Игровой саунд-дизайн: как создать хороший звук для игры

Объясняем, почему звук в играх очень важен, и рассказываем, как с ним работать.

Представьте, что вы вдруг оглохли. Чем вы старше, тем сложнее вам будет адаптироваться к жизни без слуха. Мы привыкли получать от этого органа чувств огромное количество информации.

С его помощью мы не только понимаем других людей, но и ориентируемся в пространстве. Именно благодаря слуху мы, не видя объект, по издаваемому им звуку можем определить, в каком направлении и на каком расстоянии он находится.

Мы так рассчитываем на слух, что нам гораздо проще обойтись без зрения. Чтобы убедиться в этом, попробуйте сыграть в какую-нибудь игру для незрячих. Чаще всего в них вы будете ориентироваться в пространстве с помощью звуков и эхолокации.

Евгений Кучерявый

Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.


Какие звуковые эффекты встречаются в играх

Звуки можно разделить на несколько категорий.

Окружение

Шум воды, стрекотание насекомых, вой диких волков в тёмном лесу. Всё это делает игровое пространство живее.

Отличный пример хорошего саунд-дизайна окружения можно найти в игре «Zelda: Breath of the wild»

Музыка

Оркестр в «Титанике» продолжает играть, даже когда корабль уже ушёл под воду. Но это не убивает ощущение реальности происходящего. Наоборот, момент становится ещё драматичнее.

Песня Довакина любого заставит почувствовать себя героем

Музыка в играх и фильмах почти всегда искусственная. Если задуматься, то она просто играет в голове героя, будто он знает наизусть несколько композиций либо просто шизофреник. Но это не мешает создавать с её помощью нужную атмосферу.

Звуки персонажей

Голоса, дыхание, кряхтение, насвистывание. Например, мы можем услышать, как персонаж кричит от боли, когда в него попадают. Даже если игрок не увидит, что в него попала пуля, он поймёт это по вскрику своего героя.

Речь и голос персонажа G-Man из начала «Half-Life 2». Пугает, но интригует

Также персонажи могут издавать звуки при падении с высоты — это будет воспринято игроками лучше, чем простое уменьшение полосы здоровья.

Реакция мира на действия персонажа

Игровые объекты должны издавать такие же звуки, как и в реальном мире, если бы мы с ними что-то сделали. Было бы абсурдно услышать хлюпанье, шагая по песку.

Игра «Thief: The Dark Project», вышедшая в 1998 году, была одной из первых в жанре стелс (англ. stealth — скрытность). В ней вероятность обнаружения в том числе зависела от поверхности, по которой двигается персонаж.

Звуки интерактивных предметов

Когда персонаж использует предмет, должен быть какой-нибудь звук. Например, есть звуки стрельбы, перезарядки, открытия инвентаря, использования верстака и так далее.

В «Dead Space» звуки издают не только оружие, но и интерфейсы бортовых компьютеров

Читая это, вы наверняка представляли эпизоды из ваших любимых игр. При этом, скорее всего, звук вы представляли отчётливее, чем визуальную часть игры.

Как создать хороший звук

Вот несколько простых советов, которые помогут сделать звуковые эффекты и музыку лучше.

Во-первых, звук должен соответствовать тому, что происходит в игре. Например, во время сражения или погони должна играть напряжённая музыка, в то время как в спокойной обстановке нужно что-то расслабляющее.

Во-вторых, звук должен быть в одном стиле. Сравните мультяшное звучание «Super Mario Odyssey»:

и драматичное звучание «Uncharted: a Thief’s End»:

В обеих играх стиль звука помогает создать необходимую атмосферу. Попробуйте представить, что Натан Дрейк прыгает с таким же вскриком, как это делает Марио, и вся магия тут же исчезнет.

В-третьих, важна динамика громкости. Например, винтовка должна стрелять громче пистолета, но тише дробовика. Взрыв гранаты должен перебивать все эти звуки. Чтобы научиться лучше подбирать громкость, важно понимать, как работает человеческое восприятие.

Если у вас в руке будет монета весом в 10 граммов, то добавление ещё одной такой же монеты будет ощутимым. Если же вы держали целый мешок с деньгами, то даже не заметите, если кто-то добавит или заберёт ещё несколько монет. Точно так же работает восприятие громкости.

В-четвёртых, нужно не бояться креативить или использовать технические хитрости. Вы можете манипулировать звуком внутри игрового движка, чтобы добиться необходимого результата. Например, в статье о создании гонки в Unity я менял питч звука мотора, чтобы добавить ощущение скорости.

В «Dark Souls 3» боссы атакуют в ритм с музыкой

Заключение

Хорошая музыка и звуковые эффекты сделают лучше любую игру. В то время как плохой саунд-дизайн может испортить опыт, даже если всё остальное на высоте.

Вы можете научиться профессионально работать со звуком на нашем курсе «Профессия Sound Designer». Вы не только освоите современные инструменты, но и узнаете, как делать запоминающейся каждую дорожку.

Курс

Профессия Sound Designer


Курс поможет вам получить расширенные знания в работе со звуком. Вы освоите программу Ableton Live на продвинутом уровне, узнаете основы музыкальной теории, звукового дизайна персонажей и психоакустики. Вы научитесь записывать, монтировать и сводить звук, добавлять аудиоэффекты, а также работать с озвучкой анимационных и постановочных роликов.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox