Тренды иллюстрации: чем запомнился 2022‑й
Авторская графика, ностальгический ретровейв и пугающие нейросети.


Иллюстрация: Vicente García Morillo / Sebastian Curi / Rakhmat Jaka / Colowgee для Skillbox Media
Поговорили с дизайнерами о том, какие тенденции в иллюстрации нам принёс 2022 год, и попробовали спрогнозировать их ближайшее будущее.
В материале иллюстраторы рассказывают:
- почему плоская графика никуда не денется;
- о возвращении 1970-х и 1990-х;
- о переосмыслении 3D;
- о выразительной гиперболизации и ламповой фактурности;
- о нейросетях — как мимолётном тренде и новом инструменте;
- как художникам использовать тренды правильно.

Андрей Тельминов
Креативный дизайнер в студии maryco и сооснователь Podonki Works. Занимается концепциями, логотипами и редизайном брендов. В свободное время любит рисовать и делать плакаты.
Flat и авторская графика
Векторная и растровая графика заметно меняются с каждым годом, иллюстраторы тянут её в разные стороны, чтобы индивидуализировать проекты и показать креативному сообществу своё видение решения привычных задач. Не так важно, насколько аккуратно ты рисуешь, хоть начеркай левой рукой цветными карандашами — стиль в проекте может быть любой, главное, чтобы это было уместно.

Изображение: Sebastian Curi / Behance

Изображение: Sebastian Curi / Behance
Иллюстративное оформление становится свободнее, всё ближе к искусству, а сама сфера — более открытой к новым подходам. Всё чаще уникальные авторские стили становятся ключевым звеном в дизайн-оформлении коммерческих продуктов.

Изображение: Sebastian Curi / Behance
Ностальгический ретровейв
Воспоминания из детства и ушедшая эпоха служат неиссякаемым источником вдохновения для многих рисовальщиков. Это также понятный путь для бизнеса — ретроупаковки и оформление придают продукту определённый дружелюбный шарм, винтажный стиль. Их интересно разглядывать и хочется купить.

Изображение: @rakhmatjaka / «Инстаграм»*
Ретро бывает разным. Это не бездумное копирование стиля из прошлого, а скорее его переосмысление в контексте новых реалий. В этом направлении прячется множество отсылок и выразительных приёмов. Особенно интересно смотреть за тем, как меняется тренд сейчас. Стиль всё больше походит на аналоговые изображения, даже в цифровом пространстве. Всё чаще можно увидеть причудливую и контрастную стилизацию, шероховатые текстуры создают и полутоновые тени, и свет.

Изображение: @rakhmatjaka / «Инстаграм»*
Если говорить о конкретном времени, я бы отметил 1970–1990-е, так как воспоминания о них ещё свежи и наиболее фактурны в своей образности. Отличным примером будут работы Рахмата Джака, который собирает в своих произведениях сентиментальные кусочки из детства: например, продуктовые лавки, мастерские, пейзажные плакаты.
3D-иллюстрация
Креативы, презентации продуктов, объёмные интерфейсы, метавселенные и, конечно, геймдев — всё это знакомый тренд на 3D-иллюстрации, который живёт с нами не первый год. Многие иллюстраторы и дизайнеры, которые долгое время сидели в плоском пространстве, резко начали изучать 3D-софт и делиться своими проектами.

Изображение: Vicente García Morillo / Burn & Broad / Behance

Изображение: Vicente García Morillo / Burn & Broad / Behance

Изображение: Vicente García Morillo / Burn & Broad / Behance
Я думаю, это связано с технологическим развитием и быстро растущим спросом на рынке. Софт становится доступнее и прогрессивнее, с 3D также проще работать в контексте разных задач, потому что это универсальный инструмент.

Изображение: Vicente García Morillo / Burn & Broad / Behance
Знакомые стили приедаются, бренды теряют свою идентичность и ищут новые пути для коммуникации, новые способы вызвать у клиентов яркие эмоции. Для меня как человека, который имеет художественное образование и много лет рисовал, тот же ZBrush оказался просто сказкой, глотком свежего воздуха. Ты снова чувствуешь себя ребёнком, которому первый раз дали порисовать, получаешь очень много удовольствия от процесса и приобретения нового опыта.

Изображение: Harry Bhalerao

Изображение: Harry Bhalerao

Смелость
Мне кажется, самым главным приёмом у артеров и дизайнеров, как бы это банально ни звучало, была смелость. В частности, смелость затронуть социальные проблемы. Она проявляется в теме рисунка, в новых техниках, подаче материала, перспективе и композиции. Хочется, чтобы этот тренд перерос в постоянную характеристику.

Изображение: Mojo Wang / Behance

Изображение: Daniel Stolle / Behance

Изображение: Daniel Stolle / Behance
Градиент
В градиенте иллюстрации поделились на три лагеря. Можно встретить ровный, гладкий, с шумной текстурой или плотной заливкой. Всё имеет место быть. Есть много красивых абстрактных композиций, которые, надеюсь, останутся с нами в 2023-м.

Изображение: Evgeny Kiselev / Behance

Изображение: Henrique Petrus / Behance
Гиперболизация
Что касается форм, популярны изображения людей с гиперболизированными частями тела или продаваемого продукта — нужное подчеркнуть иллюстратору :-) Они помогают расставить акценты на картинке.

Изображение: Alexander Kostenko / Behance

Изображение: Hubstaff / Julia Hanke / Behance
Фактурность
В последнее время я часто наблюдаю, как иллюстраторы делают упор на фактурность — эффект материала внутри векторных фреймов, чтобы диджитал-рисунок казался более печатным, осязаемым. Для усиления эффекта лайн у кисти заменяется на кисть-карандаш или мелок. Таким образом, диджитал-рисунок больше похож на традиционный, написанный на бумаге. Это придаёт ему лёгкую небрежность и некую ламповость.

Изображение: Andrés Felipe Rodriguez / Behance

Валерий Гольников
Основатель портала illustrators.ru, основатель агентства Coalla, сооснователь агентства Red Keds.
Развитие авторских проектов
Я давно топлю за то, чтобы авторы искали заказчика внутри себя. Учитывая нестабильную ситуацию в мире и на рынке, необходимо придумывать свои собственные арт-проекты и пытаться на этом зарабатывать: способов миллион, главное — найти свой путь и единомышленников. А ещё — оставаться собой, несмотря на тенденции, потому что они проходят, а вы остаётесь здесь и сейчас. Надо научиться продавать себя вне трендов, оставаясь при этом востребованным и даже модным!
Нейросети как мимолётный тренд
Самым ярким трендом стало появление нейросетей — вместе со страхом на рынке остаться без работы, так как этот конкурент чрезвычайно быстр и эффективен. Но, кажется, волна уже улеглась и ничего сверхъестественного не случилось. Нейросети, возможно, останутся в большей степени игрушкой, а не инструментом для работы, хотя некоторые эксперименты в этой области мы всё же ещё увидим.



Оля Lelevina
Иллюстратор, рисует комиксы.
Нейросети как новый инструмент иллюстратора
Важное явление в области иллюстраций — появление нейросетей. Это AI, которые научились рисовать иллюстрации на основе текстового запроса или референса (text-to-image или image‑to-image). Событие впечатляет и уже сильно пугает известных иллюстраторов, хотя это только самое-самое начало развития технологии.

Сложно оценить, как сети повлияют на индустрию, но они точно радикально её изменят. Можно предположить, что в следующем году будет ещё больше нейроиллюстраций, технологии будут проникать в нашу жизнь всё сильнее, люди будут чаще их использовать — они станут частью нового инструментария. Вряд ли эту революцию можно остановить.

Сейчас полезно занять позицию по отношению к нейросетям. Выбрать один из двух вариантов — следить за их развитием и научиться с этим работать уже сейчас или делать противоположное — то, что нейросети недоступно.
Расширение влияния
Главная тенденция не этого года, но глобально — иллюстрация становится самостоятельным форматом. Её много, и речь не только о детских книгах и товарах: иллюстрация везде — от больших технологичных компаний до модных домов. Начиная с 2016 года NY Times выпускает подборку Year in Illustration, где события года показаны через знаковые, уникальные и самобытные иллюстрации. Есть даже отдельная подборка, где главный элемент — иллюстрация.

Изображение: Miki Kim / The New York Times

Изображение: Lan Truong / Mark Ochinero / C. W. Moss / Clare Lewis / Ohni Lisle / Lorenzo Gritti / The New York Times

Маня Кулак
Иллюстратор, работала с Mail.ru, Viber, «Яндексом», Veeam, Scoop Magazine.
Небольшая ремарка о том, как работать с трендами. Мода неизбежна: она есть и в иллюстрации, и в дизайне. Каждый профессионал видит проекты и будущий процесс работы через призму своего опыта. Не стоит упускать своих ощущений. Когда мы сталкиваемся с модой, наша задача — подружить своё видение с актуальными тенденциями, это поможет сделать проекты особенными, подчеркнуть себя, а не моду.
Я видела много классных работ, где художники с очень выраженным стилем в иллюстрации делали свежие, неизбитые вещи в уже довольно надоевшем 3D, и они были достойны внимания. Поэтому я бы говорила о трендах именно как об инструментах и приёмах, которые помогают улучшать профессиональные навыки и искать вдохновение.
3D-иллюстрация
Игра объёмов и текстур, пластика — вдохновляющие инструменты, которые можно адаптировать под себя.


Ностальгия по 1990-м
Кажется, будто винтаж всегда будет актуальным, как и использование классических, уже сформировавшихся приёмов из истории дизайна и иллюстрации.

Гейм-приёмы
Движущиеся элементы, анимированные герои или просто немного игрового вайба можно использовать в иллюстрации по-разному.

Больше об иллюстрациях и графическом дизайне