Дизайн
#Интервью

«Для дизайнера вообще не должно быть понятия „субъективное“»

Руководитель направления бренд-дизайна в «Тинькофф» Никита Прилепский о том, что такое продуктовый дизайн, как он развивается и какие скиллы нужны для работы с ним.

Краткая справка

Никита Прилепский начал карьеру как системный администратор, но затем сменил профиль и занялся дизайном интерфейсов. Опыт в дизайне — шесть с половиной лет. За время работы в «Тинькофф» ему вместе с командой удалось закрепить первое место в рейтингах Markswebb и UsabilityLab, а также получить награду «Лучший дизайн сайта» от Global Finance за 2020 год. В Skillbox преподаёт на курсе «Профессия продуктовый дизайнер». В свободное время развивает подкаст Untitled о дизайне и не только.

В интервью Никита рассказал:

Продуктовый дизайн: функциональность, красота или диджитал?

— Очень трудно найти внятное объяснение, что такое «продуктовый дизайн». Кто-то пишет, что это исключительно веб-дизайн, кто-то — что это промышленные разработки, кто-то говорит про айдентику и брендирование. У вас есть своё понимание, что это такое?

— Это не обязательно или диджитал, или архитектура, или полиграфия. В целом продуктовый дизайн решает задачи пользователя. Например, человеку неудобно сидеть на стуле. Дизайнер понимает, что есть проблема, её надо решить, и делает стул. «Икеевская» мебель — это продуктовый дизайн. Конечно, в наше время под этим понимают скорее цифровые продукты, мобильные приложения, дизайн сайтов, решение глобальных проблем через функциональные вещи.

— Но почему понятие «продуктовый дизайн» появилось только сейчас?

— Да нет, оно всегда было, просто называлось по-другому. Был просто «дизайн». Это же иностранное слово, и раньше это была инженерная история — не про красоту, а про функциональность. Проектирование панелей автомобиля — сколько уже автомобиль существует как продукт? Уже в те времена задумывались над функциональностью. Сейчас продуктовый дизайн — это уже больше про диджитал. Мы заказываем такси с помощью приложений, мы заказываем еду через интернет, переводим деньги друг другу через телефон. Движение продуктового дизайна будет зависеть от развития тех или иных технологий (голосовые ассистенты, VR, AR и так далее).

— А можете выделить пять скиллов, которыми должен обладать продуктовый дизайнер?

— Это в большей степени не хардскиллы, то есть не знание программ, не умение рисовать макетики и так далее, — этим надо владеть априори. Дизайнер должен быть автономным. Где бы он ни находился, он сам должен разобраться в проблеме, найти нужных людей для решения задачи, настроить процесс. Это первое.

Второе. Продуктовый дизайнер — это человек «про бизнес». Он должен не только рисовать картинки, но и ознакомиться с бизнес-моделью, понимать, как продукт будет окупаться, связать дизайн с удобством пользователя.

Третье. Он должен быть человеком, который направляет всех остальных. Если есть некая команда с разработчиками, тестировщиками, менеджерами, то дизайнер собирает коллектив вокруг себя, заряжает всех энергией, объясняет задачу каждому участнику процесса.

Четвёртое. Это трабл-шутер, человек, который решает любую проблему. Дизайнер не может застрять и думать: «Ну, всё, стоп, дальше не знаю, как делать». Нет. Он должен придумывать, работать ещё и ещё, пока не придёт к решению задачи.

И пятое. Не должно быть страха. Дизайнер — это человек, который меняет. Меняет привычки, способы использования того или иного продукта, не боится менять то, что уже устоялось, постоянно ищет, что можно улучшить. Ведь не бывает совершенства. Тот же самый стул: почему в мире столько видов стульев? Потому что стул всегда можно улучшить, он всегда будет меняться.

Никита записывает для Skillbox видеокурс по продуктовому дизайну

— То есть он не должен бояться экспериментировать?

— Если в компании, в которой работает дизайнер, есть возможность экспериментировать, это прекрасно. Эксперименты — это ошибки, после ошибок приходит успех и опыт.

— Интересно. Должен ли продуктовый дизайнер обладать познаниями в психологии?

— Да. Это действительно полезно, потому что, например, если какой-то цвет вызывает определённые эмоции, это может сказаться на позиционировании продукции. С некоторыми цветами связаны культурные стереотипы. Например, нежно-розовый — это для детей, для девочек

Приведу в пример и геометрические фигуры. Возьмём круг и квадрат: квадрат стоит и никуда не двигается, он символизирует стабильность и устойчивость, а круг менее устойчивая фигура — он может подойти для иных целевых аудиторий как базовая фигура в айдентике. Всё это с точки зрения дизайна влияет на передачу настроения, эмоциональной составляющей.

В книге Фила Бардена «Взлом маркетинга» есть история про компанию, которая хотела делать питьевые коктейли. Они делятся на два типа: густые и жидкие. Тогда было проведено исследование, какой из них больше понравится фокус-группе. Победил густой. И они начали вовсю делать густые коктейли! Но, как ни странно, их никто не покупал, все хотели жидкие.

И тут выясняется такая штука: опрашивали-то фокус-группу вечером, когда люди после работы более расположены пить густые напитки, а не утром, когда основная масса потребителей предпочитает более жидкую консистенцию. Если бы опрос проводился утром, результат был бы совсем иным.

Выступление Никиты с командой «Тинькофф» на Mail.ru Design Conference 2019

Мода циклична, Clubhouse свеж

— Есть ли понятие моды в дизайне? Вчера, например, были модны квадраты, сегодня — круги…

— Как и всякая мода, дизайн цикличен. Когда-то были всякие тени, градиенты, потом они пропали, сейчас снова могут появиться. Так что можно прогнозировать, что будет лет через десять, оглядываясь назад. Это нормально.

— Как думаете, какие виды рекламы (наружка, интернет, офлайн-издания) вымрут в ближайшее время, а какие будут развиваться?

— Мне кажется, неправильно говорить, что что-то вымрет. Логичнее думать, что произойдут диджитал-трансформация и переосмысление. Статичное будет становиться анимированным и интерактивным, печатная продукция — цифровой. Развитие и смерть рекламных носителей будут зависеть от того, как потребляется контент, и от поколения, которое его потребляет. Сейчас до сих пор есть люди, которые предпочитают покупать офлайн-издания. И пока они продаются и потребляются, реклама в таких изданиях будет жить.

Но поколение, растущее сейчас, уже привыкло потреблять только цифровой контент. Следовательно, будет рост рекламного трафика и числа форматов рекламных объявлений. Наружку ждёт как раз трансформация, на мой взгляд. Билборды станут (уже становятся) цифровыми — возможно, потом в них придёт AR. Ну а затем туда проникнет технология отслеживания взгляда. Просторы для нововведений огромны.

— Как вы думаете, сколько в вашей профессии субъективного?

— Для дизайнера вообще не должно быть понятия «субъективное». Ему может что-то нравиться или не нравиться, но всё должно работать на аудиторию. Есть бизнес-цель и есть задача продуктового дизайнера, и если они работают, дизайнер всё сделал правильно, а так называемая «красота» стоит уже на втором месте.

— Но например, кому-то нравится шрифт с засечками, а кому-то без…

— Тут нужно рассуждать так. Шрифт без засечек при определённых размерах читается лучше, он больше отражает технологичность. С засечками — это больше классика. Возьмите, например, шоколад Lindt — он такой элегантный, расписной, это «шоколатье», и посмотрите на логотип «Сникерс» — это совсем другое. Это две разные целевые аудитории.

Никита Прилепский с соавтором курса «Продуктовый дизайн» Дмитрием Смирновым

— Вас не бесит дизайн Telegram и «ВКонтакте»?

— Telegram для меня как для конечного пользователя — лучший мессенджер. UX продуман до мелочей. «ВКонтакте» я пользуюсь очень редко. Сказать пока трудно. Возможно, когда мы плотнее займёмся там своим сообществом подкаста, я смогу сформировать его оценку.

— Многих раздражают последние обновления Facebook*…

— Facebook* регулярно использую. Мне стало удобнее и приятнее работать с ним после последнего обновления. Да, есть некие огрехи, иногда посты шарятся странно — не полностью, не всегда удаётся найти тех, кого хочешь упомянуть. Эти технические моменты влияют на полноценный пользовательский опыт, потому что интерфейс ведёт себя не так, как ты ожидаешь. Но для меня интерфейс стал существенно удобнее.

— Кстати, о решении пользовательских задач. Periscope умер, а запустившийся сейчас Clubhouse, который работает примерно в том же направлении, стал резко популярным. Как думаете, почему?

— Periscope умер, так как там началась деградация контента — появились, например, порнографические стримы и сюжеты, как кто-то ест или спит. Интерес пропал. Немного изменённую фичу сделали Facebook* и Instagram*, публика ушла туда. И с точки зрения контента они намного качественнее и полезнее, поэтому эти сети не умирают.

Интерес к Clubhouse, на мой взгляд, подлетел из-за двух вещей. Первая — всеобщее табу на голосовые сообщения в мессенджерах: мол, это всё неудобно, все мы знаем эти прекрасные мемы.

Вторая — это инвайты, некий закрытый клуб. Мне кажется, именно в том виде, что сейчас, Clubhouse долго не проживёт, он будет действовать не только в iOS-версии, но и в «андроидных» вариациях. Соответственно, станет больше людей — количество некачественного контента может вырасти. Должна произойти трансформация, пока непонятно куда. Но сама идея голосовых соцсетей, думаю, приживётся.

Будущее уже здесь

— Каким вам представляется будущее продуктового дизайна?

— Продуктовый дизайн был и будет всегда. При этом будут меняться технологии, подходы и интерфейсы. Ну, например, сейчас мир уходит в мобильные телефоны, поэтому веб-сервисы и веб-приложения будут постепенно умирать. То есть будут умирать стационарные интерфейсы на больших экранах.

А если чуть пофантазировать и посмотреть какие-нибудь концептуальные ролики — например, от Microsoft, — то можно представить появление больших панелей на стенах, в зеркалах, которыми мы будем управлять. И нам придётся привыкать не запихивать всё в маленький экран, а грамотно использовать большое пространство.

Будет появляться большое количество голосовых интерфейсов, AR и так далее. Задача дизайнера продукта была и остаётся одна — помочь пользователю решить проблему. Только использовать он будет иные подходы и технологии.

— А нейросети? Кажется, скоро они смогут заменить человека.

— В простых и быстрых задачах — вероятно. Но когда речь идёт об эмоциональных вещах, то нет, тут человека заменить невозможно.

— Но, например, в фильме «Она» (Her), очень наглядно показано, как пользователь влюбляется в операционную систему, словно в живого человека.

— Такое, как в фильме «Она», действительно может произойти — с учётом развития голосовых интерфейсов. Есть же уже сейчас зависимости от компьютерных игр. Но это скорее психические расстройства. Они всегда будут существовать, только, как и всё вокруг, будут менять свои формы в зависимости от технологий.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована