Как дизайнеру определить целевую аудиторию
Дизайн должен работать, и важно знать не только «как», но и «для кого». Рассказываем о целевой аудитории, сегментировании и персонажах.


Кадр: фильм «1+1»
Что такое целевая аудитория для дизайнера
Целевая аудитория — это группа людей с похожими характеристиками, желаниями, потребностями и образом жизни, которые позволяют им примерно одинаково воспринимать визуальные образы и взаимодействовать с продуктом. Она называется целевой, потому что именно для этой группы создают конкретные товары и сервисы и на этих людей ориентируются, когда выстраивают маркетинг и подбирают язык визуальной коммуникации.
Чтобы рекламная кампания повышала узнаваемость бренда, сайт попадал в интересы пользователей, а упаковка заставляла покупателей вернуться за товаром, дизайнер должен понимать, для кого он создаёт все визуальные решения.
Читайте также:
Какой бывает целевая аудитория
Есть несколько основных видов целевых аудиторий. Понимать, к какой категории относится нужная, важно для правильного анализа групп людей и их общих признаков.
Например, есть виды ЦА по классу конечных потребителей:
- B2B, или business to business, бизнес для бизнеса, — компания продаёт свой товар или услуги другим компаниям.
- B2C, или business to customer, потребительский бизнес, — компания продаёт товар или услуги физическим лицам, отдельным людям.
- Более редкая и сложная категория — B2G, или business to government. Это означает, что компания продаёт товары или услуги государственным учреждениям и организациям.
Или по масштабу: широкая (например, продуктовые дизайнеры) и узкая (продуктовые дизайнеры, работающие в авиакомпании-дискаунтере).
А ещё — основная и второстепенная. К примеру, для рецептурного препарата для улучшения работы мозга основной целевой аудиторией будут врачи-неврологи, а второстепенной — биохакеры, не посещающие врачей, а изучающие тему самостоятельно.

Изображение: 1stAveMachine BA / Behance

Изображение: be+ +er / Behance
Как определить целевую аудиторию
Не бывает продуктов «для всех». Мысленно возьмите любой товар, например, эклеры с ягодами. Это массовый продукт, который может съесть каждый, но это не значит, что потенциальные потребители таких эклеров — абсолютно все. Скорее всего, «целиться» необходимо в людей с определённым образом жизни и уровнем дохода. Фитнес-модели и те, кто экономит, не попадают в целевую аудиторию продукта, а вот молодые офисные сотрудники — скорее да. Люди из далёкого города, куда нельзя доставить эти эклеры свежими, — тоже не целевая аудитория. Кто остался?
Так, вычитая нецелевые группы и уточняя шаг за шагом, кому именно предназначается товар, приходят к пониманию ЦА. И, следовательно, определяют, на каком визуальном языке разговаривать с этими людьми.

Изображение: Amaranto. / Behance
Чтобы лучше проанализировать целевую аудиторию, её сегментируют — разделяют потребителей на группы со схожими потребностями.
Одна из популярных методик сегментирования называется 5W. Это пять простых вопросов:
- What? (Что?) — что именно вы предлагаете своим потребителям?
- Who? (Кто?) — какие именно характеристики у потребителей? Пол, возраст, социальный статус?
- Why? (Почему?) — чем руководствуется потребитель, приобретая тот или иной товар? Какую его проблему решает товар или сервис?
- When? (Когда?) — в какое время совершается покупка? В какое время суток, сезон, праздники или будни?
- Where? (Где?) — где именно происходит покупка? В супермаркете, бутике или онлайн-магазине?
Такой анализ необходимо проводить до начала проектирования дизайна. Например, если выяснится, что сайтом с онлайн-уроками испанского должны пользоваться люди в возрасте, то обязательно нужно будет заложить соблюдение WCAG.
Кроме того, сегментировать аудиторию можно по географии, семейному положению, образованию — если эти признаки влияют на то, как люди потребляют товары, какие визуальные образы им нравятся и какой контент срабатывает как триггер.
Как правило, для такого детализированного изучения проводят исследования — серии интервью с теми, кто должен входить в целевую аудиторию. Кроме общения с реальными людьми, собирают информацию по социальным сетям, тематическим порталам, блогам.
В крупных компаниях на эту работу нанимают специальные агентства, а в небольших студиях маркетологи и дизайнеры могут заниматься исследованиями сами.
В любом случае тем, кто работает с визуальными решениями, стоит погружаться в данные, которые собирают на таких интервью: это помогает более близко познакомиться с аудиторией и получить важные инсайты.
Читайте также:

Изображение: Hugo Rocha / Unsplash
Далее, опираясь на сегментацию, переходят к составлению портрета персонажа.
Зачем составлять портрет персонажа
Персонаж — это воображаемый, но реалистичный, собирательный, но детальный образ клиента. Это один микросегмент, воплощённый в образе конкретного человека.
Персонаж нужен дизайнеру, чтобы проводить мысленные эксперименты в процессе работы и выбора приёмов.
Намного проще представить, как поведёт себя на сайте Владимир, отец двоих детей и коммерческий директор, который предпочитает покупать верхнюю одежду Stone Island, чем пытаться предсказать поведение абстрактного сегмента «мужчины 45 лет, Москва, высокий уровень дохода».

Изображение: Rick Bacardin / Behance
Как научиться
Дизайнеру недостаточно просто создавать эстетичные образы. Необходимо разбираться в смежных областях, чтобы грамотно и успешно решать задачи бизнеса.
Умение анализировать ЦА проекта, составлять портрет пользователя, проектировать пользовательский опыт перед тем, как садиться за макеты сайтов, — это навыки, которые вы получите на курсе «UX-дизайнер с нуля до PRO». Они приблизят вас к пониманию истинных задач проекта, а значит — ваш дизайн станет лучше работать.