Интервью с Мистером Бинго, иллюстратором, которому платят за креативные оскорбления

Знакомьтесь: Мистер Бинго, художник, спикер и «придурок» из Лондона.

Именно так британский иллюстратор рассказывает о себе на своём сайте. В сентябре этого года Мистер Бинго по приглашению онлайн-университета Skillbox приехал в Москву и выступил на Digital Marketing Conference с рассказом о том, как развивать креативность, строить личный бренд и превращать идеи в деньги.

Мы поговорили с Мистером Бинго о том, почему он больше принципиально не берёт коммерческие заказы, и о том, как найти баланс между творческим и коммерческим успехом.


Инга Цохонис

Head of special projects (design department) в Skillbox. Ищу и нахожу крутых спикеров, организовываю мероприятия и с удовольствием их посещаю. Набиваю руку в искусстве брать интервью. В PR/event/digital уже более 10 лет.


Ты долго работал как иллюстратор с крупными медиа и известными брендами. Потом вдруг всё бросил и занялся творчеством. И что, больше не было никаких коммерческих проектов?

— Пять лет назад я установил для себя жёсткое правило и с тех пор неукоснительно ему следую: никогда не выполнять работу на заказ за деньги.

Проблема в том, что я 14 лет был очень продуктивным иллюстратором, и моё решение завязать с коммерческими историями так просто не объяснишь клиентам. Точнее, и мои прежние заказчики, и люди, которые только недавно познакомились с моим творчеством, по-прежнему рассчитывают, что я сделаю для них исключение.

В попытках внести ясность я даже добавил в раздел FAQ на своём сайте абзац, где максимально подробно объясняю, почему не сотрудничаю с брендами. И если мне пишут с предложениями о работе — отправляю всех туда.

Хотя на самом деле я готов сделать исключение: если мне кто-то предложит миллион фунтов за рисунок, я соглашусь.

— Получается, сейчас ты зарабатываешь, продавая свои работы в собственном онлайн-магазине?

— Да, мне повезло: мой онлайн-магазин приносит мне достаточно денег. Плюс мне хорошо платят за то, что я рассказываю о своей работе.

— Я слышала, что профессию за тебя выбрали твои одногруппники. Что в конце первого курса университета ты не мог выбрать специализацию графический дизайн или иллюстрация, и твой наставник предложил провести голосование среди сокурсников. Они выбрали иллюстрацию ты стал иллюстратором. А если бы они выбрали графический дизайн?

— Понятия не имею. На самом деле я никогда не был уверен, что графический дизайн — моё призвание, просто немного увлекался этим, так как в этой деятельности я находил больше всего смысла.

Но я очень благодарен своим одногруппникам, что они подтолкнули меня к иллюстрации. Кто знает, чем бы я сейчас занимался, если бы этого не случилось.

— А каким проектом из своего коммерческого прошлого ты больше всего гордишься?

— Я нарисовал этикетку бутылки пива для пивоварни Camden Town Brewery. И это получился отличный проект. Ещё очень горжусь своей работой в New Yorker, это знаковое место для всех, кто занимается иллюстрацией.

Про эту работу Мистер Бинго так рассказал в одном из своих интервью:

«Представители пивоварни Camden Town Brewery были поклонниками моего творчества, а мне нравилась философия их бизнеса, да и продукция тоже, поэтому мы решили выпустить моё собственное пиво. Ребята дали мне полную свободу, и в результате я сделал что-то в стиле моей „Почты ненависти“. Когда был готов концепт „Camden is full of cunts“ [cunt — нецензурное слово, основное значение которого — женские половые органы; это одно из самых табуированных ругательств в англоговорящих странах. — Ред.], я отправил его представителям пивоварни, думая, что это всё-таки слишком даже для такого смелого бренда. К моему огромному удивлению, они согласились».

Мистер Бинго и его «Почтовая служба ненависти»

  • Самый известный проект Мистера Бинго — «Почта ненависти» (с англ. Hate Mail) — появился в 2011 году. Началось всё в «Твиттере», где Мистер Бинго оставил сообщение: «Я отправлю оскорбительную открытку тому, кто первым ответит на этот твит».
  • За две минуты он получил 50 сообщений и уже через несколько дней основал «Почтовую службу ненависти» (с англ. Hate Mail Service): за 50 фунтов плюс стоимость отправки (в сумме больше четырёх тысяч рублей) можно было получить персонализированную оскорбительную открытку с ругательствами.
  • Это оказалось прибыльной бизнес-моделью: троллинг от иллюстратора был настолько востребованным, что к 2015 году оскорбительных открыток накопилось на целую книгу. Тогда Мистер Бинго запустил краудфандинговую кампанию на «Кикстартере» для её публикации. Всего за девять часов он собрал в четыре раза больше нужной суммы: это была самая успешная кампания по сбору денег на книгу в Англии.
  • Сегодня одна его открытка стоит от 25 до 1000 фунтов (около 80 тысяч рублей).

— Твоя «Почтовая служба ненависти» началась с поста в «Твиттере». А какую роль сейчас в твоей жизни играют социальные сети?

— Социальные сети очень важны для моей работы. Они позволяют напрямую общаться с моими поклонниками, видеть, чем они увлекаются, чем живут. Часто это становится фундаментом для какого-нибудь нового проекта.

— Как думаешь, есть универсальный рецепт для продвижения личного бренда в социальных сетях?

— Универсального нет, но, мне кажется, есть два важных правила: надо быть честным и использовать свои сильные стороны. Люди в интернете быстро чувствуют враньё и легко распознают фигню. Поэтому я за искренность.

Что касается сильных сторон: я смешной, и поэтому стараюсь всегда быть смешным в социальных сетях. Это моя фишка. Если у вас с чувством юмора сложно, ничего страшного. Юмор — далеко не единственная штука, на которой можно сделать себе имя.

— Можешь дать совет тем, кто хочет последовать твоему примеру: бросить работу на заказ и заняться творчеством?

— Я бы посоветовал подготовиться к тяжёлому труду: работы будет больше, плюс она будет тяжелее, чем у офисных коллег. Но утешайте себя тем, что ваши усилия не пройдут даром!

Я считаю, что свобода, которая появляется у художника после отказа от коммерческих заказов, стоит того.

По крайней мере, в моём случае оно того стоило.

Нужно отметить, что такой образ жизни подходит далеко не каждому. Ты должен по-настоящему любить то, чем занимаешься. Более того, каждую свободную минуту ты должен хотеть этим заниматься. В общем, старая добрая история про хобби, за которое платят.

— Но как оценивать свою работу? Сколько денег просить «за творчество»?

— Оценивать свою работу тяжело, поэтому для себя я нашёл следующее решение. Многие из моих работ достаточно дешёвые, я знаю, что мои подписчики могут себе их позволить. Мне комфортнее сделать и продать 1000 иллюстраций по 100 фунтов за штуку, чем 100 иллюстраций по 1000 фунтов.

Круто, что мои открытки есть у многих людей, это меня мотивирует и вдохновляет. Да и в целом такой расклад намного приятней, чем когда твоё творчество — удел горстки богатых коллекционеров.

— Сегодня человеку, интересующемуся творчеством, доступно огромное количество контента. Многие стараются посмотреть как можно больше — для «насмотренности». Как ты к этому относишься?

— Думаю, ничего хорошего в этом нет. Такой избыток контента сильно усложняет нам, творческим людям, жизнь. Когда я учился, интернет был молод и не так захламлён. Интересные работы публиковались в журналах и книгах, и понятно, что их было не так много. Сейчас же в интернете столько всего, что это ошеломляет, особенно тех, кто только начинает свою карьеру в иллюстрации и дизайне.

Мой совет: игнорируйте всё вокруг и концентрируйтесь на своей работе. И помните: даже несмотря на то, что уже столько всего придумано, написано, нарисовано, хорошим идеям ВСЕГДА найдётся место.

— Какие, по-твоему, самые главные качества для художника?

— Во-первых, честность. А во-вторых, умение делать работу продолжением своей личности.

«Меня зовут Мистер Бинго, и моя работа — оскорблять вас»

  • Мистер Бинго был коммерческим иллюстратором более 14 лет: он работал с The New Yorker, The Guardian, TIME, CH4, The Mighty Boosh & The New York Times.
  • За этот период он сделал тысячи иллюстраций, но в интернете нет архива. Однажды Мистеру Бинго стало скучно, и он удалил свой сайт с портфолио, где был размещён весь его труд за эти годы. Однако некоторые его работы того периода можно найти тут.
  • Вот та самая фраза про сотрудничество на коммерческой основе: «Я не работаю с клиентами, потому что предпочитаю жизнь без дедлайнов, встреч, созвонов, брифов, правок, фидбека. А также без людей, которые говорят тебе, что делать, и без рисования чужих идей. И вообще без общения с глупыми людьми».
  • В онлайн-магазине Мистера Бинго можно купить пазлы, постеры и, конечно, его знаменитую книгу с коллекцией «Почты ненависти». Плюс можно заказать себе или другу открытку с персональным оскорблением.

— Ты был художником, теперь ты предприниматель. Чему пришлось научиться?

— Я не уверен, что превратился из художника в предпринимателя. Правильнее будет так: я превратился из иллюстратора в художника. А быть художником — значит быть чуть-чуть предпринимателем. Я, например, смог монетизировать юмор.

Если говорить в целом, зарабатывать на своём творчестве сложно, потому что надо думать не только об искусстве, но и о ценах, продакшне, продвижении, вот этом вот всём. Но я стараюсь относиться к таким вещам проще: просто делаю свою работу и постоянно учусь чему-то новому.

Это естественный процесс: ты что-то делаешь, чему-то учишься, получаешь какой-то опыт. И так по кругу всю жизнь.

— А если хочется не просто сохранять свободу и независимость, но и зарабатывать при этом приличные деньги?

— Во-первых, как я уже сказал, надо много работать. Больше, чем работают люди в найме. Я часто работаю и по выходным, и по вечерам, но все эти усилия стоят той свободы, которой я в итоге добился.

Во-вторых, надо работать со своей аудиторией, с людьми, которым нравится твоё творчество. Я трачу много сил и времени на общение с подписчиками в «Твиттере» и «Инстаграме» и могу с уверенностью сказать, что это окупилось. Я замечаю, что со временем люди становятся всё более и более лояльными, количество подписчиков постоянно увеличивается. Мои фанаты развиваются и меняются вместе со мной. И главное — они покупают мои работы.

Я уверен: надо быть ближе к своей аудитории, ценить подписчиков, ведь они — залог творческой свободы.

— Ты говорил, что у тебя никогда не бывает недостатка в идеях. Можешь научить этому?

— Мне кажется, преподавание — не совсем моё. Знакомые иллюстраторы много преподают, но у меня с этим не сложилось. Зато я могу классно рассказывать о своей работе.

Если имеется в виду, можно ли научиться креативности, то на это у меня есть такой ответ. Мне кажется, мы все рождаемся креативными. Посмотрите на детей: они постоянно придумывают всякие истории, рисуют что-то необычное. Потом мы все взрослеем, начинаем заниматься серьёзными вещами и теряем этот навык. Поэтому единственный способ научиться креативности — найти её внутри себя.

— А что насчёт рассказа о предпринимательских навыках? Или построения собственного бренда?

— Тут есть такая проблема. Я не очень хочу кричать на весь интернет «Посмотрите, я бренд. И вот как я этого добился. А вот как этого можете добиться вы». По большому счёту, всё, что я делаю, — это часть меня, моего характера: я смешной, я люблю шутить. Поэтому я просто стараюсь быть собой.

— Хорошо, тогда скажи, чему надо научиться, чтобы быть успешным?

— Вообще, тут всё зависит от того, что ты понимаешь под словом «успех». Для многих успех — это возможность делать свою работу и получать за неё достойные деньги.

Я считаю, что быть успешным — значит быть счастливым.

Ты можешь быть бедным, но при этом быть всем довольным. Хотя это редкость, потому что всё-таки успех чаще всего связан с финансовым вознаграждением.

— А себя ты считаешь успешным?

— Да. Мне кажется, мне очень повезло: у меня есть крыша над головой, и я зарабатываю на жизнь, рисуя глупые картинки.

Курс

Профессия
Художник компьютерной графики


Обширная программа с помощью в трудоустройстве, живыми встречами и воркшопами. Прокачайте свои навыки в дизайне, добавьте в резюме новые скиллы, усильте портфолио и начните работать по специальности уже через полгода. Вы создадите мощные дизайнерские проекты и соберёте из них портфолио, которым впечатлите потенциального работодателя.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox