Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Визуальный код: женская сумка

Как развивался дизайн сумок и почему они стали модным культом.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Женская сумка — необходимость, стейтмент, фетиш, символ беззащитности и эмансипации. Мода на сумки и их дизайн развивались и менялись в тесной связи с социальными изменениями и историческими событиями.

Попробуем проследить, как это происходило.

Что было в архаические времена

Есть основания считать, что мужчины начали носить сумки раньше женщин — хотя в первобытном обществе, где женщины играли важнейшую роль в повседневной жизни племени, а гендерные роли, судя по всему, были распределены несколько иначе, чем в цивилизованное время, сумки едва ли делились на мужские и женские.

Диорама-реконструкция пещеры захоронений Палаван, около 5000 лет до нашей эры. У мужчины за спиной подобие сумки
Фото: Ayala Museum / Google Arts and Culture

Основные занятия женщин доисторической эпохи — собирательство, уход за детьми — диктовали необходимость в удобных сумках для переноски детей, снеди и орудий труда. Это были изделия из шкур, волокон, коры — функциональные, но не «женские» в современном смысле.

Позже в древних цивилизациях сумки всё ещё были скорее утилитарными, а не декоративными, и использовали их больше мужчины, поскольку они чаще передвигались, охотились, торговали. Женщины же в тех обществах традиционно вели более «домашний» образ жизни, и нужда в переноске вещей у них была меньше.

Фрагмент изображения орлиноголового бога-защитника с сумкой. Ассирия, около 865–860 года до нашей эры. Деревянная статуэтка из гробницы, Египет, Древнее царство, около 2289–2255 годов до нашей эры
Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Werner Forman / Universal Images Group / Getty Images

Например, в Средние века в христианском мире были распространены мешочки, которые мужчины привязывали к поясам. А вот женщины чаще хранили предметы в складках или карманах одежды, а не в отдельных сумках.

Сумка-короб из коры и кожаная шапка работника соляного прииска. Австрия, Гальштат
Фото: By DEA / E. Lessing / De Agostini / Getty Images
Слева мужчины за работой, 1390 год: на поясе у мужчины сумка. Справа фрагмент алтаря в Околично, примерно 1500 год: у мальчиков-святых в левой части на поясах сумки
Изображение: Public Domain / National Museum of Slovenia / Google Arts and Culture
«Кто судится за корову», Корнелис Сафтлевен, 1629 год. Птица в женском образе с корзинкой, боров в мужском образе с поясной сумкой
Изображение: Museum Boijmans Van Beuningen / Google Arts and Culture

Какими были первые женские сумки


Средневековая сумка Курто

Этот экземпляр из латуни с инкрустацией золотом и серебром XIII века из средневекового Ирака, предположительно из Мосула, считается одной из старейших сохранившихся именно женских сумок. Она декоративная и, вероятно, принадлежала женщине знатного происхождения.

Она называется сумкой Курто, потому что была подарена частным лицом Институту искусства Курто в 1966 году
Фото: Saiko / Wikimedia Commons

Ридикюли позднего Просвещения

К концу XVIII века произошёл модный сдвиг: исчезли широкие складки и карманы в платьях. Примерно в 1790-х у женщин (конечно, высшего сословия) появились ридикюли — маленькие сумки на шнурке. Их носили на запястье, и они часто были украшены вышивкой, бисером, шёлком. Это уже был подчёркнуто женственный аксессуар, в котором могли носить приватные вещи: носовой платок, перчатки, зеркальце, записку от поклонника.

Ридикюли. Слева — 1795–1805 годов, справа — 1809–1810
Фото: Rijksmuseum / Google Arts and Culture / Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture

Они же стали прообразом вечерних сумочек, которые обязательно носили в конце XIX и первой половине XX века в театр или оперу.

Сумочка для театра, 1890 год. Эскиз сумки для оперы, 1939 год
Изображение: Clara Barton National Historic Site / Google Arts and Culture / National Gallery of Art, Washington DC / Google Arts and Culture

Шатлен эпохи индустриализации

С развитием железных дорог, а значит, и культуры путешествий — а ещё постепенной эмансипацией женщин, у которых появилась возможность самостоятельно перемещаться, — появляются специальные дорожные сумки, портмоне, кошельки из кожи, ткани, металла. И даже специальные чемоданы для перевозки и хранения женского гардероба и шляп — например, это культовые багажные наборы Louis Vuitton, которые появились в 1858 году.

Чемодан Louis Vuitton, 1880-е
Изображение: 1stDibs

В XIX веке модными становятся шатлен — поясные цепочки, на которые женщины крепили кошельки, ключи, маленькие мешочки-сумки. Этот аксессуар был известен ещё со Средневековья, но особенно популярен стал в викторианскую эру развития путешествий и торговли.

Антикварная шкатулка для шатлена из золота с инициалами владелицы
Фото: 1st Dibs
Кошель для шатлена из серебра
Изображение: 1st Dibs

Так к концу XIX века скрытые карманы и мешочки эволюционировали в видимые, декоративные, полноценные аксессуары с утилитарной функцией и модным значением.

Иллюстрации «Парижская кукла: цветок асфальта» и «Освобождённая от оков», Ксавье Загер, 1912 год
Изображение: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture

Сумки для новой женщины

После Первой мировой войны в США и Европе случилась джазовая эпоха.

Поколение уставших от войны молодых людей искало вдохновение в новых культурных течениях, прелестях стремительного прогресса и в вернувшемся комфорте мирной городской жизни.

Музыка, новые танцы, автомобили, радио, радикально меняющаяся мода. Именно в этот период и в этих условиях формируется новый тип молодой женщины — чуть более свободной, чем её предшественницы. Этих молодых женщин, которые отвергали социальные нормы и вели независимый, свободный образ жизни, называли «флапперы».

Флапперы
Фото: Kirn Vintage Stock / Corbis / Getty Images

Флапперы отказывались связывать себя традиционными условностями, как старшее поколение, — например, материнством. Как следствие, они избегали женственности в одежде и предпочитали прямые силуэты с плоской грудью и скрытой талией. Носили короткие стрижки, курили сигареты с мундштуком, надевали смокинги, тюрбаны и драматично красили глаза.

Разумеется, для такого образа жизни нужны были соответствующие сумки. Так появились Vanity Bag и Vanity Dance Purse — миниатюрные сумки-коробочки для светских выходов и их специальная версия для танцев.

Во многом появление таких сумочек связано с тем, что женщины начали носить макияж публично — и им стали жизненно необходимы подобные портативные косметички с зеркалом, отделениями под губную помаду, пудру и гребешок
Фото: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture
Модные дома (Cartier, Van Cleef & Arpels) выпускают роскошные экземпляры сумочек из золота, шёлка, с эмалью, драгоценными камнями — символ роскоши и независимости
Фото: 1st Dibs

Сумки для танцев обычно были круглыми и украшены большими шёлковыми кистями — чтобы добавлять эффектности образу во время танца.

Женщины держали такую сумочку за длинный шнурок, в основное отделение обычно клали пудреницу и другие мелочи, а помада и сигареты могли помещаться в специальное отделение, скрытое внутри шёлковой кисти. Эта «инженерная» деталь отличала именно танцевальные сумки от повседневных Vanity Bags.

Vanity Bags для танцев
Изображение: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture / Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture

Vanity Bags стали прототипами клатча — маленькой жёсткой сумки-коробочки или конверта с небольшой ручкой или даже без неё. Клатч, с одной стороны, занимал руки и этим ограничивал жестикуляцию, с другой — становился ярким элементом самопрезентации.

Из небольшого «интимного» мешочка для носовых платков и прочих секретов сумка превратилась в визуальный акцент.

Клатч в азиатском стиле с росписью по дереву, 1930-е
Фото: 1st Dibs
Съёмка модной сумки для Vogue, март 1950 года
Фото: Аллан Арбус / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Сумки, когда происходит мировая история

На смену ревущим 1920-м пришли тревожные 1930-е, а потом началась Вторая мировая война, которая драматично перекроила все сферы жизни, в том числе и то, как люди одевались и какие сумки носили.

Одно из таких свидетельств — дамские сумки для противогаза, которые появились в Великобритании. Готовясь к газовым атакам, правительство обязало всю страну носить их с собой, и сумки для противогазов стали must have в буквальном смысле.

Противогаз поставлялся в прямоугольной картонной коробке со шнуром, чтобы носить её на плече, но женщины не хотели носить просто неприглядные коробки и переделывали их по-своему. Кроме того, в универмагах стали продавать готовые сумочки для женских вещей и противогаза.

Группа женщин в противогазах
Фото: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture
Сумка для противогаза, 1939 год
Фото: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture

Сумки для леди, диссидентки и директрисы

В 1950-х на смену утилитарной и экономной моде военного времени приходит женский образ, суть которого сконцентрирована в эстетике New Look Кристиана Диора: узкая талия, широкая юбка, изысканные, но сдержанные аксессуары.

Особенности сумок 1950-х — жёсткая форма, короткие ручки и классические материалы: кожа (гладкая и лаковая), замша, иногда пластик. И именно этот стиль стал «вечным», он стал консервативной основой моды: подобные модели сумок, особенно от классических брендов Hermes, Chanel, Gucci, до сих пор производят без особенных изменений в дизайне.

Слева сумка Gucci, справа сумка из крокодиловой кожи. Обе выпущены в 1950-х
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

На смену «бумерским» пятидесятым с их стремлением к комфорту и семейным ценностям приходят волнующие и экспериментальные 1960-е. Научный прогресс, политические протесты, расцвет новых течений в искусстве и начало сексуальной революции не могли не повлиять на моду.

Сумки 1960-х годов отражают дух десятилетия: оптимизм, вера в технобудущее, интерес к поп-культуре и новым технологиям. В дизайне это время радикального сдвига от строгости 1950-х к эксперименту, цвету и свободе.

В моде остаются жёсткие каркасные сумки, но появляются и новые — более компактные, с необычной геометрией: куб, шар, цилиндр. Производители используют самые новые материалы: винил, пластмассу, искусственную кожу, акрил, люцит (прозрачный акриловый пластик).

Слева сумка Pierre Cardin, справа сумка Hermes. 1960-е годы
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

В моде цветочные принты, оп-арт, психоделические узоры, яркие и кислотные цвета: оранжевый, жёлтый, розовый, мятный, лаймовый.

Слева направо: Emilio Pucci, Bonnie Cashin, Marcus Brothers. Всё 1960-х годов
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs / 1st Dibs

Сумки 1970-х годов, как и вообще западная мода этого периода, отражают дух стремления к свободе — социальной и чувственной. Культурная эклектика становится едва ли не главным трендом. Под влиянием хиппи, бохо и этнических течений в моду входят сумки расслабленных форм из нарочито грубых и простых материалов: кожи, замши, соломки, холста. Это часто ручная работа с украшениями бахромой, вышивкой, бисером и этноузорами.

Сумка-мешочек Gucci и сумка-круг из соломы с вышивкой. 1970-е годы
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

Особо популярны мешки на шнурке, сумки почтальона, а также хобо — мягкие, объёмные сумки с полукруглым силуэтом и длинным ремнём, которые носят на плече. «Хобо» с английского переводится как «бродяга»: их форма напоминает мешок и идеально подходит к расслабленному и богемному образу — а заодно работает и как символ неформальности и отказа от жёстких модных (и социальных) канонов.

Плюс в это десятилетие всё больше женщин начинают вести активный образ жизни, и на первый план выходят практичные модели, которые освобождают руки: кроссбоди, тоуты и рюкзаки.

Слева хобо, справа сумка-мессенджер или сумка почтальона
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

В то же время актуальными остаются более строгие формы кожаных или виниловых сумок: интерес к минимализму и футуризму, унаследованный от 1960-х, ещё никуда не ушёл.

Сумка из винила Courreges и сумка с гибкой проволокой Hermes
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

Мода 1980-х годов отразила тягу к чрезмерности, гламуру и эру power dressing. Это время дерзкой моды, визуального изобилия и образов карьеристок в массовой культуре.

Сумки становятся заметнее, логотипы — ярче, формы — крупнее, фурнитура — сверкает.

Слева сумка Versace, справа клатч из кожи змеи и телёнка
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Сумка Chanel, 1980-е
Фото: 1st Dibs

Также в 1980-х массово распространяются спортивные, повседневные и даже вечерние модели из нейлона и другой технологичной ткани: поясные сумки, рюкзаки, мешки с логотипами отражают ещё одно увлечение эпохи — фитнес-культурой и уличной модой.

Сатиновая Gucci Bamboo и нейлоновая Prada, 1980-е
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

Сумки, которые должны быть у каждой

В моде 1990-х годов происходит переход от чрезмерного гламура к более минималистскому и практичному стилю. Уже в начале десятилетия в тренде кожаные сумки нейтральных оттенков и жёстких форм — простые, практичные, часто с минимальным декором.

Сумка из канваса Celine и сумка без логотипа Hermes, начало 1990-х
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

А вот во второй половине 1990-х на первый план выходят маленькие сумки и baguette bags: это снова гламур, но новый, более сдержанный.

Поясная сумочка Chanel, напоминающая шателен, и сумка-багет Fendi, 1990-е
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

«Багеты» с крупными лого и мини-сумочки были прологом к модному буйству 2000-х, когда в дизайн вернулось сияющее золото, стразы и эпатаж.

Это время It Bags — культовых дизайнерских моделей, за которыми выстраиваются очереди и которые носят знаменитости.

Феномен It Bag возник ещё в конце 1990-х, но расцвёл именно в нулевых, когда дизайнерская сумка превратилась из просто аксессуара в объект желания, символ модного статуса и даже культурный маркер.

Термин It Bag появился в глянцевой модной прессе и обозначал некую сумку, которая внезапно становилась культовой: о ней писали журналы, она была на снимках папарацци и благодаря селебрити ассоциировалась с успехом и стилем. Это стало возможным из-за расцвета поп-культуры, сериалов вроде Sex and the City, влияния знаменитостей и бурного роста потребления. Сумки стали частью имиджа it-girls — Пэрис Хилтон, Линдси Лохан, Кэрри Брэдшоу, Виктории Бекхэм — и символизировали насыщенную лучшими вечеринками жизнь.

Пэрис Хилтон с It Bag и сумка-седло Dior, 2000-е
Фото: кадр из сериала «Простая жизнь» / 20th Century Fox Television / 1st Dibs

Буквально все дома моды быстро подхватили волну и стали продвигать именно сумки с помощью лимитированных коллекций, рекламных кампаний и медийных поводов.

Сумка Chanel с принтом, 2000-е
Фото: 1st Dibs
Vogue Russia, март 2008 года. На первом, самом дорогом рекламном развороте сумки Louis Vuitton
Фото: Skillbox Media

Сумки в кризисные времена

После мирового кризиса 2008 года мода немного охладела к демонстративной роскоши — на пике актуальности новый минимализм и «анти-it-bags» (например, эстетика Celine от Фиби Файло). Однако в 2020-е It Bag как культурный и эстетический феномен снова на сцене: переиздаются Fendi Baguette, Dior Saddle. У новых модных дизайнеров тоже появляются свои культовые модели — например, Telfar и Jacquemus Le Chiquito.

Сумки Jacquemus и Jil Sander
Изображение: Farfetch / Farfetch

Брендовые сумки снова символ идентичности — но уже в контексте социальных сетей (спасибо инфлюенсерам из TikTok и других платформ) и общей ностальгии по нулевым.

Мода на маленькие сумки с короткой ручкой начала возвращаться примерно с 2018 года на волне общего интереса к стилю конца 1990-х и начала 2000-х — эпохе, которую теперь называют Y2K. Именно тогда стали снова популярны маленькие сумки, которые носят под мышкой.

Стритстайл в Лондоне, февраль 2020 года
Фото: Edward Berthelot / Getty Images
Возвращение этой формы поддержали и архивные переиздания, и новые бренды, вдохновившиеся эстетикой Y2K. Например, By Far, Staud, Prada выпустили компактные модели, которые быстро стали вирусными в соцсетях
Фото: Farfetch / Farfetch

Так маленькая сумка с короткой ручкой стала снова актуальна: яркая или нет, минималистичная или с детским паттерном. Что характерно, большинство таких сумок выглядят непрактично — и это часть игры. Как показывает история, микросумки возвращаются в моду со стабильной регулярностью на протяжении века, словно выражая определённый уровень легкомыслия и даже эскапизма — в моде в частности и в обществе в целом.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована