Дизайн
#статьи

Вовлечение пользователей: 5 инструментов UX/UI-дизайнера

Как создают интерфейсы, в которые люди возвращаются по любви.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В UX/UI-дизайне есть два столпа: интерфейс должен быть понятным и хорошо читаемым. Но продуманное расположение инфоблоков, качественные шрифты и учёт контекста, в котором приложение или сайт будут работать, — не всё, что от него требуется.

Дизайн интерфейса должен побуждать пользователей вновь и вновь возвращаться к продукту, рекомендовать его другим и чувствовать к нему симпатию.

Мы попросили экспертов в digital-дизайне из «СберМаркетинга» объяснить, что именно помогает этого добиться.

Денис Шокин

Руководитель отдела реализации цифровых проектов

Елена Ковалёва

Ведущий UX/UI-дизайнер

Геймификация и игровые интерактивы

Почему это важно: чтобы в приложение заходили и задерживались в нём, взаимодействие с интерфейсом должно давать нечто большее, чем выполнение функции.

Геймификация — это то, что в цифровой среде приносит мозгу дофамин. Она помогает вовлекать и удерживать пользователей, «подсаживает» их на продукт, даёт запоминающийся опыт использования. В редких случаях даже помогает сгладить небольшие проблемы во взаимодействии с интерфейсом.

Как это делают: во флоу внедряют интерактивы и квизы с небольшими наградами (например, промокодом на скидку) или объёмные игровые механики, в которых пользователя ожидает значимый приз — социальное признание или крупный выигрыш.

При этом важно, что интерактивы и геймификация должны быть для пользователей добровольными, приносить реальные награды и чувство удовлетворённости, иначе ощущение навязчивости и отсутствие поощрений может вызвать неприятные эмоции.

Игра «Разбуди соню» на сайте digital-агентства
Изображение: Isadora Digital Agency
HR-кампания с игровым элементом — AI-симулятором, чтобы найти таланты в студенческой среде и привлечь их внимание к программе оплачиваемых стажировок Sberseasons. Студенты самостоятельно в три шага могли обучить сверхмилую или сверхразумную нейросеть. Обучение давало доступ к секретному промокоду: тот, кто указывал его в анкете, пропускал первичный отбор и мог сразу приступить к тестированию
Изображение: Sberseasons

Эмоциональность

Почему это важно: приложения и сервисы существуют в среде, где очень высокая конкуренция за внимание пользователей. Позитивные эмоции от взаимодействия с платформой — то, что помогает людям запоминать продукт, вовлекает их в коммуникацию и стимулирует возвращаться. Также маскоты работают на узнаваемость бренда и отлично существуют в другой среде: например, их легко выводить из цифрового пространства в реальное, если создавать мерч с этими образами.

И, следовательно, это положительно влияет на бизнес-метрики.

Как это делают:

  • Дизайнеры аккуратно работают с палитрами и подбирают цвета, причём принимают во внимание культурные особенности и менталитет аудитории.
  • Используют в визуальных коммуникациях в интерфейсе маскотов.

Эти графические персонажи — то, что помогает быстро создать эмоциональную связь с брендом и его продукцией.

Эмоциональная сова Duolingo — один из самых известных примеров маскотов, которые вовлекают в сервис
Скриншот: Duolingo

Интерактив «Идеальная пара» с механикой, напоминающей популярное приложение для знакомств. Участники просматривали привлекательные профили и описания инвестиционных продуктов, выбирая понравившиеся. После трёх взаимных мэтчей пользователь попадал на лендинг с подарочным мерчем и call-to-action-кнопкой, ведущей на сайт банка. Таким образом, сочетание геймификации с призами, яркими образами и цветовой палитрой клиента привлекли большое количество пользователей и позволили нативно прорекламировать продукт бренда
Скриншот: приложение «Идеальная пара» во «ВКонтакте»

Персонализированный контент

Почему это важно: если пользователь получает от интерфейса разные сообщения, видит меняющиеся графические элементы, это создаёт эффект взаимного общения, а не просто взаимодействия «система — человек». Такое «общение» часто стимулирует возвращаться.

