Дизайн
#статьи

Как дизайнеру рассчитать стоимость часа своей работы

Рассказываем, как дизайнеру поднять цену на свои услуги, сформировать прайс и поставить реалистичные финансовые цели.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Сколько стоит ваша работа?

На этот вопрос не так легко ответить. Недостаточно просто знать, сколько лет вы в профессии, какими обладаете навыками и сколько часов потратили на проект. Важно «нащупать» нужную сумму, которая не будет казаться вам лично ни слишком высокой, ни чересчур маленькой. Прислушайтесь, что вы ощущаете в тот момент, когда объявляете свою ставку: ваши эмоции — это ключ к ответу на вопрос, какая цена вас устраивает.

Максим Десятых рассказывает о том, почему дизайнерам сложно рассчитать цену за час своей работы, что тормозит их в повышении ставки, — и делится формулой, которая учитывает карьерные и личные планы.

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens — комьюнити менторов для дизайнеров.

Принципы золотой середины: не завышать цену, но и не демпинговать

Определить верную сумму вашей оплаты важно не только для того, чтобы пополнить бюджет, но и чтобы не допустить ошибок в работе.

Ведь неверная цена может привести к проблемам:

  • Если занизить цену, то дизайнер потеряет мотивацию к задаче.

Он будет работать долго и вполсилы, бесконечно прокрастинировать. В итоге впустую потратит время, за которое он мог заработать больше на других проектах. Результат получится хуже, чем мог бы, клиент останется недоволен, а кейс не попадёт в портфолио.

  • Если завысить цену, то будет страшно не оправдать ожидания заказчика.

Работа превратится в ежеминутный стресс. Есть риск, что все запросы клиента не удастся реализовать, а с таким ценником он будет этого ожидать — в итоге можете потерять проект на полдороги.

Или заказчик вовсе испугается цены на этапе переговоров и откажется от услуг. В общем, здесь 50/50 — можно получить хороший кейс в портфолио ценой своих нервных клеток, а можно и остаться без работы совсем.

Только адекватная цена поможет вам не фрустрировать из-за задачи и не перенапрягаться, бросая на неё все силы — и только так получится добиться оптимального результата.

Почему дизайнерам сложно оценить свои услуги?

Некая базовая стартовая цена есть в голове у всех — от неё можно «плясать».

Но вывести идеальную стоимость проекта и чётко озвучить её клиенту мешают несколько факторов.

Психологическое восприятие: синдром самозванца и другие тревожные мысли

Дизайнеры — творческие личности, и они часто крайне требовательны к себе. Тревожиться можно не только за общий вид готового проекта, но и за ровность вёрстки и читабельность текста — при этом клиент может подобные мелочи даже не заметить.

Заниженная самооценка подкладывает дизайнеру свинью: пока его будут спрашивать, сколько он хочет зарабатывать, он будет получать только минимально комфортную сумму. Никто не даст вам больше денег, если вы внутренне готовы работать за три копейки.

Знакомы мысли «я недостаточно хорош», «моя работа не стоит таких денег», «клиент не останется доволен»? А как часто они совпадают с реальностью?

Если это не реальный фидбэк от прошлых заказчиков, а лишь негативные установки, то не пожалейте времени на сессии с психологом. Когда вы обретёте уверенность в себе, озвучивать достойную цену будет куда проще.

В дополнение к психотерапии можно заняться «дизайном ради дизайна» и отправлять свои работы на творческие конкурсы и биеннале — например, «Золотую пчелу». Даже попадание в лонг-лист подарит не только приятные эмоции, но и повысит оценку себя как профессионала
Изображение: Vera Markidan / Behance

Большой разброс цен на услуги цифрового дизайнера

На рынке дизайна сложно выделить среднюю зарплату.

У двух дизайнеров в Москве стоимость может различаться в десять раз, а если сравнивать свой гонорар с коллегой за рубежом, то разница может быть и в сто раз.

Максимальную ставку задают дизайнеры, у которых выше квалификация, качественнее и крупнее кейсы в портфолио — но это не обязательно самые топовые специалисты. Иногда «доплату» просят за своё присутствие в медиа. Так что, вложившись в раскрутку личного бренда, и вы сможете увеличить ценник в несколько раз, никак не меняя своих компетенций.

Расчёт стоимости проекта целиком, а не каждого часа своей работы

Сбить с толку может и сам формат оценки стоимости.

Клиенту всё равно, сколько стоит ваш час, — ему интересно, во сколько обойдётся финальный результат, и дизайнеры часто выставляют цену после брифинга, опираясь на сложность проекта и бюджет заказчика.

Стоимость своего часа становится вторичным фактором — она вычисляется уже с учётом готовой цены проекта, которая делится на число рабочих часов.

Но параметр времени — самый важный из трёх. Дизайнер может не осознавать, сколько часов на самом деле потратит на работу, и за счёт этого сильно себя недооценивать.

Например, для презентации заказчику могут понадобиться не стандартные «ширпотребные» мокапы. Дизайнеру придётся кропотливо изготавливать их самому, а это много неучтённых часов работы
Изображение: Juli Summers / Behance

Другая ловушка заключается в том, что обычная, привычная формула не учитывает неизбежные расходы времени, которые несёт дизайнер за пределами непосредственной работы по проекту.

Например, онбординг, общение с заказчиком и затянувшиеся согласования — всё это забирает рабочие часы, а денег при классическом расчёте не приносит. Легко предположить, что у вас будет много рабочего времени в ближайшем месяце, при этом в реальности часов, за которые заплатят, окажется всего ничего. Придётся брать новые заказы, чтобы подзаработать, и это скажется на всех проектах.

Всё это ведёт к тревожности, бессоннице и ухудшению отношений с заказчиком. В итоге можно перетрудиться и выгореть.

А есть ещё «некоммерческая работа» в виде коммуникаций, творческих проектов и пересборки портфолио — она забирает обычно 1/3 времени, около 50 рабочих часов в месяц.

Оформление и подача работ на фестивали, которые необходимы для роста в профессии и развития личного бренда, — например, G8 или «Среду» — тоже отнимает ресурсы.

Выходит, на фактическую работу у дизайнера остаётся 2/3 времени — остальное время он уделяет росту в профессии или как минимум поддержанию планки.

Надёжная формула для расчёта ставки дизайнеров (и не только)

Предлагаю формулу, которая основана не только на рабочих действиях, но и учитывает основные аспекты жизни:

Рассчитайте текущие расходы за месяц.

Представим, что вы житель Москвы, вам 30 лет, и ваши расходы составляют 150 000 рублей в месяц.

Добавьте сумму, которую хотите откладывать.

Мне нравится правило, что откладывать нужно столько процентов, сколько тебе лет сейчас. В нашем кейсе тридцатилетнему москвичу сбережения нужно пополнять на 65 000 рублей ежемесячно (30% от дохода).

Посчитайте, сколько вам нужно зарабатывать.

Определите свой желаемый доход в месяц — какая это сумма? Самый простой вариант — добавить к сумме фактических расходов целевую сумму накоплений.

Значит, при заданных выше параметрах получать нужно 215 000 рублей.

Определите фактическое время работы.

В месяц у вас есть примерно 150 рабочих часов, если отдыхать в праздники и выходные. При этом треть из них — 50 часов — вы, скорее всего, тратите на некоммерческие задачи. Выходит, что вы работаете 100 часов — и за них получаете деньги.

Посчитайте стоимость часа работы.

Теперь разделите желаемый заработок на фактические часы. Так вы получите ставку в час. Дальше делим 215 000 рублей на 100 часов работы. Стоит заложить сверху также 6–13% на оплату НДФЛ и НПД, прежде чем называть ставку заказчику.

Выходит, необходимая для вашей гармоничной жизни как дизайнера ставка — от 2290 рублей в час.

Организация портфолио и шоурилов — это не досуг, а тоже работа, благодаря которой к дизайнеру приходят новые клиенты.

Как повышать ставку и уйти в «бутиковый подход»: пошаговая стратегия

Ставка будет повышаться или снижаться в зависимости от спроса на услуги — каждый месяц, полгода или год. Чтобы расти, вам нужно научиться ловить тот момент, когда вы будете готовы к повышению цены и притоку проектов нового уровня.

Метод «заградительной цены»

Как только проектов становится слишком много, можно попробовать поднять цену и за счёт этого выровнять загрузку. Новые клиенты либо откажутся сами, и тогда вы продолжите работать с постоянными по прежней цене, либо согласятся — и ваша ставка в час вырастет. В любом случае вы ничего не теряете.

Качественный отбор и баланс проектов

Реальность такова, что не все проекты дизайнера должны быть интересными и престижными.

Проекты и заказчики обычно делятся на два типа. Есть «дойные коровы» — рутинные и наскучившие проекты, на которых можно зарабатывать стабильно. Другой тип, «стандартные» — более сложные коммерческие проекты, которые потенциально улучшат ваше портфолио и позволят натренировать навыки.

Баланс 50/50 позволит не терять в деньгах и постепенно развиваться как профессионал.

Инвестиция в профессиональный рост

Есть ещё третий тип проектов — «некоммерческие». К ним относится работа над хорошим портфолио, общение с менторами и коллегами, ведение личного блога в соцсетях, выступление на мероприятиях или работа за идею и по дружбе. Инвестиция времени в них повысит вашу ценность на рынке, известность в сообществе, даст возможность прокачать конкретные навыки и привлечёт новых заказчиков.

Так постепенно можно приблизиться к «бутиковому подходу» — брать в месяц пару дорогих и интересных проектов и выполнять их быстрее. Такой формат работы чаще всего у дизайнеров с высокой квалификацией, известностью и крутыми кейсами.

Если же портфолио и связи только предстоит нарабатывать, то есть смысл начать с малого: наладить баланс проектов, пересчитать свою ставку в час и выделять время на профессиональный рост и отдых.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована