture This Gallery / 1st Dibs

Ещё одна особенность Эйфелевой башни в том, что она сама — материал и масштабный носитель визуальных коммуникаций.

  • С 1925-го по 1934-й она была буквально рекламным пилларом: на ней располагалась 30-метровая надпись Citroën из 250 тысяч лампочек.
  • В 1985-м на башне установили постоянную систему декоративного освещения, и с начала 2000-х она служит уникальным масштабным каналом, чтобы доносить сообщения.

Например, в июле 2016 года башня светилась цветами французского флага в знак скорби по погибшим при террористической атаке в Ницце. В мае 2020-го Эйфелева башня «говорила» Merci всем, кто был занят борьбой с COVID-19.

Слева ежегодная розовая подсветка в ознаменование Pink October — месяца внимания к проблеме рака груди. Справа призыв отказаться от сверхпотребления углеродов
Фото: Sebastien Ms / Behance / Chesnot / Getty Images

Эйфелева башня в моде

Поскольку Париж — мировая столица моды, то Эйфелева башня — неотъемлемый элемент и в презентациях, и в дизайне одежды и аксессуаров.

Слева модель в ансамбле Dior «нью-лук» на фоне Эйфелевой башни. Справа платок Hermes с изображением башни и лазерной проекции
Фото: Robert Capa / International Centre of Photography / Magnum Photos / 1st Dibs
Сумочка-минудьер в виде Эйфелевой башни с сакурой в цвету. Юбка с заблюренным силуэтом Эйфелевой башни
Фото: Daniel Zuchnik / Edward Berthelot / Getty Images
Серьги-клипсы Yves Saint Laurent, 1980-е. Солнечные очки Jean Paul Gaultier с узором плетения на Эйфелевой башне, 1990-е
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Слева сумка Chanel с иллюстрацией-картой Парижа, 2006 год. Справа жакет Balenciaga и башенками из стразов, 2019 год
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

Ежегодно в Париже проходят по четыре недели моды, и ни одна не обходится без Эйфелевой башни: на площади у её основания проводят показы, в помещениях внутри — презентации коллекций.

Показы Chanel Haute Couture всегда масштабны: например, в 2017 году для шоу внутри дворца Grand Palais возвели копию опор и первого уровня Эйфелевой башни. Справа на фото показ Saint Laurent в сентябре 2021 года на площадке у реальной Эйфелевой башни
Фото: Peter White / Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images

Эйфелева башня в предметном дизайне

Среди промышленных дизайнеров Эйфелева башня тоже распространённый референс. Причём в двух аспектах: и как яркий декоративный элемент, который моментально создаёт дух чего-то французского, изысканного, изящного, и как замечательное конструкторское решение.

Разработки инженеров фирмы Густава Эйфеля стали основой для множества утилитарных проектов — от опор линий электропередач до мебели.

Чугунные андироны (подставки для дров около каминов) в стиле ар-нуво, около 1900 года
Фото: 1st Dibs
Слева подсвечники со звёздами Давида и Эйфелевыми башнями, середина XX века. Справа подарочный снежный шар Louis Vuitton с фигурками чемоданов, выложенных в виде башни
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Слева «эйфелева опора» для стула. Справа стулья Имзов на этих опорах из коллекции Herman Miller x HAY
Фото: Modernica / Herman Miller
Слева стулья с декором сидений, повторяющим плетёную конструкцию башни. Справа кресла Russel Woodard из стеклопластика модели «Эйфелева башня»
Фото: COEDITION / Moatti-Rivière agency / Chairish
Слева торшер с ироничной интерпретацией формы Эйфелевой башни. Справа люстра с сувенирными брелоками-башенками вместо традиционных хрустальных подвесок
Изображение: Studio Job / Qeeboo / 1st Dibs
Низкий журнальный стол из коллекции «Руины» с опорой, вид которой отсылает к конструкции Эйфелевой башни
Фото: Roberto Sironi

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована