Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Как дизайнеру сформировать цену, чтобы не прогореть

Рассказываем, что нужно учесть дизайнеру при формировании цены за свою работу, на примерах из книги Дэвида Эйри «Логотип и фирменный стиль».

Ваш опыт

Одна из частых ошибок начинающих дизайнеров — ориентироваться на цены конкурентов или биржи фриланса. При встрече с реальным заказчиком они не могут обосновать стоимость своей работы, не могут объяснить, почему у них такая же цена, как у студии веб-дизайна через дорогу, или, наоборот, почему у них сильно дешевле.

Другой неверный подход — пытаться высчитать среднюю рыночную стоимость логотипа или сайта. Во-первых, это практически невозможно: диапазон значений настолько широк, что вы, скорее всего, получите число гораздо ниже вашей реальной стоимости. Во-вторых, сравнивать стоимость одной и той же услуги фрилансера и дизайн-студии неверно.

Пожалуй, самый правильный способ определить стоимость своей работы — ориентироваться на личный опыт. Только вы можете решить, насколько ценны навыки, знания и решения, которые вы предлагаете клиентам.

Если вам комфортно получать 10 тысяч рублей за разработку логотипа, это ваша цена. Но если чувствуете, что это слишком мало, что ваши опыт и уровень стоят дороже, — повышайте расценки. Делайте это постепенно, и вы увидите, что клиенты готовы платить за хорошее качество и умение объяснять решения.

Расскажу пример из личного опыта. Год назад я делал лендинги за 20 тысяч рублей и думал, что получаю невероятно большие деньги. Но однажды ко мне обратился клиент с более сложной задачей, которую я не мог решить в одиночку. Я подключил к работе дизайнера и программиста. Мы вложили в сайт опыт трех человек, и, естественно, цена не могла оставаться прежней.

Мы продали тот лендинг за 56 тысяч, и клиент даже не торговался. Потому что на каждый его вопрос мы давали развернутые ответы с объяснениями, и заказчик понимал, что отдает деньги не фрилансеру-однодневке, а опытной команде.

Главная цель в таком подходе — получить адекватное вознаграждение за свой опыт и образование, за свою репутацию и различные расходы: аренду офиса, оборудование, электричество и отопление, здравоохранение и расходы на жизнь.

Заказчики не всегда стремятся сэкономить. Иногда владельцы бизнеса закладывают большие деньги на дизайн и ожидают получить услуги высокого качества. В таком случае низкая цена может оттолкнуть потенциальных клиентов. Помните: когда цена установлена, договориться о ее повышении будет почти невозможно.

Особенности проекта

Определить, сколько стоит работа дизайнера без деталей и понимания задачи, невозможно. Некоторые дизайнеры советуют оценивать свою работу всегда одинаково, но представим, что вы одновременно работаете с двумя заказчиками. Один — владелец местного обувного магазина, который только запускается, а второй — крупная российская компания с 20-летним опытом работы. Первому клиенту нужны логотип и айдентика, второму — ребрендинг. Здесь начинаются особенности.

Чтобы разработать логотип для малого бизнеса или стартапа, не нужно изучать вехи развития компании. А чтобы провести ребрендинг крупной компании, придется погрузиться в ее историю, проанализировать рынок и конкурентов и найти идеи, которые сохранят узнаваемость бренда.

Уровень требований

Помимо опыта и особенностей проекта, учитывайте вашу загруженность. Если ваш рабочий календарь забит на несколько месяцев вперед, от заказчиков нет отбоя и к вам продолжают обращаться, — это шанс значительно поднять расценки.

При любом раскладе вы не окажетесь в минусе, ведь работа все равно есть. Но если новая цена устроит заказчика, вы сможете поработать сверх плана и значительно повысить доход.

У меня был такой случай в редакторской практике. Недавно я поднял расценки на текст о компании, поскольку за этой услугой стали обращаться слишком часто. Чтобы не утонуть в потоке рутины, я отсек часть клиентов ценой. Зато те, кто остался, приходили именно за моим качеством и редакторским опытом.

Таким образом, повышение цены не только позволяет зарабатывать больше, но еще избавляет от однообразных рутинных заказов помогает получить более интересные задачи и развиваться.

Ожидаемое время работы

Все дизайнеры сталкивались с клиентами, которые говорят: «Макет нужен вчера» или «Запуск проекта завтра». В таких ситуациях, прежде чем взяться за работу, следует подумать о доплате за срочность.

Конечно, требования клиента тоже могут возрасти, и, вероятно, вам придется сдвинуть сроки в других проектах. Чтобы покрыть эти риски и затраты времени, повысьте цену.

Я, например, стараюсь вообще не брать срочные проекты. Большинство клиентов, которые хотят быстро, думают, что это будет еще и дешево. При этом, если у них нет техзадания или хотя бы конкретной задачи, я не берусь за работу.

Работа без техзадания может закончиться печально или не закончиться вообще. Я знаю истории, когда макет лендинга делали полгода, просто потому что не определили цветовую палитру в самом начале. И клиент на каждой встрече просил дизайнера попробовать отрисовать сайт в других цветах.

Если заказчику необходимо, чтобы работа была выполнена за строго ограниченное время, следует подумать, не ввести ли доплату за срочность. Я рекомендую надбавку от 20 до 50% в зависимости от степени срочности.

Дополнительные услуги

Не упускайте возможности зарабатывать на дополнительных услугах. Иногда клиент заказывает сайт, но у него устаревший логотип — предложите ему сделать редизайн. Бывает, наоборот, клиент заказывает логотип, но в дополнение к новому знаку ему нужен новый сайт.

Даже если вы сами не в состоянии оказать подобную услугу, не отказывайте клиенту. Обратитесь за помощью к другим дизайнерам, программистам и верстальщикам, соберите команду и решите проблему клиента.

Именно такие ситуации помогут вам выйти на новый уровень обслуживания и поддержки, и, соответственно, повысить цены на дизайн сайта, логотипа или айдентики.

Обязательно оговорите с коллегами финансовые детали их работы и посредничества. Это может быть процент от общей стоимости проекта или фиксированное вознаграждение. Мои партнеры и я пришли к выводу, что 10–15% — это вполне по-честному.

Возможно, в будущем вы станете партнерами с этими дизайнерами или вместе откроете студию. В любом случае, это отличный способ привлечь крупных заказчиков и установить более выгодные цены.

Состояние рынка и экономики

Во время кризиса не спешите снижать цены, хотя, на первый взгляд, это кажется самым разумным вариантом. Большинство владельцев бизнеса предпочитают не тратиться на дизайн в период упадка. Но всегда найдутся разумные клиенты, которые увидят в этом возможность увеличить свою долю на рынке с помощью брендинга.

Если в не лучшие для экономики времена и ваш бизнес пойдет не очень, не считайте это поводом снизить цены. Лучше используйте возможность усовершенствовать вашу маркетинговую стратегию.

Например, обновите портфолио, составьте список компаний, с которыми давно хотели поработать, активизируйтесь в социальных сетях, проработайте систему лояльности. В таком случае при нестабильной ситуации на рынке вы окажетесь в более выгодной позиции и воспользуетесь создавшимся преимуществом.

Расходы, которые не видит клиент

На прошлой неделе у меня случилась ситуация, когда я не учел комиссию сервиса PayPal за перевод от зарубежного клиента и в итоге потерял 4 тысячи рублей. И хотя мы с клиентом заранее решили, что комиссию платит он, я не имел права требовать доплаты. Заказчик уже перевел сумму, на которую мы договорились, и то, что PayPal забрал часть суммы из-за моей недальновидности, — мои проблемы.

Поэтому, прежде чем озвучивать финальную стоимость работ, убедитесь, что вы учли следующие факторы.

Налоги и комиссии за перевод

Изучите налоговый режим, по которому работает ваше ИП или ООО. Чтобы не упустить нюансы, посоветуйтесь с экономистом или бухгалтером. Например, ИП на упрощенке, кроме налогов обязан платить страховые взносы, даже если у него нет дохода. Некоторые предприниматели не учитывают эту сумму и к концу года получают неприятный сюрприз в виде 30 тысяч рублей долга.

Закладывайте в стоимость комиссию за перевод средств. Если у вас и клиента разные банки, один из них может взимать комиссию — уточните ее размер. Платежные сервисы, например, «Яндекс.Деньги», PayPal и QIWI тоже берут комиссию за перевод и снятие наличных. Все эти нюансы стоит учесть при ценообразовании.

Курс валют

Если вы работаете с иностранными заказчиками, обращайте внимание на колебания курса обмена валют. Например, если перед перечислением средств внезапно произойдет падение курса, вы можете понести серьезные убытки.

Чтобы избежать подобных ситуаций, указывайте стоимость работ в валюте вашей страны на момент заключения сделки. Рядом обязательно напишите стоимость работ в валюте заказчика — это избавит его от самостоятельных расчетов. Об этом же пишет Дэвид Эйри.

…Я учитываю курс обмена валют, а поскольку живу и работаю в Великобритании, то в основу расчетов кладу британский фунт. Каждый раз я указываю в счете и валюту страны, откуда мой заказчик, и — рядом с ней — фунты. И поясняю, что мои расценки основаны на курсе фунта на момент заключения сделки.

Важно получить оплату в той валюте, которой вы оплачиваете расходы. В этом случае издержки будут покрыты вне зависимости от обменных курсов.

Печать в типографии

Эту часть расходов всегда обсуждают индивидуально. Некоторые заказчики оплачивают печать визиток, фирменных бланков и буклетов самостоятельно. Однако есть заказчики, которые не хотят общаться с типографией напрямую.

Тогда имеет смысл включить печать в стоимость работ. Вопрос лишь в том, сколько денег заложить, ведь конечный объем печатной продукции просчитать сложно.

Дизайнеры и дизайнерские бюро обычно берут какой-то процент от всех расходов на печать, организуя такого рода услуги для заказчика. Тем самым они возмещают себе время и силы, затраченные на переговоры с типографией. Стандартных расценок нет, но для начала хорошо, если это будут 15–25%.

Если у вас нет давних партнерских отношений с типографией, за печать, возможно, придется внести предоплату.

Ошибки — важная часть процесса ценообразования. Каждый дизайнер совершает их до тех пор, пока не усвоит урок. Если вы хотите сэкономить время, нервы и узнать, каких еще ошибок следует избегать, — приходите на курс «Веб дизайн с 0 до PRO».

Вы научитесь решать задачи бизнеса, общаться с клиентами и назначать достойную цену за свою работу. Кроме этого, вы пополните портфолио сильными кейсами на Behance или вашем сайте.

Курс «Веб-дизайн с 0 до PRO»
Годовой практический курс для тех, кто хочет освоить веб-дизайн с самого начала с индивидуальным наставником, сделать отличное портфолио и получить первые заказы или стажировку в студии.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Новогодняя распродажа курсов