«IKEA — везде IKEA, а индивидуальных мест очень мало»
Создатели VologDom рассказывают о локальной идентичности в интерьере.
Фото: VologDom
У Вологды есть все шансы стать модным туристическим центром: в кружевной столице Русского Севера открываются проекты, которые позволяют увидеть город по-новому. Один из них — VologDom. Его создали супруги Дмитрий и Анастасия Беляевы.
VologDom — это квартиры в разных районах города, где комфорт городской жизни сочетается с эстетикой вологодской деревни. Квартиры обставлены восстановленными старинными предметами, украшены резными деревянными игрушками, сделанными вручную Дмитрием в его проекте Wooden Artefact.
Первое пространство открылось для гостей в 2020 году в квартире современного дома с окнами на старейшую церковь Вологды. В конце 2023-го начал принимать постояльцев второй VologDom, занявший половину второго этажа в сталинке в центре города. В 2024-м Дмитрий и Анастасия планируют открыть третье пространство.
Мы поговорили c хозяевами VologDom о том, как напомнить о деревне в городском доме.
Об атмосфере
— Как вы искали стиль для квартир, которые решили сделать гостевыми?
Анастасия: Толчком стало Димино творчество и его проект Wooden Artefact. Это была точка погружения в северную эстетику. Мы ездили в Карелию, на Онежское озеро, перенимали увиденное. А дальше сам дом подсказывал, что и как делать.
Например, тон в нашем первом проекте задавал свет из окон и купола в окне. Мы придумали связать интерьер с храмом — обрамили одно из окон старинным наличником, взяли церковь «в кадр». Фактурные стены квартиры, напоминающие белокаменные стены храма, сохраняют отражённый пространством свет.
Для занавесок взяли полупрозрачный лёгкий лён. Искали мебель, стараясь соблюдать баланс между современными и антикварными вещами, предметами, которые достались нам от бабушек и дедушек. Выбрали качественное бельё, потому что я знаю, что после долгих прогулок хочется просто упасть в облако, которое тебя окутает.
Цветовую гамму в обеих наших квартирах диктовали старинные деревенские филёнки: части кухонных шкафчиков или опечья, которые мы с особой тщательностью выбирали у антикваров среди того немногого, что уцелело.
Весь «танец интерьера» ориентирован на приглушённые цвета этих редких филёнок: голубые, бордовые, оранжевые. Покрывала, постель, декоративные подушки должны были отзываться этим цветам.
— Дома наполнены вырезанными из дерева фигурками: коники, птицы, куклы, посуда. Всё это — изделия Wooden Artefact?
Дмитрий: Да, я делаю антропоморфные и зооморфные фигуры из дерева. Чаще это северные образы, которые можно встретить в Вологодской, Архангельской областях, проследить в алеутских предметах из кости. Они навеяны этнографическими и археологическими находками из музейных и частных коллекций, старых книг.
Реже создаю другие формы. Например, овечку, которую некоторые принимают за быка — но я не переживаю, потому что мне нравится, когда в форме есть двусмысленность.
Мне нравится сочетать старый материал и новое исполнение. У нас есть старый дом в деревне, который тихо погибает, — я до сих пор беру доски оттуда. Начал со ступенек и приступка для печки, а дальше половицы — они основательные, толстые, старые. Их использую часто, по возможности оставляя фрагменты краски, технологические отверстия, металлические предметы: гвозди, кольца, вкрученные в древесину. Хоть с таким материалом и сложнее работать, и инструмент тупится быстрее, но результат меня радует.
— VologDom больше похож на дом, личное место. Не страшно пускать туда незнакомцев?
Анастасия: За четыре года существования наших пространств можно по пальцам пересчитать ситуации, в которых требовался бы ремонт или дополнительная уборка. Наше пространство уникально, и люди сюда приезжают такие же — они умеют беречь то, что дорого нам.
Дмитрий: Поломки, царапины, повреждения, наверное, бывают везде. Иногда они даже добавляют харизмы, правильности вещам.
О команде
— Как в вашей истории соединились город, дерево и чувство дома?
Дмитрий: Я родился в Вологде, здесь же освоил плотницкое ремесло и навык резьбы по дереву. Этот процесс всегда мне был интересен. Но был период, когда я отложил инструмент в ящик, и мы с женой стали много путешествовать. В поездках мы замечали много однотипных и похожих предметов. Например, в Аргентине можно было найти такой же магнитик, как на Аляске — различались только буквы. А вот вещей, отражающих суть места, чего-то, что радовало, трогало, интересовало, — почти не встречалось.
Анастасия: выбирая места, где остановиться, мы всегда старались снимать жильё у локалов: чтобы чувствовать, куда приехали, понимать, как здесь живут. Потому что IKEA — везде IKEA, а индивидуальных мест очень мало. Отсюда родилась идея создать VologDom.
— VologDom и Wooden Artefact — это искусство или бизнес?
Дмитрий: Изначально это идея, настроение. Это не бизнес ради бизнеса, но и коммерческую сторону откидывать нельзя. Я рад называться ремесленником. Если кто-то назовёт меня художником, тоже буду признателен.
Анастасия: Я долгое время считала, что я маркетолог Димы, а недавно окончила Международную школу дизайна и теперь профессионально занимаюсь интерьерами. Это моя творческая часть. К тому же я отвечаю за гостеприимство, контакты с гостями, решение любых вопросов.
О вещах и стиле
— Какие предметы в VologDom для вас самые значимые?
Анастасия: Время от времени мы заезжаем к местным антикварам за старинными предметами и всегда находим сокровища. В том числе — большое панно, которое сейчас украшает второе пространство. Непонятно, для чего оно было предназначено, возможно, это старинная доска для стирки.
Под этим панно стоит найденный на «Авито» сундук. На нём есть старинные надписи, наивная роспись, красные цветы с зелёными листами. Классный огромный сундук: при желании там легко могут спрятаться двое детей — надеюсь, они этим занимаются, когда живут у нас.
Дмитрий: я понимаю, что многое можно сделать дешевле и проще, но для меня важно «по-настоящему». Например, пол — я строгал и вощил его вручную, никого не привлекая, потратил на это много времени и сил. Получился именно тот эффект, которого я добивался. Пусть квартира расположена в сталинке, но пол в ней ровно такой, каким он был в северном деревенском доме.
— Что помогает удерживаться в эстетике минималистичного стиля, не уходя в лубок и китч?
Анастасия: внутреннее чувство меры. Я и сама по себе минималист, мне страшно добавить лишнее.
Дмитрий: я специально искал антиреференсы, чтобы видеть несогласованность деталей, которая создаёт излишнюю пестроту. На самом деле ничего сложного в нашем дизайне нет — всё в духе нашего города и Русского Севера.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: