Что такое колористика
И как её можно использовать в дизайне.
Фото: FOTOGRAFIA INC. / Getty Images
Что такое колористика?
Если коротко ― это наука о цвете. О его природе и свойствах, воздействии на человека, а также о том, как использовать цвет ― в дизайне, искусстве и других областях, связанных с визуальным оформлением.
Цвет ― один из ключевых элементов дизайна. Это то, что пользователь считывает в первые же секунды, глядя на объект. Колористика помогает грамотно применять этот инструмент.
Про науку понятно, перейдём к цветам: ведь бывают основные цвета и дополнительные?
Да, но при объяснении не обойтись без физики. Человеческий глаз под воздействием света может различить определённый спектр электромагнитных волн. Он состоит из семи основных (так называемых спектральных) цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового ― так наше зрение воспринимает эти волны. За пределами этого спектра остаются белый, чёрный и серый ― их называют ахроматическими.
В колористике цвета делят на первичные, или основные (красный, жёлтый, синий), вторичные ― те, что получаются при смешивании первичных (оранжевый, зелёный, фиолетовый), и третичные ― они получаются, если соединить цвета из первых двух групп.
Новые оттенки можно получить и при смешивании спектральных цветов с ахроматическими. Например, если добавить к красному белый, в результате будет розовый, а чистый зелёный в сочетании с чёрным даст тёмно-зелёный тон.
В этом как-то сложно разобраться!
Понимаем. На помощь придёт цветовой круг Иттена. В XX веке швейцарский художник и преподаватель Баухауса Иоханнес Иттен придумал схему, которая упрощает работу с цветом и помогает подобрать гармоничные сочетания.
Иттен создал круговую схему из 12 цветов. В центре цветового круга основа ― красный, жёлтый и синий. Сверху ― вторичные цвета, которые получаются при их смешении. Внешний круг схемы включает три первичных цвета, три вторичных и шесть третичных. Оттенки на схеме расположены так, что сразу видно, с помощью каких цветов их можно получить.
С помощью цветового круга Иттена можно подбирать интересные комбинации цветов. Подробнее о возможностях этой схемы читайте здесь.
Спасибо, стало понятнее. А что насчёт насыщенности, яркости ― по ним ведь тоже характеризуют цвет?
Это ключевые параметры цвета, и они связаны в первую очередь с физическими показателями ― уровнем света, длиной волн. Каждый цвет, оттенок обладает своими свойствами:
- Цветовой тон ― показатель, по которому мы определяем, к какой части спектра вообще относится цвет.
- Яркость, или светлота, ― степень отличия цвета от чёрного или белого. Когда мы меняем настройки яркости в графических программах, то выбираем значение как раз в диапазоне между этими двумя цветами. Именно этот показатель может превратить спектральный цвет в ахроматический.
- Насыщенность ― то, насколько интенсивен цвет относительно уровня яркости.
И этих знаний достаточно, чтобы работать с цветом?
Вопрос, конечно, с подвохом ― нет, этого недостаточно. Понятие цвета субъективно, и в этом главная проблема. Например, заказчик может указать в ТЗ, что ему нужно оформить сайт в аквамариновом цвете. Уже в процессе или финале работы может выясниться, что дизайнер воспринимает этот оттенок ближе к голубому, а клиент ожидает скорее зелёный.
Чтобы таких несостыковок не возникало, дизайнеры используют компьютерные цветовые модели. Это системы, в которых у разных оттенков и тонов свои точные параметры/координаты. Существует несколько моделей с разным устройством и областью применения. Среди самых популярных:
- RGB. В этом цветовом пространстве каждый цвет создаётся смешением красного (Red), зелёного (Green) и синего (Blue) с разной интенсивностью. То есть у каждого цвета будут свои цветовые пропорции. Например, фиолетовый в этой системе обозначается параметрами 90/0/157: первое число ― содержание красного цвета, второе ― зелёного, третье ― синего.
- CMYK ― эта система основана на смешении в разных пропорциях четырёх красок: бирюзовой (Cian), пурпурной (Magenta), жёлтой (Yellow) и чёрной (Key color, black).
- HSB ― цветовая модель, где каждый оттенок определяется по цветовому тону (Hue), уровню насыщенности (Saturation) и яркости (Brightness).
Существует и система стандартизации цветов Pantone Matching System (PMS), в которой каждому цвету присваивается специальный код. Палитры используют в текстильной промышленности, дизайне, полиграфии, и при их разработке учитываются разные способы печати и особенности красок.
Компьютерные цветовые модели помогают понять, какой оттенок необходим. Однако важно помнить об особенностях цветопередачи на разных устройствах и при печати: одни системы подходят для работы с полиграфией, а другие, например, для вёрстки сайтов и интерфейсов.
Более детально о цветовых пространствах и их применении мы рассказывали здесь.
Какие ещё инструменты помогают работать с цветом?
Основная сложность при использовании цвета ― подобрать нужные оттенки и гармоничные сочетания. Профессионалы годами изучают колористику и тренируют насмотренность, чтобы находить лучшие решения. Однако есть сервисы, которые могут помочь разобраться в цветовом многообразии новичкам и сэкономить время специалистам.
Например, генератор Coolors позволяет создать палитру, перебирая разные цветовые комбинации, или найти подходящий образец в публичной библиотеке. А если у вас уже есть референс в виде картинки, вы можете загрузить её на сервис colr.org и создать на её основе цветовую схему.
Подробнее узнать о сервисах для создания цветовых палитр можно здесь.
При выборе цветовых решений дизайнеры ещё учитывают психологию цвета, что это?
Это ещё один важный аспект колористики. Речь о том, что цвет может вызывать у человека определённые эмоции и образы. Например, красный ассоциируется с энергией, страстью, синий ― с водой и свежестью, розовый ― с нежностью. Эти ассоциации формируются под влиянием культуры (в разных сообществах один и тот же цвет может трактоваться по‑разному) и реальных объектов (например, жёлтый будто вызывает ощущение тепла, потому что он напоминает о солнце).
В дизайне психологию цвета можно использовать как способ коммуникации с пользователем ― или даже как средство манипуляции. Скажем, при оформлении интерьера дизайнеры учитывают, какие чувства должно вызывать помещение: успокаивать, настраивать на активную работу или даже провоцировать чувство голода.
У психологии цвета — ключевое значение в маркетинге: уникальное цветовое решение помогает в позиционировании бренда, выражает его ценности. И конечно, обеспечивает узнаваемость. Именно цветовой образ, записанный в памяти, позволяет быстро найти на полке магазина нужный продукт.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!