Дизайн
#статьи

Что такое цветовые модели и какими они бывают

Небо голубое, незабудковое или, может быть, бирюзово-синее? Наше восприятие субъективно. Объективны компьютерные цветовые модели.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Цветовые пространства помогают дизайнерам избегать цветовых разночтений. Например, в брендбуках для цифровых носителей и для печати часто указывают фирменные цвета по координатам — благодаря этому они везде будут одинаковыми.

Цветовых пространств много: в них заложены разные принципы работы с цветами и разные возможности для их отображения. Рассказываем о тех, с которыми чаще всего работают в Photoshop и других графических редакторах.

Lab — ветеран компьютерной графики

Одно из ранних пространств, которое лежит в основе системы управления цветом в Photoshop. Lab — это система координат из трёх осей:

  • L — яркость объекта;
  • а — ось, по которой отложены градации от красного к зелёному;
  • b — ось с градациями от жёлтого к синему.

За единицу в пространстве принимается минимальное цветовое различие, воспринимаемое человеческим глазом. Поэтому Lab имеет максимальный цветовой охват.

Диаграмма с представлением цветового пространства Lab
Так можно визуально представить модель Lab
Изображение: Public Domain

Давайте, например, возьмём бирюзовый цвет и взглянем на него на диаграмме. Значение L показывает светлоту. Значение а — то, что он ближе к зелёному, чем к красному. Значение b — что в нём больше синего, чем жёлтого:

Диаграмма с представлением цветового пространства Lab
Изображение: Skillbox Media

Именно с Lab удобно работать при цветокоррекции, ретуши и подготовке к печати. Её главное преимущество — корректировка яркости с помощью значения L без изменения цвета.

HSB — воплощение гуманизма

При описании цвета в быту большинство из нас оперирует тремя характеристиками: это сам цветовой оттенок, его насыщенность и яркость. На этих же сущностях построена система HSB. Она состоит из трёх координат:

  • Hue — цветовой тон;
  • Saturation — насыщенность;
  • Brightness — яркость.

Визуально цветовое пространство HSB можно представить в виде цилиндра. Насыщенность и яркость варьируются от 0 до 100%, а тон измеряется в градусах от 0 до 360.

Диаграмма с представлением цветового пространства HSB
Так выглядит наглядное представление цветового пространства HSB
Изображение: Wikimedia Commons

Это пространство понятно и в нём легко ориентироваться. Кроме того, оно используется по умолчанию для выбора цвета в Photoshop.

Значения синего цвета в пространстве HSB
На шкале предлагается выбрать цветовой оттенок, а в квадратном поле — нужную насыщенность и яркость
Изображение: Skillbox Media

RGB — то, что мы видим на экране

Это пространство для отображения цвета на экранах. В нём каждый цвет кодируется значениями базовых цветов: Red (красный), Green (зелёный) и Blue (голубой). Это три оси, которые имеют градацию значений от 0 до 255. Если все три значения сделать нулевыми, то получится чёрный цвет, а если 255 — белый.

Для наглядности посмотрим, как получить ярко-красный цвет в пространстве RGB. Для этого нужно высокое значение по шкале R и низкие значения по двум другим:

Значения красного цвета в пространстве RGB
В левом верхнем углу наш цвет с координатами (255; 0; 0)
Изображение: Skillbox Media

Наглядно пространство RGB можно представить как раскрашенный кубик:

Диаграмма с представлением цветового пространства RGB
В двух углах расположены чёрные и белые точки
Изображение: Wikimedia Commons

С RGB обычно работают графические дизайнеры. Это пространство по умолчанию используется при подготовке изображений для цифровых носителей, потому что принцип её работы аналогичен излучению монитора. Оттенки, которые мы видим на экране, состоят из трёх базовых цветов, максимальная яркость экрана — это белый цвет, а отсутствие яркости — чёрный.

Даже при создании макетов для печати работа на компьютере преимущественно ведётся в RGB, а лишь на этапе предпечатной подготовки переводится в другое пространство — CMYK.

CMYK — цвет из красок

Диапазон цветов на печати уже, чем на экранах. Поэтому при подготовке изображения к печати его переводят в CMYK, чтобы заранее отследить все возможные проблемы отображения.

Пространство CMYK построено на смешении четырёх типографских красок: Cyan (сине-зелёный), Magenta (пурпурный), Yellow (жёлтый) и Key («ключевой» цвет — чёрный). Значение каждого может меняться от 0 до 100%. Белый цвет в пространстве CMYK — это отсутствие краски.

Так выглядит любая напечатанная картинка при большом увеличении:

Сильно увеличенное изображение из печатного издания
Новые цвета получаются путём наложения трёх основных друг на друга в разных пропорциях
Изображение: Public Domain

Согласно идеальной модели, розовый, голубой и жёлтый на печати в сумме дают чёрный. Однако в CMYK есть отдельный чёрный цвет. Он нужен по трём причинам:

  • Идеальной краски не бывает. На практике смешение трёх цветов обычно даёт грязно-коричневый цвет.
  • Цветные краски дороже. Например, если нам нужен тёмно-красный цвет, можно составить его из красного, синего и зелёного, а можно — из красного и чёрного. Второй вариант обойдётся дешевле при печати.
  • У бумаги ограничена впитывающая способность. Чтобы получить максимально близкий к чёрному цвет, используя голубой, розовый и жёлтый, на лист нанесут 300% краски — газетная бумага от такого превратится в мокрую тряпку. А чистый чёрный цвет — это всего лишь 100% процентов краски.

Обычно изображения не редактируют в CMYK. В это пространство конвертируют готовый файл из RGB, Lab или HSB, чтобы проверить совпадение цветов и предельно допустимую сумму красок под нужный тип бумаги.

Несовершенство цветовых пространств

Пространства Lab, HSB, RGB и CMYK — основные, с которыми сталкиваются дизайнеры, иллюстраторы и фотографы. Они упрощают работу, но реальная цветопередача не так предсказуема.

На смартфонах разных поколений одни и те же цвета будут разными, как и на разных фидах бумаги. Эту проблему решают RGB и CMYK — они аппаратные и включают в себя цветовые профили, максимально точно описывающие цвет под конкретный монитор или способ печати.

Знать механику цветовых пространств важно всем дизайнерам, иллюстраторам и фотографам. Но особенно внимательная работа с цветами необходима в полиграфии, так как по изображению на мониторе нужно понять, что получится в итоге после печати.

Чтобы глубже разобраться в особенностях цветовых пространств, прочитайте наш подробный разбор каждого из них.


Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована