Как дизайнеру определить целевую аудиторию
Дизайн должен работать, и важно знать не только «как», но и «для кого». Рассказываем о целевой аудитории, сегментировании и персонажах.
Кадр: фильм «1+1»
Что такое целевая аудитория для дизайнера
Целевая аудитория — это группа людей с похожими характеристиками, желаниями, потребностями и образом жизни, которые позволяют им примерно одинаково воспринимать визуальные образы и взаимодействовать с продуктом. Она называется целевой, потому что именно для этой группы создают конкретные товары и сервисы и на этих людей ориентируются, когда выстраивают маркетинг и подбирают язык визуальной коммуникации.
Чтобы рекламная кампания повышала узнаваемость бренда, сайт попадал в интересы пользователей, а упаковка заставляла покупателей вернуться за товаром, дизайнер должен понимать, для кого он создаёт все визуальные решения.
Читайте также:
Какой бывает целевая аудитория
Есть несколько основных видов целевых аудиторий. Понимать, к какой категории относится нужная, важно для правильного анализа групп людей и их общих признаков.
Например, есть виды ЦА по классу конечных потребителей:
- B2B, или business to business, бизнес для бизнеса, — компания продаёт свой товар или услуги другим компаниям.
- B2C, или business to customer, потребительский бизнес, — компания продаёт товар или услуги физическим лицам, отдельным людям.
- Более редкая и сложная категория — B2G, или business to government. Это означает, что компания продаёт товары или услуги государственным учреждениям и организациям.
Или по масштабу: широкая (например, продуктовые дизайнеры) и узкая (продуктовые дизайнеры, работающие в авиакомпании-дискаунтере).
А ещё — основная и второстепенная. К примеру, для рецептурного препарата для улучшения работы мозга основной целевой аудиторией будут врачи-неврологи, а второстепенной — биохакеры, не посещающие врачей, а изучающие тему самостоятельно.
Как определить целевую аудиторию
Не бывает продуктов «для всех». Мысленно возьмите любой товар, например, эклеры с ягодами. Это массовый продукт, который может съесть каждый, но это не значит, что потенциальные потребители таких эклеров — абсолютно все. Скорее всего, «целиться» необходимо в людей с определённым образом жизни и уровнем дохода. Фитнес-модели и те, кто экономит, не попадают в целевую аудиторию продукта, а вот молодые офисные сотрудники — скорее да. Люди из далёкого города, куда нельзя доставить эти эклеры свежими, — тоже не целевая аудитория. Кто остался?
Так, вычитая нецелевые группы и уточняя шаг за шагом, кому именно предназначается товар, приходят к пониманию ЦА. И, следовательно, определяют, на каком визуальном языке разговаривать с этими людьми.
Чтобы лучше проанализировать целевую аудиторию, её сегментируют — разделяют потребителей на группы со схожими потребностями.
Одна из популярных методик сегментирования называется 5W. Это пять простых вопросов:
- What? (Что?) — что именно вы предлагаете своим потребителям?
- Who? (Кто?) — какие именно характеристики у потребителей? Пол, возраст, социальный статус?
- Why? (Почему?) — чем руководствуется потребитель, приобретая тот или иной товар? Какую его проблему решает товар или сервис?
- When? (Когда?) — в какое время совершается покупка? В какое время суток, сезон, праздники или будни?
- Where? (Где?) — где именно происходит покупка? В супермаркете, бутике или онлайн-магазине?
Такой анализ необходимо проводить до начала проектирования дизайна. Например, если выяснится, что сайтом с онлайн-уроками испанского должны пользоваться люди в возрасте, то обязательно нужно будет заложить соблюдение WCAG.
Кроме того, сегментировать аудиторию можно по географии, семейному положению, образованию — если эти признаки влияют на то, как люди потребляют товары, какие визуальные образы им нравятся и какой контент срабатывает как триггер.
Как правило, для такого детализированного изучения проводят исследования — серии интервью с теми, кто должен входить в целевую аудиторию. Кроме общения с реальными людьми, собирают информацию по социальным сетям, тематическим порталам, блогам.
В крупных компаниях на эту работу нанимают специальные агентства, а в небольших студиях маркетологи и дизайнеры могут заниматься исследованиями сами.
В любом случае тем, кто работает с визуальными решениями, стоит погружаться в данные, которые собирают на таких интервью: это помогает более близко познакомиться с аудиторией и получить важные инсайты.
Читайте также:
Далее, опираясь на сегментацию, переходят к составлению портрета персонажа.
Зачем составлять портрет персонажа
Персонаж — это воображаемый, но реалистичный, собирательный, но детальный образ клиента. Это один микросегмент, воплощённый в образе конкретного человека.
Персонаж нужен дизайнеру, чтобы проводить мысленные эксперименты в процессе работы и выбора приёмов.
Намного проще представить, как поведёт себя на сайте Владимир, отец двоих детей и коммерческий директор, который предпочитает покупать верхнюю одежду Stone Island, чем пытаться предсказать поведение абстрактного сегмента «мужчины 45 лет, Москва, высокий уровень дохода».
Как научиться
Дизайнеру недостаточно просто создавать эстетичные образы. Необходимо разбираться в смежных областях, чтобы грамотно и успешно решать задачи бизнеса.
Умение анализировать ЦА проекта, составлять портрет пользователя, проектировать пользовательский опыт перед тем, как садиться за макеты сайтов, — это навыки, которые вы получите на курсе «UX-дизайнер с нуля до PRO». Они приблизят вас к пониманию истинных задач проекта, а значит — ваш дизайн станет лучше работать.