Как это делают:

  • С помощью ИИ генерируют широкий ряд иллюстраций, которые можно и комбинировать, и по отдельности использовать в разных пользовательских сценариях.
  • Прописывают текстовые элементы с эмоциональным оттенком, которые тоже можно использовать отдельно или составлять из них персонализированные сообщения.

Например, «Спасибо! Вы великолепны» на экране подтверждения транзакции.

  • Интегрируют в интерфейс ИИ-помощников, которые «способны» вести коммуникацию.
Слева простое, но эффективное для вовлечения пользователя сообщение интерфейса: заголовок «Вам как обычно?». Справа ИИ-ассистент в приложении СБОЛ, который подсказывает, будто хороший приятель, перевести деньги маме
Скриншот: Drinkit / СБОЛ

Человекоцентричность

Почему это важно: человекоцентричность — это принцип ведения бизнеса, где ориентация на клиента — лишь базово необходимый̆ уровень, а конечная цель — благополучие человека и общества вообще. При этом ориентация компании «на человека» не превращает её в благотворительную организацию и не исключает получения прибыли. Это win-win-подход, при котором в выигрыше оказывается и компания, и потребитель, и общество.

На верхнем уровне это означает, что человекоцентричный дизайн помогает людям достигать их устремления, раскрывает их потенциал и расширяет возможности. Спроектированные в этой парадигме приложения вдохновляют, дают выбор, высвобождают время для чего-то важного.

Как это делают: в первую очередь дизайнеры проводят глубинные исследования аудитории, чтобы узнать их истинные потребности и цели, чтобы, например, создать не просто приложение для бронирования отелей, а сервис, вдохновляющий не бояться нового опыта путешествий.

Кроме того, для качественного human centered design обращаются к наработкам и моделям из когнитивной психологии: они помогают понять, как именно люди воспринимают информацию, системы и визуальные решения, чтобы сделать их не вызывающими стресс, то есть истинно нативными нашим внутренним процессам.

Веб-продукт с концепцией «карта желаний». С помощью нейросетей создали иллюстрации для раздела «Держите мечты под рукой»: пользователь может составить собственную карту желаний из подходящих визуализаций, а затем скачать её. Это одновременно помогает и бизнесу продвигать продукт, и человеку концентрироваться на его мечтах и стремлениях
Изображение: «СберБизнес Live»
В «Страховании по часам» можно самостоятельно выбрать время для страховой защиты и управлять им в зависимости от обстоятельств. На странице продукта между блоками много воздуха: это даёт паузы в чтении и зрительном восприятии, и человек не испытывает стресса от когнитивной нагрузки. Инструкции выполнены в формате историй с визуализацией, а ещё есть тест, чтобы пользователю было легче сориентироваться, когда полис страхования может ему действительно понадобиться
Скриншот: «Сбербанк Страхование Жизни»

Концентрация внимания

Почему это важно: приложения и сайты конкурируют за пользователя не только друг с другом, а буквально со всеми объектами в мире. Наше внимание малоизбирательно, особенно в цифровой среде, и из-за этого люди часто испытывают перегруженность информацией.

Как следствие, выигрывают те «простые» интерфейсы, которые спроектированы по правилу «один экран — одна мысль».

Как это делают:

  • Выделяют крупным шрифтом или цветом главное.
  • Формулируют главную информацию в лаконичных текстах, которые не нужно скроллить.
  • Часть информации переводят в графические решения — образы пользователям воспринимать проще, чем тексты.
Скриншот: Intrepid Automation
Лендинг о сложном финансовом продукте — закрытых паевых инвестиционных фондах. Пользователю нужно сосредоточиться, чтобы получить необходимую информацию и принять решение, вкладываться ли в них. Здесь дизайнеры спроектировали отдельные блоки, каждый из которых работает как ответ на отдельный вопрос. Чтобы информация не смешивалась и смысл не размывался, блоки разграничили фоновым цветом, который не перетягивает внимание на себя, но позволяет сфокусироваться на смысловой части сообщения
Скриншот: SberBank

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия UX/UI-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована