Дизайн Кино
#статьи

Стоп-кадр: 5 великих картин в кино

Рассказываем, как режиссёры используют цитирование произведений живописи для раскадровок и образов героев в фильмах.

скриншоты из фильмов «Афера Томаса Крауна», «Пятый элемент» / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media

Насмотренность — обязательное качество хорошего дизайнера. И живопись занимает в ней особенное место — цветовые аллюзии, графические рифмы, композиционные приёмы и источники для вдохновения.

Ив Сен-Лоран процитировал работы голландского художника-абстракциониста Пита Мондриана в своей знаменитой коллекции 60-х годов и затем ещё не раз обращался к интерпретации классических произведений, перенося на ткани живопись ван Гога и Клода Моне. В 1972 году серия работ «Цветы» Энди Уорхола послужила вдохновением для его друга, знаменитого американского дизайнера Роя Холстона, а в восьмидесятые Вивьен Вествуд выпустила коллекцию «Ведьмы» с работами Кита Харинга. В наши дни сумки и футболки с принтами известных картин стали неотъемлемым атрибутом коллекций люксовых и массмаркет-брендов.

Платья «Мондриан» модельера Ива Сен-Лорана
Фото: Национальный архив Нидерландов
«Композиция в красном, жёлтом и синем»
Изображение: Пит Мондриан / Муниципальный музей Гааги
Футболка Hokusai Colors 43698
Фото: Uniqlo

В отличие от моды, кинематограф реже прибегает к прямому цитированию живописи в кино. История помнит несколько десятков подобных режиссёрских решений — рассказываем о пяти наиболее интересных из них.

В материале мы расскажем о цитировании:


«Меланхолия»

Режиссёр: Ларс фон Триер

Год: 2011

Жанр: драма

«Меланхолия» датского режиссёра и сценариста Ларса фон Триера разделена на две главы и пролог. В первой главе героиня Жюстин в исполнении Кирстен Данст не может справиться с сильным приступом меланхолии на собственной свадьбе, оплаченной мужем её сестры Клэр. Роскошное торжество заканчивается полным крахом, несмотря на попытки Клэр привести свою сестру в чувство.

Во второй части фильма мы увидим Жюстин в клинической депрессии, но это состояние позволит ей со спокойствием и даже с некоторым облегчением встретить конец света — столкновение Земли с планетой Меланхолия.

Кадр: фильм «Меланхолия»
«Офелия»
Изображение: Джон Эверетт Милле / Британская галерея Тейт

«Офелия»

Художник: Джон Эверетт Милле

Год: 1852

Жанр: модерн (движение прерафаэлитов)

В сюжет картины «Офелия» легла история возлюбленной принца Гамлета из пьесы Шекспира. Офелия потеряла рассудок после того, как Гамлет убил её отца. В результате то ли несчастного случая, то ли самоубийства, возлюбленная Гамлета утонула в реке во время сбора венков. Смерть Офелии изображена поэтично: на лице девушки нет ни капли паники, лишь отрешённость — она не сопротивлялась судьбе и медленно шла на дно, окружённая зеленью и цветами.

Сцена в фильме

Кадры, отсылающие к картине Милле, появляются в прологе фильма. Жюстин в белом подвенечном платье медленно движется по руслу реки. Её уверенный взгляд обращен на зрителя. Офелию и Жюстин ждёт схожая участь: страдающие от депрессии, они покорно и безмятежно примут свою гибель. Оригинал картины Милле позже появится в первой части фильма, когда Жюстин будет судорожно менять экспозицию книг в кабинете и заменит супрематизм Малевича на Офелию.

Кадры: фильм «Меланхолия»
Кадры: фильм «Меланхолия»

Интересный факт: визуально магнетический пролог «Меланхолии» цитирует не только «Офелию», но и «Охотников на снегу» Питера Брейгеля Старшего. В прологе Фон Триер подожжёт картину изнутри — это тизер к пожару, который произойдёт в финальной сцене фильма.

«Афера Томаса Крауна»

Режиссёр: Джон МакТирнан

Год: 1999

Жанр: романтический детектив

Главный герой — плейбой и миллионер Томас Краун в исполнении Пирса Броснана. Невыносимая легкость бытия подталкивает финансиста совершить преступление ради забавы: он мастерски организует похищение шедевра Моне из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Его хитроумный план пытается раскрыть страховой детектив Кэтрин Бэннинг (Рене Руссо), но со временем она понимает, что встретила в лице Крауна не только достойного соперника, но и любовь всей жизни.

Кадр: фильм «Афера Томаса Крауна»
«Сын человеческий»
Изображение: Рене Магритт / Музей современного искусства Сан-Франциско
Кадр: фильм «Афера Томаса Крауна»
Кадр: фильм «Афера Томаса Крауна»

«Сын человеческий»

Художник: Рене Магритт

Год: 1964

Жанр: сюрреализм

«Сын человеческий» считается знаковой работой сюрреалиста Рене Магритта. На полотне изображён загадочный мужчина в чёрном пальто и котелке, его лицо скрыто яблоком. Яблоко — символ греха. Но означает ли это, что у мужчины на уме греховные помыслы? Или, может, он занят повседневными мыслями, вместо того, чтобы развернуться и смотреть на водную гладь за его спиной?

Магритт однажды сказал о картине: «Всё, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим», поэтому по сей день остаётся только гадать об истинном значении картины.

Сцена в фильме

Картина «Сын человеческий» появляется в фильме несколько раз, в первый — дома у главного героя, когда он будет возвращаться после блестяще провёрнутого похищения шедевра Моне. А затем Краун уже сам примерит образ мужчины с полотна — на повторную аферу в Метрополитен-музее он наденет котелок и чёрное пальто. Благодаря этому облику Краун провернёт очередной трюк — нанятые им подставные лица будут одеты в точности как он, что позволит герою с лёгкостью скрыться с места преступления.

Томаса Крауна и «Сына человеческого» объединяет конфликт между двумя сторонами личности. На первый взгляд это добропорядочные мужчины, но стоит копнуть глубже, и мы узнаем, что Краун совсем не тот, за кого себя выдаёт: запретный плод крупного похищения для него настолько сладок, что он готов рискнуть своей успешной карьерой и добрым именем ради воплощения потаённых фантазий.

«Пятый элемент»

Режиссёр: Люк Бессон

Год: 1999

Жанр: фантастика

«Пятый элемент» считается главным шедевром французского режиссёра Люка Бессона. В фильме показан мир будущего, где такси перемещаются по воздуху, а полеты в космос стали таким же развлечением для богатых, как круизы через Атлантику. Но миру угрожает опасность, и только прекрасная инопланетянка Лилу (Милла Йовович) способна предотвратить гегемонию зла.

Кадр: фильм «Пятый элемент»
Фрида Кало, «Сломанная колонна»
Изображение: Музей Долорес Ольмедо

«Сломанная колонна»

Художник: Фрида Кало

Год: 1944

Жанр: символизм

«Сломанная колонна» — автопортрет мексиканской художницы Фриды Кало, написанный в 37 лет вскоре после перенесённой операции на позвоночнике. В 18 лет она попала в серьёзную автомобильную аварию и так и не смогла оправиться.

Сломанный позвоночник Кало олицетворяет рассыпающаяся ионическая колонна, помещённая на линию разлома в теле художницы. Вместо металлического корсета, который Фрида была вынуждена носить из-за больной спины, на холсте она надевает на себя белые тканевые бинты. На автопортрете Кало предстает полностью уязвимой, но в то же время демонстрирует свою внутреннюю силу, не сломленную даже слабым здоровьем.

Сцена в фильме

Работа Кало в «Пятом элементе» была процитирована костюмом Лилу, за который отвечал великий французский кутюрье Жан-Поль Готье. Творчество Фриды ему хорошо знакомо — в 1998 году Готье выпустил коллекцию, основанную на стилях мексиканской художницы. Костюм, отсылающий к «Сломанной колонне», был синтезирован из образа с картины и стиля рок-певца Мэрилина Мэнсона.

Платье из коллекции Жан-Поля Готье, вдохновлённой Фридой Кало
Фото: rocor / flickr.com

Для фильма дизайнер создал Лилу костюм, напоминающий белые тканевые бинты с картины «Сломанная колонна». Как и Фрида, Лилу физически сильно пострадала, её тело восстановили после операции. Несмотря на это, персонаж инопланетянки обладает огромной силой, выполняя миссию по спасению мира, оставаясь при этом чувственной и уязвимой.

«Форрест Гамп»

Режиссер: Роберт Земекис

Год: 1994

Жанр: драма

«Форрест Гамп» сразу с момента выхода снискал мировую любовь кинозрителей и критиков. История деревенского парня Форреста (Том Хэнкс), который, несмотря на физические ограничения и невысокий IQ, смог удивительным образом выстроить свою жизнь, — ода американской мечте и вместе с тем легкая сатира на идеалы ХХ века.

Кадр: фильм «Форрест Гамп»
«Мир Кристины», Эндрю Уайет
Изображение: Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Мир Кристины»

Художник: Эндрю Уайет

Год: 1948

Жанр: реализм

Прототипом для героини полотна «Мир Кристины» американского художника Эндрю Уайета послужила его соседка по летнему дому. Кристина Ольсон, предположительно, страдала от полиомиелита, но отказывалась использовать инвалидное кресло и передвигалась ползком.

По словам художника, он был поражён ее силой духа и стойкостью в ситуации, которую большинство людей посчитали бы безнадежной. Фигура Кристины изображена сидящей спиной к зрителю, её взор направлен на американский деревенский пейзаж и серые строения фермы.

Сцена в фильме

Дженни Каррен — школьную подругу Форреста, позже ставшую любовью всей его жизни, — отец в детстве подвергал избиению и насилию. В одной из сцен Форрест и Дженни возвращаются в её детский дом, на тот момент уже опустевший и заброшенный.

Детские травмы не отпускали Дженни всю жизнь, поэтому ей было важно хотя бы символически попытаться избавиться от призраков прошлого. В отчаянии она хватает камни с земли и швыряет их в дом, вспоминая издевательства отца. Обессилив, Дженни падает на землю и плачет, напоминая в этом моменте героиню картины Уайетта. За спиной Дженни серый деревенский дом, перекликающийся со строениями на полотне художника.

«Большой всплеск»

Режиссер: Лука Гуаданьино

Год: 2015

Жанр: криминальная драма

«Большой всплеск» итальянского режиссера Луки Гуаданьино, известного по киноленте «Назови меня своим именем», по сюжету отдалённо напоминает фильм «Бассейн» Жака Дере 1969 года.

Главная героиня — мировая рок-звезда Марианна (Тильда Суинтон) теряет голос и отправляется на отдых со своим бойфрендом Полом на итальянский остров Пантиллерия. Пара будет наслаждаться уединённой идиллией, проживая на вилле с бассейном, пока их спокойствие не разрушит неожиданный приезд Гарри — бывшего возлюбленного Марианны.

Кадр: фильм «Большой всплеск»
Дэвид Хокни, «Большой всплеск»
Изображение: Британская галерея Тейт

«Большой всплеск»

Художник: Дэвид Хокни

Год: 1967

Жанр: поп-арт

«Большой всплеск» — одна из самых знаменитых работ британского художника Дэвида Хокни. Картина была написана, когда Хокни жил в солнечной Калифорнии, где бассейн — элемент повседневной жизни, а не атрибут роскоши, как в родной художнику Великобритании. С тех времён бассейн и поверхность воды стали его «визитной карточкой».

На картине художник не показывает, кто именно прыгнул в воду, вызвав большой всплеск, — всё внимание приковывают брызги воды. По признанию Хокни, он и сам не знает, кто совершил прыжок, поскольку на написание картины его вдохновила просто фотография из книги по строительству бассейнов.

Сцена в фильме

Мы не увидим картины в фильме, но цитирование «Большого всплеска» в названии неслучайно. Как говорит Гуаданьино, «когда я думал об основных концепциях фильма — сожаление, утерянная любовь и ревность — эти качества напомнили мне о творчестве Хокни в 60-х годах. С самим всплеском появляется момент разрыва реальности — ты не знаешь, что случилось до и что случится после». Большой всплеск с картины — это и аллегория к появлению Гарри и его дочери в жизни Марианны. События, которые достигнут своей кульминации в бассейне, ненадолго нарушат штиль в жизни певицы.

Сцена же с самой картиной была вырезана из фильма. В исходном варианте сценария, как рассказывал режиссер, Дакота Джонсон, сыгравшая дочь Гарри, должна была сидеть напротив полотна Хокни в Британской галерее Тейт.


Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована