Дизайн
#Руководства

Как сделать понятную и красивую надпись: стилизация текста в дизайне

Стилизация текста похожа на добавление соли в кулинарии. Немного, аккуратно — получается вкусно. Переусердствуем — становится несъедобно.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Когда разрабатывается дизайн логотипа или креатив для рекламы, хочется сделать надпись красивой и уникальной — чтобы она выделялась на фоне других, привлекала внимание, радовала глаз. Но если переборщить — слова станет сложно читать, значит, текст станет хуже выполнять главную задачу — доносить информацию.

Поэтому важно знать основы стилизации в дизайне.

Что такое стилизация и зачем она нужна

Читатель быстро воспринимает текст, напечатанный классическим шрифтом, и легко улавливает его смысл. Однако глаз за такие надписи не цепляется.

В борьбе за внимание приходится искажать форму, чтобы создать художественный образ, — это и называется стилизацией. Её приёмы лежат в основе многих логотипов и рекламных креативов.

Стилизация — про поиск баланса между креативом и читабельностью.

Упрощённые буквы «Б» похожи на запятые, по которым легко догадаться, что речь о книжном магазине
Изображение: «Буквоед»

Стилизация надписей в логотипе позволяет с первого взгляда понять, что за бренд перед нами. Визуальный образ может соответствовать названию или указывать на сферу деятельности компании.

Здесь лого отражает медицинскую тематику
Изображение: Mahmud Arbain / Shutterstock

Изменение формы букв хорошо работает в рекламных баннерах для привлечения дополнительного внимания.

Вот так фирменному знаку Audi нашли применение в рекламном слогане
Изображение: Audi

Тренд на деформацию букв укрепился в диджитале с ростом популярности анимации. Чтобы печатные знаки в движении были нескучными, их собирают из кусочков, вертят в разных направлениях или меняют им форму.

Есть моменты, когда «A» почти неузнаваема, но картинка быстро меняется, и мы видим букву в её привычном облике
Изображение: Tim Rodenbroeker

Удачная стилизация в типографике — мощное оружие в борьбе за внимание аудитории. Но какой бы эстетичной ни была картинка, если в ней есть буквы, они должны быть понятными. Лишняя загадочность только вызовет раздражение у потребителя.

Новичку может показаться, что это довольно лёгкая задача, но хорошая стилизация — настоящее искусство. Если вы напечатаете слово в графическом редакторе и начнёте двигать векторные кривые в буквах, то быстро обнаружите, как осмысленная надпись превратилась в симпатичную «кракозябру».

Что делает буквы и слова узнаваемыми

Если не вдаваться в исключения из правил, всё самое важное у буквы расположено чуть выше её середины. Именно по этой области проще понять, что перед нами не просто картинка, а знак алфавита.

Читать текст без верхней половины трудно
Изображение: Skillbox Media
Прочитать текст без нижней половины легче. Это актуально и для кириллицы, и для латиницы
Изображение: Skillbox Media

В верхней части букв больше переломов формы, которые влияют на узнаваемость. Буквы «Г», «Т», «П» и многие другие в своей нижней половине напоминают одинаковые палки, а отличаются только верхушкой.

К тому же человеческий глаз ошибочно определяет середину чуть выше, чем она расположена на самом деле. Буквы в большинстве шрифтов построены с учётом этой особенности, и центральные элементы в них тяготеют к верхней половине.

Поэтому без особой необходимости её лучше не трогать.

Искажать нижние части букв любят даже во многих декоративных шрифтах, это универсальный приём:

Весело выглядит и легко читается
Изображение: Tugcu Design Co. / Creative Market

Второй популярный способ покреативить с типографикой — продлить концы букв в разных направлениях. С помощью этого создают визуальный образ при минимальной деформации самого буквенного знака. Такое решение можно увидеть в логотипе Subway:

Слово соединили со стрелками
Изображение: Subway

Наконец, важнее всего — общая форма буквы, а не детали внутри неё. При взгляде на «М» мы ожидаем увидеть два треугольника, на букву «Е» — подобие широкой вилки. Штрихи могут быть толще и тоньше, короче или длиннее, выше или ниже — мы всё равно узнаём букву, благодаря этому и существует огромное многообразие шрифтов. И если один штрих из «Е» вообще убрать, никто сильно не огорчится:

Этот приём стилизации «Е» используется очень часто. Но подобным образом и от других букв можно отсекать лишнее
Изображение: «Перекрёсток»

Части букв, которые не слишком важны для понимания формы, можно заменить на что-нибудь другое.

Здесь кусок «A» заменён на знак «&». Отчасти знак повторяет диагональную и горизонтальную линии, недостающие у буквы. Но мы узнаём её только благодаря завершающей линии — активной и жирной
Изображение: V&A

Но слова мы не читаем по отдельным буквам, а воспринимаем целиком как визуальную форму. Глаза при чтении делают скачкообразные движения, и точек фиксации взгляда гораздо меньше, чем букв. Иногда из фокуса внимания выпадают не то что буквы, а целые короткие слова. Их мы воспринимаем периферическим зрением и легко можем даже не заметить отсутствие, перестановку или искажение отдельных букв. А если и заметим, то без труда угадаем знакомое слово.

Это используется в дизайне — букву в слове можно изменить так, чтобы общее цветовое пятно не изменилось:

«М» — это зигзагообразное пятно, тяготеющее к квадрату. Если его уложить набок, ничего кардинально не поменяется
Изображение: Animal Planet

C каждым словом мы ассоциируем обобщённый, а не конкретный визуальный образ — именно эта способность позволяет нам без труда читать разные шрифты. Мы знаем, что в слове animal в начале будет что-то треугольное, потом много зигзагов, а затем — вертикальная палка с горизонталью внизу. Если общую форму не нарушать, с текстом можно креативить.

Основные способы стилизации

Для хорошей стилизации важно не только продумать визуальные образы, но и учесть особенности восприятия букв и слов. Рассмотрим самые популярные приёмы, которые можно использовать в логотипах, вывесках и рекламе.

Поворот и перемещение букв

Это простой способ оживить надпись без ущерба узнаваемости слова. Мы уже рассмотрели поворот одной буквы в логотипе Animal Planet. Но наклон надписей встречается очень часто, и иногда отдельные буквы вылезают за пределы строки. Например, la в этом логотипе свешивается вниз:

Здесь читатель без труда узнаёт название, потому что наклон не слишком сильный, а расстояние между двумя словами больше, чем межбуквенный интервал
Изображение: Lamoda

Поворот слова — ещё один приём, который можно взять на вооружение. Часто и в наружной рекламе, и в интернете поворачивают на 90 градусов слово целиком:

Допустим, вот так
Фото: Tricky_Shark / Shutterstock

Российскому жителю привычно и понятно, когда начало перевёрнутого слова внизу, потому что мы привыкли к такому написанию на торцах книг (в европейских книжках всё наоборот, начало вверху; впрочем, в дизайне используют оба направления).

Замена буквы

Узнаваемость каждой буквы особенно важна, если надпись короткая и незаезженная — например, аббревиатура. Если слово длинное или просто у всех на слуху, можно убрать из него букву, заменив на что-то более интересное:

Как в этой старой рекламе «Макдоналдса»: Joan — популярное имя, которое все узнают даже с нестандартной буквой «о»
Изображение: McDonald’s / дизайн агентства DDB Denmark

Слово-картинка

Иногда визуальный образ воплощают не в отдельных буквах, а в целом слове. Это реже встречается, потому что читабельность в таком случае обеспечить трудно. Приём подходит для изображения простых предметов, в которых не придётся сильно ломать форму букв:

Буквы без проблем вписались в прямоугольник
Изображение: Piotr Gorczyca / Behance

Если буквы нужно вписать в более сложные формы, для лучшей читаемости попробуйте добавить детализации и показать объём в пространстве. Было время, когда типографика с перспективными искажениями была моветоном и казалась устаревшей в рекламе и логотипах. Но уже несколько лет она держится в тренде:

Узнать большинство букв тут нетрудно
Изображение: Chupa Chups / Federico Cibils / Behance

Соединение букв

Ещё один популярный способ разнообразить типографику — это лигатуры, соединения между несколькими печатными знаками.

Слияние букв — универсальный приём: ни внешний вид букв, ни само слово кардинально не меняются
Изображение: The Metropolitan Museum of Art

Негативное пространство

Другой относительно безопасный вариант креатива — использование негативного пространства, когда фон становится буквой. Такой дизайн отличается от привычных надписей чёрным по белому, но не мешает восприятию смысла:

Здесь каждая буква на себя не похожа, а всё вместе вполне похоже на слово
Изображение: USA Network

С помощью пустот между буквами даже можно создавать простые картинки. Возможно, вы не замечали, что в логотипе FedEx последние две буквы образуют белую стрелку:

Здесь использован Futura Bold, и буква X создателями шрифта задумывалась более высокой. Но дизайнер логотипа слегка «расплющил» её, чтобы получилась стрелка
Изображение: FedEx

Негативное пространство можно интересно обыграть и в фирменном стиле, и в рекламе. Оно позволяет креативить с надписями без ущерба лаконичности.

P. S. Универсальных рецептов нет

Существует бесконечное множество букв в алфавите, шрифтов, начертаний и способов стилизации. Поэтому нет единых инструкций на все случаи жизни.

Типографика — одна из самых сложных областей дизайна. Мы рассмотрели хорошие примеры, но зачастую надписи на вывесках, упаковках и логотипах всё же трудно прочесть, даже если все буквы в наличии и на своих местах.

Несмотря на единые правила восприятия, в каждом отдельном случае на лёгкость чтения могут влиять разные факторы: специфика шрифта, длина и частота употребления слова, интервалы, цвет, размер букв. А читаемость названий — это главное, что важно сохранять, особенно в фирменном стиле.

Кстати, даже простые надписи в дизайне очень различаются. Прежде всего это обусловлено разницей гарнитур и начертаний.

Даже у классических шрифтов свой характер
Изображение: Skillbox Media

Бывают группы гарнитур с обычными засечками, с рублеными засечками, без засечек, а также декоративные шрифты, не подходящие ни под одно из описаний. В большинстве гарнитур есть разные варианты начертаний. Курсивные, жирные, жирные курсивные… Полужирные, полужирные курсивные… Тонкие, тонкие курсивные… В результате в нашем арсенале — бесконечное множество вариантов.

На восприятие текста также влияют пустоты между буквами. Их изменяют, варьируя интерлиньяж (расстояние между строчками), кернинг (расстояние между конкретной парой знаков) и трекинг (расстояние между всеми знаками). Высота букв, толщина линий и ритмический рисунок создают нужное настроение.

Для хорошей работы с надписями важны насмотренность и регулярная практика. Хотите углубиться в тонкости графического дизайна — записывайтесь на наш курс. Вы научитесь работать с типографикой, разрабатывать фирменные стили и создавать рекламу под руководством практикующих специалистов.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована