Дизайн
#Интервью

Красота как она есть: интервью с бьюти-ретушёром Еленой Поповой

Елена рассказала о трендах отрасли и золотых стандартах, приёмах и доходах, а ещё о том, как начать работать с Vogue и Playboy.

За восемь лет занятий бьюти-ретушью Елена Попова успела поработать с Vogue, ELLE, Forbes, Playboy, Esquire и десятком других глянцевых изданий. Делала и проекты для крупных брендов, в числе которых Google, Pepsi, Samsung, Reebok, L’Óreal, Casio и многие другие.

Сейчас Елена продолжает работу, проводит авторские мастер-классы и помогает участникам программы «Художник компьютерной графики» на воркшопах улучшить их навыки ретуши.


Елена рассказала нам:


Кот и натуральная ретушь

— За восемь лет работы ты успела поработать, наверное, со всеми глянцевыми изданиями. Расскажи про свой самый необычный заказ.

— Фотография на обложку, на которой я ретушировала кота, а модель мы оставили совсем без ретуши.

Обложка для SNC (фотограф — Игорь Павлов, ретушёр — Елена Попова)

— Это современный тренд на натуральность, да? Он сейчас много где заметен. Какие тренды есть ещё?

— Тренд на отсутствие ретуши как таковой, например. Для ретушёров это звучит пугающе, но нужно помнить, что постпродакшн — это не только ретушь, но и цветокоррекция. Поэтому важно больше изучать цветокоррекцию, композицию кадра, смещение акцентов при помощи расстановки световых нюансов. Владея инструментами и обладая неким художественным вкусом, гораздо легче ориентироваться в постоянно меняющемся мире ретуши.

Рекламная кампания для Calvin Klein с моделью Стеллой Лючия — отличный пример тренда на максимально естественную ретушь

— Как часто меняются тренды? От чего зависят?

— Сейчас вообще всё в мире меняется очень быстро. И под изменения мировых тенденций подтягиваются все остальные тренды. Например, запрос на натуральную ретушь возник не сам по себе. Это результат влияния трендов самопринятия, бодипозитива, более здорового отношения к себе и окружению. Если ты чувствуешь изменения мира, то можешь научиться создавать и опережать тренды в своей сфере. Но в целом можно просто внимательно просматривать ленту Instagram*. Тренды на то и тренды, что их видно везде.

— Нужно ли ориентироваться на эти тренды или лучше оставаться верным своему видению прекрасного?

— Моё мнение относительно всего на свете: нужно быть верной себе. Невозможно делать что-то хорошо, если это не соответствует вашей личности. Есть вероятность, что ваше видение настолько отличается от видения большинства, что вы не сможете остаться в профессии. На мой взгляд, в этом случае лучше сменить род деятельности, чем идти вразрез со своими представлениями.

— С какими изданиями тебе понравилось работать больше всего?

— Из своих заказчиков очень люблю украинский Vogue, я многому у них научилась.

Креативная съёмка не обязательно связана со смелым макияжем или нарядами. Чаще всего в основе интересной истории лежит сильная и смелая идея

— А в самих съёмках ты участвуешь? Или имеешь дело только с финальным результатом трудов фотографа?

— К сожалению, я никогда не принимала участия в съёмках. Но иногда перед съёмкой заказчики присылают мне мудборд и советуются, как лучше снимать для дальнейшей ретуши. Чаще это касается фотографий, где предполагается коллаж. Очень ценю такой подход — это экономит много времени и сил ретушёру.

Золотые стандарты, любимые приёмы и «три кита ретуши»

— Всегда было интересно, существует ли какой-то золотой стандарт процесса? Или у каждого ретушёра свой пайплайн и любимые инструменты?

— Если очень сильно упростить, то есть два основных инструмента ретуши — лечащая кисть и штамп, — и две основные техники: частотное разложение и Dodge&Burn. Выбор не слишком богатый, чтобы допустить огромное расхождение в процессах ретуши. Наша профессия очень молодая, нет ни одного высшего заведения, где преподавали бы отдельно ретушь как профессию. Думаю, если бы подобное появилось, возникли бы и стандарты. Пока каждый изобретает свой велосипед.

Вообще, я за стандартизацию. Чёткая последовательность в ретуши освобождает мысли для творческих решений. Избавившись от хаоса в слоях, вы получаете время подумать о самом снимке.

— На воркшопах ты рассказываешь о «трёх китах ретуши». Что это такое?

— Это как раз та самая последовательность: работа с текстурой, светом и цветом. Именно в таком порядке. Это то, на чём строится вся ретушь.

— Какими приёмами ты чаще всего пользуешься в своей работе?

— У меня очень много приёмов и правил, которые я выработала за восемь лет практики и преподавания. К примеру, я всегда соблюдаю одну и ту же последовательность в слоях и действиях. Также я никогда не сливаю слои — в этом случае всегда есть возможность вернуться назад и что-то поправить. И я всегда определяю следующий шаг, уменьшив картинку, а приближаю только для того, чтобы сделать работу аккуратнее.

— Часто тебе ради красивой финальной картинки приходится изменять человека до неузнаваемости?

— К счастью, никогда. Я люблю натуральную ретушь и стараюсь держать своё портфолио в состоянии, когда это считывается. Поэтому мне не поступают такие заказы. Я не считаю, что сильная ретушь — это что-то плохое. На это есть спрос. Есть замечательные ретушёры, которые работают в этом сегменте, они настоящие художники. Мне же ближе естественная красота человека, ретушь лишь помогает её подчеркнуть.

Даже работая над креативными проектами, важно не забывать о натуральности и фотореализме

— Больше всего противоречивых мнений я слышала о технике частотного разложения. Одни ретушёры с её помощью исправляют большую часть дефектов, а другие говорят, что она «замыливает» и портит изображение. Где правда?

— Истина, как и всегда, посередине. Я пользуюсь частоткой практически на каждой фотографии. Считаю, что это очень мощная и крутая техника, и могу на раз-два доказать преимущества её использования. Но если применять её не по назначению, а для размывания нижних частот с целью почистить «пятна», можно тут же убить картинку и получить тот самый эффект «замыливания» кадра.

— Что нужно для успеха в ретуши, помимо знания Photoshop?

— Сейчас в любой области большой упор делается на soft skills. Вы можете быть ретушёром от Бога, но если у вас отвратительный характер, то работать с вами всё равно никто не будет. Или же вам лень изучать английский — тогда возможности вашего развития будут заперты в рамках стран бывшего СССР. Если вы слишком стеснительны, чтобы продвигать себя или повышать ценник, вы очень ограничите себя, в том числе и в заработке.

Поэтому я очень рада работе на фрилансе — это постоянно толкает на саморазвитие. Ощущение того, что любой застой приведёт к отставанию, даёт необходимый толчок для движения вперёд. Ну и отсутствие потолка в возможностях и заработке — лучшая мотивация для меня.

Проект INYL для Marie Claire Greece демонстрирует, что ретушёру важно не только исправить недостатки исходного снимка, но и поработать над настроением и атмосферой изображения

Дойти до 1 000 долларов в месяц можно примерно за год

— Сколько времени тебе потребовалось, чтобы из новичка превратиться в профи?

— Если судить по качеству картинки, то у меня довольно быстро стало получаться неплохо, но и работала я по 12–14 часов в день. Быть профессионалом — это нечто большее, чем какой-то скилл, и мне ещё есть куда расти.

— Сколько платят хорошему ретушёру?

— Если говорить о фрилансерах, то это всё-таки не зарплата, как у работника в офисе. Фрилансеры — по сути предприниматели, поэтому мы зарабатываем столько, на сколько поработаем. Дойти до 1 000 долларов в месяц можно примерно за год, если вы делаете всё правильно. Дальше — больше. Если говорить о ретушёрах в офисе, то их заработок существенно меньше.

— Ты всегда работала на фрилансе? Как искала первые заказы?

— Когда решила стать ретушёром, я натолкнулась на объявление крупной компании, открывавшей новый департамент ретуши. Так как у меня был большой опыт в фотографии и некоторое портфолио по ретуши, меня приняли и поставили руководителем отдела. Так что свой первый год в профессии я провела в офисе.

Когда поняла, что готова идти дальше, начала списываться с фотографами, чей стиль мне нравился, и предлагала сделать ретушь бесплатно. Я довольно быстро наработала хорошее портфолио и ушла на фриланс. Писала всем подряд на Facebook*, пыталась прочувствовать свой ценник, училась переговорам, изучала сферу, расширяла портфолио, заводила знакомства.

Первый год на фрилансе всегда довольно нервный: нужно многое изучить, доходы ещё совсем небольшие, а работать приходится очень много. Но я была влюблена в ретушь, мне всё это было в радость. И до сих пор влюблена, до сих пор в радость.

— А почему вообще решила заняться ретушью?

— В ретушь я пришла из фотографии. Просто в один момент поняла, что постпродакшн мне нравится больше, чем все предыдущие этапы создания фото. Я решила прислушаться к себе и сосредоточиться на том, что мне ближе. Когда я начинала, практически не было ретушёров, не было индустрии, уроков. Я рискнула — и не прогадала.

Елена придерживается принципов недеструктивной ретуши. Такой подход позволяет в любой момент изменить какое-то прошлое действие без изменения последующих

— Не хотелось попробовать себя в смежных сферах: поработать над предметкой или заняться портретной фотографией?

— Есть желание больше изучать цветокоррекцию. Это процесс очень творческий и, на мой взгляд, намного более важный, чем ретушь. У меня большой практический опыт, но хочется углубиться в процесс основательно. Толковой информации на эту тему очень мало, приходится изучать соседние сферы — например, цветокоррекцию видео. Или читать труды художников.

— С какими задачами чаще всего приходят заказчики?

— К вам будут приходить, ориентируясь на ваше портфолио, поэтому очень важно развивать его осознанно. Ко мне приходят с запросами на цветокоррекцию и естественную ретушь.

— Что нужно сделать, чтобы выйти на заказчиков уровня Playboy и Vogue?

— Иногда может просто повезти и вы сделаете проект с большим журналом в начале карьеры. Но в моём случае пришлось сильно постараться. В начале мне очень мешал «синдром самозванца», пришлось убеждать себя, что я уже достаточно квалифицирована и готова к большим проектам. И когда это удалось, проекты на меня просто повалились.

Кроме психологической подготовки, потребовалось много работы: создать качественное портфолио и сайт; поработать на имидж и репутацию; прокачать тайм-менеджмент и другие soft skills.

Работа с крупными изданиями подразумевает не только хорошее портфолио, но и умение общаться с заказчиком. Репутация не менее важна — известные клиенты предпочитают работать с проверенными исполнителями

— Что было сложнее: создать портфолио или развить soft skills?

— С soft skills было гораздо больше проблем. Начнём с того, что их очень много. Это и коммуникация с клиентом, и тайм-менеджмент, и самоорганизация… перечислять можно долго. Все они важны, если хочешь добиться многого на фрилансе.

Умение себя продавать — самое сложное. Тебя постоянно преследует ощущение, что ты кому-то навязываешься. В какой-то момент я осознала, что такое представление о развитии личного бренда в корне неверно, и это сработало.

— Часто бывают проблемы с заказчиками? К чему нужно быть готовыми новичкам?

— Новичкам предстоит встретиться со всеми типами ужасных заказчиков. Даже если я расскажу обо всех возможных проблемах, это не поможет — без личного опыта понимание не придёт.

Кроме того, всем новичкам придётся пройти через этап недорогих заказов. И это ещё одна причина, по которой новички неизбежно столкнутся со всеми возможными проблемами: самые вредные клиенты готовы платить самые маленькие деньги. Чем дешевле заказ, тем больше проблем можно отхватить. Это не правило, но закономерность.

Я понимаю по общению с клиентом, будут ли проблемы с ним. Но это не пересказать, такой навык приходит только с опытом. И мне намного легче отказаться от заказа, чем тратить нервы.

— Какие советы ты дала бы тем, кто хочет заняться ретушью?

— Убедитесь, что это действительно то, что вам нравится. Вы не достигнете успеха, если вам придётся заставлять себя ретушировать.

Не работайте с м*даками. Даже в самом начале, для опыта. Даже если у них крутые фото, для портфолио. Даже за большие деньги.

Как можно раньше поймите важность занятия спортом. Сидячая работа скажется на вас очень скоро, и нет ничего лучше спорта, чтобы нивелировать главный минус нашей профессии.

Блиц

— Какой фильм впечатлил тебя красотой картинки?

— «Герой» (2002), «Бегущий по лезвию 2049», «Клетка» (2000), «Мои черничные ночи» (2007), «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015), «Девушка из Дании» (2015), «Любовное настроение» (2000), «Книга Илая» (2010), «Сталкер» (1979), «Елена» (2011), «007: Скайфолл» (2012). Список могу продолжать бесконечно!

— Назови трёх ретушёров, работами которых ты вдохновляешься?

— Я вдохновляюсь просто своей лентой Instagram*, которую я постоянно меняю.

— В какой стране ты побывала до карантина?

— Проехалась с семьёй на машине по Болгарии и Румынии.

— Какой язык ты бы хотела выучить?

— Доучить бы английский!

— Если бы ты не стала заниматься ретушью, то выбрала бы…

— Я с одинаковой вероятностью могла бы стать аналитиком, парикмахером, программистом или поваром. Или кем-то ещё. Но могу точно сказать, что любила бы то, чем занимаюсь.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована