Хелла Йонгериус: поразительные эксперименты с цветом и формой
Рассказываем про стол-лягушку, тысячу бусин для штаб-квартиры ООН и работу с экологичными материалами.
Иллюстрация: designs / jongeriuslab / Хелла Йонгериус / dexigner / Meery Mary для Skillbox Media
Работы Хеллы Йонгериус выставлялись в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне и Центре Помпиду в Париже. Главное дело её жизни ― промышленный дизайн. Она сотрудничала с мебельными компаниями, создавала интерьеры, а некоторые её предметы можно было даже купить в IKEA.
Рассказываем про:
- эксперименты с цветом;
- работу с материалом;
- любовь к эклектике;
- проект для штаб-квартиры ООН;
- три важные персональные выставки.
Хелла Йонгериус родилась в 1963 году в голландской деревне Де-Мерн в семье фермеров. По её воспоминаниям, в детстве никто особенно не знакомил её с искусством и она не бывала в хороших музеях. Творчество в её жизни присутствовало в основном в форме традиционных женских занятий — вязания и макраме.
Мы, девочки, сидели вместе, вязали, плели макраме и украшали наши комнаты. Творчество витало в воздухе.
Хелла Йонгериус
Хелле нравилось творчество и работа руками, поэтому она записалась на курсы столярного мастерства, а после их окончания в 25 лет решила пойти учиться в Академию дизайна. Её заявку отклонили, поскольку в основном в портфолио были чертежи.
Хелла смогла поступить только через год. В Академии она получила традиционное образование в области промышленного дизайна ― изучала работу с керамикой, изготовление литьевых форм и прошла курс ткачества.
После окончания Академии Йонгериус начала сотрудничать c Droog Design и параллельно с этим в 1993 году открыла собственную студию Jongeriuslab в Роттердаме. В ней она занималась исследованиями цвета и материалов и работала над проектами для крупных компаний.
Спустя 13 лет под её руководством работало десять человек. К этому моменту Хелла поняла, что она устала ― работа руководителя лишала её вдохновения. Она закрыла студию и уехала в Берлин, чтобы начать всё с нуля: «Я снова хочу иметь небольшую студию, опять оказаться в положении новичка», — объяснила она.
Эксперименты с цветом
Хелла Йонгериус много лет занимается исследованием цвета и его связи со светом. По мнению Йонгериус, цвет очень субъективен. Он различен для каждого человека и меняется в зависимости от формы, поверхности и освещения.
Моя цель ― привлечь внимание к цвету как к постоянно меняющейся сущности.
Хелла Йонгериус
В нулевых годах Хелла работала над проектом «Цветные вазы». Это был эксперимент, в котором поверхность вазы использовалась как художественный холст.
В первых двух сериях, каждая из которых состояла из 40 ваз, Хелла использовала аэрозольные краски на основе международных цветовых стандартов RAL и NCS. Таким образом она хотела показать, что, в отличие от техник работы с глазурью, использовавшихся в прошлом, промышленные эмали предсказуемы и цвет всегда ровно тот, который задуман художником.
Третья серия включала в себя уже 300 ваз. Для них Йонгериус подобрала рецепты минеральной и химической глазури. Чтобы исследовать восприятие оптически сливающихся цветов, она наносила глазурь слоями. Сочетание фактур, цветов и разная температура обжига привели к появлению новых оттенков — многослойных и живых.
«300 цветных ваз» были впервые представлены на голландской ретроспективной выставке Хеллы в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. Сейчас некоторые вазы проекта находятся в галерее Moss в Нью-Йорке, коллекции французского Национального фонда современного искусства FNAC и у частных коллекционеров.
Став арт-директором швейцарского мебельного бренда Vitra, Хелла Йонгериус занялась библиотекой цветов и материалов компании. В итоге она разработала систему, которая позволяла комбинировать разные ткани и подбирать цветовые сочетания. Это упростило работу дизайнеров и дало им больше творческой свободы.
В 2014 году Йонгериус представила новую цветовую палитру для классических тканей Hopsak, с которыми Vitra работала уже более 40 лет. Автором предыдущей цветовой концепции был Александр Жирар — ведущий американский дизайнер середины XX века. Чтобы лучше понять принципы, по которым компания работала до этого, Хелла внимательно изучила его архивы: «Мне нравится придавать классике новую энергию. Для меня честь заботиться о нашем наследии».
