Визуальный код: женская сумка
Как развивался дизайн сумок и почему они стали модным культом.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Женская сумка — необходимость, стейтмент, фетиш, символ беззащитности и эмансипации. Мода на сумки и их дизайн развивались и менялись в тесной связи с социальными изменениями и историческими событиями.
Попробуем проследить, как это происходило.
Что было в архаические времена
Есть основания считать, что мужчины начали носить сумки раньше женщин — хотя в первобытном обществе, где женщины играли важнейшую роль в повседневной жизни племени, а гендерные роли, судя по всему, были распределены несколько иначе, чем в цивилизованное время, сумки едва ли делились на мужские и женские.

Фото: Ayala Museum / Google Arts and Culture
Основные занятия женщин доисторической эпохи — собирательство, уход за детьми — диктовали необходимость в удобных сумках для переноски детей, снеди и орудий труда. Это были изделия из шкур, волокон, коры — функциональные, но не «женские» в современном смысле.
Позже в древних цивилизациях сумки всё ещё были скорее утилитарными, а не декоративными, и использовали их больше мужчины, поскольку они чаще передвигались, охотились, торговали. Женщины же в тех обществах традиционно вели более «домашний» образ жизни, и нужда в переноске вещей у них была меньше.

Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Werner Forman / Universal Images Group / Getty Images
Например, в Средние века в христианском мире были распространены мешочки, которые мужчины привязывали к поясам. А вот женщины чаще хранили предметы в складках или карманах одежды, а не в отдельных сумках.

Фото: By DEA / E. Lessing / De Agostini / Getty Images

Изображение: Public Domain / National Museum of Slovenia / Google Arts and Culture

Изображение: Museum Boijmans Van Beuningen / Google Arts and Culture
Какими были первые женские сумки
Средневековая сумка Курто
Этот экземпляр из латуни с инкрустацией золотом и серебром XIII века из средневекового Ирака, предположительно из Мосула, считается одной из старейших сохранившихся именно женских сумок. Она декоративная и, вероятно, принадлежала женщине знатного происхождения.

Фото: Saiko / Wikimedia Commons
Ридикюли позднего Просвещения
К концу XVIII века произошёл модный сдвиг: исчезли широкие складки и карманы в платьях. Примерно в 1790-х у женщин (конечно, высшего сословия) появились ридикюли — маленькие сумки на шнурке. Их носили на запястье, и они часто были украшены вышивкой, бисером, шёлком. Это уже был подчёркнуто женственный аксессуар, в котором могли носить приватные вещи: носовой платок, перчатки, зеркальце, записку от поклонника.

Фото: Rijksmuseum / Google Arts and Culture / Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture
Они же стали прообразом вечерних сумочек, которые обязательно носили в конце XIX и первой половине XX века в театр или оперу.

Изображение: Clara Barton National Historic Site / Google Arts and Culture / National Gallery of Art, Washington DC / Google Arts and Culture
Шатлен эпохи индустриализации
С развитием железных дорог, а значит, и культуры путешествий — а ещё постепенной эмансипацией женщин, у которых появилась возможность самостоятельно перемещаться, — появляются специальные дорожные сумки, портмоне, кошельки из кожи, ткани, металла. И даже специальные чемоданы для перевозки и хранения женского гардероба и шляп — например, это культовые багажные наборы Louis Vuitton, которые появились в 1858 году.

Изображение: 1stDibs

Читайте также:
В XIX веке модными становятся шатлен — поясные цепочки, на которые женщины крепили кошельки, ключи, маленькие мешочки-сумки. Этот аксессуар был известен ещё со Средневековья, но особенно популярен стал в викторианскую эру развития путешествий и торговли.

Фото: 1st Dibs

Изображение: 1st Dibs
Так к концу XIX века скрытые карманы и мешочки эволюционировали в видимые, декоративные, полноценные аксессуары с утилитарной функцией и модным значением.

Изображение: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture
Сумки для новой женщины
После Первой мировой войны в США и Европе случилась джазовая эпоха.
Поколение уставших от войны молодых людей искало вдохновение в новых культурных течениях, прелестях стремительного прогресса и в вернувшемся комфорте мирной городской жизни.
Музыка, новые танцы, автомобили, радио, радикально меняющаяся мода. Именно в этот период и в этих условиях формируется новый тип молодой женщины — чуть более свободной, чем её предшественницы. Этих молодых женщин, которые отвергали социальные нормы и вели независимый, свободный образ жизни, называли «флапперы».

Фото: Kirn Vintage Stock / Corbis / Getty Images
Флапперы отказывались связывать себя традиционными условностями, как старшее поколение, — например, материнством. Как следствие, они избегали женственности в одежде и предпочитали прямые силуэты с плоской грудью и скрытой талией. Носили короткие стрижки, курили сигареты с мундштуком, надевали смокинги, тюрбаны и драматично красили глаза.
Разумеется, для такого образа жизни нужны были соответствующие сумки. Так появились Vanity Bag и Vanity Dance Purse — миниатюрные сумки-коробочки для светских выходов и их специальная версия для танцев.

Фото: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture

Фото: 1st Dibs
Сумки для танцев обычно были круглыми и украшены большими шёлковыми кистями — чтобы добавлять эффектности образу во время танца.
Женщины держали такую сумочку за длинный шнурок, в основное отделение обычно клали пудреницу и другие мелочи, а помада и сигареты могли помещаться в специальное отделение, скрытое внутри шёлковой кисти. Эта «инженерная» деталь отличала именно танцевальные сумки от повседневных Vanity Bags.

Изображение: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture / Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture
Vanity Bags стали прототипами клатча — маленькой жёсткой сумки-коробочки или конверта с небольшой ручкой или даже без неё. Клатч, с одной стороны, занимал руки и этим ограничивал жестикуляцию, с другой — становился ярким элементом самопрезентации.
Из небольшого «интимного» мешочка для носовых платков и прочих секретов сумка превратилась в визуальный акцент.

Фото: 1st Dibs

Фото: Аллан Арбус / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
Сумки, когда происходит мировая история
На смену ревущим 1920-м пришли тревожные 1930-е, а потом началась Вторая мировая война, которая драматично перекроила все сферы жизни, в том числе и то, как люди одевались и какие сумки носили.
Одно из таких свидетельств — дамские сумки для противогаза, которые появились в Великобритании. Готовясь к газовым атакам, правительство обязало всю страну носить их с собой, и сумки для противогазов стали must have в буквальном смысле.
Противогаз поставлялся в прямоугольной картонной коробке со шнуром, чтобы носить её на плече, но женщины не хотели носить просто неприглядные коробки и переделывали их по-своему. Кроме того, в универмагах стали продавать готовые сумочки для женских вещей и противогаза.

Фото: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture

Фото: Simone Handbag Museum / Google Arts and Culture
Сумки для леди, диссидентки и директрисы
В 1950-х на смену утилитарной и экономной моде военного времени приходит женский образ, суть которого сконцентрирована в эстетике New Look Кристиана Диора: узкая талия, широкая юбка, изысканные, но сдержанные аксессуары.
Особенности сумок 1950-х — жёсткая форма, короткие ручки и классические материалы: кожа (гладкая и лаковая), замша, иногда пластик. И именно этот стиль стал «вечным», он стал консервативной основой моды: подобные модели сумок, особенно от классических брендов Hermes, Chanel, Gucci, до сих пор производят без особенных изменений в дизайне.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
На смену «бумерским» пятидесятым с их стремлением к комфорту и семейным ценностям приходят волнующие и экспериментальные 1960-е. Научный прогресс, политические протесты, расцвет новых течений в искусстве и начало сексуальной революции не могли не повлиять на моду.
Сумки 1960-х годов отражают дух десятилетия: оптимизм, вера в технобудущее, интерес к поп-культуре и новым технологиям. В дизайне это время радикального сдвига от строгости 1950-х к эксперименту, цвету и свободе.
В моде остаются жёсткие каркасные сумки, но появляются и новые — более компактные, с необычной геометрией: куб, шар, цилиндр. Производители используют самые новые материалы: винил, пластмассу, искусственную кожу, акрил, люцит (прозрачный акриловый пластик).

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
В моде цветочные принты, оп-арт, психоделические узоры, яркие и кислотные цвета: оранжевый, жёлтый, розовый, мятный, лаймовый.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs / 1st Dibs

Читайте также:
Сумки 1970-х годов, как и вообще западная мода этого периода, отражают дух стремления к свободе — социальной и чувственной. Культурная эклектика становится едва ли не главным трендом. Под влиянием хиппи, бохо и этнических течений в моду входят сумки расслабленных форм из нарочито грубых и простых материалов: кожи, замши, соломки, холста. Это часто ручная работа с украшениями бахромой, вышивкой, бисером и этноузорами.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Особо популярны мешки на шнурке, сумки почтальона, а также хобо — мягкие, объёмные сумки с полукруглым силуэтом и длинным ремнём, которые носят на плече. «Хобо» с английского переводится как «бродяга»: их форма напоминает мешок и идеально подходит к расслабленному и богемному образу — а заодно работает и как символ неформальности и отказа от жёстких модных (и социальных) канонов.

Читайте также:
Плюс в это десятилетие всё больше женщин начинают вести активный образ жизни, и на первый план выходят практичные модели, которые освобождают руки: кроссбоди, тоуты и рюкзаки.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
В то же время актуальными остаются более строгие формы кожаных или виниловых сумок: интерес к минимализму и футуризму, унаследованный от 1960-х, ещё никуда не ушёл.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Мода 1980-х годов отразила тягу к чрезмерности, гламуру и эру power dressing. Это время дерзкой моды, визуального изобилия и образов карьеристок в массовой культуре.
Сумки становятся заметнее, логотипы — ярче, формы — крупнее, фурнитура — сверкает.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

Фото: 1st Dibs

Читайте также:
Также в 1980-х массово распространяются спортивные, повседневные и даже вечерние модели из нейлона и другой технологичной ткани: поясные сумки, рюкзаки, мешки с логотипами отражают ещё одно увлечение эпохи — фитнес-культурой и уличной модой.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Сумки, которые должны быть у каждой
В моде 1990-х годов происходит переход от чрезмерного гламура к более минималистскому и практичному стилю. Уже в начале десятилетия в тренде кожаные сумки нейтральных оттенков и жёстких форм — простые, практичные, часто с минимальным декором.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
А вот во второй половине 1990-х на первый план выходят маленькие сумки и baguette bags: это снова гламур, но новый, более сдержанный.

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
«Багеты» с крупными лого и мини-сумочки были прологом к модному буйству 2000-х, когда в дизайн вернулось сияющее золото, стразы и эпатаж.
Это время It Bags — культовых дизайнерских моделей, за которыми выстраиваются очереди и которые носят знаменитости.
Феномен It Bag возник ещё в конце 1990-х, но расцвёл именно в нулевых, когда дизайнерская сумка превратилась из просто аксессуара в объект желания, символ модного статуса и даже культурный маркер.
Термин It Bag появился в глянцевой модной прессе и обозначал некую сумку, которая внезапно становилась культовой: о ней писали журналы, она была на снимках папарацци и благодаря селебрити ассоциировалась с успехом и стилем. Это стало возможным из-за расцвета поп-культуры, сериалов вроде Sex and the City, влияния знаменитостей и бурного роста потребления. Сумки стали частью имиджа it-girls — Пэрис Хилтон, Линдси Лохан, Кэрри Брэдшоу, Виктории Бекхэм — и символизировали насыщенную лучшими вечеринками жизнь.

Фото: кадр из сериала «Простая жизнь» / 20th Century Fox Television / 1st Dibs
Буквально все дома моды быстро подхватили волну и стали продвигать именно сумки с помощью лимитированных коллекций, рекламных кампаний и медийных поводов.

Фото: 1st Dibs

Фото: Skillbox Media

Читайте также:
Сумки в кризисные времена
После мирового кризиса 2008 года мода немного охладела к демонстративной роскоши — на пике актуальности новый минимализм и «анти-it-bags» (например, эстетика Celine от Фиби Файло). Однако в 2020-е It Bag как культурный и эстетический феномен снова на сцене: переиздаются Fendi Baguette, Dior Saddle. У новых модных дизайнеров тоже появляются свои культовые модели — например, Telfar и Jacquemus Le Chiquito.

Изображение: Farfetch / Farfetch
Брендовые сумки снова символ идентичности — но уже в контексте социальных сетей (спасибо инфлюенсерам из TikTok и других платформ) и общей ностальгии по нулевым.
Мода на маленькие сумки с короткой ручкой начала возвращаться примерно с 2018 года на волне общего интереса к стилю конца 1990-х и начала 2000-х — эпохе, которую теперь называют Y2K. Именно тогда стали снова популярны маленькие сумки, которые носят под мышкой.

Фото: Edward Berthelot / Getty Images

Читайте также:

Фото: Farfetch / Farfetch
Так маленькая сумка с короткой ручкой стала снова актуальна: яркая или нет, минималистичная или с детским паттерном. Что характерно, большинство таких сумок выглядят непрактично — и это часть игры. Как показывает история, микросумки возвращаются в моду со стабильной регулярностью на протяжении века, словно выражая определённый уровень легкомыслия и даже эскапизма — в моде в частности и в обществе в целом.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!