История одного дизайна. «Кодекс Серафини»
Сюрреалистическая энциклопедия несуществующего мира.
Изображение: издательство Rizzoli
В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
«Кодекс Серафини» — иллюстрированная энциклопедия выдуманного мира, написанная на несуществующем языке. Она была создана итальянским художником и дизайнером Луиджи Серафини в 1976–1978 годах.
Появление
В конце 1970-х годов никому ещё не известный итальянский художник и дизайнер создал «Кодекс Серафини» — произведение, которое впоследствии стало его главной работой и прославило в художественном мире.
В то время Серафини снимал небольшую комнату в центре Рима, перебивался случайными художественными заработками и жил впроголодь. Художнику повезло — первое же издательство, которому он послал готовую работу, заинтересовалось необычной книгой.
«Кодекс Серафини» вышел в свет ограниченным тиражом в 5000 экземпляров в 1981 году. Впоследствии книга неоднократно переиздавалась во всей Европе. Автор стремился сохранить ограниченность экземпляров и добивался того, чтобы издательства продолжали выпускать книгу ограниченными тиражами по 5000 экземпляров, но сдержать широкий выпуск ему не удалось.
Содержание
«Кодекс Серафини» — это 360-страничная рукопись с детальными цветными рисунками фантастических флоры, фауны, механизмов и вещей.
Книга состоит из двух больших глав и 11 разделов. Первая часть кодекса описывает мир растений и животных. Вторая посвящена аспектам человеческой жизни, включая одежду, историю, кухню и архитектуру.
Содержание книги имитирует научные статьи энциклопедии — текст на выдуманном языке формализован и упорядочен, на страницах есть графики и диаграммы.
Рисунки часто представляют собой ряд изображений, где описываемый предмет трансформируется. Иллюстрации невозможно постичь рационально: они лишены привычной логики, абсурдны и часто не имеют аналогов в реальном мире. Например, Серафини рисует последовательность изображений предмета в форме яйца, на одном из которых этот предмет «перебинтован», на другом — как бы «стекает» вниз, на третьем изображено, как под его поверхностью плавают рыбы, на четвёртом из дыры в «яйце» высовывается нечто, похожее на язык.
Автор изображает растение в форме стула, совокупляющуюся пару, преобразующуюся в крокодила, человеческие конечности, заканчивающиеся инструментами или колёсами, бессмысленные механизмы и абстрактные предметы.
Примерно половину книги занимает текст. Он подражает письменному начертанию похожего на европейский языка, делится на слова, в нём есть большие буквы и символы, похожие на знаки препинания.
Связи
Главным референсом «Кодекса Серафини» называют манускрипт Войнича, названный так по фамилии антиквара, который его приобрёл в 1912 году. Это рукопись XV века — она написана на неизвестном языке и украшена загадочными иллюстрациями. Попытки его расшифровать предпринимались с XVII века и длятся до сих пор. На сегодня манускрипт Войнича — самая известная криптологическая загадка без ответа. До сих пор непонятно даже: зашифрован ли текст книги либо написан на синтетическом или экзотическом языке.
Однако если манускрипт Войнича относится к реальному миру и иллюстрирует физические явления, то среди изданий, описывающих неизвестные миры, наиболее близка «Кодексу Серафини» книга итальянского графика Лео Лионни «Параллельная ботаника».
В своей энциклопедии автор описывает выдуманные растения, которые якобы остались не изученными официальной наукой, но существуют на самом деле. Каждому растению соответствует длинное псевдонаучное описание со ссылками на выдуманные легенды, несуществующих учёных и их работы.
В «Кодексе Серафини» также чувствуется влияние сюрреалистических живописи и письма. Художники-сюрреалисты не стремились описывать предметы реального мира, а извлекали образы из подсознания. Это же относится к их работе с текстами — они представляли собой бессознательный словесный поток.
Значение
«Кодекс Серафини» — сюрреалистическая пародия на предметы реального мира. Несмотря на всю серьёзность исследователей книги, которые до сих пор пытаются вскрыть шифр и понять, что стоит за фантазией автора, произведение представляет ценность как искусная и высокохудожественная имитация.
Слово SERAPHINIANUS — аббревиатура от «Strange and Extraordinary Representations of Animals and Plants and Hellish Incarnations of Normal Items from the Annals of Naturalist/Unnaturalist Luigi Serafini» («Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений нормальных вещей из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини»).
В нескольких изданиях упоминается история о том, что в 2009 году на конференции Общества библиофилов Оксфордского университета выступил Серафини. Он заявил экспертам, что в книге нет скрытого смысла, и рассказал, что создавал текст подобно сюрреалистическому «автоматическому письму».