Итог десятилетнего сотрудничества с Vitra Хелла выразила в кинетической инсталляции Colour Machine на стенде компании во время Недели дизайна в Милане в 2016 году. Арт-объекты демонстрировали библиотеку цветов и материалов бренда. Благодаря движению объектов можно было увидеть, как объём, форма и фактура влияют на цвет.
Когда дело доходит до цвета, я чувствую себя абсолютным новичком. Несмотря на то что я немало исследовала цвет, я до сих пор не могу разобраться в нём до конца. Цвет ― одна из тех удивительных вещей, которая всегда будет заставлять тебя чувствовать себя начинающим. И это свойство наполняет цвет ценностью ― он как сама жизнь.
Хелла Йонгериус
Эксперименты с материалом
Мама Хеллы была закройщицей, поэтому в доме всегда были ткани ― в юности Хелла много шила и ей нравилось вязать. Но связывать с этими занятиями всю жизнь она не хотела ― её привлекал промышленный дизайн. Однако во время учёбы она познакомилась с ткачеством и процессами создания пряжи, это изменило её отношение.
Одним из первых экспериментов с тканями стала обивочная ткань Repeat для текстильной компании Maharam. Обычно рисунок на материи повторяется каждые 35–70 сантиметров, но в Repeat Хелла впервые в промышленном дизайне использовала паттерн, имеющий длину три метра. «Мне неинтересно просто делать ткань», — говорила она.
Рисунки, состоящие из разных, иногда даже контрастирующих мотивов, комбинировались на обивке, и узор выглядел составным, хотя это было единое полотно. Эффект единства элементов ― диванных блоков, подушек, валиков ― появлялся за счёт отсутствия швов, повторения фактур.
Ткань Repeat можно увидеть в постоянных коллекциях таких музеев, как Музей современного искусства и Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт в Нью-Йорке, Художественный музей в Филадельфии, Музей Стеделийк в Амстердаме.
Став в 2013 году дизайн-директором голландского бренда Danskina, Йонгериус предложила добавить в его коллекцию дорогие современные ковры, которых, как она считала, не хватало на рынке. Так появился ковёр Bold, в котором Хелла при производстве нитей комбинировала разные сорта пряжи ― механического и ручного прядения. Подобный приём она использовала затем ещё не раз.
В 2019 году для компании Vitra Хелла Йонгериус придумала диван Vlinder. Классический по форме диван был накрыт будто бы пуховым одеялом, поверхность которого соткана из нитей различной толщины. Используемые вариации жаккардового плетения формировали на ней фактуры, каждая из которых соответствовала своему цвету в рисунке.
С помощью Vlinder я показываю, на что способен текстиль, если выйти за рамки традиционного производства.
Хелла Йонгериус
Другой материал, с которым также работает Хелла, ― керамика. Самая известная работа — «Миски с животными» для фарфоровой мануфактуры в Нимфенбурге. Хелла поместила в тарелки вручную расписанные фигурки зверей ― из 700, найденных в архиве фабрики, она выбрала пять. На натуралистично раскрашенные фигурки она добавила узоры, которые использовались на классических блюдцах и чашках компании в прошлом, и соединила таким образом современный и исторический контекст.
В своих работах Йонгериус часто объединяет разные материалы: керамику с деревом, хлопок с фаянсом, хрусталь с резиной. Хелла любит эксперименты и считает, что в дизайне главное — процесс, а не конечный результат. Так, по её мнению, и рождается истинное искусство.
В кофейном столике Tile («Плитка») Хелла сочетает дерево с керамикой, исследуя таким образом взаимодействие покрытия и цвета. На глиняные плитки двух цветов дизайнерка нанесла глазурь и получила новые оттенки. Такая техника использовалась в ранней живописи, когда из ограниченного количества пигментов получалась широкая палитра цветов.
Продолжая свои эксперименты с разными материалами, Хелла работала и с полиуретаном — придумала «Мягкие вазы», коврик для ванной с каплями воды и резиновую «керамическую» раковину.
Эксперименты с формой
Соединяя дизайн и крафтовую работу, Хелла Йонгериус использует в своей работе широкий спектр форм ― от классики до современного минимализма.
Массивный стол из орехового дерева с лягушкой, будто бы забирающейся на угол, — реакция Хеллы на лаконичность в интерьере. Считая украшение важным элементом современного дизайна, она использует фигурку животного не в качестве подставки или ножки мебели. Здесь лягушка — главный герой стола.
Стол с лягушкой можно увидеть в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.
Выпущенный же в 2013 году для парижской галереи Kreo кофейный столик из сложенных листов имеет, наоборот, ультраминималистичную форму ― ничего лишнего. Его чередующиеся слои сделаны из фанеры и полупрозрачных полимеров, а на рисунок дизайнерку вдохновило богатство цвета таких камней, как агат и малахит, имеющих слоёную текстуру в разрезе.
В 2007 году Хелла создала для Vitra ещё три странных предмета, назвав серию «Офисные питомцы». Нижняя часть объектов сделана из кожи и похожа на офисные кресла с колёсиками, но вместо сиденья и подлокотников — полуабстрактные формы из кринолина, напоминающие то ли вазы, то ли животных. В этой работе Хелла объединила сказочный и офисный миры, чтобы подчеркнуть роль воображения в современном дизайне, не связанного с абсолютной полезностью.
Есть у Йонгериус и менее радикальные эксперименты. Асимметричная форма дивана Polder отсылает к традиционному нидерландскому пейзажу, где пересекаются каналы для отвода воды и дамбы. «Если лететь на самолёте, то вид ландшафта сверху будет напоминать поля в шахматном порядке», — так объясняет этот дизайн Хелла.
Диван имеет форму параллелепипеда, а мягкие контрастирующие с угловатой основой подушки отличаются не только размером, но также текстурой и оттенками обивки. Для них использованы именно те четыре цветовые палитры, которые лежат в основе библиотеки цветов и материалов Vitra. Необычная деталь дивана: пуговицы из разных материалов ― цветного пластика, алюминия и кожи ― с огромным количеством дырок пришиты будто бы в последнюю минуту большими неаккуратными стежками.
Диван Polder — первый диван, разработанный Хеллой, и один из немногих созданных ею предметов, который стоит в её доме.
В 2017 году для своей персональной выставки в лондонском Музее дизайна Хелла сделала многогранные полигональные объекты, напоминающие вазы причудливых форм. Они были сделаны из картона и получили название «Ловцы цвета» ― их грани ловили тени, рефлексы, показывали, как работает свет на горизонтальных и вертикальных поверхностях.
Йонгериус и IKEA
Работы Хеллы Йонгериус можно найти не только в музеях или шоу-румах дорогих брендов ― созданные ею вещи для IKEA могли попасть в каждый дом. Вазы серии PS Jonsberg были выпущены в 2005 году и сделаны из разных материалов ― фарфора, фаянса, керамогранита. Йонгериус хотела в них объединить ручное и серийное производство ― рисунки нанесены красками либо выгравированы. Стоила такая ваза всего 35 евро.
В 2009 году Хелла Йонгериус также в рамках проекта PS разработала для IKEA настенные ковры. Проект был запущен для одной из программ Unicef. Основу для ковров делали индийские женщины, на поддержку которых была направлена программа. Хелла украсила ковры традиционными животными из шведских сказок ― козой, лисой и кроликом.
Работа с пространством
В 2011 году голландская авиакомпания KLM попросила Хеллу Йонгериус разработать дизайн салонов бизнес-класса своих самолётов.
На тот момент салон больше напоминал безликий офис — в нём было много оттенков серого и использовался в основном пластик. Изучив айдентику KLM и опыт путешественников, Хелла поняла, что новый интерьер салона должен быть более домашним и уютным. «Я хотела создать пространство, в котором можно было бы мечтать, чувствовать себя комфортно и уединённо», — вспоминает Йонгериус.
Во время работы с архивами компании Йонгериус обнаружила, что в пятидесятых годах известный голландский дизайнер Геррит Ритвельд предлагал KLM использовать в интерьере салона разные цвета, но тогда его идею не поддержали. Основываясь на его эскизах, Хелла подобрала для обивки ткани сидений пять насыщенных тёмных оттенков. Цвета кресел чередовались, что, с одной стороны, создавало у пассажира ощущение личного пространства ― его кресло не было идентично креслу соседа, а с другой — визуально удлиняло салон, поскольку кресла не сливались в единую однотонную массу.
Для нового коврового покрытия Хелла выбрала узор «Млечный Путь» с голубыми точками в виде звёзд. Йонгериус использовала переработанную старую униформу бортпроводников и овечью шерсть — ковёр получился практичным и экологичным.
Также Йонгериус разработала дизайн разделительных штор между салонами. Благодаря технике двухстороннего плетения они имели разный рисунок со стороны бизнес- и экономкласса. Чтобы подчеркнуть желанность и таинственность бизнес-класса, Хелла придумала рисунок, напоминающий занавеску из бисера, изобразив таким образом полупрозрачность на жёстких плотных материалах.
Сначала авиакомпания попросила Хеллу придумать только дизайн текстиля. Но Йонгериус убедила KLM, что она может поработать и над конструкцией кресел. Обычно авиакомпании закупают готовые кресла, которые затем дорабатывают уже сами. Хелла максимально упростила их дизайн, продумала персональное место для ручной клади, отдельное ноу-хау ― цветная спинка кресла, которая становилась видимой, если кресло разложить. Пассажир засыпал в личной «кабинке» небесно-голубого цвета.
После работы над приватным пространством пассажира для KLM Хеллу Йонгериус пригласили для реставрации широкого пространства в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Вместе с архитектором Ремом Колхасом они сделали реконструкцию Северного салона делегатов ― Хелла отвечала за цветовую палитру пространства и новый дизайн мебели.
Зал редко бывает пуст, поэтому Хелла придумала индивидуальный рабочий стол с экраном-полусферой из оргстекла, защищающим от людского шума. Также в зале появились специально разработанные для этого интерьера кресла ― лёгкие и мобильные, за счёт колёсиков на передних ножках их можно с лёгкостью перемещать в нужное место. Для мебели она выбрала яркие оттенки, подчёркивающие неформальность обстановки дискуссий.
Главное украшение зала ― занавес «Узлы и бусины» из пряжи и 30 000 фарфоровых шариков. Этой работой она добавила в интерьер кусочек своей родины ― пряжа завязана морскими узлами, а бусины изготовлены на одной из старейших нидерландских фабрик ― Royal Tichelaar Makkum.
От модерна к постмодернизму
В своём творчестве Хелла Йонгериус опирается на искусство всего XX века.
Некоторые её работы — это современные интерпретации модерна с его декоративностью и рукотворностью. В тарелках для токийского дизайн-бутика Cibone Хелла переосмысливала традиции этого стиля, используя технику перегородчатой эмали.
Читайте об эпохе модерна и тех, кто его создавал, в нашем материале.
К модернизму Йонгериус обращалась при разработке мебели. Придуманные ею диваны и кресла имеют лаконичную форму и чёткие чистые линии. Хелла подбирала простую цветовую палитру и сочетала нейтральные оттенки с контрастными деталями. Такая мебель функциональна и комфортна.
Постмодернизм в её работах прослеживается в виде дизайн-каламбуров. Они переворачивают смысл вещи с ног на голову, в результате чего такой дизайн теряет свою суть ― практичность. Так, например, Хелла придумала пуговицы с большим количеством дырок и пришила тарелку и стакан к скатерти. Один из предметов её проекта My Soft Office ― тарелка-клавиатура, которая сейчас входит в коллекцию MoMA. Из такой тарелки можно было бы есть, если бы она не была клавиатурой. А на клавиатуре можно печатать ― если бы она не была фарфоровой тарелкой.
Персональные выставки
Результатом многолетних исследований цвета и материала стали персональные выставки Хеллы.
В 2017 году в Музее дизайна в Лондоне открылась экспозиция Breathing Colour, посвящённая восприятию цвета. Выставка была поделена на пространства, имитирующие утренний, дневной и вечерний свет. Объекты для неё были созданы специально и давали зрителю возможность увидеть, как взаимодействуют цвет и свет в различных комбинациях.
В 2019 году Йонгериус превратила парижскую галерею Lafayette Anticipations в огромную фабрику тканей с гигантским ткацким станком, чтобы показать, как создаётся текстиль. Этой же теме ткачества была посвящена выставка Woven Cosmos в берлинском музее Gropius Bau в 2021 году.