Стоп-кадр: 5 великих картин в кино
Рассказываем, как режиссёры используют цитирование произведений живописи для раскадровок и образов героев в фильмах.


скриншоты из фильмов «Афера Томаса Крауна», «Пятый элемент» / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media
Насмотренность — обязательное качество хорошего дизайнера. И живопись занимает в ней особенное место — цветовые аллюзии, графические рифмы, композиционные приёмы и источники для вдохновения.
Ив Сен-Лоран процитировал работы голландского художника-абстракциониста Пита Мондриана в своей знаменитой коллекции 60-х годов и затем ещё не раз обращался к интерпретации классических произведений, перенося на ткани живопись ван Гога и Клода Моне. В 1972 году серия работ «Цветы» Энди Уорхола послужила вдохновением для его друга, знаменитого американского дизайнера Роя Холстона, а в восьмидесятые Вивьен Вествуд выпустила коллекцию «Ведьмы» с работами Кита Харинга. В наши дни сумки и футболки с принтами известных картин стали неотъемлемым атрибутом коллекций люксовых и массмаркет-брендов.

Фото: Национальный архив Нидерландов

Изображение: Пит Мондриан / Муниципальный музей Гааги

Фото: Uniqlo
В отличие от моды, кинематограф реже прибегает к прямому цитированию живописи в кино. История помнит несколько десятков подобных режиссёрских решений — рассказываем о пяти наиболее интересных из них.
В материале мы расскажем о цитировании:
- Ларсом фон Триером «Офелии»;
- Джоном МакТирнаном «Сына человеческого»;
- Люком Бессоном «Сломанной колонны»;
- Робертом Земекисом «Мира Кристины»;
- Лукой Гуаданьино «Большого всплеска».
«Меланхолия»
Режиссёр: Ларс фон Триер
Год: 2011
Жанр: драма
«Меланхолия» датского режиссёра и сценариста Ларса фон Триера разделена на две главы и пролог. В первой главе героиня Жюстин в исполнении Кирстен Данст не может справиться с сильным приступом меланхолии на собственной свадьбе, оплаченной мужем её сестры Клэр. Роскошное торжество заканчивается полным крахом, несмотря на попытки Клэр привести свою сестру в чувство.
Во второй части фильма мы увидим Жюстин в клинической депрессии, но это состояние позволит ей со спокойствием и даже с некоторым облегчением встретить конец света — столкновение Земли с планетой Меланхолия.


Изображение: Джон Эверетт Милле / Британская галерея Тейт
«Офелия»
Художник: Джон Эверетт Милле
Год: 1852
Жанр: модерн (движение прерафаэлитов)
В сюжет картины «Офелия» легла история возлюбленной принца Гамлета из пьесы Шекспира. Офелия потеряла рассудок после того, как Гамлет убил её отца. В результате то ли несчастного случая, то ли самоубийства, возлюбленная Гамлета утонула в реке во время сбора венков. Смерть Офелии изображена поэтично: на лице девушки нет ни капли паники, лишь отрешённость — она не сопротивлялась судьбе и медленно шла на дно, окружённая зеленью и цветами.
Сцена в фильме
Кадры, отсылающие к картине Милле, появляются в прологе фильма. Жюстин в белом подвенечном платье медленно движется по руслу реки. Её уверенный взгляд обращен на зрителя. Офелию и Жюстин ждёт схожая участь: страдающие от депрессии, они покорно и безмятежно примут свою гибель. Оригинал картины Милле позже появится в первой части фильма, когда Жюстин будет судорожно менять экспозицию книг в кабинете и заменит супрематизм Малевича на Офелию.


Интересный факт: визуально магнетический пролог «Меланхолии» цитирует не только «Офелию», но и «Охотников на снегу» Питера Брейгеля Старшего. В прологе Фон Триер подожжёт картину изнутри — это тизер к пожару, который произойдёт в финальной сцене фильма.
«Афера Томаса Крауна»
Режиссёр: Джон МакТирнан
Год: 1999
Жанр: романтический детектив
Главный герой — плейбой и миллионер Томас Краун в исполнении Пирса Броснана. Невыносимая легкость бытия подталкивает финансиста совершить преступление ради забавы: он мастерски организует похищение шедевра Моне из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Его хитроумный план пытается раскрыть страховой детектив Кэтрин Бэннинг (Рене Руссо), но со временем она понимает, что встретила в лице Крауна не только достойного соперника, но и любовь всей жизни.


Изображение: Рене Магритт / Музей современного искусства Сан-Франциско


«Сын человеческий»
Художник: Рене Магритт
Год: 1964
Жанр: сюрреализм
«Сын человеческий» считается знаковой работой сюрреалиста Рене Магритта. На полотне изображён загадочный мужчина в чёрном пальто и котелке, его лицо скрыто яблоком. Яблоко — символ греха. Но означает ли это, что у мужчины на уме греховные помыслы? Или, может, он занят повседневными мыслями, вместо того, чтобы развернуться и смотреть на водную гладь за его спиной?
Магритт однажды сказал о картине: «Всё, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим», поэтому по сей день остаётся только гадать об истинном значении картины.
Сцена в фильме
Картина «Сын человеческий» появляется в фильме несколько раз, в первый — дома у главного героя, когда он будет возвращаться после блестяще провёрнутого похищения шедевра Моне. А затем Краун уже сам примерит образ мужчины с полотна — на повторную аферу в Метрополитен-музее он наденет котелок и чёрное пальто. Благодаря этому облику Краун провернёт очередной трюк — нанятые им подставные лица будут одеты в точности как он, что позволит герою с лёгкостью скрыться с места преступления.
Томаса Крауна и «Сына человеческого» объединяет конфликт между двумя сторонами личности. На первый взгляд это добропорядочные мужчины, но стоит копнуть глубже, и мы узнаем, что Краун совсем не тот, за кого себя выдаёт: запретный плод крупного похищения для него настолько сладок, что он готов рискнуть своей успешной карьерой и добрым именем ради воплощения потаённых фантазий.
«Пятый элемент»
Режиссёр: Люк Бессон
Год: 1999
Жанр: фантастика
«Пятый элемент» считается главным шедевром французского режиссёра Люка Бессона. В фильме показан мир будущего, где такси перемещаются по воздуху, а полеты в космос стали таким же развлечением для богатых, как круизы через Атлантику. Но миру угрожает опасность, и только прекрасная инопланетянка Лилу (Милла Йовович) способна предотвратить гегемонию зла.


Изображение: Музей Долорес Ольмедо
«Сломанная колонна»
Художник: Фрида Кало
Год: 1944
Жанр: символизм
«Сломанная колонна» — автопортрет мексиканской художницы Фриды Кало, написанный в 37 лет вскоре после перенесённой операции на позвоночнике. В 18 лет она попала в серьёзную автомобильную аварию и так и не смогла оправиться.
Сломанный позвоночник Кало олицетворяет рассыпающаяся ионическая колонна, помещённая на линию разлома в теле художницы. Вместо металлического корсета, который Фрида была вынуждена носить из-за больной спины, на холсте она надевает на себя белые тканевые бинты. На автопортрете Кало предстает полностью уязвимой, но в то же время демонстрирует свою внутреннюю силу, не сломленную даже слабым здоровьем.
Сцена в фильме
Работа Кало в «Пятом элементе» была процитирована костюмом Лилу, за который отвечал великий французский кутюрье Жан-Поль Готье. Творчество Фриды ему хорошо знакомо — в 1998 году Готье выпустил коллекцию, основанную на стилях мексиканской художницы. Костюм, отсылающий к «Сломанной колонне», был синтезирован из образа с картины и стиля рок-певца Мэрилина Мэнсона.

Фото: rocor / flickr.com
Для фильма дизайнер создал Лилу костюм, напоминающий белые тканевые бинты с картины «Сломанная колонна». Как и Фрида, Лилу физически сильно пострадала, её тело восстановили после операции. Несмотря на это, персонаж инопланетянки обладает огромной силой, выполняя миссию по спасению мира, оставаясь при этом чувственной и уязвимой.
«Форрест Гамп»
Режиссер: Роберт Земекис
Год: 1994
Жанр: драма
«Форрест Гамп» сразу с момента выхода снискал мировую любовь кинозрителей и критиков. История деревенского парня Форреста (Том Хэнкс), который, несмотря на физические ограничения и невысокий IQ, смог удивительным образом выстроить свою жизнь, — ода американской мечте и вместе с тем легкая сатира на идеалы ХХ века.


Изображение: Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Мир Кристины»
Художник: Эндрю Уайет
Год: 1948
Жанр: реализм
Прототипом для героини полотна «Мир Кристины» американского художника Эндрю Уайета послужила его соседка по летнему дому. Кристина Ольсон, предположительно, страдала от полиомиелита, но отказывалась использовать инвалидное кресло и передвигалась ползком.
По словам художника, он был поражён ее силой духа и стойкостью в ситуации, которую большинство людей посчитали бы безнадежной. Фигура Кристины изображена сидящей спиной к зрителю, её взор направлен на американский деревенский пейзаж и серые строения фермы.
Сцена в фильме
Дженни Каррен — школьную подругу Форреста, позже ставшую любовью всей его жизни, — отец в детстве подвергал избиению и насилию. В одной из сцен Форрест и Дженни возвращаются в её детский дом, на тот момент уже опустевший и заброшенный.
Детские травмы не отпускали Дженни всю жизнь, поэтому ей было важно хотя бы символически попытаться избавиться от призраков прошлого. В отчаянии она хватает камни с земли и швыряет их в дом, вспоминая издевательства отца. Обессилив, Дженни падает на землю и плачет, напоминая в этом моменте героиню картины Уайетта. За спиной Дженни серый деревенский дом, перекликающийся со строениями на полотне художника.
«Большой всплеск»
Режиссер: Лука Гуаданьино
Год: 2015
Жанр: криминальная драма
«Большой всплеск» итальянского режиссера Луки Гуаданьино, известного по киноленте «Назови меня своим именем», по сюжету отдалённо напоминает фильм «Бассейн» Жака Дере 1969 года.
Главная героиня — мировая рок-звезда Марианна (Тильда Суинтон) теряет голос и отправляется на отдых со своим бойфрендом Полом на итальянский остров Пантиллерия. Пара будет наслаждаться уединённой идиллией, проживая на вилле с бассейном, пока их спокойствие не разрушит неожиданный приезд Гарри — бывшего возлюбленного Марианны.


Изображение: Британская галерея Тейт
«Большой всплеск»
Художник: Дэвид Хокни
Год: 1967
Жанр: поп-арт
«Большой всплеск» — одна из самых знаменитых работ британского художника Дэвида Хокни. Картина была написана, когда Хокни жил в солнечной Калифорнии, где бассейн — элемент повседневной жизни, а не атрибут роскоши, как в родной художнику Великобритании. С тех времён бассейн и поверхность воды стали его «визитной карточкой».
На картине художник не показывает, кто именно прыгнул в воду, вызвав большой всплеск, — всё внимание приковывают брызги воды. По признанию Хокни, он и сам не знает, кто совершил прыжок, поскольку на написание картины его вдохновила просто фотография из книги по строительству бассейнов.
Сцена в фильме
Мы не увидим картины в фильме, но цитирование «Большого всплеска» в названии неслучайно. Как говорит Гуаданьино, «когда я думал об основных концепциях фильма — сожаление, утерянная любовь и ревность — эти качества напомнили мне о творчестве Хокни в 60-х годах. С самим всплеском появляется момент разрыва реальности — ты не знаешь, что случилось до и что случится после». Большой всплеск с картины — это и аллегория к появлению Гарри и его дочери в жизни Марианны. События, которые достигнут своей кульминации в бассейне, ненадолго нарушат штиль в жизни певицы.
Сцена же с самой картиной была вырезана из фильма. В исходном варианте сценария, как рассказывал режиссер, Дакота Джонсон, сыгравшая дочь Гарри, должна была сидеть напротив полотна Хокни в Британской галерее Тейт.